Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:29, курсовая работа
Для того чтобы ясно представить себе механизм действия такой сложной юридической категории как правовое отношение, необходимо овладеть его теоретической базой. Это значит:
- рассмотреть понятие, признаки и виды правоотношения;
- усвоить структуру, изучить субъект, объект, а также права и субъектов правоотношения;
- уделить внимание основаниям возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.
Введение 3
1. Понятие и структура правоотношений 5
1.1 Понятие правовых отношений 5
1.2 Признаки правовых отношений 8
1.3 Структура правовых отношений 11
2. Виды правоотношений. Правоотношения, возникающие
в деятельности органов внутренних дел 19
2.1 Виды правоотношений 19
2.2 Правоотношения, возникающие в деятельности
органов внутренних дел 22
3. Виды и функции юридических фактов. 26
3.2 Виды юридических фактов 26
3.3 Функции юридических фактов 30
По количеству участников правовые отношения делятся на простые (двусторонний договор) и сложные (сбор подписей за назначение референдума).
По продолжительности
По характеру обязанностей
Виды правоотношений по субординации в правовом регулировании:
- материально-правовые — возникают на основе норм материального права: административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и др.
- процессуально-правовые —
возникают на основе норм процессуального
права и производны от норм материального
права — административно-
Процессуально-правовые отношения
в свою очередь делятся на
2.2 Правоотношения, возникающие в деятельности
органов внутренних дел
Правоотношения органов внутренних дел и их сотрудников возникают, как правило, в области публичного права, то есть являются субординационными отношениями (власть - подчинение) - отношениями по вертикали.
Правоотношения органов внутренних дел по сфере распространения можно классифицировать на две категории:
- внешние;
- внутренние.
Внешние правоотношения — отношения между органами внутренних дел и гражданами, организациями, предприятиями, учреждениями, возникающие в ходе обеспечения общественного порядка и безопасности личности, общества, государства.
Внутренние правоотношения — отношения внутри системы органов внутренних дел между:
а) службами и подразделениями различных уровней;
б) между ними и вышестоящими должностными лицами;
в) по линии «начальник - подчиненный» в службе, подразделении.
Органы внутренних дел могут вступать и в нетипичные для них правоотношения. Они возникают между несоподчиненными органами и имеют, как правило, договорной характер.
Нетипичные правоотношения
- договоры на охрану объектов подразделениями вневедомственной охраны МВД;
- договоры на сопровождение;
- договоры на организацию охраны общественного порядка на коммерческой основе при проведении массовых мероприятий;
- договоры, связанные с реализацией права осужденных на свободу вероисповедания в местах исполнения наказания в виде лишения свободы и др.
Виды правоотношений в деятельности органов внутренних дел по отраслям права:
- конституционно-правовые;
- административно-правовые;
- административно-
- уголовно-правовые;
- уголовно-процессуальные;
- уголовно-исполнительные;
- гражданско-правовые;
- гражданско-процессуальные и др.
Виды правоотношений в деятельности органов внутренних дел по функциям права: охранительные - основные; регулятивные.
Субъекты правоотношений системы органов МВД:
- органы внутренних дел в целом;
- органы милиции как составная часть органов внутренних дел;
- другие структурные подразделения органов внутренних дел;
- отдельные должностные лица органов внутренних дел.
Компетенция органов внутренних дел включает:
1. Полномочия (правообязанности):
а) обеспечение личной безопасности граждан;
б) упреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
в) раскрытие преступлений;
г) охрана общественного
порядка и обеспечение
2. Предмет ведения - главное направление деятельности, т.е. основное функциональное назначение (например, у милиции это - охрана общественного порядка).
3. Ответственность за
результаты своей работы.
3. Виды и функции юридических фактов
3.1 Виды юридических фактов
В основу традиционной классификации юридических фактов положены три взаимосвязанных признака.
Первый - «волевой» критерий,
согласно которому все юридические факты
подразделяются на события и действия.
По второму признаку действия
подразделяются на правомерные и
Согласно третьему признаку правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты. Поступки вызывают правовые последствия независимо от того, сознавал ли субъект их правовое значение, желал ли он наступления правовых последствий. Юридические акты - действия, прямо направленные на достижение правового результата.
Юридические факты-действия - основной, определяющий вид юридических фактов. В правовом регулировании действия выступают в разных качествах. С одной стороны, они служат основаниями возникновения, изменения, прекращения правоотношений, наступления иных правовых последствий. С другой стороны, действия выступают в роли того материального объекта, на который воздействуют правовые отношения и ради которого собственно и осуществляется все правовое регулирование. Рассмотрение действий в качестве юридических фактов, таким образом, лишь один из аспектов изучения их роли в правовом регулировании.
Юридические действия - сложный
и многоплановый объект классификации.
Уложить в единую классификационную
схему разнообразные проявления
деятельности субъектов права далеко
не просто. В научной и учебной
литературе используется ряд делений
правомерных юридических
Существенную теоретическую и практическую роль играет систематизация неправомерных действий. К числу важнейших классификаций можно отнести подразделения неправомерных действий: по степени общественной опасности(поступки, преступления); по субъекту (действия индивидов, организаций); по объекту (преступления против личности, преступления в сфере экономики, преступления против общественной безопасности и общественного порядка и др.);по отраслям права (уголовные, административные, гражданские, трудовые и др.); по форме вины (умышленные, неосторожные); по мотиву (хулиганские, корыстные и др.).
Юридические факты-правоотношения. Связь юридических фактов и правовых отношений имеет еще одну сторону: в механизме правового регулирования они могут «меняться местами», т.е. правоотношения способны выступать в роли юридических фактов.
Термин «факт-правоотношение»
не должен создавать впечатление, что
юридическим фактом выступает все
правоотношение в целом. Факт-правоотношение
отражает правовую связь в обобщенном
виде. Юридическое значение имеет, как
правило, факт существования (или отсутствия)
того или иного правоотношения. Так,
для получения льгот
Юридические события. Правовое регулирование не может не отражать того обстоятельства, что в жизнь объекта, в деятельность коллективов и граждан порой вторгаются факторы стихийного характера. Подобные обстоятельства учитываются, в частности, путем закрепления в законодательстве юридических фактов-событий. Юридические события самостоятельно и в сочетании с другими юридическими фактами вызывают возникновение правоотношений, влекут изменение прав и обязанностей, прекращают правоотношения.
Юридические факты-события можно классифицировать по различным основаниям: по происхождению – природные и зависящие в своем происхождении от человека; в зависимости от повторяемости события - уникальные и повторяющиеся; по протяженности - моментальные и протяженные во времени; по количеству участников - персональные, коллективные, массовые; последние - на события с определенным и неопределенным количеством участвующих лиц; по характеру наступивших последствий - на события обратимые и необратимые и др.
Сроки. Деятельность человека и общества протекает в пространстве и времени. Временная протяженность - важнейшая характеристика социальных явлений и процессов. По этой причине сроки - достаточно распространенная категория юридических фактов.
Сроки - такие юридические факты, которые могут выступать только как элементы фактического состава. Срок сам по себе, вне связи с ситуацией, с иными юридическими фактами, никакого содержания не несет: он значим только как срок чего-либо.
Отличительная черта срока - определенность его начального и конечного моментов. Начало течения срока зависит от установленных в законе юридических фактов (например, момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права). Конец срока определяется истечением некоторого количества единиц времени. Отрезок времени, не имеющий четко фиксированных границ, не является сроком и не может использоваться как юридический факт.
Элементом срока является
также сознательно избранный
масштаб (эталон, измеритель) времени.
Универсальным масштабом
В гражданском законодательстве подобным образом регулируется порядок определения начала и конца срока, порядок совершения действий в последний день срока и т.д., что свидетельствует о большом практическом значении этой категории юридических фактов в гражданском праве (ст. 190-194 ГК РФ).
3.2 Функции юридических фактов
Функции юридических фактов
- это обобщенная характеристика их
роли и задач в механизме правового
регулирования. Правовое регулирование
- сложная многоплановая система,
соответственно неодинаковы и функции,
которые выполняют в ней
Основная функция. Главная задача, выполняемая юридическими фактами в правовом регулировании - обеспечение возникновения, изменения, прекращения правовых отношений. Каждый юридический факт вызывает либо правообразующие, либо правоизменяющие, либо правопрекращающие правовые последствия.
Правильно понять и оценить
значение указанной функции юридических
фактов можно лишь в более широком
контексте, в связи с функциями
других элементов механизма правового
регулирования. Ведущим элементом
механизма правового
Дополнительные функции. Помимо своей основной задачи, юридические факты могут быть «нагружены» рядом дополнительных функций. Так, в некоторых случаях юридические факты выполняют функцию гарантии законности. Существуют юридические факты, которые связаны с особо важными участками правового регулирования, на которых покоится повышенная ответственность за состояние законности. Имеются в виду, например, основания для отказа в приеме искового заявления (ст. 129 Гражданско-процесуального кодекса РСФСР), основания для возбуждения и прекращения уголовного дела (ст. 5, 108 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР), обстоятельства, исключающие преступность деяния (ст. 37-42 Уголовного кодекса РФ) и другие. Эти юридические факты – своего рода «ключевые точки» правового регулирования. Законное принятие искового заявления, возбуждения или прекращения уголовного дела предопределяет правомерность всех последующих действий.