Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:16, курсовая работа
Само утверждение, будто мы создаем что-то исключительное, что-то абсолютно новое для нашей страны или тем более для мира не имеет под собой никаких оснований. Там где есть дети и хоть какие-то законы, есть специализация этих законов, это и есть, говоря в общем, ювенальная юстиция. Иными словами, ювенальная юстиция - это некие правовые процедуры, адресованные детям. Дети в силу своего возраста имеют в отличие от взрослых другой правовой статус, который обусловлен биологическими и психологическими особенностями. Ребенок не может иметь те же самые права и ту же самую ответственность (а это неизбежно сопряженные вещи), что и взрослый совершеннолетний человек.
Введение……………………………………………………………………………3
§1.Понятия ювенальной юстиции……………......………….............................................................5
§ 2. Современное состояние в области защиты прав детей, несовершеннолетних……………………………………………………………...11
§ 3 Предложения по формированию системы ювенальной юстиции в РФ................................................................................................................20
Заключение................................................................................................................22
Список литературы.и источиков....................................
§ 2. Современное состояние в области защиты прав детей, несовершеннолетних
Первый
суд по делам несовершеннолетних (чикагский)
и появившиеся вслед за ним в начале XX
в. суды в других странах, прежде всего европейских, были необычны
именно своей несогласованностью с философией
права, с традиционным юридическим мышлением.
Как видно из изложенного, ювенальная
юстиция сразу получила неповторимую
специфику, вызвавшую неприятие многими
юристами тех времен, а в США даже ее временный
запрет Верховным судом. Естественным
будет обратиться в рамках нашей темы
к доктрине, в которую первоначально не
вписался суд для несовершеннолетних
и вся ювенальная юстиция. Доктрина, о
которой пойдет речь, была сформулирована
французским просветителем, философом
и правоведом Шарлем-Луи Монтескье. В своем
трактате "О духе законов" (1748) он
создал и обосновал принцип (теорию) разделения
властей. Монтескье считал, что в государстве
существуют три ветви власти: законодательная,
исполнительная и судебная.1 Каждая ветвь власти независима и имеет
самостоятельные функции, однако они взаимоуравновешиваемые.
Этим, согласно доктрине разделения властей,
достигается высокая эффективность деятельности
государства. Не останавливаясь на других
вопросах многопланового трактата "О
духе законов", обратимся к функции
судебной власти. Она определена как правосудие,
т.е. суд по праву, судопроизводство по
установленной в законах процедуре (Ш.
Монтескье был представителем страны
статутного права — Франции). Судебная
власть осуществляется в условиях и по
правилам, предусмотренным в законах,
отличающих судебную деятельность от
других видов государственной деятельности.
Речь идет об отличии судебной власти
от власти законодательной и исполнительной.
Однако для реализации правосудия правила
функционирования звеньев судебной системы
одинаковые. Реализуется судебная власть
в судебном разбирательстве, по процессуальным
правилам, строго регламентированным
в процессуальном законе. 2В зависимости от того, что является предметом
судебного разбирательства, различаются
разные виды судебного разбирательства:
конституционное, гражданское, административное,
уголовное.
Что касается ювенальной юстиции, то при
реализации ею функций судебной власти
приоритет суда для несовершеннолетних
в судебном процессе выражен даже более
ясно, чем в суде общей юрисдикции, поскольку
в суде для несовершеннолетних центральными
действующими фигурами на протяжении
всего судебного процесса являются судья
и несовершеннолетний. Максимальная индивидуализация
процесса в суде для несовершеннолетних
делает роль судебной власти более конкретной
и рельефной в отношении как конкретного
несовершеннолетнего, так и общества в
целом. Вместе с тем именно ювенальная
юстиция породила целый комплекс несудебных,
даже неюридических органов, которые призваны
ее обслуживать, имеют вспомогательные
функции и нередко в ходе исторического
развития ювенальной юстиции начинали
активно вытеснять суд как орган правосудия.
Об административных органах, рассматриваемых
как альтернатива суда для несовершеннолетних,
см. лекцию IV. В противоречие с принципами
правосудия вошла и неформальная процедура
судебного разбирательства в "детском"
суде. Понятие правосудия, закрепление
функции правосудия только за судом, его
приоритетные полномочия в окончательном
решении вопросов уголовной ответственности
и наказания, разрешении гражданско-правового
спора давно стали неотъемлемой частью
национальных законодательств. В конституциях
многих стран за судом закрепляется в
целом функция судебной власти. В числе
этих стран — современная Россия. В Конституцию
РФ включена гл. 7 "Судебная власть".
Согласно п. 1 ст. 118 Конституции РФ "правосудие
в Российской Федерации осуществляется
только судом".1
Такое название глава, посвященная правосудию,
в российской Конституции получила впервые.
Это обстоятельство стоит признать знаменательным.
Ведь разделение властей, приоритет суда
в осуществлении правосудия — это принцип
правового государства, которое общество
и юристы нашей страны, можно надеяться,
построят. Реформа права и правосудия
в России происходит уже достаточно длительное
время (с 1991 г.). Следует учитывать, что
при всех трудностях и препятствиях определенный
позитивный потенциал все же накоплен.
Приоритет суда должен получить адекватное
отражение и в новом российском законодательстве
о ювенальной юстиции. А предпосылки для
этого уже есть: принят Федеральный закон
"Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних"2, в стадии подготовки проект "Основ
законодательства о ювенальной юстиции
в Российской Федерации". Судебная власть
реализуется судами разных юрисдикции,
судами разных уровней. Очевидно, что участницей
реализации судебной власти является
и ювенальная юстиция, а более конкретно
— суд по делам несовершеннолетних. Изначально
в суде для несовершеннолетних не предусматривались
строгая судебная процедура и все ее торжественные
ритуальные атрибуты, формирующие у участников
процесса и публики чувство почтения к
суду и веру в его могущество. Принцип
конфиденциальности судебного процесса
по делам несовершеннолетних "отсекал"
от ювенальной юстиции журналистов, аудиторию
любителей посмотреть "судебный спектакль".
Поэтому ювенальная юстиция не отражает
в полной мере традиционную процессуальную
природу правосудия и внешние, видимые
всем ее проявления. Можно сказать, что
ювенальная юстиция как бы потеряла некоторые
атрибуты судебной власти, став пространством
индивидуального общения судьи и обвиняемого.
Однако это не свидетельствует о том, что
ювенальной юстиции не были приданы функции
судебной власти. Просто они проявляются
в своеобразной форме, приспособленной
для специфического субъекта прав — несовершеннолетнего.
И еще. Все специфические условия осуществления
функций судебной власти, доверенных законом
ювенальной юстиции, относятся только
к тем странам, где в судебную систему
включен и действует суд по делам несовершеннолетних.
Россия пока остается одной из немногих
стран, где ювенальной юстиции нет, а потому
и не возникает присущая ей специфика
реализации судебной власти. Однако и
в других странах действующая ювенальная
юстиция основательно изменила свою процессуальную
природу, приблизившись по ряду признаков.1
Л. М. Карнозова справедливо отмечает, что восстановительное правосудие зарождалось отнюдь не как специфическая форма «детской» юстиции, и все же «восстановительный подход, задавая новые рамки правосудию для несовершеннолетних, перестраивая тем самым последнее, и формирует то, что можно определить как восстановительную ювенальную юстицию» 2
Примечательно, что философские рассуждения именно в терминах восстановления правды и справедливости и в преступнике и в его жертве, что было нарушено в результате преступления можно обнаружить в конце XIX века у В. С. Соловьева, который подчеркивает, что «в случае преступления, т. е. обиды человека человеком»… «нравственный принцип требует, чтобы мы признавали право обоих на нашу помощь для восстановления нарушенной правды и в том и в другом» 3
Хотя идеи были столь давние сам по себе восстановительный подход как практика, а затем как определенная ювенальная технология утвердился и получил распространение только в третьей четверти XX века. При этом, хотя приведенные слова принадлежали отечественному философу, к нам восстановительный подход пришел с Запада.
Для успешности восстановительного подхода необходимо соблюдение последовательности шагов (при творческом подходе к ситуации на каждом из них), соблюдение определенных принципов, что и должно обеспечить технологичность процесса. В частности, к основным принципам посредничества как одного из важнейших технологических узлов восстановительной юстиции относятся, во-первых, добровольность участия сторон; во-вторых, нейтральность посредника, т. е. ведущего (в литературе его называют также медиатором, но это, по сути, калька с английского слова, которое и означает буквально «посредник»); в третьих, конфиденциальность процесса.
Криминология несовершеннолетних - важное
направление криминологической науки. Наиболее сложной и вместе с тем наименее
разработанной в этом направлении является
проблема контроля государства и общества
над преступным поведением подростка.
В основе научного обоснования решения
этой проблемы должна лежать концепция
государственной политики предупреждения
преступности несовершеннолетних. В настоящей
работе предпринята попытка предложить
основы такой концепции.
Политика предупреждения преступности
не имеет вполне сложившегося толкования
с точки зрения ее содержания. Отчасти
этим обусловлено многообразие употребляемых
законодателем, политиками, учеными-криминологами
и работниками системы правоохранительных
органов терминов, наиболее распространенный
из которых - "борьба с преступностью".
Учитывая социальную, психологическую,
экономическую специфику несовершеннолетних,
особенности причин и мотивации совершения
ими преступлений, целесообразно использовать
термин не "борьба", а "предупреждение".1
Так, государственная политика предупреждения
преступности несовершеннолетних - это
основанная на определенных идеях деятельность
системы государственных и негосударственных
институтов по формированию и реализации
основных задач, принципов, направлений
и средств предупреждения явления преступности
несовершеннолетних с целью защиты человека
общества и государства от преступных
посягательств.
Государственная политика предупреждения
преступности не автономна. Она является
важным компонентом политики в сфере укрепления
законности и правопорядка. Поскольку
преступность проникает во все сферы жизнедеятельности
и оказывает на них существенное влияние,
постольку политика предупреждения преступности
воздействует на все основные сферы государственной
политики. Каждая сфера должна стремиться
к тому, чтобы иметь своим особым объектом
детей. Национальная политика нашего государства
в отношении несовершеннолетних нашла
выражение в обязательных по выполнению:
Конвенции о правах ребенка, взятых на
себя РФ; в Основных направлениях государственной
социальной политики по улучшению положения
детей в РФ до 2000 г. (Национальный план
действий в интересах детей), утвержденных
Указом Президента РФ от 14.09.95 г. № 942; в
Указе Президента РФ от 1.06.92 г. № 543 "О
первоочередных мерах по реализации Всемирной
декларации об обеспечении выживания,
защиты и развития детей в 90-е годы";
в президентской программе "Дети России",
утвержденной Указом Президента РФ от
18.08.94г.
Предупреждение преступности несовершеннолетних,
согласно подходу, по которому каждая
сфера политики должна иметь своим особым
объектом детей, является компонентом
общей политики государства в сфере предупреждения
преступности. С другой стороны, политика
предупреждения преступности несовершеннолетних
- компонент национальной политики государства
в отношении несовершеннолетних. С этой
точки зрения совершенно оправданно включение
целевой программы "Профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
на 1997-98 годы" в президентскую программу
"Дети России".
Явление преступности несовершеннолетних
занимает особое место среди проблем криминологической
этиологии. Эта особенность придает специфику
целям политики предупреждения преступности
несовершеннолетних. С одной стороны,
ее цель - защита прав и интересов несовершеннолетних,
а с другой - защита общества от правонарушений
и преступных посягательств несовершеннолетних.
Такая конструкция цели политики предупреждения
преступности несовершеннолетних позволяет
решать многие вопросы криминологической
и правовой практики.1
С позиции формулирования цели не вызывает
сомнения решения одной из важнейших задач
при разработке концепции ювенальной
юстиции - обоснование комплексного характера
правосудия по делам несовершеннолетних.
Идеальная модель суда, занимающегося
несовершеннолетними, - это суд межотраслевой
судебной юрисдикции, в котором решаются
в комплексе вопросы как судебной защиты
прав несовершеннолетних (одна из форм
защиты прав и интересов несовершеннолетних
как цель политики), так и юридической
их отвественности за совершенные проступки
и правонарушения ( одна из форм защиты
общества от правонарушений и преступных
посягательств несовершеннолетних как
цель политики).
Игнорирование двойного содержания цели
политики предупреждения преступности
несовершеннолетних приводит некоторых
ученых к необоснованному сужению жизненного
пространства несовершеннолетних, на
которых распространяются интересы криминологии.
По их мнению граница этого пространства
задана преступным поведением подростка.
Предложенное понимание цели государственной
политики предупреждения преступности
несовершеннолетних - защита прав и интересов
и защита общества от правонарушений и
преступности несовершеннолетних - очерчивает
те явления и процессы, с которыми непосредственно
связаны ее базовые положения.2 Политика предупреждения преступности
формируется с учетом:
- Социально-экономического состояния
общества, его позитивных и негативных
тенденций с выделением факторов, тесно
связанных с преступностью несовершеннолетних;
- Социально-психологического состояния
общества, его позитивных и негативных
тенденций на основе факторов, связанных
с преступностью несовершеннолетних ;
- Криминогенной ситуации и ее прогноза
с выделением факторов, влияющих на прогнозные
оценки;
- Социального контроля (формального и
неформального, внутреннего и внешнего)
и тенденции его развития с выделением
факторов, влияющих на дисфункцию социальных
институтов и дезорганизацию социальных
общностей;
- Инфраструктуры профилактики и реабилитационного
пространства и возможностями (финансовыми,
организационными, правовыми) ее реформирования
и развития.
В политике предупреждения преступности
выделяют 3 взаимосвязанных элемента:
Первый - система идей, взглядов, лежащих
в основе отношения государства и общества
к явлению преступности. Этот элемент
выражает процесс формирования политики
предупреждения преступности;
Второй - деятельность государственных
и негосударственных институтов (средство
воплощения идей и взглядов). Он выражает
формы, способы реализации политики.
Третий - последствия. Это показатель эффективности
политики предупреждения преступности.
Пониманию взаимосвязи политики как идеи
и политики как практики способствует
анализ направлений трансформации принципов
политики предупреждения преступности
в праве. Например, в области уголовного
права они трансформируются прежде всего
в определении:
- объема и характера уголовно-правового
запрета;
- видов и пределов санкций;
- направлений повышения эффективности
воздействия уголовно-правовых норм на
правосознание молодежи.
Государство располагает многими средствами
реализации политики предупреждения преступности
несовершеннолетних. Основные из них:
- социальная профилактика (меры, направленные
на защиту прав и интересов несовершеннолетних
в основных сферах жизнедеятельности
- быта, образования, труда, досуга).
- Правовое сдерживание (профилактические
нормы и система правового воспитания).
- Криминологическая профилактика (меры,
направленные на ослабление, блокирование,
нейтрализацию причин и условий преступности).
- Виктимологическая профилактика (меры,
направленные на формирование безопасного
образа жизни несовершеннолетних, снижению
риска стать жертвой преступления и ослабление
виктимогенной среды).
- Уголовно-правовое предупреждение (предупреждение
преступлений средствам уголовного права,
процесса и уголовно-исполнительного
права), ядро которого - обеспечение применения
эффективного наказания и его исполнение.
Право в политике - регулятор формирования
и средство реализации политики. А следовательно,
одним из приоритетных направлений правовой
политики в рамках предупреждения преступности
несовершеннолетних должны стать:
- разработка критериев определения профилактического
потенциала права;
- расширение правового обеспечения предупреждения
преступности за счет более широкого включения
в него норм гражданского, административного,
трудового, семейного права, закона РФ
"Об образовании", закона "О занятости
населения РФ".
- Увеличение числа профилактических норм
в УПК РФ;
- Разработка видов и механизмов назначения
наказания несовершеннолетним в рамках
уголовно-правовой процедуры;
- Разработка правового регулирования
осуществления процедуры собеседования
в семьях в соответствии с которым подростки
и члены их семей встречаются под надзором
милиции с целью разрешения конфликта
и уменьшения вероятности повторного
его возникновения.1
Систему субъектов формирования и реализации
политики предупреждения преступности
несовершеннолетних должны образовывать
государственные и негосударственные
институты. Особое место среди институтов
реализации политики предупреждения преступности
несовершеннолетних занимает система
"правоохранения".9
Цель системы правоохранения - обеспечение
безопасности в обществе (защита человека,
общества и государства от преступных
посягательств) путем реализации закона
и других норм права.
Субъектами политики предупреждения преступности
несовершеннолетних могут выступать и
негосударственные институты. Однако
в отличие от многих стран, где некоторые
важные функции предупреждения преступности
несовершеннолетних берет на себя гражданское
общество, в России из-за слабости гражданского
общества, слабости политических партий
и общественных организаций, государство
должно брать на себя выполнение практически
всех этих функций.
Проблема участия граждан и различных
объединений как в процессе формирования
политики, так и в процессе ее реализации
заслуживает самостоятельного анализа.
Следует отметить, что в основе правового
регулирования участия населения в предупреждении
преступности должны лежать три принципа:
добровольность, государственное стимулирование,
содействие, поддержка (система социальных,
экономических и других льгот), дополнительная
правовая и социальная защита.2
Политика предупреждения преступности
имеет три уровня: федеральный, региональный
и местный. Каждому из них присущи свои
особенности формирования и реализации
политики. В основе этих особенностей
лежит конституционная реальность. Большинство
общественных отношений, образующих основные
сферы жизнедеятельности несовершеннолетних,
находятся в совместном ведении РФ и ее
субъектов.
Изложенное выше понимание политики предупреждения
преступности несовершеннолетних позволяет
разработать ядро концепции - принципы
политики:
1. Подход к проблеме с учетом несовершеннолетних
как особой группы населения, которая
нуждается в повышенной защите.
- Уважение основополагающих принципов
прав ребенка;
- Выделение несовершеннолетних в качестве
самостоятельной группы социальной и
правовой защиты;
- Рассмотрение несовершеннолетних как
объекта и субъекта профилактики;
- Организация подготовки специалистов,
использующих дискреционные полномочия.
2. Подход к проблеме с учетом ее приоритетности:
- решение всех задач, связанных с предупреждением
преступности несовершеннолетних, рассматривать
не как "расходы" общества, а как инвестирование
в особую сферу, от развития которой зависит
будущий уровень безопасности общества.
- последовательное применение в отношении
несовершеннолетних принципа протекционизма.
- Ориентация законодателя не на содействие,
а на обеспечение реализации основных
прав несовершеннолетних.
- Первоочередное целевое финансирование
мероприятий, направленных на социальную
криминологическую и виктимологическую
профилактику.
3. Подход к процессу модернизации законодательства
с учетом соблюдения принципа повышенной
юридической защиты прав несовершеннолетних:
- Усиление профилактического потенциала
права.
- Принятие специальных законов и специальных
процедур для несовершеннолетних.
- Поэтапное создание комплексной системы
правосудия для несовершеннолетних.
- Специализация следователей, прокуроров,
судей.
- Обеспечение бесплатной юридической
помощи несовершеннолетним.
4. Подход к проблеме с учетом приоритетности
социальной профилактики.
- Диверсификация мер обращения с несовершеннолетними
в зависимости от характера и тяжести
деяния.
- Приоритетность социально-психологической,
педагогической реабилитации.
- Использование альтернативных мер в
целях обеспечения принципа, согласно
которому ограничение и лишение свободы
несовершеннолетних должны применяться
в качестве крайней меры.
5. Подход к проблеме с учетом ее комплексности.
- Формирование многоуровневой системы
предупреждения преступности несовершеннолетних.
- Создание системы координации предупредительной
деятельности в соответствии с принципами:
конкретности, дополнительности и многоуровневого
подхода.
- Создание единого пространства профилактики.
- Образование системы мониторинга деятельности
по формированию и реализации политики.
6. Подход к проблеме с учетом региональных
условий.
- Оценка криминогенной ситуации.
- Реализация принципа полноты региональных
инфраструктуры реабилитационного пространства,
профилактики и исполнения уголовного
наказания.
- Максимальное использование для предупреждения
преступности несовершеннолетних имеющихся
в регионе ресурсов.
- Принятие законов и иных подзаконных
актов.
- Согласование программ предупреждения
преступности на региональном уровне
с программами потребностями на местном
уровне.1
§ 3 Предложения по формированию системы ювенальной юстиции в РФ
Интересы охраны прав несовершеннолетних и молодежи, обеспечения наиболее эффективного содействия их благополучию, сокращения использования в отношении детей карательных санкций делает актуальной задачу создания в России системы ювенальной юстиции.
Основополагающим принципом при разработке этой системы должно стать положение ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, в соответствии с которым во всех действиях государственных, частных учреждений, суда, административных и законодательных органов, предпринимаемых в отношении детей, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению их интересов.
Ювенальная юстиция должна быть построена на более гуманистических процессуальных нормах и могла бы включать в себя сеть разнообразных социальных, правоохранительных служб для несовершеннолетних правонарушителей, специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних.
В систему ювенальной юстиции в широком понимании должны входить:
Непосредственное уголовное наказание должно стать чрезвычайной мерой наказания для подростка. Распространенной формой правоприменительной практики, основанной на реализации в отношении несовершеннолетнего мер воспитательного воздействия, не связанных с уголовным наказанием, должно стать присуждение подростка к различным социально-психологическим и реабилитационным программам, направленным на его ресоциализацию.
Таким образом ювенальная юстиция должна обеспечивать:
На сегодняшний день мы вынуждены признать отсутствие ювенальной юстиции в Российской Федерации. Основная часть специалистов пока не задумывается, что правосудие в отношении несовершеннолетних должно отличаться от общего правосудия. Проблемы правосудия в отношении несовершеннолетних по-настоящему не изучаются.
Поэтому в обществе недостает знания и понимания этих проблем. В связи с этим важно своевременно проанализировать развитие судебной системы и увидеть перспективы правосудия в отношении несовершеннолетних с учетом имеющегося российского и международного опыта.
Система ювенальной юстиции – это инструмент репрессий. Опыт проживающих в Финляндии русских женщин и детей показывает, что ювенальная юстиция представляет собой одно из главных орудий фашистизации общества и уничтожения семьи как основного института общественной жизни. Кроме того, ювенальная юстиция – это оружие в руках атеистов, используемое ими для новых гонений на христианство.
Заключение
В представленной работе проанализировано глубочайшее по своему объему понятие, ювенальной юстиции. С учетом необычайной актуальности предмета исследования сделаны следующие выводы:
Очевидно, что отличительным признаком ювенальной юстиции являются приоритет интересов развития личности несовершеннолетнего и его социализация. Из сказанного выше следует, что ювенальная юстиция представляет собой систему, которая включает в себя несколько элементов:
- законодательство о
Список литературы и источников
Нормативно-правовые акты:
2. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.04.2009) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 03.07.1998).// Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31.
3. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 13.10.2009) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (принят ГД ФС РФ 21.05.1999). // Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26.
4. Резолюция
Всероссийского семинара-
Специальная и учебная литература: