Правоохранительная функция Прокуратуры РА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:11, контрольная работа

Краткое описание

1.Понятие функций прокуратуры РА.
2. Надзор за исполнением законов как основная функция прокуратуры
3. Рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений. Уголовное преследование
4. Координация деятельности по борьбе с преступностью

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по правоохранительным функциям прокуратуры.docx

— 39.54 Кб (Скачать файл)

·исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие;

·исполнением законов судебными  приставами;

·исполнением законов администрациями  органов и учреждений, исполняющих  наказание и применяющих назначаемые  судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных  и заключенных под стражу.

Таким образом, в зависимости от сфер правовых отношений, в которых  осуществляется деятельность прокуратуры, надзорная функция подразделяется на подфункции. Каждая из этих подфункций сохраняет все структурные части  функции, наполняя их различным содержанием.

Прокурорский надзор состоит: в наблюдении за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства;в принятии мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности. Вскрыв нарушение, прокуратура сама его не устраняет, а передает дело на рассмотрение соответствующего государственного органа или суда.

В обобщенном виде задачи прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов состоят: а) в обязательном вмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств; б) в наиболее полном использовании возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении правонарушений и, в первую очередь, преступлений; в) в активизации и совершенствовании деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка через проведение прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и в организациях; г) в более активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответственности правонарушителей вне зависимости от их должностного, имущественного положения, памятуя о том, что перед законом все равны; д) в доведении до населения и общественности через радио, телевидение, периодическую печать информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах; е) в выявлении пробелов (дефектов) действующего законодательства, потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы. При этом нижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров; ж) в повышении правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей государственных органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые действия, руководителей коммерческих организаций, предпринимателей, а также граждан, привитии им потребности точного исполнения законов. В наибольшей мере этому способствует активно осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактических мероприятий.

Необходимо отметить, что контроль за законностью возложен на различные  органы власти и управления. Прокуратура  должна не подменять другие государственные  органы, а осуществлять надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие  должностные лица (прежде всего, правоохранительных и контролирующих органов) выполняют  возложенные на них законом обязанности  по обеспечению и контролю за исполнением  законов всеми органами, организациями  и гражданами, на которых распространяется их компетенция.

Прокурорский надзор - «основная  и универсальная форма надзора  за исполнением Конституции и  законов». Кроме того, защита прав граждан  лучше обеспечивается, если они имеют  возможность по своему усмотрению обратиться с жалобой к прокурору или (и) в суд. При этом необходимо иметь  в виду, что на всех этапах прокурорской деятельности, вне зависимости от проверяемого вопроса, преследуется цель наиболее полного выявления нарушений  законов, виновных лиц, обстоятельств, способствующих правонарушающему поведению, пресечение противоправных деяний. Одна из особенностей общего надзора состоит  в преимущественно профилактическом воздействии, стремлении не допустить  перерастания правонарушений в более  общественно опасные формы.

Прокурорский надзор за исполнением  законов направлен на то, чтобы  правовые акты, издаваемые органами представительной и исполнительной власти, государственного управления, контроля, других органов, соответствовали законам, чтобы  эти законы точно и единообразно исполнялись всеми органами независимо от их подчиненности (подведомственности), должностными лицами и гражданами. Именно в этом заключается основная цельпрокурорского надзора за исполнением законов.

Актуальность осуществления прокурорского  надзора за исполнением законов  обусловливается тем, что точное исполнение законов, в особенности  органами представительной власти, органами государственного управления и контроля, правоохранительными органами, имеет  исключительно важное значение для  успешного выполнении стоящих перед  российским государством задач. В первую очередь, на этих органах лежит обязанность  претворения в жизнь законов, направленных на повышение жизненного уровня населения, развитие социальной сферы и экономики, укрепление государственности, соблюдение конституционных прав и  свобод граждан, укрепление законности и правопорядка.

3. Конституцией РА (ст.21) каждому гарантировано право судебной защиты прав и свобод. Вместе с тем сохраняются и альтернативные способы защиты нарушенных прав и нельзя не считаться с тем, что обстоятельства большинства нарушений прав и свобод человека и гражданина таковы, что не требуют применения сложной процедуры судебного разбирательства.

Органы прокуратуры полностью  открыты и доступны для обращения  граждан и организаций. Обращение  в прокуратуру не требует оплаты государственной пошлины и привлечения  высокооплачиваемых адвокатов. Более  того, в отдельных случаях прокурор сам обращается в суд в интересах  граждан и организаций, освобождает  их от значительных материальных затрат.

Исходя из содержания ст. 26 Закона о прокуратуре, на прокурора возложена прямая обязанность рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод граждан. Сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина могут поступать как от лиц, чьи права нарушены, так и от иных лиц, а также от государственных органов и различных правозащитных организаций. Важность разрешения заявлений, жалоб и иных сообщений, в которых содержатся сведения о нарушении прав и свобод человека и гражданина неразрывно связана с конституционными приоритетами, ставящими человека на первое место в системе ценностей государства и общества.

Работа с обращениями граждан  занимает большое место в деятельности прокуроров. Рассматривая и разрешая обращения, прокурор получает информацию о состоянии соблюдения прав и  свобод человека и гражданина и принимает  предусмотренные законом меры к  восстановлению нарушенных прав и свобод. Прокурор должен быть особенно нетерпим к фактам проявления бездушия к гражданам со стороны соответствующих органов и должностных лиц, к которым обратились граждане с просьбой о защите своих прав, непринятия ими мер по восстановлению нарушенных прав и свобод.

В связи с тем что многие граждане имеют слабое представление о  порядке защиты своих прав и свобод, прокуроры на личном приеме граждан, во время иных встреч с трудящимися, через средства массовой информации разъясняют им, какими правами и  свободами они обладают и как  их следует защищать, если они нарушаются. Прокуроры знакомят граждан, в частности, с процедурой судебной защиты их прав и свобод, с основаниями обращения  в другие органы по защите прав и  свобод. В то же время прокурор не должен подменять органы, в обязанности  которых входит оказание юридической  помощи населению. Круг лиц, которым  прокурор разъясняет порядок защиты прав и свобод, ограничивается только пострадавшими, т.е. теми, кому непосредственно  причинен вред нарушениям их прав и  свобод. Таким образом, сами сообщения  в этих случаях выступают поводом  для рассмотрения и проверки их, а содержащиеся в них данные о  нарушениях прав и свобод - основаниями  разрешения таких сообщений.

Жалобы в различные инстанции, исковые заявления, иные документы  от имени пострадавшего прокурором не составляются. Выполнение такого рода работы в его обязанности не входит и даже порой отрицательно сказывается  и на репутации прокурора, а в  ряде случаев на авторитете прокурорской системы в целом.

Поступающая в органы прокуратуры  информация о нарушении прав и  свобод человека и гражданина может  быть как в письменной, так и  в устной формах (с личного приема прокурора). По характеру форма обращения  может быть разнообразной: заявление, жалоба, письмо, телеграмма, сообщение  факсом и в иной форме электронной  передачи и т.п. Сообщения анонимного характера о нарушении прав и  свобод человека и гражданина рассматриваются  и проверяются лишь в случае, если в них содержится информация о  готовящемся или совершенном  преступлении.

Рассмотрение поступающих в  прокуратуру сообщений (жалоб, заявлений) позволяет прокурору установить состав правонарушения, определить меры, необходимые для пресечения фактов нарушения прав, устранения причин и условий, способствующих выявленным правонарушениям.

Закон о прокуратуре (ст. 10) обязывает  прокуроров рассматривать и разрешать  заявления, жалобы и иные обращения  граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так  и устные обращения, поступившие  в прокуратуру.

Перейдем к рассмотрению такой  функции прокуратуры, как уголовное преследование.

Законодатель в УПК РА поставил наконец точку в дискуссии о том, какую функцию осуществляет прокурор в уголовном процессе - уголовного преследования или надзора за исполнением законов. Наряду с тем, что прокурор осуществляет надзор за законностью в Республике Абхахия, неверно оспаривать и обвинительную направленность уголовно-процессуальной деятельности прокурора. Все полномочия прокурора в уголовном процессе направлены на достижение цели - обеспечить законность предварительного расследования, т.е. законность раскрытия преступления, собирания доказательств виновности подозреваемого, обвиняемого. Это принципиальное положение закреплено и в ст. 14 УПК РА: «Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, проводимых в защиту подозреваемого и обвиняемого, лежит на обвинителе».

В целях выполнения задач по обеспечению  верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и  государства прокуратура в Республике Абхазия наряду с другими направлениями своей деятельности осуществляет уголовное преследование в соответствии с задачами, установленными законодательством (п. 6 и 55 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РА, ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре).

УПК РП выводит дефиницию уголовного преследования, определяя его как процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РП). Согласно данной норме от имени государства по уголовным делам частного и частно-публичного обвинения она осуществляется не только прокурором, но также следователем и дознавателем (ч. 1 ст. 21 УПК РП). Однако основным в числе названных участников уголовного судопроизводства в осуществлении уголовного преследования является конечно же прокурор, в том числе и потому, что на него возложен надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре, ст. 37 УПК РП).

Но в каком соотношении находятся  понятия «уголовное преследование» и «поддержание обвинения»? Отождествлять  их нельзя. По сути, поддержание обвинения  в суде есть отстаивание государственным  обвинителем посредством «судоговорения» (т.е. дискуссии) обоснованной ранее (в  ходе досудебного производства) позиции  следователя (дознавателя) относительно доказанности, прежде всего так называемого  главного факта. Активное производство судебно-следственных действий («процессуальных  действий познавательного характера») выходит за рамки собственно поддержания  обвинения.

Осуществляя уголовное преследование  в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Государственный  обвинитель - поддерживающее от имени  государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры (п. 6 ст. 5 УПК РА).

Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных  процессуальным законодательством  РА и другими законами. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РА. Но следует подчеркнуть, что прокуроры не осуществляют надзор за судами. Суды при отправлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Причем обеспечение независимости суда - это бесспорно важная, но не единственная цель судебно-правовой реформы и усиление судебного контроля отнюдь не означает отмену прокурорского надзора.

Несмотря на то, что статья 75 Конституции РА находится в главе «Судебная власть», прокуратура в реалиях существующего конституционного строя не является частью судебной системы. Кроме того, наличие отдельной статьи в Конституции РА говорит об особом положении прокуратуры в государственном механизме. Судебная власть решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с правоохранительной системой и прокуратурой в частности.

Прокуратура является органом, который  в состоянии оперативно, квалифицированно и, что немаловажно, бесплатно принять  меры к защите нарушенных прав. В  отличие от суда, способного фиксировать  и устранять нарушения закона, прокуратура способна выявлять их и  пресекать.

Таким образом, уголовное преследование - важное ненадзорное направление деятельности органов прокуратуры РА.

4. Это направление деятельности прокуратуры - координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью - состоит в обеспечении согласованности взаимодействия соответствующих государственных структур, специально наделенных полномочиями к сфере противодействия преступности.

Предметом координации является упорядочение, оптимизация взаимодействия правоохранительных органов при выполнении их общей задачи, осуществляемой посредством присущих каждому из этих органов правовых, организационных, информационных и иных средств, форм и методов.

Информация о работе Правоохранительная функция Прокуратуры РА