Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:36, курсовая работа
Задача данной работы состоит в том, чтобы не просто описать процесс происхождения закона через все стадии его создания, а показать научные основы этой деятельности: это вопросы необходимости правового регулирования общественных отношений, вопросы научного планирования законодательной работы.
ВВЕДНИЕ………………………………………………………………….
I. ПОНЯТИЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВА……………………………………………
II. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…
III. ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА….
IV. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРАВОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ…………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………
Может создаться впечатление, что знание основ правотворчества полезно только тем, кто его осуществляет— депутатам парламента, членам правительства и т. д. Однако это не так, ибо создание правовых норм — удел государственных органов любых уровней — от высших до местных. Поэтому юристы, выпускники юридических вузов должны во всех тонкостях знать теорию и практику правотворческой работы.
Осуществляя властные полномочия, государство использует разные приемы и методы руководства — оперативное управление, правосудие, надзор и контроль, но эти направления деятельности государства не порождают норм права, хотя и осуществляются на его основе.
Следует иметь в виду, что правотворчество не особая функция государства, а правовая форма, правовая «оболочка» государственной деятельности. Например, парламент утверждает государственный бюджет. Рассматривая его по существу, анализируя все статьи доходов и расходов страны, он завершает процесс принятием закона о государственном бюджете.
Таким образом, «акт правотворчества» имеет два значения. Это деятельность компетентных органов государства по изданию норм права и результат данной деятельности, выражающийся в виде юридического документа, закона и пр.
Итак, правотворчество
– это организационно оформленная,
установленная процедурная
II. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выделяют три формы правотворчества:
а) непосредственное правотворчество, то есть правотворчество государствообразующего народа (референдум) и некоторых других субъектов (сходы, собрания трудового коллектива и т.д.);
б) правотворчество государственных органов (органов законодательной, исполнительной власти);
в) правотворчество общественных объединений (принятие ими уставов, других решений нормативного характера).
Принятие нормативных актов органами государства. Это основной вид правотворчества. Им занимаются практически все государственные органы, каждый на своем уровне. Уровень объем полномочий государственного органа определяют соответственно и юридическую силу принимаемого им нормативного правового акта.
Эта форма правотворчества является наиболее распространенной в Российской Федерации. Правом принятия нормативных актов обладают Государственная Дума, представительные органы республик, входящих в состав Российской Федерации, краевых, областных, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга органов власти, а также органы местного самоуправления – районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские.
К числу правотворческих
органов относятся также
Государственная Дума принимает законы и постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
Законы и постановления издаются как по вопросам, отнесенным Конституцией к исключительному ведению федеральных органов власти, так и по вопросам совместного ведения федеральных органов власти Российской Федерации и органов власти субъектов федерации. Они принимаются с соблюдением особой процедуры, предусмотренной регламентами.
Президент Российской Федерации, будучи главой государства, на основе Конституции и законов Российской Федерации издает указы, причем они могут быть и нормативного, и индивидуального, оперативного характера. Правительство, как орган исполнительной власти, правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению федерации, постольку, поскольку они не входят согласно Конституции и законодательству в компетенцию Федерального Собрания и Президента Российской Федерации. Свои акты нормативного характера Правительство обычно издает в форме постановлений.
Министерства, государственные
комитеты, ведомства, будучи центральными
органами государственного управления,
руководят порученными им сферами
управления. Их полномочия в области
издания нормативных актов
В пределах своих полномочий
издают нормативные акты также органы
законодательной и
Следующий вид органов, осуществляющих правотворческую деятельность, – это органы местного самоуправления: районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские представительные органы власти и соответствующие им местные администрации.
Издавая нормативные акты (обычно они именуются решениями), органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.
Наконец, администрация объединений, предприятий, учреждений в пределах своих полномочий издает так называемые локальные нормативные акты, регулирующие отношения внутри соответствующих подразделений (например, принятие правил внутреннего трудового распорядка).
Главным и самым распространенным видом правотворчества является создание законов парламентами. Механизм законопроектной работы парламентов отличается следующими особенностями: 1) ограниченным кругом субъектов законодательной инициативы; 2) строгой процедурой прохождения проекта в парламенте; 3) последовательной сменой стадий правотворчества; 4) множественностью средств юридического реагирования, находящихся в распоряжении законодателя; 5) обусловленностью юридического содержания правотворческого акта кругом регулируемых отношений.
За последнее время
во многих государствах все большее
распространение получает форма
непосредственного участия
В соответствии с Законом "О референдуме РСФСР" решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации (ст. 1). На всенародное голосование может быть поставлен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение.
Как вид правотворчества референдум представляет собой непосредственное волеизъявление народа по установлению правовых норм. Именно поэтому результаты референдума не подлежат какому-либо утверждению органами государственной власти и вступают в силу в день опубликования, если в самом решении референдума не предусмотрен иной срок (ст. 36 российского Закона о референдуме). Нормативные акты, принятые путем референдума, обладают, как и законы, высшей юридической силой.
Референдум может быть
эффективной разновидностью правотворчества.
Он позволяет прямо и
Заключение соглашений, содержащих обязательные для исполнения правовые предписания, все шире используется в правотворческой практике российского государства, причем такие соглашения заключаются между различными субъектами права и их юридическая сила неодинакова. Примером такого рода соглашений может служить, в частности, Федеративный договор, вившийся правовой базой создания Российской Федерации на новой основе. Он содержит нормы о распределении компетенции между государственными образованиями Российской Федерации, о предметах исключительного ведения федерации и её субъектов, а также их совместного ведения. Практикуется заключение соглашений и по экономическим, политическим и иным вопросам между федерацией и отдельными её членами (республиками, краями, областями и т.д.), между субъектами федерации.
Характерной особенностью
современных взаимоотношений
Наряду с коллективным
договором законом предусматрив
III. ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Правотворчество – это процесс, который состоит из определенных стадий:
1) законодательная
инициатива - закрепленное в Конституции
РФ право определенных
При подготовке проектов обычно применяется ведомственный, отраслевой принцип, предусматривающий составление первоначальных проектов теми органами и организациями, профилю деятельности которых они соответствуют. Такой принцип обеспечивает квалифицированное составление проекта, участие специалистов. Во многих случаях дается поручение составить первоначальный текст проекта нескольким ведомствам, включая и юридический орган.
В правотворческой практике используется в зависимости от содержания проекта и другой принцип, когда законопроекты готовятся постоянными комитетами высшего представительного органа страны. Однако ведомственный принцип подготовки проектов все же преобладает в современной правотворческой практике.
2) подготовка первоначального текста проекта. Для выработки важных и сложных проектов обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. В случае необходимости комиссии создают подкомиссии, рабочие и редакционные группы.
3) обсуждение законопроекта
- важная стадия, которая начинается
в Государственной Думе с
4) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии: