Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 09:20, реферат
Краткое описание
Наличие правового регулирования просто необходимо для обеспечивания и гарантирования в нормативном порядке свободы в обществе. Правовое регулирование – это явление, необходимость которого возникает из ряда предпосылок, например таких как, утверждение справедливости, создание оптимальных условий для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни и жизни людей.
Мы живем в стране, где право является
особым и главным государственным регулятором
общественных отношений. Опираясь на право,
действуя в соответствии с правом, и не
противореча ему, в условиях цивилизации
достигается такая организованность общества,
при которой реализуется демократия, экономическая
свобода личности.
Наличие правового регулирования просто
необходимо для обеспечивания и гарантирования
в нормативном порядке свободы в обществе.
Правовое регулирование – это явление,
необходимость которого возникает из
ряда предпосылок, например таких как,
утверждение справедливости, создание
оптимальных условий для преимущественного
действия в обществе экономических и духовных
факторов. Отсутствие же эффективного
механизма правового регулирования порождает
произвол, своеволие в общественной жизни
и жизни людей.
Определяя привлекательность данной
темы, следует выделить, что именно механизм
правового регулирования является двигателем
права, справедливости и законности.
1. Правовые средства: понятие
и виды
Право – это многогранное явление, которое
призвано регулировать общественные отношения.
К рассмотрению этого явления мы подойдем
с разных сторон.
С одной стороны право можно оценивать
как цель по отношению к обществу, приобретающее
мощное социальное звучание. В этом смысле
право играет роль социального феномена
цивилизации, элемента культуры и справедливости.
Наряду с этим право характеризуется
и как средство разрешения практически
значимых задач общества, удовлетворения
интересов людей.
Как и многие юридические понятия, правовые
средства сначала анализировались на
отраслевом уровне – в сфере гражданского
права, где рассматривались в качестве
юридических способов решения субъектами
соответствующих задач, достижения своих
целей.
Вместе с тем, проблема правовых средств
является, прежде всего, общетеоретической
проблемой. В современной теории права
правовые средства определяются как институционные
явления правовой действительности, которые
воплощают регулятивную силу права, его
энергию, исполняют роль его активных
центров.
В самом общем виде А.В. Малько характеризует
правовые средства, как юридические инструменты,
с помощь которых удовлетворяются интересы
субъектов права, обеспечивается достижение
поставленных целей. Эти цели могут быть
разнообразны, но в конечном результате
они приходят к справедливой упорядоченности
общественных отношений. Правовыми средствами
являются нормы права, правоприменительные
акты, договоры, юридические факты, субъективные
права, юридические обязанности, запреты,
льготы, поощрения, наказания и т.д.
Правовые средства имеют отличительные
признаки, которые заключаются в следующем:
представляют собой юридические способы
обеспечения интересов субъектов права;
сочетаясь воедино, они выступают основными
“работающими частями” действия права,
правового регулирования, правовых режимов;
имеют юридическую силу и поддерживаются
государством.
Приходя в действие, правовые средства
выявляют возможности права, его потенциал
в регулировании общественных отношений,
в удовлетворении разнообразных правомерных
интересов, целей, как индивидов, так и
коллективных субъектов. Именно правовые
средства и наделяют право социальной
ценностью.
Существуют различные виды правовых
средств. В зависимости от отраслевой
принадлежности правовые средства могут
быть конституционными, гражданскими,
административными и тому подобное; в
зависимости от характера – материальными
и процессуальными; в зависимости от характера
– материальными и процессуальными; в
зависимости от функциональной роли –
регулятивными и охранительными; в зависимости
от информационно-психологической направленности
– стимулирующими и ограничивающими.
2. Понятие механизма
правового регулирования.
Правовое регулирование в качестве инструмента
социального управления, упорядочивает
общественные отношения, обеспечивает
реализацию позитивных интересов субъектов.
Но эффективность правового регулирования
значительно снижается вследствие встречи
с разнообразными и многочисленными препятствиями.
Препятствиями может стать фактор, преграждающий
процесс упорядочивания социальных связей
и действующий в противоречии с правовыми
интересами и принципами. Препятствие
представляет собой такие естественные
и искусственные трудности, барьеры, которые
затрудняют по каким-либо причинам управленческий
процесс и мешают удовлетворению правомерных
интересов граждан и организаций.
Препятствие имеет свою классификацию,
которая зависит, в первую очередь от различных
оснований.
Например, в зависимости от того, поддается
препятствующий фактор управлению или
нет, их относят к препятствиям поддающимся
управлению и неподдающимся. Первыми могут
выступать недостатки правоприменения,
коллизионность и т.д., которые достаточно
устранимы в процессе управления и целенаправленно
корректируются. Ко вторым препятствиям
относятся такие как стихийные бедствия,
природные явления, климатические условия
и другие факторы, неподдающиеся управлению.
Далее препятствия делятся на: выражающиеся
в наличии конкурирующих с управлением
моментов и выражающиеся в отсутствие
необходимых для эффективного управления
моментов. Примером первых являются, прежде
всего, правонарушение, так как оно прямо
конкурирует с правовым регулированием.
Ко вторым стоит отнести моменты, отсутствие
которых тоже превращается в препятствие.
Иными словами препятствием может стать
и то, чего не хватает. Так отсутствие решающего
юридического факта может оказаться своеобразным
препятствием для удовлетворения тех
или иных интересов.
Именно механизм правового регулирования
является такой системой правовых средств.
Эта система последовательно и юридически
гарантировано позволяет бороться с препятствиями,
ибо отдельные юридические инструменты
этого в полном объеме сделать не могут.
Из этого вытекает необходимость в таком
устройстве правовых средств, которое
беспрепятственно удовлетворяет интересы
субъектов. К тому же правовое регулирование
в процессе своей деятельности состоит
из определенных этапов и соответствующих
им элементов, которые обеспечивают движение
целей субъектов к ценности. Каждый из
этапов и юридических элементов механизма
правового регулирования действует в
силу конкретных обстоятельств, показывающих
правовую упорядоченность общественных
отношений, особенности воздействия правовой
формы на социальное содержание.
Из всего вышесказанного можно сделать
следующие выводы:
Н.И. Малько дает следующее определение:
механизм правового регулирования – это
система правовых средств, организованных
наиболее последовательным образом в
целях преодоления препятствий, стоящих
на пути удовлетворения интересов субъектов
права.
В.Н. Хропанюк дает другую формулировку
механизма правового регулирования, определяя
его как систему правовых средств, с помощью
которых осуществляется упорядоченность
общественных отношений в соответствие
с целями и задачами правового государства.
Несмотря на различие этих формулировок,
смысл механизма правового регулирования
остается неизменным.
Из данных определений можно выделить
признаки, характеризующие цель механизма
правового регулирования, средства ее
достижения и результативность.
Целью механизма правового регулирования
является обеспечение беспрепятственного
движения интересов субъектов к ценностям,
то есть гарантирование их справедливого
удовлетворения. Этот важный признак заключается
в объяснении значимости данной категории
и выявлении роли механизма правового
регулирования, которая заключается в
снятии возможных препятствий, мешающих,
полному осуществлению интересов субъектов.
Механизм правового регулирования – специфический
юридический “канал”, соединяющий интересы
субъектов к ценностям и доводящий процесс
управления до логического результата.
Другим признаком механизма правового
регулирования считается формальный,
который свидетельствует о том, что названный
механизм есть сочетание правовых элементов,
с одной стороны, различных по своей природе
и функциям, а с другой – единый комплекс,
взаимосвязанный общей целью. Механизм
правового регулирования показывает,
как работает, какое – либо звено при достижении
его целей, выделяет основные ключевые,
опорные юридические инструменты, которые
занимают определенное иерархическое
место среди всех других. Механизм правового
регулирования характеризуется и организационным
воздействием правовых средств, которое
дает возможность в той или иной степени
достигать результативности, эффектности.
Стремление механизма правового регулирования
направлено к оптимизации, к действенности
правовой формы, в наибольшей мере созданию
благоприятных условий для развития содержания
полезных общественных отношений.
Процесс правового регулирования состоит
из следующих основных стадий:
Юридическая регламентация общественных
отношений - обозначаются направления
деятельности участников, устанавливает
их правовой статус, это не индивидуализированное
воздействие права.
Возникновение субъективных прав и юридических
обязанностей - (здесь возможна факультативная
стадия - применение права, без которой
правоотношения возникнуть не могут) на
этой стадии происходит индивидуализация
и конкретизация прав и обязанностей.
Реализация субъективных прав и обязанностей
- (здесь также возможна факультативная
стадия - применение права, без которой
иногда невозможно осуществить реализацию
прав и обязанностей) воплощение в жизнь
прав и обязанностей конкретных субъектов;
устранение нарушений прав и интересов
субъектов.
Применение права - факультативная стадия,
которая либо предшествует возникновению
правоотношений, либо призвана обеспечить
их реализацию.
Стадиям соответствуют следующие элементы:
Нормы права;
Правовые отношения;
Акты реализации прав и обязанностей
- определяют истинное поведение субъектов,
осуществляется деятельность субъектов
правоотношений по воплощению в жизнь
требований предусмотренных нормой права.
На этом элементе заканчивается действие
механизма правового регулирования, так
как обеспечивается результат, на достижение
которого была направлена воля законодателя.
Акты применения права - властные действия
компетентных органов, обеспечивающих
возникновение правоотношений, проводящих
требования норм права в жизнь, гарантирующих
осуществления прав и обязанностей.
В зависимости от того, какие элементы
механизма правового регулирования используются,
процесс регулирования будет простым
или сложным.
Простое регулирование - такой процесс,
когда используется один государственно-властный
акт (нормативный акт), т.е. используются
стадии 1-2-3, стадия применения права не
требуется, так как индивидуализация и
реализация прав и обязанностей осуществляется
самими субъектами.
Сложное регулирование - такой процесс,
когда используются два акта государственно-властного
характера (нормативный и акт применения
права), т.е. используются следующая комбинация
стадий 1-4-2-3, либо 1-2-4-3.
3. Структура механизма
правового регулирования.
Потребность в различных правовых средствах,
действующих в механизме правового регулирования,
определяется разным характером движения
целей субъектов к ценностям, наличием
многочисленных препятствий, стоящих
на этом пути. Именно неординарность проблемы
удовлетворения интересов как содержательного
момента предполагает и разнообразие
их правового обеспечения.
Хропанюк В.Н. выделяет следующие элементы
механизма правового регулирования:
Нормы права;
Правоотношения;
Акт реализации юридических прав и обязанностей.
Но А.В. Малько к этому перечню относит
еще две стадии:
юридический факт;
Охранительный правоприменительный
акт.
Рассмотрим каждый из этих элементов
отдельно.
а) Нормы права.
“Норма права – это исходящее от государства
и охраняемое общеобязательное, формально
определенное правило поведения предоставляет
участникам общественного положения данного
вида субъективные юридические права
и налагает на них субъективные юридические
обязанности”.
Бабичев В.К. несколько по – другому дал
понятие норм права. По его мнению, юридическая
норма – это общеобязательное веление,
выраженное в виде государственного властного
предписания и регулирующее общественные
отношения.
А вот Голлунский считает, что норма права
это не всякое имеющее юридический характер
предписание, а только такое предписание,
которое представляет собой общее правило,
рассчитанное на многократное его применение.
Существует и множество других определений
норм права, но все они выделяют следующие
признаки:
Норма права – это норма позитивного
права, регулирующая отношения в позитивном
праве.
Формальная определенность нормы права,
норма права носит формализованный характер.
Это означает то, что это правило поведения,
выраженное государством, и имеется источник,
где закреплена норма. Содержание правовой
нормы излагается и существует только
в формально закрепленном виде.
Определенность норм права. В нормах
права правило поведения изложено в самых
главных, существенных чертах. Отличается
четким детальным изложением и точностью.
Здесь отражается вид общественных отношений,
регулируемых нормами права. Здесь имеется
в виду регулирование отношений в определенной
отрасли права: в гражданском, административном,
уголовном праве и т.п.
Общеобязательность норм права означает
то, что нормы права распространяются
на участников отношений данного вида
и не зависит от того, каково субъективное
отношение к нормам тех или иных людей,
согласны они с нормами или нет.
Принудительность означает то, что норма
права охраняется принудительной силой
государства. Норма права – это установление,
направленное не только в настоящее, но
и в будущее. Содержание, смысл, цель нормы
состоит в том, чтобы упорядочить общественные
отношения определенного вида, подчинить
их определенному режиму, способствовать
их развитию в том или в ином направлении.
Структура правовой нормы – это способ
организации содержания правила поведения,
находящегося в этой норме. Это правило
поведения можно представить в виде структурных
элементов, которые последовательно раскрывают
содержание нормы права. И таких структурных
элементов всего три: