Правосознание:ее структура и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 09:57, курсовая работа

Краткое описание

Правовое сознание способствует осознанию гражданином цели юридически значимого поведения, является определяющим источником этого сознания, и кроме того, именно правосознание оно помогает личности увидеть вариативность средств достижения целей юридически значимого поведения и осуществить выбор конкретного средства из множества. В период современного развития общества обязательным условием воспитания личности и её деятельности в юридической действительности выступают знания субъектов об оценке его поступков со стороны государства и общества, а так же непосредственно уровень его правосознания. Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена потребностью полного и всестороннего рассмотрения правового сознания общества и личности современной, меняющейся России.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность правосознания 5
2. Структура и функции правосознания 10
3. Виды и уровни правосознания 15
4. Современное правосознание российских граждан 20
Заключение 25
Библиографический список 27

Вложенные файлы: 1 файл

тгп.docx

— 80.43 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

 

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

имени П.А. СТОЛЫПИНА»

 

 

КАФЕДРА _________________________

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Теория государства  и права

на тему: Правосознание

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 6 курса, ____ группы,

заочной формы  обучения,

специальности юриспруденция,

Конторина Ольга_____________________

Руководитель__________________

 (подпись, инициалы, фамилия)

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2013 г.

Оглавление

 

Введение 3

1. Понятие и сущность правосознания 5

2. Структура и функции правосознания 10

3. Виды и уровни правосознания 15

4. Современное правосознание российских граждан 20

Заключение 25

Библиографический список 27

 

 

 

 

Введение

 

В вопросе  эффективности действия права важная роль принадлежит субъективному восприятию, с учетом объективных условий жизни общества. Среди субъективных условий особое место занимает правосознание в целом, правосознание различных социальных групп и индивидуальное правосознание.

Известно, что правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной только тогда, когда в этих процессах приоритетное место занимает сознательное, организующее творчество. В связи с этим особую важность приобретает ответ на вопрос: в какой степени осмысленное, осознанное отношение общества и индивидов к праву ведет к правовому состоянию общества, в какой степени эмоциональное отношение влияет на проявляемое правомерное поведение? Анализ сознательных процессов в обозначенных сферах деятельности формирует интерес к теме правосознания.

Правовое  сознание способствует осознанию гражданином  цели юридически значимого поведения, является определяющим источником этого  сознания, и кроме того, именно правосознание оно помогает личности увидеть вариативность средств достижения целей юридически значимого поведения и осуществить выбор конкретного средства из множества. В период современного развития общества обязательным условием воспитания личности и её деятельности в юридической действительности выступают знания субъектов об оценке его поступков со стороны государства и общества, а так же непосредственно уровень его правосознания. Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена потребностью полного и всестороннего рассмотрения правового сознания общества и личности современной, меняющейся России.

Следует отметить, что разработкой проблемы правосознания занимались такие ученые, как: Л.И. Петражицкий, Н.Л. Гранат, Р.С. Байниязов, И.Е. Фарбер, В.И. Каминская,  Т.В. Синюкова и др.

Целью исследования является научное осмысление категории «правосознание» и анализ правового сознания применительно к современной российской действительности.

Исходя  из поставленной цели, нами выделены следующие  задачи исследования:

- раскрыть  сущность и социальную природу  правового сознания как самостоятельного культурно-ценностного феномена;

- определить  понятие, функции и значение  правосознания;

- охарактеризовать  структуру и виды правосознания;

- определить  уровень правосознания современных  российских граждан;

- определить  что представляет собой деформация правосознания, выделить ее виды и пути к ее преодолению.

Структурно  работа состоит из четырех разделов. Первый раздел посвящен исследованию понятия правосознания как категории теории государства и права и его сущности. Во втором разделе нашли отражение анализ структуры правосознания и выполняемых им функций. В третьем разделе мы рассмотрели теории относительно видов и уровней правосознания. Четвертый раздел содержит характеристику современного российского правосознания и ориентиры его развития с целью достижения истинно правового государства с развитым гражданским обществом.

 

1. Понятие и сущность правосознания

 

В современную  эпоху государства, имеющие в своем распоряжении мощные полицейские структуры, оказались бессильны в борьбе с терроризмом, наркобизнесом и иными подобными деяниями. Обыденность таких чудовищных преступлений, а также их рост невольно наводят на вопрос: в чем проявляется прогресс человечества? Затрагивает ли он нравственность, или же касается только материально–технических благ, минуя духовную сторону развития общества? И как в этой связи меняется правосознание граждан?

Непозитивистская  школа Г. Кельзена утверждала, что  юриспруденция независима от нравственных абсолютов: закон не может быть ни плохим, ни хорошим, он может быть только действующим1. О том, что право и мораль являются двумя совершенно несовместимыми сферами, писали многие ученые, среди которых И. Г. Фихте, Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев. Существует и другая точка зрения, (Л. И. Петражицкий, В. Ломовский, В. Н. Жуков), согласно которой право и мораль рассматривались в тесной взаимосвязи, но она не получила признания2.

Нам ближе  первая точка зрения, согласно которой нравственность и право являются разными институтами, но считаем, что уровень нравственности несомненно оказывает определенное влияние на уровень правосознания граждан. И. А. Ильин писал: «правосознание можно рассматривать отдельно от морали и нравственности как сферу, расположенную рядом со всею сферою этики. Тогда обнаружится, что правосознание и нравственное сознание суть особые проявления и стороны духовной жизни человека, одинаково определенные способом бытия, заданиями и пределами человеческого духа»3. Нравственность определяется как «особое духовное состояние человека, характеризующееся воздержанием от зла и злых намерений и добровольным деланием добра с чувством любви и уважения к окружающим людям, обществу, природе, Отечеству»4.

Что касается правосознания, то при его определении ученые в целом единодушны в подходах. Так, по В. Л. Кулапову «правосознание представляет собой систему чувств, эмоций, взглядов, идей и гипотез, в которых отражается отношение людей к праву и иным явлениям правовой действительности»5. Подобное определение можно встретить у В. В. Сафронова: «правосознание – одна из форм общественного сознания, предоставленная в совокупности психических, идеологических и поведенческих компонентов, которая выражает отношение индивидов, социальных групп, а также всего общества к праву (действующему или желаемому), к поведению людей в сфере правового регулирования»6. М. Г. Шарце пишет: «В правосознании отражается не только действующее право, но и его история. Это идеи, представления о праве - о действительном и желаемом»7.

Правосознание охватывает не только знание реальной правовой действительности и отношение к ней, но и отношение к «воображаемому» праву, представлением о котором человек заполняет пробелы своих юридических знаний, либо «вносит исправление» в существующее право, которое не устраивает его по каким-либо причинам, основываясь на собственных представлениях о том, каким должно быть право8.

Одна  группа ученых (И.Е. Фарбер) считает, что правовые отношения отражаются в сознании людей после опосредования правом, и значит правосознание есть результат правовых явлений. Другая группа (К. Т. Бельский) считает, что правосознание берет свое начало в общественном бытие. Оба подхода, на первый взгляд кажущиеся противоположными, являются дополняющими друг друга: правосознание не только отражает общественные отношения, но и требует установления общеобязательных правил поведения, обосновывает необходимость установления прав и обязанностей для участников общественных отношений. С другой стороны, часть общественных отношений, которые опосредованы правом, входит в объект отражения правовым сознанием, обуславливая специфику правосознания9.

Правосознание существовало не всегда, оно появилось  в классовом обществе в связи  с утверждением частной собственности, с появлением государства. При родовом строе люди не задумывались о правах и обязанностях, так как их быт был основан на коллективном труде и уравнительном распределении. Классовое общество потребовало юридические нормы, которые закрепили бы процесс труда, право собственности т.д.10 Таким образом, возникла социальная потребность в общественной дисциплине, потребность регулировать поведение и, тем самым, вносить порядок и устойчивость во все усложняющиеся общественные отношения.

Говоря о сущности правосознания, большой интерес представляет положение о сознании как специфической форме регулирования поведения, действий людей. Эта специфика выражается в целенаправленном характере человеческой деятельности, в способности предвидеть результат действия в виде осознанной цели и спланировать свои действия в соответствии с ней. Возникновение сознания обуславливает возникновение сознательных действий, сознательного поведения, которые, в свою очередь, являются специфическим способом существования личности. Таким образом, правосознание является специфическим способом регулирования поведения, деятельности людей в той сфере общественных отношений, которую надо охватить общими правилами, обязательными для всех членов общества11.

Являясь специфической формой сознания, правосознание  имеет свои особенности:

1. В правосознании отражаются те явления, которые составляют правовую сторону жизнедеятельности общества. В то же время политические, экономические нравственные и прочие идеи, представления и ценности активно воздействуют на формирование права, его реализацию и осознание.

2. Особый способ отражения общественной жизни. Осознание правовых явлений происходит с использованием специальных юридических понятий и категорий. К их числу относятся: законность, правомерность, правоотношение, юридическая ответственность и другие.

При этом правосознание – не единственная форма сознания, которая является отражением внутреннего мира человека, можно так же говорить и о нравственном сознании, как о сознании, которое тоже имеет своим предметом общие принципы поведения, моральные нормы. Однако для морали основными категориями является добро и долг, для правосознания – права и обязанности, закон и законность, преступление и наказание. Правосознание отражает идеальную, духовную сущность права, воспринимая и отражая явления общественной жизни через призму справедливого, праведного, свободного. В отличие от других форм сознания, ему в большей мере присущи формализованность, определенность и категоричность.

Правосознание в правовой системе выполняет  преобразование потоков информации между субъектами правовой действительности и правовой системой, и обратно. Такой информационный обмен осуществляется с помощью правовых чувств, эмоций, различных концепций, с помощью которых личность оценивает правовую реальность. В.В. Сорокин справедливо отмечает, что «в силу непрекращающихся в правовой системе коммуникационных связей правосознание призвано отражать состояние правового развития и служить духовным и интеллектуально-правовым ядром правовой системы»12.

В настоящее время разрабатывается категория «лояльность правосознания», под которой понимается его качественная характеристика, свойство его отдельных элементов обеспечивать правомерность поведения участников правовой жизни общества, активное использование и защиту ими своих субъективных прав, осознанное исполнение обязанностей, участие в социальном контроле правовой деятельности13. В зависимости от преобладания уровня лояльности в направленности поведения, можно говорить о позитивной и негативной лояльности.

Функционирование механизма правосознания проходит ряд этапов: воспринимаемая субъектом правовая информация осмысляется и оценивается, со временем складывается особая система критериев восприятия; в дальнейшем происходит соотнесение поступающей к субъекту информации с его представлениями о должном, желаемом и сущем праве; выбор варианта своих действий (зависит от целей, которых стремится достичь субъект); формирование воли как стремления осуществить выбранный вариант; при реализации волевых стремлений часто происходит их коррекция, например ввиду получения новой информации; в момент, предшествующий акту поведения, складывается план деятельности, который в дальнейшем и реализуется. В большинстве случаев обозначенные этапы реализации не осознаются, но при участии субъекта в необычных для него отношениях такое осознание может и присутствовать14.

 

2. Структура  и функции правосознания

 

Правосознание неоднородно и имеет содержательное строение, благодаря которому в науке появилось понятие «структура правосознания»15. Вопрос о структуре правосознания в советской научной литературе не ставился, утверждалось лишь, что правосознание есть форма общественного сознания. Но данная формулировка не давала ответа на вопрос, что представляет из себя эта форма общественного сознания, в чем ее особенности, как она связана с индивидуальным сознанием, как проходит деление понятий и представлений о праве на общественную психологию и правовую идеологию, и т.п. Возвращаясь к структуре правосознания, отметим, что оно складывается из двух основных составляющих: правовой психологии и правовой идеологии.

Правовая  психология выражает психическое отношение  к праву, правовой действительности и включает следующие элементы:

  • интерес, мотивы деятельности;
  • психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения;
  • представления о праве;
  • способы формирования представлений, настроений, чувств, эмоций — влияние, взаимовлияние, подражание, внушение;
  • чувства, эмоции, настроения, связанные с правом. Могут выражать одобрение, удовлетворение по поводу справедливых законов, правопослушного поведения людей и, наоборот, - недовольство, возмущение из-за несправедливых законов, произвола чиновников, совершаемых преступлений.

Чаще  всего осознание права выступает  как обыденное и проявляется  больше в индивидуальном сознании16. Типичность, массовость и общераспространенность одних и тех же правовых взглядов образует правовую психологию целого народа. Именно в психологических правовых переживаниях людей по поводу юридической действительности и кроются истоки общественного правосознания, без их правильного толкования и учета любая проводимая правовая политика будет обречена на провал.

Одним из структурных элементом правовой психологии является юридический мотив, «то, что лично свойственно каждому человеку, что стимулирует его и побуждает к совершению действий юридического характера17».

Также одним из важнейших элементов юридической психологии человека выступает правовая «совесть», интуитивное понимание, стремление к справедливому праву. Чувство правовой совести - это «постоянная устремленность субъекта на приближение имманентного содержания положительного права к требованиям идеального права18».

Информация о работе Правосознание:ее структура и развитие