Правосознание и правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием государства в раннеклассовых обществах и развивалось вместе с ним. Правовые системы современности имеют свои истоки в правовой мысли и юридической практики древних цивилизаций Греции, Рима, Древнего Востока, Индии, Китая. Рабовладельческий строй, феодализм, утверждение и развитие буржуазного общества нашли отражение в системе права, правосознании, юридической науке.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1. Правосознание: понятие, функции, структура и виды……………………..4

2. Правовой нигилизм и правовой идеализм …………………….………….12

3. Правовая культура: понятие и структура ………………….……………...18

4. Правовое воспитание ………………………………………………………23

Заключение ………………………………………………………….…………26

Список литературы ……………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВ ДЕЛ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
БАРНАУЛЬСК  
Кафедра теории и истории государства и права 
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 
КУРСОВАЯ РАБОТА 
 
Тема: ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 
Подготовила: студентка 1 курса 533 уч.гр. Панфилова В. 
 
Проверил: старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, майор внутренней службы 
 
П.Л. Ипполитов 
БАРНАУЛ – 2006 
 
Содержание 
 
Введение …………………………………………………………………………3 
 
1. Правосознание: понятие, функции, структура и виды……………………..4 
 
2. Правовой нигилизм и правовой идеализм …………………….………….12 
 
3. Правовая культура: понятие и структура ………………….……………...18 
 
4. Правовое воспитание ………………………………………………………23 
 
Заключение ………………………………………………………….…………26 
 
Список литературы ……………………………………………………………28 
Введение. 
 
  Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием государства в раннеклассовых обществах и развивалось вместе с ним. Правовые системы современности имеют свои истоки в правовой мысли и юридической практики древних цивилизаций Греции, Рима, Древнего Востока, Индии, Китая. 
 
   Рабовладельческий строй, феодализм, утверждение и развитие буржуазного общества нашли отражение в системе права, правосознании, юридической науке. На формирование и развитие правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. 
 
   Перед нами те формы, в которых люди познают, осваивают окружающий мир, объективную реальность, собственное бытие. У каждой формы свой предмет (область) отражения. У правосознания – это право, правовая действительность. Следовательно, правосознание – юридическая категория, подлежащая изучению юридической наукой. [1] 
           
 1.Понятие, структура и виды правосознания. 
 
  Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди осознают (отражают) окружающий мир. Это политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание. 
 
  Правосознание  есть  совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают, каким хотели бы видеть право в идеале. Отсюда термин – «правосознание».1 
 
  Каждый человек является носителем определенного правосознания. Неважно какого-высокого или низкого, развитого или незрелого, правильного или искаженного. Главное то, что гражданин имеет собственное мнение о праве, пусть и не вполне компетентное, задача заключается в том, чтобы формировать у всех нужное, должное, желаемое правосознание. 
 
  Правовое сознание тесно связано с политическим и нравственным сознанием. Ведь многие правовые акты, законы, оцениваемые правосознанием, имеют также политическое и нравственное содержание (например, Конституция). Вообще в основе права лежит, как известно, мораль. Русские дореволюционные юристы (И.А.Ильин, В.С.Соловьёв) определяли право как «минимум нравственности» или как «юридически закреплённую мораль».   
 
Правосознание может отражать не только наличное состояние общественных отношений, но и тенденции  их развития. Опережающее отражение общественных отношений зависит от степени познания объективных  закономерностей. Но поскольку общественные отношения [2] 
 
отличаются динамизмом, развиваются противоречиво, то их опережающее отражение в правосознании никогда не может быть адекватным. Особенно это характерно для эпохи революций, которые связаны с ломкой сложившихся в обществе представлений о праве. 
 
  Правосознание оказывает обратное воздействие на общественные отношения, выступает как активная сила, способная определять процессы социальных изменений, ускорять или тормозить их. Например, негативное отношение отдельных слоев населения к жилищной реформе затормозило ее проведение во многих  крупных и мелких городах России. С другой стороны, принципы свободной торговли сравнительно легко нашли признание среди широких слоев население.1 
 
  Правосознание выполняет следующие функции, раскрывающие его роль и социальное  назначение  в  обществе: 1.оценочную;2.регулятивную;3. познавательную;4.прогностическую. 
 
  Оценочная функция заключается в том, что с помощью правосознания осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы, вся правовая жизнь общества с точки зрения их соответствия или несоответствия определённым критериям. Оценка может быть как позитивной, так и негативной. Ни одно юридическое явление, образование, ни один правовой институт не остаются вне аналитического опосредования их правосознанием. Оценке подвергается правовая политика государства, деятельность его органов, властных структур, должностных лиц, законодателей: правомерные и противоправные поступки граждан, собственное  поведение субъекта (самооценка). Уйти от оценочного суждения  правосознания очень трудно.2 
 
[3] 
 
 
  Регулятивная функция означает, что хотя правосознание, в отличие от права, и не осуществляет непосредственного правового регулирования общественных отношений (в смысле установления каких-либо запретов, предписаний, дозволений, определения юридических прав и обязанностей субъектов, санкций за правонарушения и т.д.), оно тем не менее способно оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведение людей, определять их  ориентиры, цели, установки. Регулирующая роль правосознания относительна, однако она достаточно велика и полезна, особенно в плане духовного, морального, культурного влияния на индивида. Правосознание – не внешний, а главным образом внутренний регулятор деятельности индивида. Лишь в отдельных случаях правосознание имеет прямое отношение к разрешению конкретных дел. 
 
   Познавательная функция  состоит в том, что правосознание как форма отражения и  освоения правовой действительности  аккумулирует в себе обширный комплекс знаний об этой действительности, о праве и его действии, других юридических феноменах. Чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности. Причем знания, накапливаемые правосознанием, постоянно углубляются и распространяются, делаются достоянием все более широкого круга  физических и  юридических лиц. В познавательную функцию так же входит правовое посвящение  населения, подготовка юридических кадров,  правовая пропаганда, печатные труды, средства массовой информации. 
 
    Прогностическая функция. Способность правосознания идти впереди права, заглядывать  в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия  принятия тех или иных  законодательных актов. Прогнозирование – важнейшее условие эффективности  действующего законодательства, а также  предполагаемых  мер  в данной области. Прогнозирование  включает  в себя учёт всех объективных  и субъективных  факторов, могущих повлиять на правовое развитие страны, ход правовой реформы. И правосознание играет здесь исключительно важную роль.  
 
В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: правовой идеологии и правовой психологии. 
 
   1. Правовая психология, которая возникает под  непосредственным  влиянием окружающей   правовой   действительности   и   является   первой   начальной эмпирической ступенью   правосознания.   Правовая   психология   охватывает совокупность   правовых   представлений,   желаний,   чувств,    настроений, характерных для конкретной социальной группы или общества в целом.  Правовая психология   является   наиболее   непосредственным   отражением   жизненных отношений   людей,   живущих   в  государственно-организованном   обществе, составляющих нации, народности, классы,  группы  населения.  В  формировании правовой психологии социальной группы, общества в целом  принимают  участие все члены этой группы, всего общества. При этом люди  руководствуются  своим обыденным   смыслом.   Правовая   психология   понимается   как   отражение непосредственного опыта участия людей в правовых  отношениях,  практического участия  в  правовой  сфере  жизни  общества.   Правовая   психология   есть правосознание практическое, основанное на правовых  чувствах,  переживаниях, она связана с элементарным знанием правовых  фактов,  явлений,  их  оценкой, выражаемых и в правовых чувствах, и в правовых навыках, привычках. 
 
  Правовая психология характеризует те переживания, чувства, мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований. Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство,  
 
удовлетворения или неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний – все это относится к области правовой психологии. Психологическая структура играет значительную роль в формировании и реализации права. Это либо мощный фактор правового развития, прогресса в демократических преобразованиях, либо тормоз, сопротивление преобразованиям, реформам. Причем психологическую структуру в решающей степени формирует национальная психология. Сложившиеся за многие столетия национальные привычки, обычаи, особенно на бытовом уровне, диктуют эмоциональное отношение у этносов к тем или иным правовым нововведениям, модернизациям. Прежде всего, это касается установившихся форм брачно-семейных, имущественных отношений, положительное отношение к которым сохраняется, как бы те или иные 'революционные' правовые решения ни старались их разрушить. Тщетные усилия социалистического права в борьбе с местными обычаями в Средней Азии свидетельствуют об этом. В этом регионе национальная психология формировала негативное отношение к основным сегментам социалистического права, которое пыталось сокрушить привычку 'покупать' жену (калым) и другие устоявшиеся обычаи. Впрочем, и попытки сокрушить обычай 'покупать' мужа (приданное) в Западной Украине также не имели успеха, хотя такие обычаи не относились формально к противоправным, но осуждались в правосознании как противоречащие равенству полов – важному конституционному принципу социалистической правовой системы. На содержание правовой психологии, уровень ее зрелости значительное влияние оказывает внедрение в сознание людей научных представлений о правовых явлениях общественной жизни. Иными словами, в этой рациональной сфере человеком накапливается известная сумма знаний об объективном мире, навыки, умения, которые необходимы для повседневной деятельности каждого и образуют ее осознанную основу. 
 
       Сфера эта – эмпирического (эмпиризм - философское направление, признающее  чувственное восприятие и опыт единственным источником  
 
познания, недооценивающее значение теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений.) происхождения.  
 
     2.Правовая идеология–более высокий, научно-теоретический концептуальный  уровень  правосознания,  более  глубокое  осмысление  людьми правовой действительности. Именно здесь, на базе приобретенного,  конкретно-чувственного материала  происходит окончательное оформление идеи представления о правовой действительности. Правовая идеология дает обоснование установленных или  предполагаемых  юридических  отношений,  роли права, законности и правопорядка. В разработке правовой идеологии принимают участие ученые-правоведы, практические работники  юридических  учреждений, политические деятели. По существу речь идет о формировании правосознания  на теоретическом уровне, в котором принимают участие профессионалы.1 
 
  Роль правовой идеологии в правовом регулировании достаточно очевидна: на основе правовых воззрений, теорий, доктрин осуществляется правотворчество; важны рациональные компоненты и в процессе реализации права. 
 
    Особой значимость в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического [4] 
 
образования, формирования юридического профессионализма.  
 
Из всего этого видно отличие правовой идеологии от правовой психологии:  
 
1).  Правовая  идеология  отражает  правовую  реальность  при  помощи  идей, представлений, теорий, а правовая  психология  проявлений  (нравов,  чувств, эмоций). 
 
2). Отражение общественного бытия в правовой идеологии происходит на  уровне теоретического научного осознания, теоретических знаний  и  оценок правовой действительности,  а  в  правовой  психологии  –   на   уровне   обыденного, повседневного сознания. 
 
Виды правосознания. 
 
   По степени общности  правосознание  подразделяется  на массовое, групповое и индивидуальное. 
 
    О массовом правосознание говорят, когда определённые правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно  широкое распространение и становятся как бы господствующими  в обществе. Например, свыше 80% российских граждан выступают за сохранение смертной казни; или мнение о том, что наши законы неэффективны, плохо работают, что борьба с преступностью оставляет желать лучшего. 
 
   Групповое правосознание отражает правосознание определённых социальных  слоев населения(например студенчества, школьной или рабочей молодёжи, военнослужащих, должностных лиц и т.д.) 
 
    Индивидуальное правосознание представляет собой суждения о праве, отношение к праву отдельной личности. У конкретного человека представления о праве  могут быть и неверными, отсталыми или деформированными. Впрочем, и групповое правосознание, как правило, не идеально.1 
 
  По уровню отражения правосознание делится на научное, или теоретическое, профессиональное и обыденное..11111111[5] 
 
  Научное правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел  в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе 
 
 
квалифицированно судят учёные, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые1 
 
выводы, выносят практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране. 
 
     Профессиональное правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов – профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим образованием). Ценность их мнений – в доказательности, компетентности, убедительности. 
 
      Обыденное правосознание – этот уровень правосознания свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди так или иначе сталкиваются с правовыми предписаниями: какую-то информацию получают из средств массовой информации, наблюдают юридическую деятельность государственных органов, должностных лиц и т.д. для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.1 
[6] 
 
  
 
 
 
                
    2. Правовой нигилизм и правовой идеализм. 
 
Нигилизм – (полное отрицание всего, полный скептицизм.). 
 
Правовой нигилизм – понимается исключительно как негативное явление, как неуважительное отношение к праву, закону, законности и правопорядку. Правовой нигилизм проявляется как в сфере правотворчества, так и в сфере реализации права.1 
 
     Нигилистическое отношение, то есть абсолютное отрицание, формулируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка – это «менты», когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен, когда появляются герои – «воры в законе», авторитеты преступного мира. Правосознание может формироваться еще в детстве, когда, например, мать пугает расшалившегося ребенка милиционером, вместо того чтобы внушить ему мысль, что милиционер – это его защитник, помощник. Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и СМИ, и иные способы, чтобы формировать положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры милиционера.  
 
    Правовой нигилизм имеет в нашей стране благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные  всходы. Как и раньше, мы живем в «море» беззакония, которое  подчас принимает характер национального бедствия и наносит обществу огромный и невосполнимый ущерб. Сегодня главный источник рассматриваемого зла – кризисное состояние российского общества. Социальная напряжённость, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, сепаратизм, конфронтация властей, морально-психологическая  
 
неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют [7] 
преодолению правового нигилизма, но и постоянно воспроизводят и приумножают его. 
 
    На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, реальное поведение. Последнее – индикатор вредности и опасности поведения. Поступки- плоды помыслов, поэтому именно по поступкам можно судить о реальном наличии и последствиях правового нигилизма. Он может быть активным и пассивным, стойким и спонтанным, постоянным и ситуативным, проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда скажем, гражданин недоволен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание.1 
 
   Формы выражения правового нигилизма: 
 
1.Прежде всего, это прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов. Эти нарушения составляют огромный и труднообозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных, дисциплинарных и иных поступков. Злостный, корыстный  уголовный криминал – наиболее грубый и опасный вид правового нигилизма, наносящий вред обществу – физический, материальный, моральный. Ежедневно в России регистрируется около 3 млн. преступлений. Преступность – мощный катализатор правового нигилизма, мрачная зона которого стремительно расширяется, захватывая все новые и новые сферы влияния. Страна  все глубже погружается в трясину тотальной коррупции, которая разлагает нравственные и правовые устои  общества, подрывает престиж России на международной арене.2 
 
 [8] 
 
   2. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты попросту не соотносят своё поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по «своим правилам». Неисполнимость же законов – признак бессилия власти.  
 
Неподчинение же законам наносит не меньший вред обществу, чем их прямое нарушение. Такое всеобщие непослушание – результат крайне низкого и деформированного правосознания, отсутствия должной правовой культуры, а также следствие общей разболтанности и безответственности. 
 
     Ещё римские юристы провозгласили: бессмысленны законы в безнравственной стране. Они также утверждали, что бездействующий закон хуже отсутствующего. В России сложилась ситуация, когда игнорирование юридических норм, самой Конституции стало привычкой. 
 
    3.Война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга, рассчитывая бесполезно свою силу. Нередко подзаконные акты становятся «надзаконными». Принимаемые в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы. В результате возникают острейшие коллизии, разрыхляется «правовое поле», на котором легко произрастает правовой нигилизм. 
 
    Война законов и властей – абсурдная и наиболее разрушительная форма правового  нигилизма. Пагубность ее была убедительно продемонстрирована всей российской практикой последних лет. Общая картина усугубляется ещё и тем, что кроме войны юридической в стране идет множество других войн (бюджетов, суверенитетов, компетенций, юрисдикций, олигархов, компроматов и т.д.)1 
 
    4.Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы официальных различных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на не правовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции. При этом целесообразность может выступать в виде государственной, партийной, местной, региональной, практической, идеологической и даже личной. В любом случае закон отодвигается в сторону. Раз необходимо что-то сделать, а закон мешает, появляется тот или иной вид целесообразности. Законность  
 
нередко противопоставляется и так называемому здравому смыслу, от которого – один шаг до произвола и самоуправства. 
 
     Вместе с тем следует отметить, что идея законности и порядка при определённых обстоятельствах может быть использована заинтересованными лидерами и властными структурами как повод для применения силы и нарушения прав человека, равно как и необходимость борьбы с преступность. Практика последнего времени подтверждает это. А как известно, нет ничего опаснее, чем узаконенное беззаконие. Это своего рода правовой конформизм, когда идеи права и законности приспосабливаются к ситуации, когда они используются не во благо, а во вред. 
 
  5.Серьёзным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность. Слабая правовая защищённость личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. 
 
   Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нём своего надёжного гаранта и опору. В таких условиях даже у законопослушных граждан вырабатывается нигилизм, недоверие к существующим институтам.   
 
    Основные пути преодоления правового нигилизма – это повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений, упрочнение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности, массовое просвещение и правовое воспитание населения, подготовка высококвалифицированных кадров юристов и т.д. Однако ясно, что правовой нигилизм ликвидировать немедленно невозможно. Это трудный и длительный процесс. 
 
                          Правовой идеализм. 
 
  Правовой идеализм – преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. 
 
   Если правовой нигилизм означает недооценку или игнорирование права, то правовой идеализм – его переоценку, идеализацию. 
 
    Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане – в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты. Идеализмом с самого начала страдали некоторые лозунги перестройки, а затем и периода реформации (ускорение социально-экономического развития, искоренение пьянства, резкое повышение жизненного уровня народа, плавное и безболезненное развёртывание демократии и др.), хотелось всё это быстрее воплотить в законах, закрепить юридически, провозгласить в Конституции. На деле же форсированного перехода общества из одного состояния в другое не получилось. 
 
    Известным правовым романтизмом можно считать ст.1 Конституции РФ, гласящую, что Россия уже сегодня является правовым государством. Здесь явно желаемое принимается за действительное, это скорее цель, а не состоявшийся факт, хотя в качестве программной эта концепция, возможно и заслужила провозглашения в Основном Законе страны. 
 
  Многие безоглядно верят в силу правовых норм. Им кажется, что достаточно те или иные отношения урегулировать с помощью закона, как непременно  соответствующие проблемы будут решены. Основными причинами правового идеализма являются непонимание законов общественного развития, незнание того, как социальные факторы (включая законы) взаимодействуют в обществе. 
 
    Правовой идеализм и правовой нигилизм, будучи крайностями, тем не менее смыкаются в неадекватной оценки роли права в обществе и опасны для общества. Поэтому борьба с ними – составная часть проблемы становления в России рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Необходимо, чтобы в массовом сознании нашла отражение идея о том, что правовая культура населения – это не только юридическая, но и политическая и экономическая категория. Общество несет колоссальный политический и экономический ущерб от того, неверие в закон, в его возможности стало частью массового сознания.1 
[9] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                  3.Правовая культура: понятие и структура. 
 
  Правовая культура – многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Это более высокая и емкая форма правосознания. 
 
  Правовая культура характеризует уровень правосознания, включает степень сознания права, на которую опираются исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права. Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой пласты. Высокий уровень правовой культуры – один из признаков правового государства. 
 
   Она предполагает определенные знания исходных начал, основных положений действующего законодательства и умение ими пользоваться. Не имея необходимых знаний о правовой системе государства, действующем  законодательстве, граждане не могут реализовать свои права и обязанности, защитить свои интересы. Страшно то, когда юридически неграмотными оказываются лица, осуществляющие законотворческую деятельность или работающие в судебных, правоохранительных органах, занимающие ведущие посты в органах государственной власти. 
 
   Правовая культура представляет собой часть культуры общества, создаваемой постепенным, преемственным общественным развитием, совокупной работой сменяющих друг друга поколений. 
 
   В  состав  правовой  культуры  входят   следующие   наиболее   крупные 
 
культурные комплексы: 
 
1. право как система норм, выражающих государственные веления; 
 
2. правоотношения,  т.е.  система  общественных  отношений,  регулируемых  правом; 
 
3. правовые учреждения как система государственных  органов  и  общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права; 
 
4.  правосознание,  т.е.   система   духовного   отражения   всей   правовой действительности; 
 
5. правовое поведение (деятельность) как правомерное, так и противоправное.1 
 
      К этому перечню, несмотря на  его  широту,  надо добавить 
 
критерии политической оценки права и  правового  поведения,  правотворческую деятельность, правовую науку. 
 
      Очевидно, правовая культура представляет явление исключительно сложное по  своей  внутренней  структуре  и  богатству  социальных  связей.  Она  не сводится к знанию законов, норм права, хотя и предполагает  его  в  качестве обязательного условия. Правовая культура включает помимо  правосознания  еще и  уровень  правоисполнительной деятельности  в  интересах  обеспечения   и упрочнения правопорядка и законности. 
 
Правовая культура немыслима без человека и его деятельности, без прогрессивной направленности этой деятельности и передового мышления. Она выступает как социальное явление, имеющее ярко выраженную цель, охватывающее всю совокупность важнейших ценностных компонентов правовой реальности в её  фактическом функционировании и развитии. 
 
  Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества, отражает степень и характер развития общества, так или иначе обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность индивида. Эта деятельность должна соответствовать прогрессивным движениям общества и его культуры в сфере права, благодаря чему происходит постоянное правовое обогащение, как самой личности, так и общества в целом. 
 
    Правовая культура, как и любая другая культура, подвержена качественным оценкам. Можно говорить о высоком, среднем и низком уровнях правовой культуры. Разные люди, разные общности людей,[10] 
 
 
 
политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут  
 
по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Речь идет как о субъективном, так и об объективном восприятии правовых явлений. 
 
     Высокий уровень правовой культуры предполагает фактическое правовое поведение людей, позитивное отношение к праву и правовым явлениям, осознание социальной значимости права и правопорядка, признание уважительного отношения к правам другого человека, привычку к правомерному поведению и, наконец, гражданско-правовой активности. 
 
    В наши дни нельзя говорить не только о высоком, но даже о среднем уровне правовой культуры российского общества. Кризис  современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем правовой культуры.  
 
   Поскольку культура – выражение специфически человеческого способа деятельности, поскольку она по своей природе нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, то есть они могут заключать в себе одни и те же правила поведения. 
 
  Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. 
     Нормативность как организационное и координационное средство проявляется в форме институционализации отношений и поведения. Ее сутью является появление объективных, от индивидов, не зависящих правил поведения и обеспечение их выполнения. Процесс институционализации отношений предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и обеспечить взаимодействие – самую глубинную основу любого коллективного целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей, - одно из специфических отличий человеческого общества. 
 
    Нормы культуры институцоинализируют отношения между людьми прежде всех прочих правил поведения. Непосредственно выражая качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную систему. То, что культурные нормы исторически первичны, несомненно. Они составляют основу всех остальных нормативных систем: нравственности, религии, эстетики, права. Оставаясь нормами культуры, они только приобретают новые дополнительные качества.1 
 
    Обращаясь к праву, можно утверждать, что все юридические нормы суть нормы культуры, но не все нормы культуры суть юридические нормы. 
Осуществляемый обществом отбор культурных норм, после чего они оказываются включенными в право, производится по принципу их значимости для сохранения и функционирования социального целого. Если правило поведения, входящее в культуру, имеет значение для общества или, во всяком случае, связано с осуществлением общих дел, оно должно стать общеобязательным, то есть стать правом. 
 
     При первобытнообщинном строе, когда на месте целостного общества существовал конгломерат кровнородственных коллективов, культурные нормы, разумеется, всеобщего значения приобрести не могли, а следовательно, общеобязательными, то есть правовыми, не становились. Здесь могли институонализироваться лишь личностные (не общественные!) связи. Только после формирования обмена как универсального способа кооперации людей в общество безотносительно к каким бы то ни было их личностным особенностям норма культуры включалась в опосредствование социального организма, становилась общеобязательной и, стало быть, правовой. Правило поведения, не ставшее нормой культуры, в право не включается. Право, следовательно, - часть культуры.[11] 
 
                                4. Правовое воспитание. 
 
    Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высоко правосознания и правовой культуры граждан. 
 
    Юристы имеют дело с правовым воспитанием, которое  представляет для них профессиональный интерес, и поэтому изучаются юридической наукой. Необходимость правового воспитания очевидна. Сегодня в условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая потребность в правовых знаниях, которые, так или иначе, используются во всех сферах общественной жизни.  
 
   Само участие  в  правовой  жизни  общества  оказывает  воздействие  на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и  навыков. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и  в то  же  время  законопослушных  граждан.  Однако  в   современных   условиях участились случаи деформации правосознания. Наиболее мягкая форма  искажения правосознания – правовой инфантилизм  –  заключается  в  несформированности, недостаточности  правовых знаний  и установок. Вторая форма–правовой нигилизм, т.е. осознанное  игнорирование  требований  законов,   исключая, однако, преступный умысел. И третья форма – феномен  и  его  перерождение, т.е. игнорирование права, других  социальных  норм  и  общественной морали, другими словами – “беспредел”. Эти проявления социального  зла  необходимо преодолеть,  и  одной  из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола,  нигилизма, социальной  апатии  являются   меры   по   правовому воспитанию  граждан.  
 
   Воспитание   правового   сознания   в   органической   связи   с    началами нравственности, демократического сознания всех граждан представляет  процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства,  свободы  и справедливости. 
 
  Очень актуальными  в  настоящее  время  являются  вопросы  соотношения законности  и  свободы   личности,   прав   человека   и   его   гражданской ответственности, развития демократии. Очевидно, что демократия,  законность права человека не  совместимы  с  анархией, вседозволенностью,  произволом. Свобода человека в ее нравственных и правовых нормах означает такой  вариант поведения лица, в котором реализация его здоровых,  разумных  и  благородных интересов  сочеталась  бы  с  уважением  интересов  других  лиц,  общества, государства.1 
 
   Естественно,  что  воспитание  правосознания  начинается  с  усвоения нравственных ценностей, норм в семье,  школе,  в  духовном  общении,  в  том числе и играх со сверстниками, товарищами  и  друзьями.  В  наблюдениях  над жизнью, размышлениях о нормально протекающих бытовых событиях, социальных конфликтах,  связанных  с нормами  права,  юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются  чувства молодых  граждан. В правовом воспитании большая  роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации. Воспитание в  духе права, законности не ограничивается  правовым  просвещением,  формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в  правовой активности личности, в ее  правовой  культуре.  Правовая  культура  личности выражается в овладении  ею, основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в  сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической  ответственности, в непримиримости  к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих  прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной  частью правовой культуры. 
 
      Среди форм правового воспитания обычно выделяют: 
[12] 
 
А) правовую пропаганду (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение «круглых столов»; выступление в печати и т.д.) 
 
Б) правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах; преподавание основ права  на различных курсах, сборах и т.д.) 
 
В) юридическую практику, повседневный опыт(участия в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, присяжного; заключения разного рода гражданско – правовых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность). 
 
Г) самообразование (собственное постижение и осмысление, правовых  явлений, окружающей правовой деятельности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими). 
 
Методами правового воспитания выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы, и приёмы воздействия на сознание и поведение субъектов. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.  
 
    В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищённости и в тоже время стремление бороться за право – своё и чужое.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
[13]  
 
 
 
 
 
                                                  Заключение 
 
На мой взгляд, в правосознании населения до сих пор сохраняются элементы юридического нигилизма и анархизма, иногда причудливо сочетающиеся с безграничной верой во всемогущество государства. Достаточно спокойно воспринимается тот факт, что большинство законов и указов Президента не исполняется. 
 
Исторически возникшая в условиях натурального хозяйства община, которая основывалась на коллективной собственности на землю и общественном самоуправлении, и сегодня склонна к уравнительности. Она отрицательно оценивает инициативу, предприимчивость, предпринимательство. В общинном сознании распространено убеждение, что источник богатства – всегда либо кража, либо эксплуатация. С большим сомнением относится большинство населения к частной собственности, особенно к частной собственности на землю. Введение последней зачастую отождествляется с распродажей России. 
 
Сложившиеся стереотипы коллективного правосознания, конечно, не остаются неизменными. Под воздействием жизни, пропаганды, реформ, открывающих новые возможности, они развиваются, модифицируются. 
 
Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство. 
                            Список использованной литературы. 
 
1. В.Н. Хропанюк. Теория государства и права: Хрестоматия; под ред. РадькоТ.Н. – М. 1998.2. В.Н. Хропанюк. 
 
Теория государства и права: Учебное пособие для вузов; под ред. В.Г. Стрекозова – М: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1995. 
 
3.А.Б. Венгеров. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: «Новый Юрист».1998. 
 
4.Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура. Волгоград, 2000. 
 
5.Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали»// Правоведение.1994.№2. 
 
6.Павлов А.Е. Правовое воспитание. М.,1972 
 
7.Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. М.2006. 
 
8.Матузов и Малько Теория государства и права: Учебник – 2 – е изд., переработан и дополнен - М.: Юристь 2005-541 с. 
 
9. Теория государства и права: Учебник для вузов./ Под ред. М.М. Рассрлова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.:ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2000. – 640 с.

 

 

 
[1] Н. И. Матузов, А. В. Малько. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристь, 2005. – С. 244.

 
[2] Н. И. Матузов, А. В. Малько. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристь, 2005. – С. 244.

 
1 Теория государства и права: Учебник для вузов./ Под ред. М.М. Рассрлова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. –М.: ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2000. – 640 с. 
 
Н. И. Матузов, А. В. Малько. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристь, 2005. – С. 244. 

 
1Теория государства и права: Учебник для вузов./ Под ред. М.М. Рассрлова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.:ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2000. – 640 с. 

 
1Матузов и Малько Теория государства и права: Учебник – 2 – е изд., переработан и дополнен - М.: Юристь 2005-541 с.

 
1 Матузов и Малько Теория государства и права: Учебник – 2 – е изд., переработан и дополнен - М.: Юристь 2005-541 с.

 
1 Теория государства и права: Учебник для вузов./ Под ред. М.М. Рассрлова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.:ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2000. – 640 с.

 
 1Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред.М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С.Эбзеева. – М.: ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2000. – 640с. 
 
Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали»// Правоведение.1994.№2. 
 
Матузов и Малько Теория государства и права: Учебник – 2 – е изд., переработан и дополнен - М.: Юристь 2005-541с. 
 
 

 
1 Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали»// Правоведение.1994.№2. 

 
1 Теория государства и права: Учебник для вузов./ Под ред. М.М. Рассрлова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.:ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2000. – 640 с.

 
1Матузов Малько Теория государства права: Учебник – 2 – е изд., переработан и дополнен – М: Юристь 2005-541 с.

 
1Павлов А.Е. Правовое воспитание. М.1972г.

 
Теория государства и права: Учебное пособие для вузов; под ред. В.Г. Стрекозова – М: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1995.


Информация о работе Правосознание и правовая культура