Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:59, курсовая работа
На наш взгляд рассматриваемая в этой работе проблема достаточно актуальна. Это объясняется тем, что уровень междуличностных отношений зачастую очень низок. Государству своим воздействием необходимо поднимать уровень общественных отношений любыми законными и допустимыми средствами, будь то правовая пропаганда, правовое воспитание детей в школе, в семье и т.д. Прежде всего, необходимо поднять уровень правосознания и правовой культуры, это ключевой момент, а вслед за этим культурный уровень междуличностных отношений, а вслед за ними и правовых, начнет подниматься сам собой.
Введение. 3
Правовые и общественные отношения. 4
Виды правовых отношений. 11
Субъекты правовых отношений. 24
Объекты правовых отношений. 33
Содержание правовых отношений. 36
Предпосылки возникновения правовых отношений. 44
Заключение. 50
Список использованных источников. 51
Обеспечительные правоотношения разграничиваются также на общерегулятивные и конкретные. В процессе своего развития обеспечительные правоотношения могут переходить от общерегулятивного состояния к конкретному. В частности, уголовные обеспечительные правоотношения возникают на общерегулятивном уровне сразу после совершения преступления, и лишь после вынесения приговора становятся конкретными. Таким образом, в ходе развития постепенно идет конкретизация содержания обеспечительных правоотношений.
Непосредственным основанием
возникновения, изменения или прекращения
обеспечительных правоотношений являются
юридические факты или
Правоприменительные правоотношения являются органической частью правореализационного процесса. В определенных ситуациях они дополняют развертывание диспозиционных и обеспечительных правоотношений, носят производный, подчиненный «чужим» интересам характер. Правоприменительные правоотношения носят ярко выраженный политико-управленческий характер, т.к. одна сторона (государственный орган) правомочна вынести решение по конкретному делу, другая сторона обязана подчиниться ему. Оно необходимо для нормального функционирования права, вызвано к жизни специально юридическими потребностями. Такое правоотношение фактически складывается каждый раз, когда обслуживает правореализацию, и когда вмешательство государства требуется для контроля, поддержки, конкретизации действия правовых норм в индивидуальных ситуациях.
Управленческое
Строго говоря, эти общественные отношения в определенной мере носят тоже управленческий характер, а значит, в классовом обществе приобретают и политическую окраску.
Однако, если правоприменительное правоотношение призвано специально юридическим образом помочь реализации правоотношений, диспозиционных и правообеспечительных (правоотношений первого и второго порядков), то процедурно-процессуальные правоотношения вызваны к жизни специально юридическими потребностями самого правоприменения как правоотношения третьего порядка.1 Они призваны создавать оптимальные условия для всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела, строгого соблюдения прав и обязанностей участников юридической процедуры, принятия законного и обоснованного решения в рамках основного правоприменительного правоотношения.
Законодатель не должен произвольно устанавливать, с помощью каких действий, например, получать доказательства, поскольку природа, внутренняя «логика» правоприменения очерчивает возможные их рамки. Но он может в этих пределах решать, быть или не быть тому или иному отношению в процессе (процедуре), на какой его стадии, в какой форме, между какими именно субъектами и т.п. Так, советской юридической общественности удалось добиться от законодателя допуска защитника на начальной стадии предварительного расследования, а в 1985 году была установлена новая протокольная форма подготовки судебного материала, установившая более упрощенный порядок производства по делам о преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК РСФСР.2 До этого в уголовном судопроизводстве не могли допускаться изъятия из общих уголовно-процессуальных правил. В связи с этим появляются уголовно-процессуальные правоотношения нового образца, новой упрощенной формы.1
Процессуально-правовые правоотношения представляют собой обязательную форму юридического существования правоприменительного отношения в любом цивилизованном государстве.
Выделяются также процессуальны
Материально-правовые отношения
выступают как субодинационно-
Отношения, не урегулированные нормами права, на первый взгляд возникают, изменяются и прекращаются по воле случая. Но действительная жизнедеятельность строится по законам человеческой психики.
Правореализационные правоотношения представляют собой отношения в процессе реализации правовых норм. Они могут быть различны по своей природе. Это и отношения в ходе исполнения обязанностей, использования субъективных прав, соблюдения запретов, осуществления полномочий. В соответствии со сферами общественной жизни выделяются экономические, социальные, политические и духовные правоотношения.
3. СУБЪЕКТЫ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.
В правовых отношениях всегда
можно выделить три взаимодействующих
элемента: субъект правоотношения,
объект правоотношения и содержание
правоотношения, которое состоит
из субъективного права и
Прежде всего, о субъекте правового отношения. Субъектом правового отношения является лицо или организация, за которым признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями.1 Право превращает участника общественных отношений в субъекта правовых отношений. Таким субъектом, по современным теоретическим воззрениям, может быть физическое лицо (индивид) и организационно оформленное коллективное образование.
В сфере частного права (гражданского, семейного, трудового, земельного и т.п.) субъекты права подразделяются на физических и юридических лиц. К физическим лицам относятся граждане, лица без гражданства, иностранные граждане. К организациям, прежде всего, относятся юридические лица, некоторые иные коллективные образования, само государство в целом (оно может выступать и в виде юридического лица в некоторых имущественных отношениях).
Далеко не все люди в прошлом признавались субъектами права, например, рабы, которые могли быть лишь объектами правовых отношений (предметом купли-продажи). В римском праве раб рассматривался как «говорящее орудие», предмет, вещь. Впрочем, там не было равенства и среди свободных.
При феодализме крепостные крестьяне тоже не были полноправными гражданами, а значит, и полноценными субъектами права. Феодальное право было правом привилегий, оно четко проводило градацию людей в зависимости от социального происхождения, званий, сословий и т.п.
Теоретические представления о субъекте правоотношения в XIX – XX веках претерпевали большие изменения, отражая динамическое развитие правовой системы.1
Понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» могут как совпадать, так и различаться. Дело в том, что, во-первых, конкретный гражданин (физическое лицо) как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правовых отношений. Во-вторых, новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами правовых отношений. В-третьих, правовые отношения не единственная форма реализации права. Нормы права могут быть реализованы и вне правовых отношений.
В любом правоотношении должно быть не менее двух субъектов (простое правоотношение), поскольку отдельный индивид не может находиться в каком-либо общественном отношении, в том числе правовом, с самим собой. Но в правоотношении возможно несколько или даже неограниченное число субъектов (сложное правоотношение). Правда, с юридической точки зрения, в таких правоотношениях легко просматриваются две противоборствующие стороны – управомоченная и правообязанная.
Можно отметить, что субъектом правоотношения может быть только человек или общность людей. Между тем в юридической литературе прошлых лет, в том числе отечественной, допускалась мысль,
что в качестве участников правоотношений могут выступать животные, например, лошадь, домашняя собака, от которых их хозяин может требовать послушания и выполнения определенных функций. В свою очередь, животные «вправе притязать» на должное обращение с ними. Однако в настоящее время подобный взгляд никем из правоведов не разделяется, хотя существуют юридические нормы, определяющие отношение человека к животным (порядок содержания, выгула, прививок и т.п.).
В юридической литературе выделяются различные виды субъектов правовых отношений. К индивидуальным субъектам относятся граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, работники дипломатических и консульских учреждений.
К коллективным субъектам принято относить само государство,
государственные органы и учреждения,
общественные объединения, государственные
и негосударственные предприятия, учреждения,
фирмы, банки; национально-государственные
образования, административно-
Понятие юридического лица имеет значение главным образом в гражданском праве, т.е. имущественных, обязательственных отношениях.
Надо иметь в виду, что не всякий коллектив людей является субъектом права, а, следовательно, субъектом правоотношения. Так семья, учебная группа, курс, кафедра, бригада и другие общности не обладают этим качеством, т.к. не характеризуются единством воли и цели, а так же внутренней организованностью.
Для того чтобы быть субъектом правоотношений, как физические, так и юридические лица должны обладать особым юридическим свойством, признанным законом. Это свойство – правосубъектность, т.е. способность (возможность) лица быть участником правоотношений. Правосубъектность юридического лица, в отличие правосубъектности физического лица, является специальной и определяется целями и задачами деятельности данной организации, закрепленными в ее уставе. Отсюда объем и содержание правосубъектности у разных организаций не одинаковы. Правосубъектность включает правоспособность, дееспособность и правовой статус. Правовой статус – это признанная Конституцией и законами совокупность естественных прав и обязанностей человека, а так же полномочий государственных органов и должностных лиц.
Правоспособность –
это способность иметь
Все люди являются правоспособными, но не в равной мере, не в одинаковом объеме. Это обусловлено, прежде всего, различиями между людьми: и по творческим способностям, и по наличию воли, и по умственному и нравственному развитию.
Разной способностью иметь политические права обладают граждане государства и иностранные граждане.11
В законодательстве ряда стран на объем правоспособности влияет
пол, а именно сохраняются
некоторые ограничения для
Еще одним условием, влияющим на правоспособность физического лица, является то, что в дореволюционной литературе называли гражданской честью. Она состоит из признания за человеком доброго имени, личного достоинства, которое принадлежит каждому гражданину, не умалившему эти свои характеристики неблаговидными поступками. Наличие гражданской чести позволяет каждому гражданину участвовать в экономической, политической и иной деятельности.
Однако умаление гражданской чести, подтвержденное судебным приговором, может ограничивать правоспособность гражданина на занятие той или иной должности, той или иной деятельностью.
В содержание
В современном цивилизованном обществе нет, и не может быть людей, не наделенных общей правоспособностью. Это важнейшая предпосылка и неотъемлемый элемент политико-юридического и социального статуса личности. Главное в правоспособности – не права, а принципиальная возможность или способность иметь их.
Впервые понятие правоспособности было сформулировано и введено в практику буржуазными кодексами XIX века (французский гражданский кодекс 1804 года и германское гражданское уложение 1896 года). К тому времени категорией правоспособности пользовалось и английское гражданское право. Как видно, рассматриваемый институт обязан своим происхождением гражданскому законодательству, однако впоследствии он приобрел более широкое значение.11