Правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 09:20, реферат

Краткое описание

Наличие правового регулирования просто необходимо для обеспечивания и гарантирования в нормативном порядке свободы в обществе. Правовое регулирование – это явление, необходимость которого возникает из ряда предпосылок, например таких как, утверждение справедливости, создание оптимальных условий для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни и жизни людей.

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое регулирование.docx

— 36.25 Кб (Скачать файл)

Правовое регулирование

Введение

Мы живем в стране, где право является особым и главным государственным регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации достигается такая организованность общества, при которой реализуется демократия, экономическая свобода личности.

Наличие правового регулирования просто необходимо для обеспечивания и гарантирования в нормативном порядке свободы в обществе. Правовое регулирование – это явление, необходимость которого возникает из ряда предпосылок, например таких как, утверждение справедливости, создание оптимальных условий для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни и жизни людей.

Определяя привлекательность данной темы, следует выделить, что именно механизм правового регулирования является двигателем права, справедливости и законности.

1. Правовые средства: понятие  и виды

Право – это многогранное явление, которое призвано регулировать общественные отношения. К рассмотрению этого явления мы подойдем с разных сторон.

С одной стороны право можно оценивать как цель по отношению к обществу, приобретающее мощное социальное звучание. В этом смысле право играет роль социального феномена цивилизации, элемента культуры и справедливости.

Наряду с этим право характеризуется и как средство разрешения практически значимых задач общества, удовлетворения интересов людей.

Как и многие юридические понятия, правовые средства сначала анализировались на отраслевом уровне – в сфере гражданского права, где рассматривались в качестве юридических способов решения субъектами соответствующих задач, достижения своих целей.

Вместе с тем, проблема правовых средств является, прежде всего, общетеоретической проблемой. В современной теории права правовые средства определяются как институционные явления правовой действительности, которые воплощают регулятивную силу права, его энергию, исполняют роль его активных центров.

В самом общем виде А.В. Малько характеризует правовые средства, как юридические инструменты, с помощь которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей. Эти цели могут быть разнообразны, но в конечном результате они приходят к справедливой упорядоченности общественных отношений. Правовыми средствами являются нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения, наказания и т.д.

Правовые средства имеют отличительные признаки, которые заключаются в следующем:

представляют собой юридические способы обеспечения интересов субъектов права;

сочетаясь воедино, они выступают основными “работающими частями” действия права, правового регулирования, правовых режимов;

имеют юридическую силу и поддерживаются государством.

Приходя в действие, правовые средства выявляют возможности права, его потенциал в регулировании общественных отношений, в удовлетворении разнообразных правомерных интересов, целей, как индивидов, так и коллективных субъектов. Именно правовые средства и наделяют право социальной ценностью.

Существуют различные виды правовых средств. В зависимости от отраслевой принадлежности правовые средства могут быть конституционными, гражданскими, административными и тому подобное; в зависимости от характера – материальными и процессуальными; в зависимости от характера – материальными и процессуальными; в зависимости от функциональной роли – регулятивными и охранительными; в зависимости от информационно-психологической направленности – стимулирующими и ограничивающими.

2. Понятие механизма  правового регулирования.

Правовое регулирование в качестве инструмента социального управления, упорядочивает общественные отношения, обеспечивает реализацию позитивных интересов субъектов. Но эффективность правового регулирования значительно снижается вследствие встречи с разнообразными и многочисленными препятствиями.

Препятствиями может стать фактор, преграждающий процесс упорядочивания социальных связей и действующий в противоречии с правовыми интересами и принципами. Препятствие представляет собой такие естественные и искусственные трудности, барьеры, которые затрудняют по каким-либо причинам управленческий процесс и мешают удовлетворению правомерных интересов граждан и организаций.

Препятствие имеет свою классификацию, которая зависит, в первую очередь от различных оснований.

Например, в зависимости от того, поддается препятствующий фактор управлению или нет, их относят к препятствиям поддающимся управлению и неподдающимся. Первыми могут выступать недостатки правоприменения, коллизионность и т.д., которые достаточно устранимы в процессе управления и целенаправленно корректируются. Ко вторым препятствиям относятся такие как стихийные бедствия, природные явления, климатические условия и другие факторы, неподдающиеся управлению.

Далее препятствия делятся на: выражающиеся в наличии конкурирующих с управлением моментов и выражающиеся в отсутствие необходимых для эффективного управления моментов. Примером первых являются, прежде всего, правонарушение, так как оно прямо конкурирует с правовым регулированием. Ко вторым стоит отнести моменты, отсутствие которых тоже превращается в препятствие. Иными словами препятствием может стать и то, чего не хватает. Так отсутствие решающего юридического факта может оказаться своеобразным препятствием для удовлетворения тех или иных интересов.

Именно механизм правового регулирования является такой системой правовых средств. Эта система последовательно и юридически гарантировано позволяет бороться с препятствиями, ибо отдельные юридические инструменты этого в полном объеме сделать не могут. Из этого вытекает необходимость в таком устройстве правовых средств, которое беспрепятственно удовлетворяет интересы субъектов. К тому же правовое регулирование в процессе своей деятельности состоит из определенных этапов и соответствующих им элементов, которые обеспечивают движение целей субъектов к ценности. Каждый из этапов и юридических элементов механизма правового регулирования действует в силу конкретных обстоятельств, показывающих правовую упорядоченность общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Н.И. Малько дает следующее определение: механизм правового регулирования – это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

В.Н. Хропанюк дает другую формулировку механизма правового регулирования, определяя его как систему правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствие с целями и задачами правового государства.

Несмотря на различие этих формулировок, смысл механизма правового регулирования остается неизменным.

Из данных определений можно выделить признаки, характеризующие цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и результативность.

Целью механизма правового регулирования является обеспечение беспрепятственного движения интересов субъектов к ценностям, то есть гарантирование их справедливого удовлетворения. Этот важный признак заключается в объяснении значимости данной категории и выявлении роли механизма правового регулирования, которая заключается в снятии возможных препятствий, мешающих, полному осуществлению интересов субъектов. Механизм правового регулирования – специфический юридический “канал”, соединяющий интересы субъектов к ценностям и доводящий процесс управления до логического результата.

Другим признаком механизма правового регулирования считается формальный, который свидетельствует о том, что названный механизм есть сочетание правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой – единый комплекс, взаимосвязанный общей целью. Механизм правового регулирования показывает, как работает, какое – либо звено при достижении его целей, выделяет основные ключевые, опорные юридические инструменты, которые занимают определенное иерархическое место среди всех других. Механизм правового регулирования характеризуется и организационным воздействием правовых средств, которое дает возможность в той или иной степени достигать результативности, эффектности. Стремление механизма правового регулирования направлено к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере созданию благоприятных условий для развития содержания полезных общественных отношений.

Процесс правового регулирования состоит из следующих основных стадий:

Юридическая регламентация общественных отношений - обозначаются направления деятельности участников, устанавливает их правовой статус, это не индивидуализированное воздействие права.

Возникновение субъективных прав и юридических обязанностей - (здесь возможна факультативная стадия - применение права, без которой правоотношения возникнуть не могут) на этой стадии происходит индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей.

Реализация субъективных прав и обязанностей - (здесь также возможна факультативная стадия - применение права, без которой иногда невозможно осуществить реализацию прав и обязанностей) воплощение в жизнь прав и обязанностей конкретных субъектов; устранение нарушений прав и интересов субъектов.

Применение права - факультативная стадия, которая либо предшествует возникновению правоотношений, либо призвана обеспечить их реализацию.

Стадиям соответствуют следующие элементы:

Нормы права;

Правовые отношения;

Акты реализации прав и обязанностей - определяют истинное поведение субъектов, осуществляется деятельность субъектов правоотношений по воплощению в жизнь требований предусмотренных нормой права. На этом элементе заканчивается действие механизма правового регулирования, так как обеспечивается результат, на достижение которого была направлена воля законодателя.

Акты применения права - властные действия компетентных органов, обеспечивающих возникновение правоотношений, проводящих требования норм права в жизнь, гарантирующих осуществления прав и обязанностей.

В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования используются, процесс регулирования будет простым или сложным.

Простое регулирование - такой процесс, когда используется один государственно-властный акт (нормативный акт), т.е. используются стадии 1-2-3, стадия применения права не требуется, так как индивидуализация и реализация прав и обязанностей осуществляется самими субъектами.

Сложное регулирование - такой процесс, когда используются два акта государственно-властного характера (нормативный и акт применения права), т.е. используются следующая комбинация стадий 1-4-2-3, либо 1-2-4-3.

3. Структура механизма  правового регулирования.

Потребность в различных правовых средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения целей субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути. Именно неординарность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового обеспечения.

Хропанюк В.Н. выделяет следующие элементы механизма правового регулирования:

Нормы права;

Правоотношения;

Акт реализации юридических прав и обязанностей.

Но А.В. Малько к этому перечню относит еще две стадии:

юридический факт;

Охранительный правоприменительный акт.

Рассмотрим каждый из этих элементов отдельно.

а) Нормы права.

“Норма права – это исходящее от государства и охраняемое общеобязательное, формально определенное правило поведения предоставляет участникам общественного положения данного вида субъективные юридические права и налагает на них субъективные юридические обязанности”.

Бабичев В.К. несколько по – другому дал понятие норм права. По его мнению, юридическая норма – это общеобязательное веление, выраженное в виде государственного властного предписания и регулирующее общественные отношения.

А вот Голлунский считает, что норма права это не всякое имеющее юридический характер предписание, а только такое предписание, которое представляет собой общее правило, рассчитанное на многократное его применение.

Существует и множество других определений норм права, но все они выделяют следующие признаки:

Норма права – это норма позитивного права, регулирующая отношения в позитивном праве.

Формальная определенность нормы права, норма права носит формализованный характер. Это означает то, что это правило поведения, выраженное государством, и имеется источник, где закреплена норма. Содержание правовой нормы излагается и существует только в формально закрепленном виде.

Определенность норм права. В нормах права правило поведения изложено в самых главных, существенных чертах. Отличается четким детальным изложением и точностью. Здесь отражается вид общественных отношений, регулируемых нормами права. Здесь имеется в виду регулирование отношений в определенной отрасли права: в гражданском, административном, уголовном праве и т.п.

Общеобязательность норм права означает то, что нормы права распространяются на участников отношений данного вида и не зависит от того, каково субъективное отношение к нормам тех или иных людей, согласны они с нормами или нет.

Принудительность означает то, что норма права охраняется принудительной силой государства. Норма права – это установление, направленное не только в настоящее, но и в будущее. Содержание, смысл, цель нормы состоит в том, чтобы упорядочить общественные отношения определенного вида, подчинить их определенному режиму, способствовать их развитию в том или в ином направлении.

Структура правовой нормы – это способ организации содержания правила поведения, находящегося в этой норме. Это правило поведения можно представить в виде структурных элементов, которые последовательно раскрывают содержание нормы права. И таких структурных элементов всего три:

Информация о работе Правовое регулирование