Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2014 в 18:38, контрольная работа
Теоретическая задача работы состоит в том, чтобы не просто описать процесс происхождения закона через все стадии его создания, а показать научные основы этой деятельности: это вопросы необходимости правового регулирования общественных отношений и адекватного отражения нормативно-правовых потребностей, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования последствий принятия закона, вопросы научной экспертизы проектов законов и их модальной сбалансированности, а также вопросы языка законодательства и создания единого терминологического словаря и т.д.
Вступительная часть
1. Понятие правоустановления и его механизм
2. Правообразование
3. Понятие и виды правотворчества
4. Стадии правотворческого процесса
5. Принципы правотворчества
6. Юридическая техника и язык закона
Заключительная часть
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Дисциплина Теория государства и права
по теме: «Правотворчество»
Подготовил:
Слушатель 454 группы
Зайцев А.А.
Белгород - 2008 г.
План |
Вступительная часть |
1. Понятие правоустановления и его механизм |
2. Правообразование |
3. Понятие и виды правотворчества |
4. Стадии правотворческого процесса |
5. Принципы правотворчества |
6. Юридическая техника и язык закона |
Заключительная часть |
Литература:
I. Основная
II. Дополнительная
Введение
Сегодня Россия несет на своих плечах тяжелое бремя реформирования. С чем это связано, почему так происходит и что ждет нас впереди - вопросы, которые требуют глубокого анализа и честного ответа. Рассматривая данную тему в современных условиях, необходимо учесть историческую фабулу развития идеи формирования правового государства в России и попытки ее практического осуществления.
Менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных процессов в обществе в рамках правовых норм. Стабильность общества - гарантия его процветания, соответственно, обеспечение этой стабильности - основная цель государства. Как отмечал Томас Гоббс: «Только в государстве существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков, таким масштабом могут служить лишь законы каждого государства».
Теоретическая задача работы состоит в том, чтобы не просто описать процесс происхождения закона через все стадии его создания, а показать научные основы этой деятельности: это вопросы необходимости правового регулирования общественных отношений и адекватного отражения нормативно-правовых потребностей, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования последствий принятия закона, вопросы научной экспертизы проектов законов и их модальной сбалансированности, а также вопросы языка законодательства и создания единого терминологического словаря и т.д.
Практическая значимость работы раскрывается в главе, посвященной механизму обеспечения реализации закона. В ней выделяются основные причины неисполнения законов, приводятся предположения по совершенствованию самого закона и механизма его реализации с точки зрения обеспечения исполнения закона. Тема законотворчества и механизма обеспечения реализации закона, как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы. Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законопроектной работы могут негативно сказаться на всей правовой системе.
Одним из важных условий совершенствования законодательства является овладение системой определенных требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов.
Эти требования, выработанные в течение веков различными государствами, концентрированно формулируются в отрасли знания, именуемой законодательной техникой. Данная отрасль знания обстоятельно разработана во многих цивилизованных странах, отражена в многочисленной литературе, подробно описывающей, как следует «делать законы», каким требованиям они должны отвечать, начиная с языка закона до его изящества, красоты и даже поэтичности. К сожалению, в отечественной литературе подобного сказать нельзя. Специалистами в области права явно недостаточно внимания уделяется данной отрасли теории и практики законотворчества. Не этим ли объясняется то печальное обстоятельство, что наше законодательство страдает множеством недостатков технического порядка, особенно тех законов и иных правовых актов, которые приняты в последнее десятилетие. И вполне оправдано предположение о том, что это обстоятельство (в числе иных) стало одной из причин действующего законодательства, сложившегося в массовом сознании впечатления о необязательности исполнения закона, о возможности беззаконного его нарушения, о допустимости «борьбы законов» и использовании «телефонного права». Некомпетентность и легкомыслие с которым иные должностные лица берутся за тонкое, сложное и ответственное дело – законотворчество, оборачиваются в итоге не только несовершенством законодательства, но, нередко, и трагическими последствиями для общества, его формирований и отдельных членов.
Процесс, в рамках которого появляются законы и иные нормативные правовые акты, закрепляющие определенные нормы права, в литературе обычно называют правотворчеством. Этот термин отражает творческий, субъективный характер данного вида деятельности, и может создаться впечатление, что законодатель имеет возможность принять любые законы, любые нормы права. Но это не так. На самом деле в большинстве случаев соответствующие правила поведения складываются в реальных общественных отношениях и законодатель или иной субъект правотворчества, таким образом, берет их из жизни. По удачному выражению К. Маркса законодатель «не выдумывает законов, не изобретает их, а только формулирует». Эта сторона возникновения правовых норм не охватывается понятием «правотворчество». Здесь следует говорить о правообразовании.
Правообразование – процесс первоначального зарождения норм права в общественных отношениях до их закрепления в законе. В ходе развития общества возникают новые, не урегулированные правом отношения людей. Первоначально они принимают различную форму, но постепенно в поведении субъектов этих отношений закрепляются наиболее удобные и выгодные им формы. Эти варианты поведения становятся привычными, и постепенно формируются правила, которые получают общее признание. Именно эти правила и становятся такими нормами, которые признаются государством и в дальнейшем закрепляются им в нормативно-правовых актах как общеобязательные.
Можно отметить, что правообразование носит объективный характер и обусловливается закономерностями общественного развития. Возникающие таким образом правила поведения имманентно присущи данному обществу и мало зависят от государственной воли. Напротив, правотворчество, что и отражается самим термином, имеет творческий характер, и в нем заметное влияние оказывается субъективным фактором – волей законодателя.
Последовательную смену этих двух процессов, имеющих общий результат – появление уже официальных, юридических, охраняемых государством правил поведения (правовых норм) - можно назвать правоустановлением.
Таким образом, правоустановление – это единство правообразования и правотворчества, единый процесс возникновения норм права от их зарождения в реальных общественных отношениях до закрепления в соответствующих нормативно-правовых актах.
Каким же образом осуществляется правоустановление (имея в виду обе его части: и правообразование и правотворчество)? Каков его механизм?
Вся жизнь людей, любые их действия, все акты поведения происходят под воздействием всего общества, всех его компонентов в их единстве. Структуру общества образует ряд комплексов (экономический, социальный, политический, духовный, правовой, управленческий и др.). Эти комплексы, образуют систему, и сами являются ее подсистемами. При этом вся система и все ее части имеют три основных уровня действия:
- общесоциальный (общество в целом);
- региональные (республики, края, области, города, районы и проч.);
- групповые (семья, трудовой коллектив, общественные объединения и т.п.).
Выделение уровней системы необходимо, поскольку на каждого субъекта действуют не только общесоциальные факторы, но и условия того конкретного региона, где он проживает или работает. Немалую роль играет и та социальная среда, в которой человек вращается, поскольку она во многом определяет и его развитие, и его конкретные действия в той или иной жизненной ситуации.
Связи и взаимодействия уровней системы осуществляются как взаимозависимости общего и частного. Естественно, что при этом решающее значение имеют общесоциальные факторы: они в значительной мере определяют состояние экономики, политические и другие условия каждого региона.
Воздействие системы, таким образом, осуществляется посредством влияния различных факторов, относящихся ко всем трем уровням, на каждого человека. происходит, таким образом, переход системы на индивидуальный уровень. Воздействие системы осуществляется по двум направлениям. С одной стороны, осуществляется формирование личности каждого человека, а с другой, элементы этой системы образуют каждую конкретную ситуацию, создают конкретные условия, в которых принимается то или иное решение о варианте поведения.
На этапе правообразования в соответствующих общественных отношениях участвует (или может участвовать) в той или иной мере все население, поскольку новые общественные отношения охватывают все общество. Поэтому, при формировании новых общественных отношений (и изменении уже существующих) большое значение имеет уровень общественного сознания (прежде всего, нравственного, правового, политического, но также религиозного, научного, экологического и других его форм).
На этапе правотворчества решающее значение приобретает сознание (и деятельность) субъектов, осуществляющих правотворчество – депутатов, сотрудников аппарата президента и правительства, других работников государственного аппарата и т.п.
Но само сознание людей формируется под влиянием конкретных условий, в которых каждый человек живет, воспитывается, учится, работает и т.п. И это происходит под воздействием иных компонентов системы: экономических, социально-политических, правовых, культурных и др. Они же образуют и те конкретные ситуации, в которых зарождаются, формируются, закрепляются новые общественные отношения, а также и те условия, в которых они осознаются как правовые, требующие нормативного регулирования.
Таким образом, механизм правоустановления – это взятая в единстве совокупность факторов (экономических, социальных, политических, духовных и др.), под воздействием которых происходит зарождение в общественных отношениях новых норм права и их последующее закрепление в нормативных правовых актах.
В ходе развития общества постоянно возникают новые общественные отношения и изменяются уже существующие. Первоначально каждый человек выбирает в определенной ситуации вариант поведения, который соответствует, с одной стороны, реальным условиям жизни, а с другой, - его нравственным установкам, его интересам и потребностям. При этом, он волей-неволей должен учитывать интересы других участников этих общественных отношений.
Как уже отмечалось, большинство норм права формируются стихийно в отношениях людей. Происходит это следующим образом.
Первоначально под воздействием всей системы факторов в ходе социального развития возникают новые общественные отношения, приобретающие массовый характер. Сначала люди действуют по-разному, выбирая свой вариант поведения. Но, поскольку они живут в одинаковых социальных условиях и стараются действовать наиболее удобными, экономичными способами и, в то же время, согласовывать свои действия с другой стороной общественного отношения, то число избираемых вариантов поведения постепенно уменьшается. И наконец, возникает какое-то общее, единое правило поведения. Такие правила могут принимать различный характер (нормы морали, обычаи и др.). Они большинством людей признаются и принимаются, т.е. становятся легитимными. При этом эти правила (стандарты) обычно не имеют какой-либо фиксации, и возникшие социальные нормы проявляются только в самом поведении людей. Их закрепление и письменной форме происходит позднее.
Несомненно, что важную роль здесь играют экономические (производственные) отношения, которые в значительной степени определяют характер и содержание возникающих правил поведения.
Таким образом, влияние различных факторов происходит стихийно, как правило, независимо от воли и сознания людей.
Но существует и блок факторов, имеющих целевой характер, оказывающих направляющее воздействие на формирующиеся нормы права. Именно здесь проявляется соответствующая роль государства. Государство на этом этапе, действуя различными методами, может способствовать развитию новых, нужных обществу в целом или определенному классу (социальной группе) общественных отношений, либо препятствовать возникновению отношений вредных, мешающих социальному развитию, или невыгодных правящей элите. При этом государство использует различные средства (экономические, политические, организационные, идеологические и др.). Важную роль при этом играет влияние как уже законодательно закрепленных, так и вновь создаваемых норм права.
Справедливо считается, что здесь имеет место возникновение правоотношений. Правоотношения, таким образом, вызываются к жизни не только юридическими нормами, они представляют собой результат действия и других факторов и становятся первичными по отношению к нормам права. В условиях быстрого развития социальной жизни, когда правовое регулирование не успевает отражать новые условия, а потребность в правовом воздействии существует, процесс правообразования проявляется стихийно в виде образования конкретных правоотношений. И возникающие новые общественные отношения при этом не только выступают объектом регулирующего воздействия норм права, но и влияют на их формирование.