Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:48, доклад
Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему — совокупность всех правовых явлений (норм. учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать в «правовые семьи» (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.
Введение ……………………………………………………………….....
3
1. Англо-саксонская правовая система………………………………………………………………………... 5
2. Романо-германская правовая система………………………………………………………………………... 12
3. Мусульманская правовая система………………………………………………………………………... 17
4. Социалистическая правовая система………………………………………………………………………... 23
5. Система общего права…………………………………………………………………………... 26
Заключение………………………………………………………………... 28
Список используемой литературы…………………………
Под системой обычного (традиционного)
права понимается существующая в
странах экваториальной, южной Африки
и в Мадагаскаре форма
Многочисленные народности Африки имеют
свои обычаи, призванные обеспечить единство,
сплоченность социальной группы (трибы,
рода, деревни), уважение памяти предков,
связь с окружающей природой, духами, другими
сверхъестественными силами. Мифический
характер обычаев, их плюрализм (множественность),
неформализованность и разрозненность
не позволяют эффективно использовать
их для создания национальных правовых
систем по типу европейских.
Период колонизации Африки создал предпосылки
для заимствования современного законодательства,
судебной системы, но принципиально не
изменил образ правового сознания большинства
сельского населения, которое продолжает
ориентироваться на прежнюю систему ценностей.
В настоящее время лидеры независимых
африканских государств осуществляют
систематизацию действующих обычаев,
включают их в отраслевые кодексы, иные
нормативные акты, но при этом нередко
игнорируют обычаи других проживающих
в данных странах народностей, социальных
групп.
Такие же трудности возникают при создании
судебных органов власти и формировании
судебного процесса. Суд, призванный (с
точки зрения европейской правовой традиции)
решать споры между равными и независимыми
участниками, оказывается чужеродным
для трибы, клана, где каждый житель является
частью единой социальной группы, связан
с другими ее представителями и где внутренние
конфликты решаются не путем признания
права того или другого лица, а путем их
примирения. Таким образом, современное
состояние правового развития Африки
можно охарактеризовать как сложный переходный
период определения путей и способов взаимодействия
двух правовых культур: законодательно-прецедентной
европейской и обычно-правовой африканской.
Заключение
В заключение отметим, что не существует идеальной правовой модели, которая одинаково подходила бы для всех стран.
Наиболее концептуальным и точным, по всей видимости, является выделение во всем общемировом правовом многообразии четырех правовых «семей», как то сделал французский ученый Рене Давид: континентальной, или романо-германской, основанной на приоритете закона, англо-саксонской, или семьи «общего права», основанной на судебном прецеденте, все менее актуальной социалистической, которая зиждется фактически на «неправом праве», и теологической, в основе, которой представление о божественном происхождении закона (это, прежде всего, система мусульманского права, а также индусское право и обычное право Африки).
В
последнее время расширение международных
связей, как экономических, так и
политических, способствует унификации
правовых систем. Так в странах
«общего права» все большее значение
приобретает кодификация, а в
странах континентального права - наоборот
судебный прецедент. Также не трудно
увидеть, что даже принадлежность стран
к одной и той же крупной
правовой семье, отнюдь не исключает
существенных различий между национальными
правовыми системами этих стран.
В результате этого, хотя и увеличивается
круг источников права, но соотношение
их воздействия все равно
Сейчас в англо-саксонских странах идет тенденция к увеличению значения закона и подзаконных актов; в государствах континентальной Европы, наоборот, роль судебной практики и прецедента растет с каждым днем.
Кроме
того, интегрирующее действие сыграло
образование «общего рынка», который
благодаря единообразному правовому
регулированию стимулирует
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что, масштабные интеграционные процессы в современном мире придают особую актуальность сравнению и сближению различных правовых систем.
Список использованной литературы:
1. Давид Р. Основные
правовые системы
2. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. Учебное пособие / В.В.Лазарев. - М.: Инфра - М, 2004. - 403 с.
3. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я.Сухарев. - М.: НОРМА, 2004. - 840 с.
4. Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. Научное пособие / А.Х.Саидов. - Ташкент: Международные отношения, 2003. - 460 с.
5. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник / В.М.Сырых. - М.: Юстицинформ, 2006. - 704 с.
6. Марченко М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004. - 640 с.
7. Шульженко Ю.Л. Сравнительное правоведение (Основные правовые системы современности): Учебник / Ю.Л.Шульженко, А.Х.Саидов; Под ред. В.А.Туманова. - М.: Юристъ, 2006. - 704 с.