Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 17:20, курсовая работа
Процесс правотворчества – это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов, объективной действительности и субъективную волю законодателя. Только принятие объективно-обусловленных, выражающих общественные потребности законов, может служить основой эффективного законотворчества, основным показателем которого является реальное действие закона.
Жизнеспособность законов обеспечивается множеством компонентов. Их необходимо подвергнуть глубокому анализу, чтобы определить наиболее уязвимые места в процессе подготовки и реализации законов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...….3
1. ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ……………………..…..6
1.1 Понятие и содержание правотворчества…………………………….....6
1.2. Принципы правотворчества…………………………………………….8
1.3. Субъекты и виды правотворчества……………………………….......10
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС……………………………………..….....14
2.1. Стадия законодательной инициативы…………………………….......15
2.2. Стадия обсуждения законопроекта…………………………………...16
2.3. Стадия принятия закона……………………………………………... 17
2.4. Стадия промульгации………………………………………………… 19
3. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА……….... 20
3.1.Принцип адекватного отражения нормативно-правовых потребностей……..…………………………………………………... 21
3.2. Принцип понятийной определенности………………………………22
3.3. Принцип модальной сбалансированности…………………………..23
3.4. Принцип ретрибутивной обеспеченности…………………………...25
3.5. Условия действия механизма обеспечения реализации закона……25
4. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ…………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… ……..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 31
Сказанное не означает, что проблема ретребутивной обеспеченности права упирается в одни лишь правоприменительные факторы. Совершенствование правоприменительной деятельности - актуальный и злободневный вопрос. Однако его решение прямо зависит от того, насколько совершены сами законы. Недостатком действующего законодательства является, в частности, то, что не все его звенья в достаточной степени ретребутивны, т.е. отсутствуют однозначные определения юридической ответственности за те или иные нарушения.
Зачастую ретрибутивные нормы права осуществляется абстрактно, непоследовательно. Например: законодательство, касающееся сферы образования, здравоохранения, культуры.
Резюмируя все выше сказанное, представляется необходимым принятие специального законодательного акта об ответственности должностных лиц на федеральном уровне.
3.5. Условия действия механизма обеспечения реализации закона
Политическая реформа, процесс демократизации общества и формирования правового государства выдвинули на первый план проблему исполнения законов. От ее решения во многом зависит не только эффективность нового законодательства, но сама судьба демократических институтов, экономической и правовой реформы.
Чтобы решить эту проблему необходимо обратиться к причинам данного явления. Почему вновь принятые законы не исполняются? Причин этому множество. Одной из важных причин неисполнения закона является деформация правового мышления и правового сознания не только значительной части граждан, но и должностных лиц в высшем эшелоне власти. Пренебрежение требованиями закона власть имущими порождает всеобщий правовой нигилизм в обществе. Многие ученые считают, что "исполнение законов зависит от их качества, точности формулировки, отсутствия двусмысленности". Несовершенство ведет к неправильному толкованию и затрудняет применение закона.
Затруднения в исполнении российских законов обусловлены также отсутствием системности, внутренней связи принимаемых актов. Зачастую законы вступают в противоречие друг с другом.
4. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Поскольку в каждом государстве имеется множество актов и в таком массиве трудно ориентироваться, необходима их систематизация, т.е. приведение нормативных правовых актов в единую систему, упорядочение их.
Систематизация позволяет: быстро отыскать нужный акт; выявить пробелы, коллизии, иные несогласованности в нормативном материале; совершенствовать действующую систему законодательства.
Современная юридическая практика использует четыре способа систематизации нормативных правовых актов: учет, инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.
Учет состоит в сборе, хранении, поддержании в рабочем состоянии нормативных правовых актов, которые необходимы для деятельности данной организации, предприятия, фирмы и т.д. Основная задача учета — возможность оперативно находить нужную правовую информацию.
Инкорпорация относится к внешним формам систематизации. Она выражается в подготовке и издании сборников, собраний нормативных правовых актов с целью обеспечить нормативным материалом широкий круг субъектов. Инкорпорация лишена правотворческой природы, но акты в сборниках и собраниях печатаются не в первоначальной редакции, а с учетом последующих дополнений, изменений, поправок. Следовательно, прежде чем поместить в сборник тот или иной акт, его внешне обрабатывают: из текста удаляют нормы или их части, утратившие силу, исключаются статьи, не имеющие нормативного характера, и т.д. Однако такая внешняя обработка не должна затрагивать собственно нормативного содержания акта. Таким образом, сохранение неизменным нормативного содержания акта — отличительная черта инкорпорации4.
Сборники подготавливаются как самими правотворческими органами, так и другими государственными органами, издательствами, юридическими учреждениями, научными коллективами. В зависимости от того, кто создавал сборник или собрание, выделяют три вида инкорпорации: официальную, официозную (полуофициальную), неофициальную.
Официальным сборник или собрание считаются в двух случаях: если сам правотворческий орган подготовил и издал данный сборник или собрание; если правотворческий орган утвердил или иным образом одобрил издание, подготовленное другим органом. На официальную инкорпорацию можно ссылаться при разрешении юридических споров и вопросов.
Официозными признаются собрания или сборники, которые подготавливаются по поручению правотворческого органа, но впоследствии издаются без его официально выраженного одобрения.
Неофициальные инкорпорации проводятся научными учреждениями, научными коллективами, издательствами, отдельными учеными. Поскольку такие издания не являются официальными, на них нельзя ссылаться при правоприменении. Они служат лишь справочным материалом.
Такая форма систематизации, как консолидация, — это сведение множества нормативных правовых актов в один укрупненный акт. Новый акт заменяет вошедшие в него акты, поскольку принимается правотворческими органами и имеет собственные реквизиты. В структуру вновь образованного консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в определенной последовательности. Такие акты в нашей стране сегодня могли бы быть приняты по вопросам налоговой, пенсионной, приватизационной политики государства5.
При консолидации, во-первых, не меняется содержание правового регулирования, все ранее действовавшие акты объединяются без изменения или проводится лишь их редакционное совершенствование, устраняются повторы, противоречия и т.д.; во-вторых, объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует новый акт; в-третьих, работа осуществляется только правотворческими органами и в отношении лишь ими принятых (а не чужих) актов; в-четвертых, чаще всего упорядочиваются акты по вопросам налогообложения и административной ответственности.
Кодификация — особая содержательная форма систематизации актов, направленная на коренную переработку путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. Упорядочивая законодательство, кодификация имеет в виду принятие новых норм права, совершенствование законодательства по существу, комплексное развитие правовой системы, изменение правового регулирования общественных отношений6.
Различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификацию. К всеобщей кодификации принято относить свод законов, который охватывает все действующее законодательство. Отраслевая кодификация (создание кодексов) охватывает определенную отрасль права или подотрасль и представляет собой наиболее распространенный вид кодификации. Специальная Кодификация группирует нормы права определенного правового института или нескольких институтов, например Таможенный кодекс.
Кодификационные акты обладают рядом преимуществ перед другими видами актов, так как они:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, делая вывод всего вышесказанного, процесс правотворчества – это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов, объективной действительности и субъективную волю законодателя. Только принятие объективно-обусловленных, выражающих общественные потребности законов, может служить основой эффективного законотворчества, основным показателем которого является реальное действие закона.
Жизнеспособность законов обеспечивается множеством компонентов. Их необходимо подвергнуть глубокому анализу, чтобы определить наиболее уязвимые места в процессе подготовки и реализации законов.
Во-первых, необходимо изменить существующую практику законотворчества на стадии подготовки проекта закона. Здесь представляется возможным разработка проекта группой ученых-специалистов, которая заменила бы ведомственный порядок подготовки законопроектов. Целесообразно выносить важнейшие законопроекты на всенародное обсуждение, предварительно разработав механизм подведения итогов обсуждения и их учета в законопроекте.
Серьезной проблемой является неоправданная федеральная законотворческая активность. Многие законы изменяются и дополняются уже через несколько месяцев или даже недель после их принятия. Причина происходящего – вовсе не в изменчивой социальной практике, как утверждают некоторые, а в изначально заниженных требованиях к принимаемому законопроекту.
Другая проблема – это модельная сбалансированность запретительных и разрешительных норм в нашем законодательстве, а также законов и подзаконных нормативных актов. Необходимо конституционно установить круг вопросов общеправового характера, который должен регулироваться исключительно на законодательном уровне, уточнить систему государственных органов, обладающих правом законодательствовать.
Среди всех проблем законотворчества наиболее остро встает проблема исполнения законов.
Многие законы, которые создаются с огромными интеллектуальными и психологическими затратами не работают, парализуя всю правовую систему, все три власти – законодательная, исполнительная и судебная – должны сосредоточиться именно на реализации принятых решений.
Естественно, перечисленный перечень трудностей правотворческого процесса не является исчерпывающим. Необходимо глубокое научное исследование этих вопросов, разработка его на основе практических мер по совершенствованию правотворческого процесса.
Развитие любого общества подразумевает наличие определенных проблем, в этом случае, правотворчество необходимо для справедливого урегулирования этих проблем, следовательно, пока существует общество, будет существовать правотворчество.
Таким образом, правотворчество характеризуется тем, что:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Лазарев В.В. Теория государства и права. – М.: Новый юрист, 1997г., с. 131
2 Теория государства и права./ Под ред. Карельского В.М., Перевалова В.Д. – М.: Инфа-М-Норма, 1997г., с. 296
3 Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М.1997, - с. 68-70.
4 Теория права и государства./ Под. ред. В. В. Лазарева/. М.; Юрид. лит. 1994., - с.274
5 Теория государства и права /Под. ред. К.Н. Матузова и А.В. Малько/ - М.; Юристъ, 1999, - с.382.
6 Теория права и государства./ Под. ред. В. В. Лазарева/. М.; Юрид. лит. 1994., - с.279
Информация о работе Правотворчество: понятие, принципы, виды, основные стадии развития