Правовые методы защиты информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель контрольной работы заключается раскрытии понятия «информационная безопасность» и определения методов по защите информации.
Для раскрытия цели, необходимо поставить ряд задач:
1. Дать понятие правового регулирования в области безопасности информации;
2. Раскрыть особенности информации, как объекта гражданского права;
3. Проанализировать нормативно-правовые документы регулирующие обеспечение безопасности информации;
4. Описать организационно-правовые формы защиты государственной тайны.

Содержание

Введение……………………………………………………..………..3
Глава 1 Информационная безопасность
1.1. Направления информационной безопасности………..…...5
1.2.Особенности информации как объекта гражданских правоотношений………………………………..…..……..6
Глава 2 Правовые аспекты безопасности информации
2.1. Правовое регулирование в области безопасности информации………………………………………………….....11
2.2.Правовые основы защиты информации и закон о защите информации. Защита информации на предприятии…….........…..13
Глава 3. Законодательная основа в области защиты информации.
3.1. Нормативно-правовые документы регулирующие защиту информации………………………………………………...…..16
3.2 Организационно-правовые формы защиты государственной тайны……………………………………….……………………..19
Заключение…………………………………………….……….…22
Список использованной литературы……………….….….23

Вложенные файлы: 1 файл

Правовые методы защиты информации.rtf

— 220.03 Кб (Скачать файл)

     4) Использование несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну;

     5) Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации.

     Так же ст. 13.13, предусматривающая наказание за незаконную деятельность в области защиты информации. И ст. 13.14. в которой предусматривается наказание за разглашение информации с ограниченным доступом.

     Статья 183. УК РФ предусматривает наказание за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

 

3.2 Организационно-правовые формы защиты государственной тайны 

     Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.

     Понятие государственной тайны определено в Законе «О государственной тайне» как «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (ст. 2).

     Таким образом, исходя из баланса интересов государства, общества и граждан, область применения Закона ограничена определенными видами деятельности: военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной.

     Закон определил, что основным критерием является принадлежность засекречиваемых сведений государству.

     Закон также закрепил создание ряда органов в области защиты государственной тайны, в частности, межведомственной комиссии по защите государственной тайны, ввел институт должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, с одновременным возложением на них персональной ответственности за деятельность по защите государственной тайны в сфере их ведения.

     Палаты Федерального Собрания Российской Федерации:

  • осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;
  • рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;
  • определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.

     Президент Российской Федерации:

  • утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;
  • по представлению Правительства Российской Федерации утверждает состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;
  • по представлению Правительства Российской Федерации утверждает Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне и т.д.

     Правительство Российской Федерации:

  • организует исполнение Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;
  • представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;
  • представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне и т.д.

     Органы судебной власти:

  • рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
  • обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны и т.д.

     Общая организация и координация работ в стране по защите информации, обрабатываемой техническими средствами, осуществляется коллегиальным органом - Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) России при Президенте Российской Федерации, которая осуществляет контроль за обеспечением в органах государственного управления и на предприятиях, ведущих работы по оборонной и другой секретной тематики.

 

Заключение 

     В результате проведённого исследования можно сделать ряд выводов.

     Во-первых, проблемы, связанные с повышением безопасности информационной сферы, являются сложными, многоплановыми и взаимосвязанными. Они требуют постоянного, неослабевающего внимания со стороны государства и общества. Развитие информационных технологий побуждает к постоянному приложению совместных усилий по совершенствованию методов и средств, позволяющих достоверно оценивать угрозы безопасности информационной сферы и адекватно реагировать на них.

     Во-вторых, предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, циркулирующей в телекоммуникационных сетях государственного и военного управления, к информации национальных и международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью и международным терроризмом, а также в банковских сетях является важной задачей обеспечения безопасности глобальной информации. Защите информации в последнее время уделяется все большее внимание на самых различных уровнях - и государственном, и коммерческом.

     Можно выделить несколько основных задач, решение которых в информационных системах и телекоммуникационных сетях обеспечивает защиту информации.

     Это:

  • организация доступа к информации только допущенных к ней лиц;
  • подтверждение истинности информации;
  • защита от перехвата информации при передаче ее по каналам связи;
  • защита от искажений и ввода ложной информации.

 

      Список использованной литературы 

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета, 25.12.1993г.
  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ». Российская газета, №165, 29.07.2006г.
  3. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 07.03.2005). Бюллетень нормативных актов, № 2-3, 1992.
  4. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 02.11.2004). Российская газета, № 32, 08.02.1992.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 02.02.2006.).
  6. Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 16.05.2008г.). Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 1.
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 13.05.2008, с изм. от 27.05.2008). Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, №25, ст. 2954.
  8. Гмурман А.И. Информационная безопасность/ А.И. Гмурман - М.: «БИТ-М», 2007. - 387с.
  9. Конахович Г. Защита информации в телекоммуникационных системах/ Г. Конахович. - М.: МК-Пресс,2005. - 356с.
  10. Устинов Г.Н. Уязвимость и информационная безопасность телекоммуникационных технологий/ Г.Н. Устинов - М.: Радио и связь, 2006. - 342с.
  11. Экономическая информатика / под ред. П.В. Конюховского и Д.Н. Колесова. - СПб.: Питер, 2006. - 560с.

Информация о работе Правовые методы защиты информации