Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 11:20, курсовая работа
Кардинальное преобразование нашего общества, люди чаще всего
связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, правами
человека. Но как возникло право? Что такое право? Этим вопросом задавались люди с древних времен. Ведущие школы права всегда стремились дать свое понимание права, подчеркнуть его ведущие черты и отличительные особенности. В разные исторические эпохи менялось представление о праве.
Введение…………………………………………………………………………..4
1. Теоретические основы правопонимания в юриспруденции………………5
2. Нравственная концепция права……………………………………………9
3. Нормативистская и социологическая теории……………………………..15
4. Интегративная концепция……………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………...................................
Право настолько сложный социальный феномен, что все попытки сформулировать сколько-нибудь адекватное ему определение заведомо обречены на неудачу. Общеизвестно, что на это обращал внимание еще выдающийся немецкий философ И. Кант. Рассуждая по вопросу, что такое право, он писал: "Этот вопрос может так же смутить правоведа... как пресловутый вопрос "Что есть истина?", обращенный к учителям логики". [14]
Известный русский правовед конца XIX - начала XX в. Н.Н. Алексеев отмечал: что "Юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще". [15] На обостряющийся сложный онтологический характер права указывает наблюдение, сделанное Р.А. Ромашовым: "Современный мир представляет собой сложное социально-культурное и политико-правовое образование, эволюционирующее под воздействием разнонаправленных тенденций: глобализации и локализации; самосохранения и саморазрушения (энтропии)... Право в условиях диалога культур выходит за рамки национальных правовых систем и приобретает качественные характеристики элемента общецивилизационной культуры". [16] Данные объективные обстоятельства еще более усложняют понимание права и делают практически невозможным сформулировать его универсальное определение. Поэтому попытки "вогнать" право в рамки словесно-логической формы его выражения сопоставимы со стремлением уместить Вселенную в спичечном коробке. Вместе с тем попытки ученых создать определение права не должны предаваться забвению. Их усилия заслуживают всяческого уважения, а сформулированные определения - внимательного изучения. Достижения в этой сфере - яркие свидетельства величайшего теоретико-методологического и словесно-образного мастерства ученых-исследователей.
Создаваемые определения права должны быть максимально корректными к позициям представителей других типов правопонимания, а их содержание должно оставлять место для научных сомнений и открытого диалога. Заслуживающим внимания в этом смысле можно признать понимание права, предложенное В.Н. Карташовым. По его мнению, право раскрывается как "система общеобязательных нормативно-правовых предписаний, обеспеченных мерами государственного и иного воздействия, внешне выраженных в нормативных правовых актах, договорах и других формально-юридических источниках, отражающих идею и состояние свободы и ответственности, справедливость и равенство, гуманизм и общественный порядок, служащих особым, юстициабельным регулятором поведения людей и организаций". [13] Данное определение признает нормативистско-позитивистские традиции правопонимания, уважительно относится к ценностям естественно-правовой школы, не отрицает философского понимания права.
Интегративное понимание права в значительной степени способно устранять конфликтность между различными типами правопонимания в теоретико-методологическом аспекте и расширять возможности для эффективной правовой регламентации и защиты наиболее важных сфер общественной жизни в прикладном значении за счет широкого понимания формально-юридических источников права. Это подтверждается позицией В.В. Ершова: "Интегративное (интегральное) понимание российского права трактует право как систему, включающую в себя как нормативные правовые акты, содержащие нормы права, так и иные формы права, прежде всего основополагающие (фундаментальные) принципы права, нормативные правовые договоры, содержащие нормы права, а также обычаи, содержащие нормы права". [17]
При рассмотрении интегративной концепции понимания права нельзя игнорировать величайшее наследие в этой области П.А. Сорокина, вклад которого исследовал В.Г. Графский. Ученый-исследователь пишет, что "обозревая возможные социальные проявления права, Сорокин конструирует его комплексную обобщающую характеристику и сводит ее к трем основным измерениям: право как правило поведения; как правила и нормы, в виде правовых убеждений; как правовые убеждения, реализованные и объективированные в источниках права, различных институтах политической организации общества". [8] Продолжая анализ интегрального правопознания, В.Г. Графский отмечает, что "обращаясь к этой же теме, Б.А. Кистяковский в свое время сетовал: право предстает перед современным правоведением явлением весьма многоаспектным - государственно-повелительным, социальным, психическим, нормативным, а также совокупностью правоотношений, а между тем цельное знание о праве, к сожалению, мало разрабатывается. Право в своем эмпирическом существовании связано с самыми различными областями явлений. Задача не в том, чтобы слить эти элементы воедино, но чтобы более строго, тщательно и детально расчленить различные составные части и направления научного познания права. Только этим путем можно подготовить почву для заключительного синтеза, который должен привести к цельному и полному знанию о праве".
Правовая доктрина оказалась весьма плодовита на изучение права в отдельных его аспектах и сумела подготовить добротную почву для оформления целостного представления о праве и его сущности. Полагаем, что адекватным подходом к проблеме современного понимания права видится интегративная концепция, позволяющая учитывать достижения имеющихся типов правопонимания, снимать конфликтность между ними, воспринимать право разносторонне и комплексно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Право – это юридический инструмент,
связанный с государством и состоящий
из целой системы норм, институтов и отраслей.
Право выступает
средством регулирования общественных
отношений, защиты существующего общественного
строя, обновления общества, фактором
его прогресса, решения глобальных проблем
современности, определения меры свободы
личности в обществе и утверждения нравственных
начал в общественной жизни.
Правопонимание
является ключевым аспектом всей проблематики
современной теории права. От того, какой
концепции права придерживается исследователь,
на каких методологических позициях он
стоит, зависят и его дальнейшие теоретические
построения, касаются ли они вопросов
источников права или природы прав человека,
суверенитета народа или существования
гражданского общества, системы права
или правовой системы.
Основными
концепциями права являются естественно-правовая,
историческая, нормативистская, материалистическая,
психологическая, социологическая.
В эпоху
постметафизического мышления, когда
поиск предельных оснований достоверного
знания многими исследователями признается
безнадежным предприятием, невозможно
претендовать на абсолютное определение
права. Кроме того, процессы глобализации,
правовой универсализации и развития
новейших технологий передачи и обработки
информации, оказывают колоссальнейшее
влияние на формирование тенденций развития
права, а, следовательно, и типов правопонимания.
Существующие тенденции правопонимания
показывают, что основной вектор развития
правовой мысли, по крайней мере, в первой
половине ХХI века, будет направлен в сторону
создания интегративной концепции права
на основе коммуникативного подхода.
Список используемых источников: