Правоохранительные органы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 22:44, лекция

Краткое описание

Конституционный Суд Рф.
Конституционные суды республик РФ.
Суды общей юрисдикции.
Министерство юстиции РФ.
Прокуратура РФ.
Органы внутренних дел.
Адвокатура.
Министерство внутренних дел РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Правоохранительные органы.docx

— 53.29 Кб (Скачать файл)

Правоохранительные органы РФ

Правоохранительные органы

Цели и задачи

Функции

Структура

Полномочия

Правовая основа в деятельности

Требования к кандидатам

Конституционный Суд Р

Основной задачей Конституционного Суда Российской Федерации является осуществление конституционного контроля. 

Первая и в принципе основная функция Конституционного Суда — проверка соответствия Конституции РФ

Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В состав одной и той же палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда.

Конституционный Суд имеет широкие полномочия. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствиии Конституции РФ:

а) ФЗ, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Гос. Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов гос. власти РФ и совместному ведению органов гос. власти РФ и органов гос. власти ее субъектов;

в) договоров между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов, договоров между органами гос. власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами гос. власти;

б) между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов;

в) между высшими гос. органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает  с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и ФКЗ; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов, если эти права не противоречат его юрид. природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Регламент Конституционного Суда Российской Федерации

1) имеющий высшее юридическое образование;

2) не имеющий или не имевший  судимости либо уголовное преследование  в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Конституционные суды республик РФ

Основной задачей Конституционного Суда субъекта Российской Федерации является осуществление конституционного контроля. 

Рассматривает вопросы соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

помогает сбалансировать недостаток профессионализма и компетентности, компетентности, который наблюдается у периодически переизбираемых органов представительной и исполнительной власти (особенно в первый период после выборов). Деятельность данного суда делает конституционное правосудие более доступным, помогает более эффективно и быстро решать постоянно возникаю- щие политические проблемы, гасить политические конфликты между ветвями власти

Численный состав конституционных (уставных) судов, как правило, небольшой и варьируется в пределах 5-9 судей. Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штаты аппарата устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Федерации. Работники аппарата являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

1) контроль за конституционностью правовых актов республики, ее договора

с РФ и другими субъектами Федерации, а также международных договоров;

2) официальное толкование  конституции республики;

3) разрешение споров о  компетенции между органами государственной  власти

республики; между ними и органами местного самоуправления; между органами

местного самоуправления;

4) защита конституционных  прав и свобод граждан по  их жалобам и запросам

судов о неконституционности закона республики, примененного или подлежащего

применению в конкретном деле;

5) контроль за решением парламента о назначении референдума (Кабардино-

Балкария);

6) контроль за конституционностью политических партий и иных

общественных объединений (Ингушетия); разрешение конституционно-правовых

споров между общественными организациями и государственными органами;

7) защита конституции  республики от нарушения ее  высшими должностными

лицами, а в некоторых случаях - другими должностными лицами и судьями;

участие в процедуре подтверждения стойкой неспособности президента по

состоянию здоровья выполнять свои функции;

8) защита конституции  от нарушения ее парламентом  республики путем дачи

заключения, служащего основанием для решения вопроса о роспуске парламента

(Ингушетия, Кабардино-Балкария);

9) дача заключений о  соответствии конституции республики  действующих на

ее территории законов, других нормативных актов и международных договоров

республики, о нарушении республиканского суверенитета федеральными органами

государственной власти и управления (Дагестан);

10) участие в законодательном  процессе республики (осуществление  права

на законодательную инициативу);

11) иные полномочия, предусмотренные  конституцией и законами субъектов

РФ (участие в процедуре принятия присяги высшим должностным лицом

республики, право направлять послания законодательному органу, принимать

регламент).

Регламент Конституционных судов субъектов  Российской Федерации

1 Мировым судьей может быть  гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий  высшее юридическое образование, стаж работы по юридической  профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его  поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ, на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.

Суды общей юрисдикции

1)изучает, обобщает судебную практику  и в целях обеспечения ее  единства дает судам общей  юрисдикции разъяснения по вопросам  применения законодательства Российской  Федерации;

2) разрешает  в пределах своей компетенции  вопросы, связанные с международными  договорами Российской Федерации;

3) публикует  судебные акты Верховного Суда  Российской  Федерации, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности  Верховного Суда Российской  Федерации в соответствии с федеральными законами;

4) осуществляет  иные полномочия в соответствии  с федеральными конституционными  законами и федеральными законами.

• рассматривает по первой инстанции наиболее сложные и важные уголовные и гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции; 
             • проверяет законность и обоснованность приговоров, определений, решений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке кассации и надзора; 
          • дает разъяснения по вопросам судебной практики в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Указанные постановления не имеют статуса нормативно-правовых актов, однако обязательны для исполнения всеми судами общей юрисдикции; 
 
• обладает правом законодательной инициативы, а также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.-  является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; 
 
- осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды; 
 
-  в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции; 
 
-  является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск; 
 
-  дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом

Верховный суд Российской Федерации

Суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации

Мировые суды,  Военные суды, Высший

Компетенция Верховного Суда РФ (его полномочия) при обобщенной характеристике определяется, прежде всего тем, что Верховный Суд, осуществляя судебный надзор в соответствии с нормами действующих УПК РФ и ГПК РФ, рассматривает надзорные жалобы и надзорные представления прокурора на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления нижестоящих судов, а также на решения, приговоры, определения и постановления судебных коллегий Верховного Суда РФ;  
 
-  рассматривает заключения Генерального прокурора РФ и его заместителей о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Он рассматривает в пределах своей компетенции как суд второй инстанции кассационные и частные жалобы, кассационные представления прокурора на решения, приговоры, определения и постановления, которые не вступили в законную силу и вынесены верховными судами республик, краевыми, областными и равными им судами, а также судебными коллегиями Верховного Суда РФ.

 

    Регламент Верховного  суда Российской Федерации

    Инструкция по  делопроизводству

    Перечень законов, регламентирующих деятельность  суда

1) имеющий высшее юридическое образование;

2) не имеющий или не имевший  судимости либо уголовное преследование  в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Министерство юстиции РФ

- участие в правовом обеспечении  нормотворческой деятельности Прези-| дента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

-  проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых | органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

-  государственная регистрация ведомственных нормативных актов цен-| тральных органов федеральной исполнительной власти;

-  государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского | состояния, прав на недвижимость и сделок с ней;

- регулирование сферы  правового обслуживания;

- обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;

- контроль за исполнением законодательства;

- обеспечение установленного  порядка деятельности судов;

- обеспечение исполнения  уголовных наказаний;

- осуществление исполнительной  деятельности;

- правовая информатизация;

-  развитие судебно-экспертных, научных и. образовательных учреждений юстиции;

- участие в международно-правовой  охране прав и законных интересов  граждан;

-  руководство системой органов и учреждений юстиции, обеспечение кадрами органов, учреждений и организаций юстиции.

 

 координирует нормотворческую  деятельность федеральных органов  исполнительной власти;

- проводит юридическую  экспертизу проектов законодательных  и иных нормативных правовых  актов, вносимых федеральными органами  исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

-   проводит юридическую  экспертизу нормативных  правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

-  осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организации или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

-  осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, и при необходимости запрашивает нормативные правовые акты в целях их государственной регистрации;

-  осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им  нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

-  обобщает практику государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих

правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации соответствующую информацию, в том числе о нормативных правовых актах, в государственной регистрации которых было отказано;

- представляет в Правительство  Российской Федерации предложения  об отмене или приостановлении  действия нормативных правовых  актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции РФ, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации;

-  изучает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере юстиции, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по его совершенствованию;

-  осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

- ведет государственный  реестр нормативных правовых  актов федеральных органов исполнительной власти;

-    ведет   контрольные   экземпляры    нормативных   правовых   актов федеральных  органов  исполнительной  власти,  организует деятельность своих территориальных органов по ведению контрольных экземпляров нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

- участвует в работе  по ведению общеправового классификатора отраслей законодательства Российской Федерации;

- участвует в подготовке  Свода законов Российской Федерации.

Структурными подразделениями Министерства юстиции России являются девять департаментов по основным направлениям деятельности (в состав которых могут входить различные отделы), а также федеральные службы.

Следственный департамент

Департамент государственной службы и кадров

Департамент информационных технологий, связи и защиты информации

Договорно-правовой департамент

Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций

Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий

Организационно-аналитический департамент

Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации

осуществляет государственную регистрацию общероссийских и международных общественных объединений, отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, а также юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

-  осуществляет государственную регистрацию централизованных религиозных  организаций,  имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными  организациями,   а  также   представительств   иностранных религиозных организаций;

-  осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям, а также за соблюдением религиозными организациями положений уставов, касающихся целей и порядка их деятельности. Минюст РФ направляет в руководящие органы общественных объединений и религиозных организаций запросы о предоставлении их распорядительных документов; направляет своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых общественными объединениями и религиозными организациями.

Правовое положение министерства юстиции РФ регламентируется рядом правовых актов, а именно: Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации», Положением о министерстве юстиций Российской Федерации от 4 ноября 1993 года № 1187, Постановлением правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 года № 1177 «Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации», а также иными нормативными актами.

1) имеющий высшее юридическое  образование;

2) не имеющий или не имевший  судимости либо уголовное преследование  в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Прокуратура РФ

Главная цель прокуратуры — последовательная и решительная борьба с любыми нарушениями законности.

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

В систему органов прокуратуры РФ входит также Следственный комитет при прокуратуре РФ, который включает в себя следующие структурные подразделения:

– главное следственное управления Следственного комитета при прокуратуре РФ;

– следственные управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ;

– следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам.

Кроме того, в состав Следственного комитета при прокуратуре РФ входят следственные управления (отделы) при военных и специализированных прокуратурах.

Прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. 

На управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах возложены следующие полномочия:

1) координация деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью;

2) надзор за исполнением законов федеральными органами, находящимися в пределах федерального округа, органами контроля, их должностными лицами;

3) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, органами контроля, их должностными лицами;

4) надзор за исполнением законов федеральными органами в округах, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, региональными отделами следственного комитета при МВД России;

5) расследование уголовных дел о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях.

ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»

1) имеющий высшее юридическое образование;

2) не имеющий или не имевший  судимости либо уголовное преследование  в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Органы внутренних дел

Основные задачи:

- разработка и принятие  в пределах своей компетенции  мер по защите прав и свобод  человека и

гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и

общественной безопасности;

- организация и осуществление  мер по предупреждению и пресечению  преступлений и административных

правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;

- руководство органами  внутренних дел и внутренними  войсками в целях выполнения  возложенных на них

задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;

- совершенствование нормативной  правовой основы деятельности  органов внутренних дел и внутренних

войск, обеспечение законности в их деятельности и некоторые другие.

борьба с противоправными посягательствами на жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан, а также интересы предприятий, учреждений и организаций; организация и проведение профилактики правонарушений; охрана общественного порядка, обеспечение правомерного поведения людей в общественных местах, обеспечение необходимых условий для труда и отдыха граждан в общественных местах, населенных пунктах; обеспечение общественной безопасности, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, правил пользования материалами, веществами и предметами, подпадающими под лицензионно-разрешительную систему; осуществление надзора за соблюдением актов, регулирующих общественный порядок и общественную безопасность; осуществление дознания и следствия в пределах определенной законом компетенции; осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания в России; осуществление деятельности, связанной с вопросами гражданства России; осуществление охраны объектов коллективной и государственной собственности и личного имущества граждан по договорам; обеспечение наряду с другими органами государства режима чрезвычайного положения.

Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Основными структурными звеньями этой системы являются министерства внутренних дел (МВД)

республик, главные управления внутренних дел (ГУВД) и управления внутренних дел (УВД) краев,

областей и других субъектов Российской Федерации.

В последнее время из числа подразделений, входящих в структуру МВД РФ, сформированы: служба

криминальной милиции, служба общественной безопасности, служба тыла и миграционная служба,

возглавляют которые заместители министра.

В службу криминальной милиции входят: Главное управление уголовного розыска (ГУУР), Главное

управление по экономическим преступлениям (ГУЭП), Главное управление по незаконному обороту

наркотиков (ГУНОН), Главное управление по организованной преступности (ГУОП) и некоторые другие

подразделения.

В службу общественной безопасности входят: Главное управление обеспечения общественного порядка

(ГУООП), Главное управление  внутренних дел на транспорте  и по спецперевозкам (ГУВДТиС), Главное

управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГУГИБДД), Главное

управление внутренних дел на режимных объектах (ГУВДРО), Главное управление вневедомственной

охраны (ГУВО), Паспортно-визовое управление и др.

В службу тыла входят: Главное управление материально-технического обеспечения (ГУМТО), Финансово-

экономический департамент (ФЭД), Медицинское управление, Управление организации капитального

строительства и др.

1) защита личности, общества, государства  от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение  преступлений и административных  правонарушений;

3) выявление и раскрытие  преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам  об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка  в общественных местах;

7) обеспечение безопасности  дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и  объектов, в том числе на договорной  основе;

11) государственная защита  потерпевших, свидетелей и иных  участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных  лиц правоохранительных и контролирующих  органов, а также других защищаемых  лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической  деятельности.

Конституция Российской Федерации, Федеральные законы,

акты Государственной Думы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и

распоряжения Правительства Российской Федерации, принципы и нормы международного права,

международные договоры Российской Федерации, Положение о Министерстве внутренних дел Российской

Федерации, а также приказы, инструкции и другие нормативные акты МВД РФ.

1) имеющий высшее юридическое образование;

2) не имеющий или не имевший  судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Адвокатура

содействия охране прав и законных интересов всех физических и юридических лиц, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, свободам, чести и достоинству других лиц

дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, устных и письменных справок по действующему законодательству;

осуществление представительства в судах и других государственных органах по гражданским и административным делам;

составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;

участие адвокатов при производстве дознания и предварительного следствия, в суде по уголовным делам в качестве защитников подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков;

оказание правовой помощи трудовым коллективам и другим органам, ведущим борьбу с правонарушениями;

участие в правовой пропаганде и разъяснении законодательства населению.

Согласно части 1 ст. 20 Закона об адвокатуре формами адвокатских образований являются:

адвокатский кабинет;

коллегия адвокатов;

адвокатское бюро;

юридическая консультация.

Участие адвоката в уголовном судопроизводстве — важная форма адвокатской деятельности. Общество заинтересовано в том, чтобы ни один гражданин не был привлечен к уголовной ответственности и осужден без достаточных оснований. Закон, как отмечалось выше, предусматривает обеспечение подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, подсудимым права на защиту. И оно в значительной мере реализуется адвокатами, которым для этого предоставлены достаточно широкие возможности. В частности, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает широкий круг прав, предоставляемых адвокату-защитнику как при судебном рассмотрении (в стадиях судебного разбирательства и последующей проверки законности и обоснованности вынесенных по конкретному делу приговоров), так и на предварительном следствии или при производстве дознания.

Права такого рода постоянно совершенствуются. Например, в мае 1992 г. в УПК были внесены существенные поправки, в соответствии с которыми адвокаты-защитники стали допускаться к участию в деле с момента задержания подозреваемого, заключения под стражу или предъявления обвинения. При этом они могут знакомиться с протоколом задержания или постановлением об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (ареста), иметь свидания с подзащитным без ограничения их числа и продолжительности, участвовать в его допросах и т.д. Тогда же в УПК были включены положения о праве защитника приносить жалобы на неправомерность ареста лица, которое он защищает, или продления срока такого ареста.

Во многих случаях, определенных в УПК, привлекаемое к уголовной ответственности лицо обязательно должно иметь защитника. Если этот гражданин или его родственники почему-либо не проявляют инициативу по приглашению адвоката, то он должен быть назначен по предложению следователя, прокурора либо судьи. Такой адвокат пользуется теми же правами, что и адвокат, приглашенный обвиняемым или его родственниками. Его труд должен полностью оплачиваться за счет средств государственного бюджета.

Адвокат, участвующий в рассмотрении уголовных дел, обязан использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность, и оказывать обвиняемому необходимую юридическую помощь.

При рассмотрении уголовного дела адвокат может участвовать в деле в качестве не только защитника обвиняемого, но и представителя интересов потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика.

Адвокат принимает также участие в разбирательстве гражданских дел в качестве представителя истца, ответчика и третьих лиц.

Федеральный закон РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»

1) имеющий высшее юридическое образование;

2) не имеющий или не имевший  судимости либо уголовное преследование  в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Министерство внутренних дел РФ

1) разработка общей стратегии  государственной политики в установленной  сфере деятельности; 2) совершенствование  нормативно-правового регулирования  в установленной сфере деятельности; 3) обеспечение в пределах своих  полномочии защиты прав и свобод  человека и гражданина; 4) организация  в пределах своих полномочий  предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а так же предупреждения и  пресечения административных правонарушений; 5) обеспечение охраны общественного порядка; 6) обеспечение безопасности дорожного движения; 7) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия; 8) организация в соответствии с законодательством РФ государственной охраны имущества и организаций; 9) управление органами внутренних дел Российской Федерации (органы внутренних дел) и внутренними войсками МВД России, организация их деятельности.

организации и непосредственному осуществлению оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности;

•  производству дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;

• обеспечению реализации мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, проведению проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

• организации и осуществлению розыска лиц, совершивших преступления, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, призыва на военную службу, без вести пропавших и иных лиц, идентификацию неопознанных трупов, а также розыск похищенного имущества;

•  осуществлению мер по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, незаконными вооруженными формированиями;

• участию в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, охране государственной границы Российской Федерации, обеспечению безопасности Российской Федерации, безопасности представительств иностранных государств на территории Российской Федерации, защите в системе Министерства сведений, составляющих государственную тайну;

• обеспечению исполнения уголовных наказаний и административных взысканий, решений судов о принудительном лечении хронических алкоголиков и наркоманов, содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, а также их охране, этапированию и конвоированию;

•  обеспечению охраны важных государственных объектов и специальных грузов, особо важных и режимных объектов, имущества юридических и физических лиц по договорам, содействию предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по обеспечению их имущественной безопасности, а также личной безопасности их работников;

•  организации деятельности органов внутренних дел по выдаче (аннулированию) специальных разрешений (лицензий) на занятие видами деятельности, производствами, работами (оказание услуг), подлежащими лицензированию в системе Министерства, а также по контролю за осуществлением этих видов деятельности, производств, работ (услуг) и другие полномочия;

В свою очередь, органы внутренних дел МВД России образуют свою систему. В нее входят:

•  центральный аппарат Министерства внутренних дел Российской Федерации;

• главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам;

•  министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов РФ;

•  линейные управления внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

41,2

• управления внутренних дел на особо важных и режимных объектах;

• районные, городские органы внутренних дел;

• экспертно-криминалистические учреждения МВД России;

• учебные и научно-исследовательские учреждения МВД России.

В единую централизованную систему МВД России входят (подробнее - на сайте МВД):

  1. органы внутренних дел, включающие в себя полицию;
  2. внутренние войска;
  3. организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

Состав органов внутренних дел:

  1. центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России);
  2. территориальные органы МВД России;
  3. образовательные учреждения;
  4. научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России;
  5. окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России;
  6. представительства МВД России за рубежом;
  7. иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

1) формирует на основе анализа  и прогнозирования состояния  правопорядка, общественной безопасности  и миграционных процессов основные  направления государственной политики  в установленной сфере деятельности; 2) разрабатывает и осуществляет  меры по реализации государственной  политики в установленной сфере  деятельности; 3) разрабатывает и  представляет в установленном  порядке Президенту и в Правительство  РФ проекты федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  Президента и Правительства РФ, а также подготавливает другие  документы, по которым требуется  решение Президента или Правительства  РФ, по вопросам, относящимся к  установленной сфере деятельности  МВД РФ; 4) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ; 5) определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск и руководит их деятельностью; 6) обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, внутренних войск и Федеральной миграционной службы (ФМС России); 7) участвует в формировании федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности; 8) подготавливает по поручению Президента и Правительства РФ проекты отзывов и заключении на проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; 9) организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ: оперативно-розыскную деятельность; производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам; экспертно-криминалистическую деятельность; розыск лиц и похищенного имущества; контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, за сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами, а также за соблюдением указанными юридическими лицами законодательств РФ об оружии; выдачу гражданам и организациям лицензии на приобретение оружия и патронов к нему, разрешении на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с территории Российской Федерации; лицензирование отдельных видов деятельности; выдачу разрешений на приобретение, хранение, перевозку автомобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения, а также на их транзит в случае перевозки указанными видами транспорта; контроль частной детективной и охранной деятельности на территории Российской Федерации, а также деятельности ведомственной охраны; 10) участвует в формировании и реализации основных направлении обеспечения безопасности дорожного движения; разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; 11) обеспечивает охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам; обеспечивает совместно с ФСБ РФ охрану дипломатических представительств и консульских учреждений на территории Российской Федерации; 12) организует производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск; 13) обеспечивает в соответствии с законодательством РФ государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких; 14) разрабатывает и проводит мероприятия по совершенствованию охраны общественного порядка на территории Российской Федерации; 15) обеспечивает в соответствии с законодательством РФ проведение государственной дактилоскопической регистрации; 16) участвует в обеспечении режима чрезвычайного положения и режима военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, а также в проведении мероприятии военного времени и мероприятии в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации; 17) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе МВД РФ, а также контролирует и координирует деятельность ФМС РФ по мобилизационной подготовке и мобилизации; 18) участвует в организации территориальной обороны Российской Федерации; организует совместные действия с Вооруженными силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами по осуществлению обороны Российской Федерации; 19) обеспечивает выполнение мероприятии гражданской обороны, повышение устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время; участвует в выполнении мероприятий гражданской обороны и повышении устойчивости работы ФМС РФ в условиях военного времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время; 20) участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; организует и осуществляет в установленном порядке учет военнообязанных сотрудников; 21) организует специальные и воинские перевозки в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решении Правительства РФ и межведомственных соглашений — в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти; 22) организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Президента и Правительства РФ, а также интересов МВД РФ; 23) участвует в работе по стандартизации, метрологии и сертификации; 24) обеспечивает проведение федеральных государственных статистических наблюдений в установленной сфере деятельности в соответствии с официальной статистической методологией; 25) организует кадровое обеспечение системы МВД РФ, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; разрабатывает и реализует меры по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы МВД РФ; принимает участие в разработке и реализации программ кадрового обеспечения, а также в осуществлении подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки кадров ФМС России[3]; 26) разрабатывает и осуществляет профилактические, лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников и военнослужащих, членов их семей, федеральных государственных служащих, работников и пенсионеров системы МВД и ФМС РФ, а также лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства РФ возложено на МВД РФ; 27) обеспечивает в системе МВД РФ собственную безопасность и защиту сведении, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также собственную безопасность в ФМС РФ, участвует в защите сведении, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в ФМС России; 28) организует централизованное обеспечение органов внутренних дел и внутренних войск боевой, специальной и шифровальной техникой, вооружением, боеприпасами и другими материально-техническими средствами, а также финансовыми средствами за счет федерального бюджета; разрабатывает и реализует меры по укреплению и развитию материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск; принимает участие в организации и развитии материально-технической базы ФМС России; 29) обеспечивает проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнении работ, оказании услуг для нужд МВД РФ; 30) обеспечивает внедрение достижении науки, техники и положительного опыта в деятельность органов внутренних дел и внутренних войск, а также развитие связи и автоматизированного управления в системе МВД России; 31) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ.

Деятельность Министерства внутренних дел регламентируется Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248).

1) имеющий высшее юридическое образование;

2) не имеющий или не имевший  судимости либо уголовное преследование  в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.



 


Информация о работе Правоохранительные органы РФ