Правоотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Для того чтобы ясно представить себе механизм действия такой сложной юридической категории как правовое отношение, необходимо овладеть его теоретической базой. Это значит:
- рассмотреть понятие, признаки и виды правоотношения;
- усвоить структуру, изучить субъект, объект, а также права и субъектов правоотношения;
- уделить внимание основаниям возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и структура правоотношений 5
1.1 Понятие правовых отношений 5
1.2 Признаки правовых отношений 8
1.3 Структура правовых отношений 11
2. Виды правоотношений. Правоотношения, возникающие
в деятельности органов внутренних дел 19
2.1 Виды правоотношений 19
2.2 Правоотношения, возникающие в деятельности
органов внутренних дел 22
3. Виды и функции юридических фактов. 26
3.2 Виды юридических фактов 26
3.3 Функции юридических фактов 30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 56.96 Кб (Скачать файл)

По количеству участников правовые отношения делятся на простые (двусторонний договор) и сложные (сбор подписей за назначение референдума).

По продолжительности правоотношения делятся на моментальные (мена) и длительные (аренда).

По характеру обязанностей правоотношения подразделяются на активные и пассивные. В активных обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного (обязанность оказать услугу по договору), в пассивных, напротив, она сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения.

Виды правоотношений по субординации в правовом регулировании:

- материально-правовые — возникают на основе норм материального права: административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и др.

- процессуально-правовые — возникают на основе норм процессуального права и производны от норм материального права — административно-процессуальные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и др.

Процессуально-правовые отношения  в свою очередь делятся на процессуально-регулятивные (процесс заключения договора) и  процессуально-охранительные (уголовное производство) — типичные правоотношения по реализации юридической ответственности.

 

2.2 Правоотношения, возникающие  в деятельности

органов внутренних дел

Правоотношения органов  внутренних дел и их сотрудников  возникают, как правило, в области  публичного права, то есть являются субординационными  отношениями (власть - подчинение) - отношениями по вертикали.

Правоотношения органов  внутренних дел по сфере распространения можно классифицировать на две категории:

- внешние;

- внутренние.

Внешние правоотношения —  отношения между органами внутренних дел и гражданами, организациями, предприятиями, учреждениями, возникающие в ходе обеспечения общественного порядка и безопасности личности, общества, государства.

Внутренние правоотношения — отношения внутри системы органов  внутренних дел между:

а) службами и подразделениями  различных уровней;

б) между ними и вышестоящими должностными лицами;

в) по линии «начальник - подчиненный» в службе, подразделении.

Органы внутренних дел  могут вступать и в нетипичные для них правоотношения. Они возникают  между несоподчиненными органами и имеют, как правило, договорной характер.

Нетипичные правоотношения органов внутренних дел, возникающие в результате договора:

- договоры на охрану объектов подразделениями вневедомственной охраны МВД;

- договоры на сопровождение;

- договоры на организацию охраны общественного порядка на коммерческой основе при проведении массовых мероприятий;

- договоры, связанные с реализацией права осужденных на свободу вероисповедания в местах исполнения наказания в виде лишения свободы и др.

Виды правоотношений в  деятельности органов внутренних дел по отраслям права:

- конституционно-правовые;

- административно-правовые;

- административно-процессуальные;

- уголовно-правовые;

- уголовно-процессуальные;

- уголовно-исполнительные;

- гражданско-правовые;

- гражданско-процессуальные и др.

Виды правоотношений в  деятельности органов внутренних дел по функциям права: охранительные - основные; регулятивные.

Субъекты правоотношений системы органов МВД:

- органы внутренних дел в целом;

- органы милиции как составная часть органов внутренних дел;

- другие структурные подразделения органов внутренних дел;

- отдельные должностные лица органов внутренних дел.

Компетенция органов внутренних дел включает:

1. Полномочия (правообязанности):

а) обеспечение личной безопасности граждан;

б) упреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

в) раскрытие преступлений;

г) охрана общественного  порядка и обеспечение общественной безопасности, оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

2. Предмет ведения - главное направление деятельности, т.е. основное функциональное назначение (например, у милиции это - охрана общественного порядка).

3. Ответственность за  результаты своей работы. Деятельность органов внутренних дел определяется законами и иными нормативно-правовыми актами.

 

 

3. Виды и функции юридических  фактов

3.1 Виды юридических фактов

В основу традиционной классификации  юридических фактов положены три  взаимосвязанных признака.

Первый - «волевой» критерий, согласно которому все юридические факты подразделяются на события и действия. Действия - факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими, т.е. поступки человека, акты государственных органов и т.д. События - такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей. Например, стихийные бедствия - пожары, наводнения, землетрясения, в результате которых гибнут люди, причиняется вред их имуществу, а стало быть, возникают соответствующие правоотношения, связанные с возмещением ущерба, наследованием, страховым вознаграждением и т.д. Сами по себе указанные явления ничего юридического не содержат и автоматически никаких обязательств не порождают, но служат поводами, причинами для этого.

По второму признаку действия подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные действия соответствуют предписаниям юридических норм, в них выражается правомерное поведение. Неправомерные - противоречат правовым предписаниям, причиняют вред интересам общества и государства.

Согласно третьему признаку правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты. Поступки вызывают правовые последствия независимо от того, сознавал ли субъект их правовое значение, желал ли он наступления правовых последствий. Юридические акты - действия, прямо направленные на достижение правового результата.

Юридические факты-действия - основной, определяющий вид юридических фактов. В правовом регулировании действия выступают в разных качествах. С одной стороны, они служат основаниями возникновения, изменения, прекращения правоотношений, наступления иных правовых последствий. С другой стороны, действия выступают в роли того материального объекта, на который воздействуют правовые отношения и ради которого собственно и осуществляется все правовое регулирование. Рассмотрение действий в качестве юридических фактов, таким образом, лишь один из аспектов изучения их роли в правовом регулировании.

Юридические действия - сложный  и многоплановый объект классификации. Уложить в единую классификационную  схему разнообразные проявления деятельности субъектов права далеко не просто. В научной и учебной  литературе используется ряд делений  правомерных юридических фактов-действий: по субъекту (действия граждан, организаций, государства); по юридической направленности (юридические акты, юридические поступки, результативные действия); по отраслевой принадлежности (материально-правовые, процессуальные); по способу совершения (лично, через представителя); по способу выражения и закрепления (молчанием, жестом, документом) и др.

Существенную теоретическую  и практическую роль играет систематизация неправомерных действий. К числу важнейших классификаций можно отнести подразделения неправомерных действий: по степени общественной опасности(поступки, преступления); по субъекту (действия индивидов, организаций); по объекту (преступления против личности, преступления в сфере экономики, преступления против общественной безопасности и общественного порядка и др.);по отраслям права (уголовные, административные, гражданские, трудовые и др.); по форме вины (умышленные, неосторожные); по мотиву (хулиганские, корыстные и др.).

Юридические факты-правоотношения. Связь юридических фактов и правовых отношений имеет еще одну сторону: в механизме правового регулирования они могут «меняться местами», т.е. правоотношения способны выступать в роли юридических фактов.

Термин «факт-правоотношение»  не должен создавать впечатление, что  юридическим фактом выступает все  правоотношение в целом. Факт-правоотношение отражает правовую связь в обобщенном виде. Юридическое значение имеет, как  правило, факт существования (или отсутствия) того или иного правоотношения. Так, для получения льгот военнослужащему  необходимо находиться на действительной военной службе, для заключения брака - отсутствие другого зарегистрированного  брака и т.д.

Юридические события. Правовое регулирование не может не отражать того обстоятельства, что в жизнь объекта, в деятельность коллективов и граждан порой вторгаются факторы стихийного характера. Подобные обстоятельства учитываются, в частности, путем закрепления в законодательстве юридических фактов-событий. Юридические события самостоятельно и в сочетании с другими юридическими фактами вызывают возникновение правоотношений, влекут изменение прав и обязанностей, прекращают правоотношения.

Юридические факты-события  можно классифицировать по различным  основаниям: по происхождению – природные и зависящие в своем происхождении от человека; в зависимости от повторяемости события - уникальные и повторяющиеся; по протяженности - моментальные и протяженные во времени; по количеству участников - персональные, коллективные, массовые; последние - на события с определенным и неопределенным количеством участвующих лиц; по характеру наступивших последствий - на события обратимые и необратимые и др.

Сроки. Деятельность человека и общества протекает в пространстве и времени. Временная протяженность - важнейшая характеристика социальных явлений и процессов. По этой причине сроки - достаточно распространенная категория юридических фактов.

Сроки - такие юридические  факты, которые могут выступать  только как элементы фактического состава. Срок сам по себе, вне связи с  ситуацией, с иными юридическими фактами, никакого содержания не несет: он значим только как срок чего-либо.

Отличительная черта срока - определенность его начального и  конечного моментов. Начало течения  срока зависит от установленных  в законе юридических фактов (например, момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права). Конец срока определяется истечением некоторого количества единиц времени. Отрезок времени, не имеющий четко  фиксированных границ, не является сроком и не может использоваться как юридический факт.

Элементом срока является также сознательно избранный  масштаб (эталон, измеритель) времени. Универсальным масштабом времени  являются год, квартал, месяц, декада, неделя, день, час. Например, как указывает  ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), «Установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом  срок определяется календарной датой  или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами». Однако, как правильно отмечается рядом  авторов, в практике правового регулирования  применяются и другие эталоны  времени - срок жизни человека, срок навигации, срок доставки почтового  отправления и т.д. Как определяет та же ст. 190 ГК РФ, «Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить».

В гражданском законодательстве подобным образом регулируется порядок  определения начала и конца срока, порядок совершения действий в последний  день срока и т.д., что свидетельствует  о большом практическом значении этой категории юридических фактов в гражданском праве (ст. 190-194 ГК РФ).

 

3.2 Функции юридических фактов

Функции юридических фактов - это обобщенная характеристика их роли и задач в механизме правового  регулирования. Правовое регулирование - сложная многоплановая система, соответственно неодинаковы и функции, которые выполняют в ней юридические  факты. В зависимости от связи  с элементами правовой системы можно  выделить основную и дополнительные функции юридических фактов.

Основная функция. Главная задача, выполняемая юридическими фактами в правовом регулировании - обеспечение возникновения, изменения, прекращения правовых отношений. Каждый юридический факт вызывает либо правообразующие, либо правоизменяющие, либо правопрекращающие правовые последствия.

Правильно понять и оценить  значение указанной функции юридических  фактов можно лишь в более широком  контексте, в связи с функциями  других элементов механизма правового  регулирования. Ведущим элементом  механизма правового регулирования  выступают юридические нормы. Именно норма права содержит общую модель поведения субъектов, рассчитанную на неопределенный круг лиц и неопределенное число случаев реализации. Другим элементом механизма правового  регулирования выступает правоотношение – конкретная модель поведения для  конкретных субъектов, программа действий в определенной социально-юридической  ситуации. Юридические факты обеспечивают переход от общей модели прав и  обязанностей к конкретной. В этом - основная задача, главная функция  юридических фактов в механизме  правового регулирования. Обеспечивая  надежное возникновение, изменение, прекращение  правовых отношений, юридические факты  способствуют тем самым стабильному  и надежному функционированию всей системы правового регулирования.

Дополнительные функции. Помимо своей основной задачи, юридические факты могут быть «нагружены» рядом дополнительных функций. Так, в некоторых случаях юридические факты выполняют функцию гарантии законности. Существуют юридические факты, которые связаны с особо важными участками правового регулирования, на которых покоится повышенная ответственность за состояние законности. Имеются в виду, например, основания для отказа в приеме искового заявления (ст. 129 Гражданско-процесуального кодекса РСФСР), основания для возбуждения и прекращения уголовного дела (ст. 5, 108 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР), обстоятельства, исключающие преступность деяния (ст. 37-42 Уголовного кодекса РФ) и другие. Эти юридические факты – своего рода «ключевые точки» правового регулирования. Законное принятие искового заявления, возбуждения или прекращения уголовного дела предопределяет правомерность всех последующих действий.

Информация о работе Правоотношение