Правовой статус судей в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении и определении правового статуса судей в Российской Федерации. Задачами настоящего исследования являются комплексное изучение состава вынесения заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта как самостоятельного преступления против интересов правосудия, теоретическая оценка эффективности существующих правовых механизмов привлечения судьи к уголовной ответственности за вынесение заведомо неправосудного приговора или иного судебного акта, привлечения к дисциплинарной и иным видам ответственности, элементного состава понятия «статус судьи в Российской Федерации».

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Судебная система РФ: понятие и принципы организации...................5
1.1 Понятие судебной системы РФ.....................................................................5
1.2 Принципы организации судебной системы РФ...........................................6
Глава 2. Порядок замещения судейского корпуса.............................................18
2.1 Полномочия судей........................................................................................18
2.2 Дисциплинарная ответственность судей....................................................25
2.3 Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи...............................26
Глава 3. Основные гарантии судей......................................................................29
3.1Гарантии независимости судей……………………………………………29
Заключение.............................................................................................................32
Список использованной литературы...................................................................35

Вложенные файлы: 1 файл

кур конст право 1.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Решение   о   возобновлении    полномочий    судьи    принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.

Прекращение полномочий - это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей. Для него также установлен исчерпывающий перечень оснований (ст. 14 Закона о статусе судей):

 I. Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:

  1. письменное заявление судьи об отставке;
  2. ввиду  неспособности  по  состоянию   здоровья   или   по   иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи. Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия  судьи по этим основаниям, однако она не  вправе  принять  такое  решение,  если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;
  3. письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
  4. достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
  5. увольнение судьи военного суда с  военной  службы  по  достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
  6. прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  7. занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
  8. вступление  в  законную  силу  обвинительного  приговора  суда  в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
  9. вступление  в  законную  силу  решения  суда   об   ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным;
  10. смерть судьи или вступление в  законную  силу  решения  суда об объявлении его умершим;
  11. отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

II. Полномочия судьи прекращаются  решением    соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано  судьей  в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

      III. В  случае  отмены  решения  квалификационной  коллегии  судей  о прекращении   полномочий   судьи   или   отмены   состоявшегося   о   нем обвинительного  приговора  суда  либо  судебного  решения,  указанного  в подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи, судья  подлежит  восстановлению  в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.

 

Глава 3. Основные гарантии судей

 

3.1 Гарантии независимости судей

В соответствии с Европейской хартией о статусе судей «целью статуса судьи является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Статус исключает возможность принятия и применения любых нормативных положений и процедур, способных поколебать доверие к их компетентности,

независимости и беспристрастности»[13]

Гарантии независимости  судьи устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. «Они представляют собой систему правовых средств, необходимых для осуществления правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан, общественных объединений и организаций, юридических лиц и государства, а также решения других задач судопроизводства, закрепляемых, в частности, Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом и другими правовыми актами».

В связи с этим представляется обоснованным всю совокупность гарантий независимости судьи разделить как минимум на три группы - гарантии процессуальной независимости судьи, организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти и социально-правовые гарантии судьи. 

      Гарантии  процессуальной независимости судьи - это установленная законом процедура осуществления правосудия, предусматривающая полную свободу и самостоятельность судьи в рамках судебного процесса; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; не подотчетность судьи непосредственно при осуществлении им правосудия и др. К таковым относятся права участвующих в деле лиц: отвести судью в случаях, предусмотренных законом (ст. 21 АПК РФ; ст. 19 ГПК РФ; ст. 64 УПК РФ; обжаловать судебный акт в вышестоящих инстанциях (ст. 257, 273, 292 АПК РФ; ст. 320, 376 ГПК РФ; ст. 354, 402 УПК РФ)[АПК РФ(ФЗ от24 июля 2002 года№95-ФЗ);ГПК РФ (ФЗ от 14 ноября 2002года №138-ФЗ); УПК РФ (ФЗ от 18 декабря 2001 года №174-ФЗ)]

      Организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти - это установленные законом порядок отбора кандидатов в судьи, продвижения по службе, присвоения квалификационных классов, привлечения к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, применения оперативно-розыскных мер, ограничения гражданских прав и свобод, приостановления и прекращения полномочий судьи и т.д. Основным в реализации организационно-правовых гарантий независимости судей является участие системы органов судейского сообщества.

      Социально-правовые гарантии независимости судьи - это установленный законом особый порядок обеспечения жизнедеятельности гражданина, облеченного судейскими полномочиями, и членов его семьи как в период осуществления им судейских полномочий, так и при уходе в отставку: неприкосновенность судьи, особая защита государством жизни и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, право судьи на отставку и соответствующее материальное и социальное обеспечение в этот период и др.

      Исходя из того, что речь идет о мерах обеспечения независимости судьи, приведенная выше трактовка гарантий его независимости кажется нам явно смещенной в процессуальную сторону жизнедеятельности судьи, в то время как речь должна идти о непосредственной защите независимости личности судьи-гражданина как носителя судебной власти. Такая защита хотя и имеет конечной целью обеспечение осуществления правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан и субъектов экономической деятельности, но   лишь опосредованно,   через  защиту   личности   судьи-гражданина от внешнего влияния и давления в ходе всей его жизнедеятельности, а   не  только при осуществлении судейских полномочий. 
      Таким  образом,   говоря  о  гарантиях независимости судей, существует вопрос о том, есть ли в реальности комплекс мер, обеспечивающих судье как гражданину возможность осуществлять свои функции носителя государственной  власти независимо от любых попыток воздействия на него со стороны, и, во-вторых, есть ли механизм противодействия в случае такого реального воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рассмотрев правовой статус судей в Российской Федерации, как один из основополагающих элементов к пониманию принципа построения судебной системы в Российской Федерации, всех взаимоотношений в обществе, складывающихся в связи с отправлением правосудия, я могу сделать вывод, что правовой статус судей имеет четко определенную, достаточно стабильную систему прав и гарантий, обеспечивающих отправление правосудия.

И, подытоживая все выше сказанное, следует сделать следующие выводы:

1.       Знание системы гарантий независимости судей позволяет постичь многообразие правовых форм отправления правосудия, а также глубже узнать различия между статусом судей различных уровней судебной системы

Российской Федерации. Эффективное действие всех элементов названной системы будет способствовать повышению эффективности отправления правосудия.

2. Взаимосвязанность и взаимозависимость норм права, гарантирующих правовой статус судей, привносит в судебную систему не только упорядоченность, но и позволяет более точно и качественно исполнять нормы законов о судоустройстве. Поэтому необходимо постоянное приведение в соответствие с правовой действительностью нормативного материала.

3.   Особый статус судьи, сопряженный с предъявлением к нему специальных требований, должен гарантировать такую систему и такой уровень оплаты труда судей, которые бы соответствовали их высокому статусу и ответственности и исключали бы саму возможность сомневаться в неподкупности судьи. В качестве меры системного характера, позволяющей поддерживать высокий уровень денежного содержания судей, стимулирующей судей к повышению своей профессиональной квалификации, могло бы быть значительное увеличение доплат за квалификационный класс.

Что касается назначения кандидатов на должность судьи, то в числе требований следует указать на необходимость прохождения обследования на предмет отсутствия наркотической, алкогольной, токсической зависимости, а также хронических и затяжных психических расстройств.

4. Среди юристов сегодня бытует мнение, дисциплинарная ответственность выступает как средство избавления от неугодных, независимых судей. Федеральный конституционный закон "О Дисциплинарном судебном присутствии" должен защитить, прежде всего, независимость судей при отправлении правосудия.

Таким образом, необходима и первостепенная работа в следующих направлениях:

  1. Постоянное совершенствование законодательства в области гарантий реализации правового статуса судей в Российской Федерации.
  2. Установления законом порядка назначения на должность, в частности, необходимо утвердить обязательность прохождения обследования на предмет отсутствия наркотической, алкогольной, токсической зависимости, а также хронических и затяжных психических расстройств.
  3. Создания необходимых организационно-технических и информационных условий для деятельности судов, материального и социального обеспечения судей в соответствии с их статусом, достойной оплаты труда судей.
  4. Урегулирования эффективного порядка привлечения судей к дисциплинарной ответственности, избегания развития в условиях работы нового дисциплинарного органа развития злоупотреблений.

Судебная справедливость - это критерий, по которым люди оценивают судебную ветвь власти в государстве, в чьих интересах дается присяга действовать честно при осуществлении правосудия.

Даже единичный случай судебного взяточничества, реальный или предполагаемый, вынесения неправосудного решения, факт совершения представителями, в идеале, самой совершенной сферы государства преступления и недостойного поведения способны навсегда очернить репутацию всего судейского корпуса, нанести непоправимый урон престижу всей судебной системы.

Вывод один - необходимо полнее применять меры пресечения коррупционных проявлений при отправлении правосудия, не оставляя без внимания любое обращение или сообщение, свидетельствующие о совершении действий, порочащих честь судьи и умаляющих авторитет судебной власти.

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996)
  3. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 28.11.2009) "О статусе судей в Российской Федерации"
  4. Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ) «О Государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»
  5. Федеральный закон от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 14.12.1995 N 197-ФЗ, от 09.02.2009 N 4-ФЗ) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
  6. Арбитражный Процессуальный Кодекс Российской Федерации (ФЗ от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ)
  7. Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации (ФЗ от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ)
  8. Уголовный Процессуальный Кодекс Российской Федерации (ФЗ от 18 декабря 2001 года № 174 – ФЗ)
  9. Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник,М., 2007
  10. Козлов А. Е. Конституционное право. Учебник,М., 2008
  11. Кутафин О. Е. Теория государства и права Российской Федерации. Учебник,М., 2007
  12. <li class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439" style=" margin-left: 0

Информация о работе Правовой статус судей в Российской Федерации