Правосознание: структура, виды, уровни и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является изучение, раскрытие и комплексный анализ правосознания. Важное место в моей работе отведено правовому воспитанию и развитию правового сознания граждан России.
Задачами курсовой работы являются:
1. Раскрыть содержание понятие правосознания, его сущности и функций.
2. Изучить структуру, уровни и виды правосознания.
3. Рассмотреть пути повышения правосознания граждан РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1. Правосознание как форма общественного сознания…………………….
1.1 Понятие, сущность и функции правосознания…………………………..
1.2 Структура, уровни и виды правосознания……………………………...
2. Пути повышения правосознания граждан РФ…………………………..
3. Заключение………………………………………………………………...
4. Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая правосознание.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

В России всегда был правовой нигилизм, он сохраняется и на сегодняшний  день. Нигилистическое отношение, то есть абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии (части правосознания) общества. Когда, например, все стражи порядка – это «менты», все чиновники и законодатели - это взяточники и эгоисты, издающие законы в свою пользу.

 В своем выступлении на V Красноярском экономическом форуме «Россия 2008-2020. Управление ростом» Д.А. Медведев указывает: « Я не однократно высказывался об истоках правового нигилизма в нашей стране, который продолжает оставаться характерной чертой нашего общества. Мы должны исключить нарушение закона из числа наших национальных привычек, которым наши граждане следуют в своей повседневной деятельности».10 Правовой нигилизм и правовая безграмотность в обществе сегодня очень высоки . Люди не знают законов.

 В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, воспитывая уважительное отношение к закону, путем обеспечения качества принимаемых законов, упрочнения законности и правопорядка, действительной независимости судов от власти и чиновников.

Массовое сознание людей  не должно мириться с произволом, коррупцией, таким состоянием правовой системы и общественной морали, которую именуют понятием «беспредел». Основами формирования здорового и правового сознания российских граждан является социальный мир, гражданское согласие, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека. Одной из важнейших составных частей всей работы по повышению уровня правосознания  является правовое воспитание граждан.

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально-активного и законопослушного общества. В российском современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т. к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации11.

Укрепление норм воспитанности  в сознании человека вырабатывает прочное  правовое сознание. В данном случае, воспитание, как процесс- это средство, а сознание, как результат – цель.

Правовое воспитание – это процесс целеустремленного  и систематического воздействия  на сознание и культуру поведения  членов общества, осуществляемый для  достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону, развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе.

Можно также сказать, что суть правового воспитания – это формирование установки на согласование своих ожиданий, устремлений с интересами и ожиданиями общества. А так же убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом. Правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потреблениями, интересами и ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей правовой системе.

Развитие правового  сознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отключающегося поведения людей, предотвращению случаев  произвола и насилия над личностью. Внесение научно-обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

Ныне общепризнанны  следующие принципы правового воспитания. Во-первых, следует учитывать особенности воспитания правовых норм различными группами населения. Во-вторых, необходимо добиваться воспитуемыми социальной значимости и моральной ценности правовых норм, а также усвоения важнейших прав и обязанностей, установленных законом. В-третьих, следует всемерно развивать правовую активность граждан, воспитывать у них непримиримость к нарушениям закона   и правопорядка. В конечном счете цель правового воспитания – это выработка навыков правомерного поведения, чувства гражданского долга и гражданской инициативы.  

Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении. В наблюдениях  над жизнью, размышлениях о нормально  протекающих событиях, бытовых и  социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан. На сегодняшний день особенно тяжело складывается состояние дел в правовой сфере на  молодом поколении,  не окрепшем в эмоциональном плане, не утвердившемся социально – это либо полная апатия к политической жизни страны, либо нарушение законов, либо объединение в неформальные группировки с крайними политическими взглядами, резко отличающимися от идей правового государства. Это приводит к негативному отношению людей к праву, его не пониманию, отрицанию и нарушению. Получение правового воспитания и обучения – это процесс, реализация которого наиболее восприимчива в определенный период жизни человека. При недостатке воспитания в молодом возрасте, дальнейшее его получение становится затруднительным, т.к. все психологические процессы становятся менее восприимчивы к внешнему воздействию в форме воспитания. Поэтому в российском обществе среди людей без специального юридического образования старше 40 лет такой большой процент нигилистов.

 Исправит ситуацию  возможно с помощью кардинальной переоценки ценностей, установок сознания. Справедливой идеей правосознания является недопустимость злоупотребления правом. Правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст добровольного соблюдения субъектом юридических норм.  

В современных условиях одним из важнейших приоритетов  обновления содержания образования  в российских школах является модернизация и развитие правового образования.

Правовое воспитание граждан необходимо осуществлять путем  широко организованного преподавания правовых знаний, пропаганды права  в средствах массовой информации. Необходимо создавать на телевидении, на страницах газет и общественно-политических журналов рубрики правового воспитания, квалифицированных юридических консультаций по вопросам граждан.

Большое значение для  правового воспитания масс имеет  практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых широко освещается в средствах массовой информации и становится достоянием общественности.

Государство должно предпринять  неимоверные усилия, чтобы изменить правосознание нашего общества, преодолеть нигилизм, которому свойственны отрицание социальной ценности права, осознанное игнорирование требований закона, резкая критика к требованиям уважения и соблюдения права. И эти усилия должны выражаться прежде всего в обеспечении уже принятых нормативно-правовых актов. Должна быть улучшена судебная система страны, которая по справедливости считается отражением правового состояния государства. Государство должно бороться с правовым нигилизмом путем повышения правосознания через систему юридического всеобучения, обеспечения системности законодательства, т.е. своевременного устранения из него противоречий и пробелов, своевременного совершенствования действующего законодательства, повышение роли суда и проведение судебной реформы, приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения.

Для российского общества актуальной является задача разработать такую правовую идею, которая соответствовала бы его историческим традициям, духовности его народа, обеспечивала бы становление правового государства и правового общественного порядка.

На сегодняшний день необходима правовая реформа, где правовые ценности будут соотнесены с нормами морали и политики. Нужно создавать новую, крепкую основу для дальнейшего роста, развития здорового правосознания, правопонимания и надлежащего исполнения норм права.

 

 

Заключение.

 

Подводя итог работы, сделаем основные выводы.

К разработке теории правосознания  в отечественной науке, приступили в начале ХIХ века. Заметный вклад в развитие теории правосознания внесли М.М. Ковалевский,М.Н. Коркунов, Л.И. Петражацкий, И.А. Ильин. В настоящее время отечественная наука создала основы общей теории правосознания, однако, в современной теории имеют место различные концепции правосознания.

И так правовое сознание есть система идей, взглядов, представлений, чувств, эмоций и переживаний по отношению к государственно-правовым явлениям в целом, к их роли в жизни общества, каждой личности.12

Оценивая высказанные  предположения различных авторов  и анализируя названные ими характерные  черты и признаки правосознания, можно сделать следующие выводы:

  • правосознание имеет неразрывную связь с правом, которое для него является основным объектом отражения и познания;
  • правосознание отражает юридическую действительность, т.е. все, что существует и действует в сфере права (правотворчество, правопорядок, деятельность правоохранительных органов, законодательство и т.д.);
  • правосознание влияет на право и юридическую действительность с позиции правовой идеологии и правовой психологии;
  • правосознание полисубъектно: оно присуще отдельным гражданам, различным социальным группам, обществу.
  • правосознание имеет теснейшую связь не только с правом, юридической практикой, но и с государством; государственный аппарат, органы публичной власти оказывают большое влияние на процесс формирования правосознания, как отдельных граждан, так и общества в целом;
  • правосознание – не только позитивный, но и негативный фактор, т.е. оно допускает правовой нигилизм, что в конечном счете имеет негативное последствия для права.

Сущность правосознания  заключается в его особенностях: оно взаимосвязано и взаимодействует с другими видами (политическими, нравственными, религиозными) общественного сознания характеризуется преемственностью накопленного поколениями правового материала; правосознание отражает лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества; присутствует во всех элементах механизма правового регулирования; оно в значительной степени определяется состоянием экономики; имеет классово-политический характер, содержание правосознания характеризуется наличием в нем общечеловеческих ценностей.

Существует много видов правового сознания выделяемых по разным основаниям. В зависимости от субъекта, который обладает правовым сознанием, выделяют индивидуальное, групповое (коллективное), общественное правосознание. Функции правового сознания сводятся к трем основным: познавательная, оценочная, регулятивная. Выделяют так же уровни правосознания: обыденное, профессиональное и научное. Структура  правосознания представляет собой два элемента – правовая психология и правовая идеология. Правовую психологию составляют чувства, оценки, переживания, традиции, привычки, эмоции и настроения. Правовая идеология выражается в правовых понятиях, суждениях, принципах и теориях.

Изучив тему, правосознание, можно сделать вывод, что правовое сознание и правовое образование, есть неотъемлемая часть общей культуры  граждан. Жизнь в гражданско-правовом обществе формирует правовое сознание (позитивное или негативное) независимо от того, происходит ли это стихийно или целенаправленно в рамках правового образования. Но правовое образование является залогом того, что  право станет регулятором жизни индивида, а не препятствием на его пути реализации своих личных  задач. В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического  правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально- правовом согласии друг с другом и с государством.

Таким образом, поставленные задачи по изучению правосознания выполнены, тема курсовой работы раскрыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Аблулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений.-М : Финансовый контроль, 2004
  2. Алексеев С.С. Общая теория государства и права: учеб. – 2-е изд. перераб. и доп. – М : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000
  4. Конституция РФ от 12 декабря 1993г
  5. Общая теория государства и права: Учебное пособие / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбатюк, В.А. Кучинский; Под общ. Редакцией Проф. В.А. Кучинского. 2-е изд., дополненное. Мн. ; Амалфея, 2004
  6. Радько Т.Н. Теория государства и права: учеб. – 2-е изд. – М.: Проспект 2009
  7. Теория государства и права, изд. 3-е, перераб. и доп./ под редакцией В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева, Москва ИД «Форум»- Инфра-М, 2008
  8. Теория государства и права: Курс лекций/ под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-у изд., перераб. и доп. М.: Юристъ,2006
  9. Фактулин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права/ Учебное пособие- Казань: КЮИ МВД, 2003
  10. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт –М, 2001
  11. Выступление Д.А. Медведева /Журнал РФ сегодня. Электронный документ. Режим доступа:http://www.russia-today.ru/2008/no 03/03  society.htm

Информация о работе Правосознание: структура, виды, уровни и функции