Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:59, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении и определении правового статуса судей в Российской Федерации. Задачами настоящего исследования являются комплексное изучение состава вынесения заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта как самостоятельного преступления против интересов правосудия, теоретическая оценка эффективности существующих правовых механизмов привлечения судьи к уголовной ответственности за вынесение заведомо неправосудного приговора или иного судебного акта, привлечения к дисциплинарной и иным видам ответственности, элементного состава понятия «статус судьи в Российской Федерации».
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Судебная система РФ: понятие и принципы организации...................5
1.1 Понятие судебной системы РФ.....................................................................5
1.2 Принципы организации судебной системы РФ...........................................6
Глава 2. Порядок замещения судейского корпуса.............................................18
2.1 Полномочия судей........................................................................................18
2.2 Дисциплинарная ответственность судей....................................................25
2.3 Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи...............................26
Глава 3. Основные гарантии судей......................................................................29
3.1Гарантии независимости судей……………………………………………29
Заключение.............................................................................................................32
Список использованной литературы...................................................................35
Решение о возобновлении
полномочий судьи
принимает квалификационная коллегия
судей, приостановившая его
Прекращение полномочий - это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей. Для него также установлен исчерпывающий перечень оснований (ст. 14 Закона о статусе судей):
I. Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:
II. Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.
III. В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, указанного в подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.
Глава 3. Основные гарантии судей
3.1 Гарантии независимости судей
В соответствии с Европейской хартией о статусе судей «целью статуса судьи является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Статус исключает возможность принятия и применения любых нормативных положений и процедур, способных поколебать доверие к их компетентности,
независимости и беспристрастности»[13]
Гарантии независимости
судьи устанавливаются
В связи с этим представляется обоснованным всю совокупность гарантий независимости судьи разделить как минимум на три группы - гарантии процессуальной независимости судьи, организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти и социально-правовые гарантии судьи.
Гарантии процессуальной независимости судьи - это установленная законом процедура осуществления правосудия, предусматривающая полную свободу и самостоятельность судьи в рамках судебного процесса; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; не подотчетность судьи непосредственно при осуществлении им правосудия и др. К таковым относятся права участвующих в деле лиц: отвести судью в случаях, предусмотренных законом (ст. 21 АПК РФ; ст. 19 ГПК РФ; ст. 64 УПК РФ; обжаловать судебный акт в вышестоящих инстанциях (ст. 257, 273, 292 АПК РФ; ст. 320, 376 ГПК РФ; ст. 354, 402 УПК РФ)[АПК РФ(ФЗ от24 июля 2002 года№95-ФЗ);ГПК РФ (ФЗ от 14 ноября 2002года №138-ФЗ); УПК РФ (ФЗ от 18 декабря 2001 года №174-ФЗ)]
Организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти - это установленные законом порядок отбора кандидатов в судьи, продвижения по службе, присвоения квалификационных классов, привлечения к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, применения оперативно-розыскных мер, ограничения гражданских прав и свобод, приостановления и прекращения полномочий судьи и т.д. Основным в реализации организационно-правовых гарантий независимости судей является участие системы органов судейского сообщества.
Социально-правовые гарантии независимости судьи - это установленный законом особый порядок обеспечения жизнедеятельности гражданина, облеченного судейскими полномочиями, и членов его семьи как в период осуществления им судейских полномочий, так и при уходе в отставку: неприкосновенность судьи, особая защита государством жизни и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, право судьи на отставку и соответствующее материальное и социальное обеспечение в этот период и др.
Исходя из того, что речь идет о мерах
обеспечения независимости судьи, приведенная
выше трактовка гарантий его независимости
кажется нам явно смещенной в процессуальную
сторону жизнедеятельности судьи, в то
время как речь должна идти о непосредственной
защите независимости личности судьи-гражданина
как носителя судебной власти. Такая защита
хотя и имеет конечной целью обеспечение
осуществления правосудия, судебной
защиты прав и свобод граждан и субъектов
экономической деятельности, но
лишь опосредованно, через
защиту личности судьи-гражданина
от внешнего влияния и давления в ходе
всей его жизнедеятельности, а не
только при осуществлении судейских полномочий.
Таким образом,
говоря о гарантиях независимости
судей, существует вопрос о том, есть ли
в реальности комплекс мер, обеспечивающих
судье как гражданину возможность осуществлять
свои функции носителя государственной
власти независимо от любых попыток воздействия
на него со стороны, и, во-вторых, есть ли
механизм противодействия в случае такого
реального воздействия.
Заключение
Рассмотрев правовой статус судей в Российской Федерации, как один из основополагающих элементов к пониманию принципа построения судебной системы в Российской Федерации, всех взаимоотношений в обществе, складывающихся в связи с отправлением правосудия, я могу сделать вывод, что правовой статус судей имеет четко определенную, достаточно стабильную систему прав и гарантий, обеспечивающих отправление правосудия.
И, подытоживая все выше сказанное, следует сделать следующие выводы:
1. Знание системы гарантий независимости судей позволяет постичь многообразие правовых форм отправления правосудия, а также глубже узнать различия между статусом судей различных уровней судебной системы
Российской Федерации. Эффективное действие всех элементов названной системы будет способствовать повышению эффективности отправления правосудия.
2. Взаимосвязанность и взаимозависимость норм права, гарантирующих правовой статус судей, привносит в судебную систему не только упорядоченность, но и позволяет более точно и качественно исполнять нормы законов о судоустройстве. Поэтому необходимо постоянное приведение в соответствие с правовой действительностью нормативного материала.
3. Особый статус судьи, сопряженный с предъявлением к нему специальных требований, должен гарантировать такую систему и такой уровень оплаты труда судей, которые бы соответствовали их высокому статусу и ответственности и исключали бы саму возможность сомневаться в неподкупности судьи. В качестве меры системного характера, позволяющей поддерживать высокий уровень денежного содержания судей, стимулирующей судей к повышению своей профессиональной квалификации, могло бы быть значительное увеличение доплат за квалификационный класс.
Что касается назначения кандидатов на должность судьи, то в числе требований следует указать на необходимость прохождения обследования на предмет отсутствия наркотической, алкогольной, токсической зависимости, а также хронических и затяжных психических расстройств.
4. Среди юристов сегодня бытует мнение, дисциплинарная ответственность выступает как средство избавления от неугодных, независимых судей. Федеральный конституционный закон "О Дисциплинарном судебном присутствии" должен защитить, прежде всего, независимость судей при отправлении правосудия.
Таким образом, необходима и первостепенная работа в следующих направлениях:
Судебная справедливость - это критерий, по которым люди оценивают судебную ветвь власти в государстве, в чьих интересах дается присяга действовать честно при осуществлении правосудия.
Даже единичный случай судебного взяточничества, реальный или предполагаемый, вынесения неправосудного решения, факт совершения представителями, в идеале, самой совершенной сферы государства преступления и недостойного поведения способны навсегда очернить репутацию всего судейского корпуса, нанести непоправимый урон престижу всей судебной системы.
Вывод один - необходимо полнее применять меры пресечения коррупционных проявлений при отправлении правосудия, не оставляя без внимания любое обращение или сообщение, свидетельствующие о совершении действий, порочащих честь судьи и умаляющих авторитет судебной власти.
Список использованной литературы
Информация о работе Правовой статус судей в Российской Федерации