Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 09:57, курсовая работа
Правовое сознание способствует осознанию гражданином цели юридически значимого поведения, является определяющим источником этого сознания, и кроме того, именно правосознание оно помогает личности увидеть вариативность средств достижения целей юридически значимого поведения и осуществить выбор конкретного средства из множества. В период современного развития общества обязательным условием воспитания личности и её деятельности в юридической действительности выступают знания субъектов об оценке его поступков со стороны государства и общества, а так же непосредственно уровень его правосознания. Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена потребностью полного и всестороннего рассмотрения правового сознания общества и личности современной, меняющейся России.
Введение 3
1. Понятие и сущность правосознания 5
2. Структура и функции правосознания 10
3. Виды и уровни правосознания 15
4. Современное правосознание российских граждан 20
Заключение 25
Библиографический список 27
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное
высшего профессионального образования
«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
имени П.А. СТОЛЫПИНА»
КАФЕДРА _________________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Теория государства и права
на тему: Правосознание
Выполнил:
Студент 6 курса, ____ группы,
заочной формы обучения,
специальности юриспруденция,
(подпись, инициалы, фамилия)
Саратов 2013 г.
Введение 3
1. Понятие и сущность правосознания 5
2. Структура и функции правосознания 10
3. Виды и уровни правосознания 15
4. Современное правосознание российских граждан 20
Заключение 25
Библиографический список 27
В вопросе эффективности действия права важная роль принадлежит субъективному восприятию, с учетом объективных условий жизни общества. Среди субъективных условий особое место занимает правосознание в целом, правосознание различных социальных групп и индивидуальное правосознание.
Известно, что правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной только тогда, когда в этих процессах приоритетное место занимает сознательное, организующее творчество. В связи с этим особую важность приобретает ответ на вопрос: в какой степени осмысленное, осознанное отношение общества и индивидов к праву ведет к правовому состоянию общества, в какой степени эмоциональное отношение влияет на проявляемое правомерное поведение? Анализ сознательных процессов в обозначенных сферах деятельности формирует интерес к теме правосознания.
Правовое сознание способствует осознанию гражданином цели юридически значимого поведения, является определяющим источником этого сознания, и кроме того, именно правосознание оно помогает личности увидеть вариативность средств достижения целей юридически значимого поведения и осуществить выбор конкретного средства из множества. В период современного развития общества обязательным условием воспитания личности и её деятельности в юридической действительности выступают знания субъектов об оценке его поступков со стороны государства и общества, а так же непосредственно уровень его правосознания. Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена потребностью полного и всестороннего рассмотрения правового сознания общества и личности современной, меняющейся России.
Следует отметить, что разработкой проблемы правосознания занимались такие ученые, как: Л.И. Петражицкий, Н.Л. Гранат, Р.С. Байниязов, И.Е. Фарбер, В.И. Каминская, Т.В. Синюкова и др.
Целью исследования является научное осмысление категории «правосознание» и анализ правового сознания применительно к современной российской действительности.
Исходя из поставленной цели, нами выделены следующие задачи исследования:
- раскрыть сущность и социальную природу правового сознания как самостоятельного культурно-ценностного феномена;
- определить понятие, функции и значение правосознания;
- охарактеризовать
структуру и виды
- определить
уровень правосознания
- определить что представляет собой деформация правосознания, выделить ее виды и пути к ее преодолению.
Структурно работа состоит из четырех разделов. Первый раздел посвящен исследованию понятия правосознания как категории теории государства и права и его сущности. Во втором разделе нашли отражение анализ структуры правосознания и выполняемых им функций. В третьем разделе мы рассмотрели теории относительно видов и уровней правосознания. Четвертый раздел содержит характеристику современного российского правосознания и ориентиры его развития с целью достижения истинно правового государства с развитым гражданским обществом.
В современную эпоху государства, имеющие в своем распоряжении мощные полицейские структуры, оказались бессильны в борьбе с терроризмом, наркобизнесом и иными подобными деяниями. Обыденность таких чудовищных преступлений, а также их рост невольно наводят на вопрос: в чем проявляется прогресс человечества? Затрагивает ли он нравственность, или же касается только материально–технических благ, минуя духовную сторону развития общества? И как в этой связи меняется правосознание граждан?
Непозитивистская школа Г. Кельзена утверждала, что юриспруденция независима от нравственных абсолютов: закон не может быть ни плохим, ни хорошим, он может быть только действующим1. О том, что право и мораль являются двумя совершенно несовместимыми сферами, писали многие ученые, среди которых И. Г. Фихте, Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев. Существует и другая точка зрения, (Л. И. Петражицкий, В. Ломовский, В. Н. Жуков), согласно которой право и мораль рассматривались в тесной взаимосвязи, но она не получила признания2.
Нам ближе первая точка зрения, согласно которой нравственность и право являются разными институтами, но считаем, что уровень нравственности несомненно оказывает определенное влияние на уровень правосознания граждан. И. А. Ильин писал: «правосознание можно рассматривать отдельно от морали и нравственности как сферу, расположенную рядом со всею сферою этики. Тогда обнаружится, что правосознание и нравственное сознание суть особые проявления и стороны духовной жизни человека, одинаково определенные способом бытия, заданиями и пределами человеческого духа»3. Нравственность определяется как «особое духовное состояние человека, характеризующееся воздержанием от зла и злых намерений и добровольным деланием добра с чувством любви и уважения к окружающим людям, обществу, природе, Отечеству»4.
Что касается правосознания, то при его определении ученые в целом единодушны в подходах. Так, по В. Л. Кулапову «правосознание представляет собой систему чувств, эмоций, взглядов, идей и гипотез, в которых отражается отношение людей к праву и иным явлениям правовой действительности»5. Подобное определение можно встретить у В. В. Сафронова: «правосознание – одна из форм общественного сознания, предоставленная в совокупности психических, идеологических и поведенческих компонентов, которая выражает отношение индивидов, социальных групп, а также всего общества к праву (действующему или желаемому), к поведению людей в сфере правового регулирования»6. М. Г. Шарце пишет: «В правосознании отражается не только действующее право, но и его история. Это идеи, представления о праве - о действительном и желаемом»7.
Правосознание охватывает не только знание реальной правовой действительности и отношение к ней, но и отношение к «воображаемому» праву, представлением о котором человек заполняет пробелы своих юридических знаний, либо «вносит исправление» в существующее право, которое не устраивает его по каким-либо причинам, основываясь на собственных представлениях о том, каким должно быть право8.
Одна группа ученых (И.Е. Фарбер) считает, что правовые отношения отражаются в сознании людей после опосредования правом, и значит правосознание есть результат правовых явлений. Другая группа (К. Т. Бельский) считает, что правосознание берет свое начало в общественном бытие. Оба подхода, на первый взгляд кажущиеся противоположными, являются дополняющими друг друга: правосознание не только отражает общественные отношения, но и требует установления общеобязательных правил поведения, обосновывает необходимость установления прав и обязанностей для участников общественных отношений. С другой стороны, часть общественных отношений, которые опосредованы правом, входит в объект отражения правовым сознанием, обуславливая специфику правосознания9.
Правосознание существовало не всегда, оно появилось в классовом обществе в связи с утверждением частной собственности, с появлением государства. При родовом строе люди не задумывались о правах и обязанностях, так как их быт был основан на коллективном труде и уравнительном распределении. Классовое общество потребовало юридические нормы, которые закрепили бы процесс труда, право собственности т.д.10 Таким образом, возникла социальная потребность в общественной дисциплине, потребность регулировать поведение и, тем самым, вносить порядок и устойчивость во все усложняющиеся общественные отношения.
Говоря о сущности правосознания, большой интерес представляет положение о сознании как специфической форме регулирования поведения, действий людей. Эта специфика выражается в целенаправленном характере человеческой деятельности, в способности предвидеть результат действия в виде осознанной цели и спланировать свои действия в соответствии с ней. Возникновение сознания обуславливает возникновение сознательных действий, сознательного поведения, которые, в свою очередь, являются специфическим способом существования личности. Таким образом, правосознание является специфическим способом регулирования поведения, деятельности людей в той сфере общественных отношений, которую надо охватить общими правилами, обязательными для всех членов общества11.
Являясь специфической формой сознания, правосознание имеет свои особенности:
1. В правосознании отражаются те явления, которые составляют правовую сторону жизнедеятельности общества. В то же время политические, экономические нравственные и прочие идеи, представления и ценности активно воздействуют на формирование права, его реализацию и осознание.
2. Особый способ отражения общественной жизни. Осознание правовых явлений происходит с использованием специальных юридических понятий и категорий. К их числу относятся: законность, правомерность, правоотношение, юридическая ответственность и другие.
При этом правосознание – не единственная форма сознания, которая является отражением внутреннего мира человека, можно так же говорить и о нравственном сознании, как о сознании, которое тоже имеет своим предметом общие принципы поведения, моральные нормы. Однако для морали основными категориями является добро и долг, для правосознания – права и обязанности, закон и законность, преступление и наказание. Правосознание отражает идеальную, духовную сущность права, воспринимая и отражая явления общественной жизни через призму справедливого, праведного, свободного. В отличие от других форм сознания, ему в большей мере присущи формализованность, определенность и категоричность.
Правосознание в правовой системе выполняет преобразование потоков информации между субъектами правовой действительности и правовой системой, и обратно. Такой информационный обмен осуществляется с помощью правовых чувств, эмоций, различных концепций, с помощью которых личность оценивает правовую реальность. В.В. Сорокин справедливо отмечает, что «в силу непрекращающихся в правовой системе коммуникационных связей правосознание призвано отражать состояние правового развития и служить духовным и интеллектуально-правовым ядром правовой системы»12.
В настоящее время разрабатывается категория «лояльность правосознания», под которой понимается его качественная характеристика, свойство его отдельных элементов обеспечивать правомерность поведения участников правовой жизни общества, активное использование и защиту ими своих субъективных прав, осознанное исполнение обязанностей, участие в социальном контроле правовой деятельности13. В зависимости от преобладания уровня лояльности в направленности поведения, можно говорить о позитивной и негативной лояльности.
Функционирование механизма правосознания проходит ряд этапов: воспринимаемая субъектом правовая информация осмысляется и оценивается, со временем складывается особая система критериев восприятия; в дальнейшем происходит соотнесение поступающей к субъекту информации с его представлениями о должном, желаемом и сущем праве; выбор варианта своих действий (зависит от целей, которых стремится достичь субъект); формирование воли как стремления осуществить выбранный вариант; при реализации волевых стремлений часто происходит их коррекция, например ввиду получения новой информации; в момент, предшествующий акту поведения, складывается план деятельности, который в дальнейшем и реализуется. В большинстве случаев обозначенные этапы реализации не осознаются, но при участии субъекта в необычных для него отношениях такое осознание может и присутствовать14.
Правосознание неоднородно и имеет содержательное строение, благодаря которому в науке появилось понятие «структура правосознания»15. Вопрос о структуре правосознания в советской научной литературе не ставился, утверждалось лишь, что правосознание есть форма общественного сознания. Но данная формулировка не давала ответа на вопрос, что представляет из себя эта форма общественного сознания, в чем ее особенности, как она связана с индивидуальным сознанием, как проходит деление понятий и представлений о праве на общественную психологию и правовую идеологию, и т.п. Возвращаясь к структуре правосознания, отметим, что оно складывается из двух основных составляющих: правовой психологии и правовой идеологии.
Правовая психология выражает психическое отношение к праву, правовой действительности и включает следующие элементы:
Чаще
всего осознание права
Одним из структурных элементом правовой психологии является юридический мотив, «то, что лично свойственно каждому человеку, что стимулирует его и побуждает к совершению действий юридического характера17».
Также одним из важнейших элементов юридической психологии человека выступает правовая «совесть», интуитивное понимание, стремление к справедливому праву. Чувство правовой совести - это «постоянная устремленность субъекта на приближение имманентного содержания положительного права к требованиям идеального права18».