Правовой статус личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование правового статуса личности.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие основные задачи курсовой работы: раскрыть понятие правового статуса личности, его структуру и виды; изучение понятия и значения правового статуса личности; изучение элементов правового статуса личности; изучение видов правового статуса личности; рассмотреть права и свободы личности; рассмотреть юридические обязанности личности; рассмотреть и проанализировать реальное положение человека в системе общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа А.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

 Также у меня вызывает сомнение и безусловное соблюдение провозглашенного принципа равенства сторон перед законом и судом. Этот принцип не всегда соблюдался и в прежние времена, когда общество было гораздо более однородно и в социальном, и в имущественном отношении. Тем более сомнительна его последовательная реализация в условиях стремительного имущественного расслоения, резкого увеличения разрыва между доходами наиболее состоятельных и наименее обеспеченных слоев населения. Более того, если прежде неравные возможности для защиты прав и интересов были обусловлены, как правило, неравным имущественным положением субъектов спора, то сейчас (особенно в так называемых горячих точках России) серьезным препятствием для обеспечения подлинного равенства россиян перед законом и судом служит порой обострение национальных противоречий, национальная принадлежность того или иного участника дела.

 Отмеченные примеры  расхождения конституционных положений  с практикой их реализации вызывают озабоченность, потому что такое несоответствие подрывает уважение к суду, доверие к власти, авторитет Конституции РФ.

Но в то же время большой оптимизм у меня вызывает тот факт, что глава Конституции РФ, посвященная осуществлению правосудия в стране, названа "Судебная власть". Тем самым подчеркивается ее роль и значение как одной из полноправных ветвей государственной власти в стране. Более того, именно эта власть в наше неспокойное время способна и призвана стать гарантом стабильности и правопорядка, "хранительницей гражданского мира" в системе сдержек и противовесов не только в теории, но и на практике.

§2. Система гарантий прав, свобод и обязанностей личности

Традиционно систему гарантий прав, свобод и обязанностей личности подразделяют на две группы: общие и специальные правовые (юридические).26

Неразрывность правового статуса личности и его юридических гарантий у меня не вызывает сомнений.

Я считаю, что правовой статус личности, не снабженный правовыми гарантиями (в форме закрепленных в нормах права средств), обеспечивающими личности реализацию ее прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рассматривать как реальный, ибо он будет носить формальный характер.

Специальные (юридические) гарантии - это правовые нормы, определяющие условия и порядок реализации прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения и т. п., при помощи которых обеспечивается реализация правового статуса личности с использованием государственного принуждения или возможности такого принуждения со стороны государственных органов.27

Юридические гарантии непосредственно входят с точки зрения структуры в правовое положение личности. Следует считать обоснованным высказанное в литературе мнение о необходимости подразделения юридических гарантий на гарантии реализации и охраны.

Однако я считаю, что выделять гарантии охраны в качестве самостоятельного вида было бы не совсем верно. Прежде всего, в силу того, что эти гарантии, их действие проявляются в тех случаях, когда нарушается нормальный, четкий ритм реализации правового статуса, когда юридических гарантий реализации по существу оказывается недостаточно, они "не срабатывают" вообще или частично, не хватает их воздействующего качества. Нужно более жесткое принуждение, заключающееся во вступлении в действие юридических гарантий охраны. По моему мнению, гарантии реализации и гарантии охраны взаимосвязаны, их подразделение скорее условное, чтобы выделить, оттенить воздействие и собственно регулирование.

 Гарантии охраны правового статуса следует рассматривать в качестве подвида юридических гарантий реализации, ибо их наличие тоже способствует правильной реализации правового статуса (профилактическая деятельность, предупреждение неправильной реализации, других отрицательных моментов, влияющих на реализацию правового статуса личности). 28

 Развитие нашего государства, расширение и углубление прав, свобод и обязанностей личности  требуют, я считаю, дальнейшего совершенствования юридических гарантий правового статуса. Речь идет о совершенствовании не только средств защиты и всего механизма охраны прав, свобод и обязанностей, но и юридических средств, обеспечивающих их правомерную реализацию.

Цель совершенствования системы юридических гарантий прав и обязанностей граждан состоит в установлении наилучшей сбалансированности правовых средств обеспечения правомерной реализации прав, законных интересов, исполнения юридических обязанностей и средств их защиты и охраны в целом.29

 Совершенствование системы  юридических гарантий должно  идти не только по этим направлениям, но и по линии закрепления  в нормах права стимулирующих гарантий в целях повышения социально-правовой активности личности, способствующих выработке активной жизненной позиции. Личность, проявляя себя, должна иметь для своих действий юридическую базу в виде гарантий.

 Таким образом, реализация правового статуса личности связана с функционированием каждой личности, зависит от наличия всей необходимой совокупности свойств, признаков, качеств - от общественно-политических, трудовых, нравственных до мировоззренческих, характеризующих ее, снижающих или даже сводящих на нет условия и факторы, тормозящие максимальное проявление социально-политической активности личности. 30

Юридические гарантии - это система взаимосвязанных форм и средств (нормативных, институциональных и процессуальных), обеспечивающих надлежащее признание, защиту и реализацию определенных прав и соответствующих им обязанностей, конструктивное выражение принципа "самозащиты" права.31 Они воплощают собой идею такого согласованного действия права и государства, когда одни формы, направления и функции государственно-правовой регуляции и деятельности служат вместе с тем и защитным механизмом для других, и наоборот.32 И лишь в таком общем контексте взаимной поддержки и согласованности различных частей и аспектов всего государственно-правового комплекса отдельные специальные формы и конструкции юридических гарантий прав и свобод личности могут реально выполнить свою защитную роль. Словом, юридические гарантии сами нуждаются в юридических гарантиях, а таковыми в конечном счете могут быть лишь правовое государство и правовые законы.

Общими гарантиями принято считать экономические, политические, идеологические, которые представляют собой совокупность экономических, политических, идеологических факторов, создающих максимум возможных на данном этапе развития общества и государства условий и предпосылок для реализации прав и свобод граждан.33

 Некоторые авторы из  политических гарантий в самостоятельную  группу выделяют социальные, а  идеологические гарантии рассматривают  как составную часть духовных. Следует согласиться с предложением о выделении социальных гарантий в качестве самостоятельных, а вот с включением идеологических в состав духовных - нет. Скорее всего, они существуют самостоятельно, так как отражаются в политико-правовом сознании общества в целом, отдельных социальных групп, личности.

 Экономические гарантии  являются определяющими в системе  гарантий, так как создают такие  материальные условия, которые обеспечивают  наиболее полное удовлетворение  растущих материальных и духовных  потребностей личности. Экономическими гарантиями  выступают, прежде всего, различные формы собственности, экономическая политика государства, состоящая в поддержке различных слоев граждан.34

 Социальные гарантии  углубляют реальное содержание  правового статуса личности на основе принципов гуманизма, справедливости, равенства, расширения реальных условий в реализации потенциальных возможностей, как для каждой личности, так и для всего общества.35

 В юридической литературе  верно отмечается, что в условиях  формирования демократического правового государства, перехода к рыночной экономике во всей своей полноте зазвучал вопрос о социальной защищенности самых широких слоев трудящихся масс.36 Переход к рынку объективно требует внесения качественных изменений в отечественную "нерыночную" систему социальной защищенности, которая является обязательным элементом цивилизации общественного устройства.

 Социальная защищенность  человека в обществе определяется  реализацией его права на определенный  уровень благосостояния, отраженный  в системе гарантий. В рыночной экономике социальная защита касается каждого гражданина в отдельности, ибо осуществляется через перераспределение доходов, она выступает своеобразным тормозом жизненных невзгод для трудящихся, так как недовольство становится источником социальных потрясений.

Современная система социальной защиты могла бы вполне компенсировать негативные последствия перехода к рынку, а это требует ее обновления по следующим направлениям: платное распределение жилья с учетом качества квартир в сочетании с бесплатной передачей его части главным образом малообеспеченным семьям; проведение разумной политики доходов, состоящем в снятии "верхних" ограничений размера заработка при условии увеличения конечных результатов, в появлении новых видов дохода (от кооперативной, арендной, индивидуально-трудовой деятельности, расширения подсобного хозяйства, совместительства и т. п.); смягчение роста цен компенсациями, в первую очередь, малоимущим слоям населения, введение "индексации доходов", т. е. пересчет фиксированных денежных выплат населению (зарплата, пенсии, стипендии, пособия), пропорционально росту цен, расчет минимального потребительского бюджета (то, что называется чертой бедности); организации мер по трудовой занятости населения (открытие новых предприятий, модернизация и реконструкция старых, переквалификация освободившихся работников, расширение сферы услуг, разрешение разнообразных видов предпринимательской деятельности, выплата пособий по безработице (в размерах и на срок, установленный законом), повышение эффективности работы специализированных государственных органов, занятых трудоустройством населения, и т. д.

 Становление социального  государства означает переход  к тому, что можно назвать современной  демократией в узком смысле. Социальное  государство - это не только и не столько программы помощи неимущим, сколько принятие государством ответственности за поддержание

стабильности экономического положения граждан, что стало неизбежностью при ослаблении традиционных социальных связей в обществе.

Политические гарантии - это всестороннее развитие и совершенствование политической системы общества, всей общей системы демократии с основополагающей идеей самоуправления народа, являющейся одной из важнейших в теории.37 Суть принципа самоуправления состоит в том, чтобы управление не только осуществлялось в интересах народа, но и закономерно, шаг за шагом становилось непосредственным делом самого народа, не знающего над собой, по словам В. И. Ленина, никакой власти, кроме власти их собственного объединения.

 Идеологические гарантии - мировоззрение личности, осознающей себя как личность, не отделяющей себя от российского государства, осознающей все трудности и сложности переходного периода.

С точки зрения формы закрепления правовые гарантии делятся на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии являются базой гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому, как сами конституционные права и обязанности граждан фиксируют не все правовое положение граждан, а лишь его основы. Но по конституционным гарантиям - и это важно подчеркнуть - уже можно судить о реальности провозглашенных прав, об их субъективном, личностном, действующем характере обеспеченности не только и не столько индивидуальными возможностями отдельного гражданина, сколько всем существующим строем.

 Таким образом, система  гарантий защиты прав человека  начинается с законодательства, принимаемого в целях обеспечения  интересов личности. Для защиты  нарушенного права необходима  простая и доступная юридическая  процедура защиты, система юридических услуг. В правовом государстве крайне важно иметь широкую систему защиты прав личности, опираясь на которую, каждый мог бы успешно реализовать свои права, нести юридическую ответственность.

Бесспорно, формирование правового государства в России требует широкомасштабной правовой реформы. Ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в первую очередь от всестороннего законодательного обеспечения. В этой связи конституционное регулирование вопросов, связанных с деятельностью судов по рассмотрению и разрешению уголовных и гражданских дел, приобретает особую важность и остроту.

Следует отметить, что все, как общие, так и специальные (юридические) гарантии действуют в комплексе. Общие гарантии в целом оказывают воздействие, создают атмосферу реализации правового статуса, причем правомерной реализации, способствуют развитию личности. Разумеется, даже при наличии системы гарантий может и не быть практической реализации правового статуса, если она не подкреплена конкретной эффективной организационной деятельностью.

В целом проблема полноты и гарантированности прав и свобод человека приобрела в современном мире глобальное значение и стала пробным камнем реальности внутригосударственного и международного права как надлежащей основы внутренней и внешней политики. В борьбе против насилия судьбы отдельного человека, больших и малых наций и всего человечества в условиях современной цивилизации оказались неразрывно связанными и зависящими от возможности обуздать силу правом и от силовых отношений перейти к отношениям формально равных, независимых и свободных субъектов.

Информация о работе Правовой статус личности