Правовой статус Президента России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:11, контрольная работа

Краткое описание

Будучи юридически дистанциированым от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Реализуя полномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействует с Правительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительными органами, общественными объединениями. При Президенте действует Комиссия по правам человека. Комиссия призвана содействовать совершенствованию государственного механизма обеспечения прав и свобод.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1.Президент РФ………………………………………………………….. 4
1.1 Становление института Президента Российской Федерации…………. 4
1.2 Правовой статус Президента России …………………………………… 5
1.3 Функции Президента РФ…………………………………………………. 6
2.Порядок избрания, полномочия………………………………………. 7
2.1 Избрание Президента РФ………………………………………………… 7
2.2 Полномочия Президента РФ…………………………………………….. 9
2.3 Прекращение полномочий Президента РФ……………………………. 11
Заключение………………………………………………………………… 13
Список использованной литературы…………………………………… 15

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 33.21 Кб (Скачать файл)

По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе  органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции  являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство  Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Президент в соответствии с Конституцией обладает широким  кругом полномочий, вытекающих из его  статуса как главы государства  и обеспечивающих ему возможность  выполнять закрепленные за ним функции. Эти полномочия затрагивают все  стороны государственной деятельности, их можно обобщить по нескольким сферам. Полномочия связанные с:

  • Функционированием федеральных органов государственной власти. Президент здесь действует не единолично, а совместно с парламентом, который либо одобряет назначение Президентом высших должностных лиц, либо назначает их избрав из предложенных Президентом кандидатур. Президент назначает Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства, министров; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимать решения об отставке Правительства; предлагать: кандидатуры судей судов высших инстанций (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного), кандидатуру Генерального прокурора, кандидатуру председателя Центрального банка; формировать и возглавлять Совет Безопасности, формировать свою Администрацию; определять своих представителей в федеральных округах и субъектах Федерации, а также в палатах парламента; назначать: высшее командование Вооруженных Сил, дипломатических представителей

 

  • По отношению к власти законодательной:

- назначает выборы в  Государственную Думу и референдум;

- распускает Государственную  Думу в случаях и порядке,  предусмотренных в Конституции;

- вносит законопроекты  в Государственную Думу;

- подписывает и обнародует  федеральные законы;

- подает запросы в Конституционный  Суд в соответствии нормативных  актов Конституции РФ, а также  о ее толковании.

  • С военной областью.
  • Президент утверждает военную доктрину, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Ему предоставлено право в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением последнего условия Президент уполномочен объявить и о введении чрезвычайного положения на территории России.
  • С внешнеполитической областью. Президент определяет основные направления внешней политики страны, он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.
  • С отношением к гражданам.

- решает вопросы гражданства;

- предоставляет политическое  убежище;

- награждает государственными  наградами Российской Федерации;           - присваивает почетные звания, высшие  воинские и высшие специальные  звания;

- решает вопросы помилования;

 

 

  •  Правотворческие полномочия Президента.

Согласно ст. 90 Конституции  РФ Президент издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории России. Акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы государственной  власти и наряду с Конституцией и  федеральными законами являются базой  для нормотворческой деятельности Правительства. Указы бывают как  ненормативного, так и нормативного характера, а распоряжения же всегда относятся к актам индивидуальным. Акты Президента не должны противоречит Конституции и федеральным законам. Нормативные акты Президента по общему правилу вступают в силу по истечении  семи дней после публикации. Гарантией  конституционных актов Президента выступает Конституционный Суд.

 

2.2 Прекращение  полномочий Президента РФ

Прекращение полномочий Президента РФ обычно происходит в связи с  истечением срока его пребывания в должности. Но возможно и досрочное  прекращение полномочий Президента РФ. Это может иметь место в  трех следующих случаях:

а) в связи с его отставкой, т.е. по личному заявлению;

б) в случае стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

 в) в случае отрешения  от должности.

 Во всех случаях,  когда Президент РФ не в  состоянии выполнять свои обязанности,  их временно выполняет Председатель  Правительства РФ, который не  имеет права распустить Государственную  Думу, назначить референдум, а также  вносить предложения о поправках  и пересмотре положений Конституции  РФ. При этом выборы Президента  РФ должны состояться не позднее  трех месяцев с момента досрочного  прекращения исполнения полномочий (ст. 92).

Конституция РФ (ст. 93), указывая на возможность принудительного  отрешения Президента РФ от должности, определяет его основания и порядок. Это может иметь место только на основании выдвинутого Государственной  Думой обвинения в государственной  измене или совершении иного тяжкого  преступления, подтвержденного заключением  Верховного Суда РФ о наличии в  действиях Президента РФ признаков  преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение  Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации  об отрешении Президента от должности  должны быть приняты двумя третями  голосов от общего числа в каждой из палат. По инициативе не менее одной  трети депутатов Государственной  Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение  Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято  не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента считается отклоненным (ст. 93).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Очевидно, что по совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место  в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную  власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент  Российской Федерации, Федеральное  Собрание (Совет Федерации, Государственная  Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Такое положение  Президента не ограничивает самостоятельность  деятельности основных государственных  органов Российской Федерации.

Будучи юридически дистанциированым  от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Реализуя полномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействует с Правительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительными органами, общественными объединениями. При Президенте действует Комиссия по правам человека. Комиссия призвана содействовать совершенствованию государственного механизма обеспечения прав и свобод.

Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные  акты субъектов федерации полностью  соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству, задачам  обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В противном  случае Президент имеет право  потребовать от любого федерального органа власти либо органа власти субъекта федерации соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а в случае их попрания - требовать восстановления нарушенных прав в полном объеме.

Конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и  гражданина Президент реализует, используя  свое право законодательной инициативы. Он издает указы по защите правового  положения личности в целом и  отдельных групп населения, а  также по обеспечению граждан  всей полнотой личных, политических и  социально-экономических прав.

Власть Президента ограничивается пределами Конституции.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – М., 2005. – 44 с.
  2. Концепция внешней политики Российской Федерации
  3. Указ Президента Российской Федерации от 1 января 2000 г. «О концепции национальной безопасности»
  4. Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»
  5. Федеральный закон от 31 мая 2002 г.  «О гражданстве РФ»
  6. Федеральный закон от 1 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»
  7. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. – М.: Норма, 2003. – 816 с
  8. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России. – М., 2007. – 1124 с.
  9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 2004. – 346 с.
  10. Колюшин Е.И. Конституционное право России. – М., 2006. – 416 с.
  11. Снежко О.А. Президент РФ – гарант прав и свобод граждан //Право и политика. – 2005. - №2.
  12. Радченко В. М. Президент Российской Федерации в системе разделения властей // Российская юстиция. 1995. № 8.

 

 


Информация о работе Правовой статус Президента России