Правотворчество. Законотворческий процесс в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Еще со времен становления государства, дабы установить хоть какой минимальный порядок, сильнейшие мира сего творили право, стараясь достичь оптимального результата своей деятельности для удовлетворения амбиций и требований населения. Что уж говорить о нынешних временах, когда в динамике текущих дней каждый аспект жизни и деятельности требует правового закрепления и подтверждения.

Содержание

Введение
3
1.
Правотворчество: основные положения
5
1.1.
Понятие, принципы правотворчества
6
1.2.
Виды правотворчества
8
2.
Законотворчество в РФ
10
2.1.
Законотворчество: понятие, особенности
10
2.2.
Стадии законотворческого процесса в РФ
13
Заключение
15
Практическое задание
17
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки российской Федерации

Уральский институт коммерции и права

Кафедра истории, теории государства,

Конституционного  и международного права

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

«Теория государства  и права»

На тему

«Правотворчество. Законотворческий процесс в Российской Федерации»

 

 

 

 

Студент гр. Большаков  Е.Г.

Группа     курс  I 

Вид обучения: заочное

Домашний адрес: 629603

г. Муравленко, ул. Ленина

д. 131 кв. 98

 

 

 

Екатеринбург 2012

 

Содержание

Введение

3

1.

Правотворчество: основные положения

5

1.1.

Понятие, принципы правотворчества

6

1.2.

Виды правотворчества

8

2.

Законотворчество в  РФ

10

2.1.

Законотворчество: понятие, особенности

10

2.2.

Стадии законотворческого  процесса в РФ

13

Заключение

15

Практическое задание

17

Список литературы

24


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Правотворчество – одно из важных направлений работы любого государства, которую осуществляют от имени государства депутаты, государственные  чиновники, управленцы и т.д.

Еще со времен становления  государства, дабы установить хоть какой минимальный порядок, сильнейшие мира сего творили право, стараясь достичь оптимального результата своей деятельности для удовлетворения амбиций и требований населения. Что уж говорить о нынешних временах, когда в динамике текущих дней каждый аспект жизни и деятельности требует правового закрепления и подтверждения.

Именно сейчас  правотворчество  занимает ведущее место. Это объясняется  тем, что именно правотворчество  дает жизнь праву, порождает, формирует, оформляет его и открывает "дверь" в общество. (Наинец А. Правотворчество: Теория и законодательная техника. М.: Прогресс. 1994.)

Правотворчество служит начальным этапом жизни права и вбирает в себя импульсы, влияющие на движение права, как собственно правовое, так и политическое, экономическое, специальное.

Поэтому вполне объясним громадный общественный интерес к правотворчеству, позволяющему создавать правовые акты как выражение политического курса партий, государства и общества. (Поденина С. В., Колдаева Н. П. Провотворчетво в Российской  Федерации (актуальные проблемы теории и практики)// Российская юстиция. 2009. № 5.)

Поэтому  цель  моей работы  - изучение правотворчества и  законотворческого процесса в Российской Федерации.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

-  изучить  основные положения, понятия и  принципы правотворчества;          

- изучить виды правотворчества;

- изучить понятия  и особенности законотворчества  в РФ;

- изучить стадии  законотворческого процесса;

- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правотворчество:  основные положения.

 

По мнению одних авторов, правотворчество выступает как  периодически оформленная процедура деятельности по формированию и закреплению воли класса (народа) в правовых актах по изменению и обмену этих актов.

Другая позиция заключается в широкой трактовке правотворчества, направленной на достижение целей общества, организационно оформленной деятельности государства по выявлению потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений о создании в соответствии с выявленными потребностями новых правовых норм, замене и отмене действующих. (Бабаева B.K. Общая теория права. Курс лекций. Нижний Новгород., 1993.)

В новейших научных трудах законотворчество как разновидность правотворчества охватывает весь процесс создания правовой нормы - начиная с зарождения идеи о ней в связи с выявлением потребности в правовом регулировании, принятием ее и заканчивая введением в действие.

Правотворчество есть процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур.

(Законодательство Российской Федерации: Теоретические вопросы, проблемы и перспективы развития (материалы «круглого стола» // Советское государство и право. 1992. №10,11,12.)

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие, принципы правотворчества

Правотворчество – это деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативно-правовых актов и юридических норм.

Важно отметить, что правотворчество  – это не только создание новых норм права, но и изменение и отмена существующих правовых норм.

По результатам  правотворческой работы – законам  и иным нормативным актам –  судят о государстве в целом, о степени его демократичности, цивилизованности, культурности. (Корельский В.М. и Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов 1999.)

В современном цивилизованном государстве правотворческая деятельность должна исходить из определенных принципов, основных идей, организационных начал, обусловливающих сущность, наиболее характерные черты и свойства этой деятельности.

Законность. Этот принцип проявляется в отношении как процедуры принятия нормативно-правового акта, так и его содержания. Полновластие представительных, исполнительных органов, издающих правовые акты и осуществляющих контроль за правотворчеством других органов, должно реализоваться строго в рамках их компетенции, на основе закона и в полном соответствии с ним.         

Гласность. Этот принцип состоит в открытости правотворческого процесса, свободном и деловом обсуждении проектов нормативных актов. Правда, политика всенародных обсуждений как средства реального выявления и учета мнения миллионов людей себя не оправдала, в первую очередь в силу отсутствия механизма подведения их итогов и дальнейшего учета в законодательстве.

Демократизм. Одним из направлений развития политической системы общества на современном этапе является все более активное участие граждан в управлении государственными и общественными делами, что в процессе правотворчества отражается в принятии нормативно-правовых актов путем референдума – самой непосредственной формы демократии. В частности, в 1993 году впервые путем референдума  была принята Конституция России.

Профессионализм. В последнее время становится все более ясно, что

недостаточный учет этого требования в правотворческом  процессе имеет негативные последствия, сказывается на качестве подготовленных и принятых нормативно-правовых актов. В первую очередь это касается высших государственных органов, в частности депутатов Федерального Собрания. Учитывая то, что они начинают работать на профессиональной основе, важно научить их законодательному процессу. Велика роль науки в реализации этого принципа, так как именно она помогает найти наиболее приемлемые правовые формы, представляет альтернативные проекты нормативных актов, учитывающие различные интересы в обществе, имеет возможность провести научный эксперимент.

Планирование. В современных условиях переустройства России с целью достижения заранее определенных целей планирование правотворческого процесса имеет важное значение в силу необходимости концентрации усилий на приоритетных законодательных работах.

Планирование дает возможность  избежать непродуманного правотворчества, устранить дублирование и рассредоточить усилия с учетом согласования планов работы государственных органов разного типа и разного уровня, ликвидировать поспешность в правотворческой деятельности, создать условия для подготовки документов высокого качества, провести подготовительные мероприятия. (Алексеев С.С. Право и наша жизнь. М., 1978.)

 

 

1.2. Виды правотворчества

Принятие нормативных  актов является наиболее распространенным видом правотворчества. Круг государственных органов, имеющих право на такой вид деятельности, исчерпывающим образом закреплен в законодательстве. В частности, это глава государства, представительные (законодательные) органы государственной власти всех уровней, некоторые исполнительные органы государственной власти (правительство, министерства и т.д.).

                

Можно выделить следующие виды правотворчества:

Народное правотворчество осуществляется путём референдума. Референдум – это всенародное голосование населения по важнейшим вопросам государственного или местного значения, выступающий одной из форм непосредственной демократии. Участие в нем принимают граждане государства, обладающие активным избирательным правом. Решения, принятые на референдуме, носят общеобязательный характер и оформляются нормативно-правовыми актами высших органов государственной власти.

Государственное правотворчество - это правотворчество, при котором правовые нормы формируются уполномоченными государственными органами, то есть прямо и непосредственно исходят от государства. Это основной вид правотворчества.

Государственное правотворчество  представляет собой формализованный  процесс, состоящий из ряда последовательно  сменяющихся стадий: выявление потребности в правовом регулировании какого-либо вопроса; решение компетентного государственного органа об издании нормативно-правового акта, определение его формы, разработка проекта, проявление правотворческой инициативы; предварительное обсуждение проекта нормативно-правового акта всеми заинтересованными субъектами; официальное рассмотрение проекта нормативно-правового акта; принятие нормативно-правового акта, утверждение, одобрение, подписание; опубликование нормативно-правового акта и его вступление в силу.

Санкционированное правотворчество - это правотворчество, при котором государственные органы делегируют негосударственным организациям право нормативного регулирования какого-либо вопроса либо одобряют различного рода социальные нормы - корпоративные, моральные, религиозные, традиционные, придавая им общеобязательный характер и юридическую силу. (Диаконов В.В. Учебное пособие по теории государства и права // Allpravo.RU. 2004.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Законотворчество в Российской Федерации

 

2.1. Законотворчество: понятие, особенности

Законотворческий  процесс - главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом.

Закон - это нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или  непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Является главным источником права.

Конституция – это основной закон общества и государства, регулирующий в правовом порядке основы конституционного строя.

Кроме законов продукцией правотворчества выступают:

- подзаконные нормативные акты - это акты,    издаваемые в пределах,   компетенции   исполнительными   органами государственной власти;

- правовые обычаи – это санкционированное государством правило поведения, которое в результате длительного повторения определенных действий, в результате чего закрепилось как устойчивая норма;

- нормативные договоры - это добровольное соглашение двух и более сторон, порождающее, изменяющее или отменяющее взаимные права и обязанности, выраженные в правовых нормах;

- юридические прецеденты – более распространённый в современном мире источник права, чем правовой обычай. Это судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придаёт общеобязательное значение. (Конституция РФ. http://constitution.garant.ru/science-ork/modern/3540062/)

Субъектами законотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы  и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями.

Основная продукция законотворчества – юридические нормы – воплощающиеся главным образом в нормативных актах.

Процесс принятия каждого  отдельного нормативно-правового акта подчиняется определенным правилам – законодательной процедуре.

Информация о работе Правотворчество. Законотворческий процесс в Российской Федерации