Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 11:58, курсовая работа
Еще со времен становления государства, дабы установить хоть какой минимальный порядок, сильнейшие мира сего творили право, стараясь достичь оптимального результата своей деятельности для удовлетворения амбиций и требований населения. Что уж говорить о нынешних временах, когда в динамике текущих дней каждый аспект жизни и деятельности требует правового закрепления и подтверждения.
Введение
3
1.
Правотворчество: основные положения
5
1.1.
Понятие, принципы правотворчества
6
1.2.
Виды правотворчества
8
2.
Законотворчество в РФ
10
2.1.
Законотворчество: понятие, особенности
10
2.2.
Стадии законотворческого процесса в РФ
13
Заключение
15
Практическое задание
17
Список литературы
Министерство образования и науки российской Федерации
Уральский институт коммерции и права
Кафедра истории, теории государства,
Конституционного и международного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине
«Теория государства и права»
На тему
«Правотворчество. Законотворческий процесс в Российской Федерации»
Студент гр. Большаков Е.Г.
Группа курс I
Вид обучения: заочное
Домашний адрес: 629603
г. Муравленко, ул. Ленина
д. 131 кв. 98
Екатеринбург 2012
Содержание
Введение |
3 | |
1. |
Правотворчество: основные положения |
5 |
1.1. |
Понятие, принципы правотворчества |
6 |
1.2. |
Виды правотворчества |
8 |
2. |
Законотворчество в РФ |
10 |
2.1. |
Законотворчество: понятие, особенности |
10 |
2.2. |
Стадии законотворческого процесса в РФ |
13 |
Заключение |
15 | |
Практическое задание |
17 | |
Список литературы |
24 |
Введение
Правотворчество – одно из важных направлений работы любого государства, которую осуществляют от имени государства депутаты, государственные чиновники, управленцы и т.д.
Еще со времен становления государства, дабы установить хоть какой минимальный порядок, сильнейшие мира сего творили право, стараясь достичь оптимального результата своей деятельности для удовлетворения амбиций и требований населения. Что уж говорить о нынешних временах, когда в динамике текущих дней каждый аспект жизни и деятельности требует правового закрепления и подтверждения.
Именно сейчас правотворчество занимает ведущее место. Это объясняется тем, что именно правотворчество дает жизнь праву, порождает, формирует, оформляет его и открывает "дверь" в общество. (Наинец А. Правотворчество: Теория и законодательная техника. М.: Прогресс. 1994.)
Правотворчество служит начальным этапом жизни права и вбирает в себя импульсы, влияющие на движение права, как собственно правовое, так и политическое, экономическое, специальное.
Поэтому вполне объясним громадный общественный интерес к правотворчеству, позволяющему создавать правовые акты как выражение политического курса партий, государства и общества. (Поденина С. В., Колдаева Н. П. Провотворчетво в Российской Федерации (актуальные проблемы теории и практики)// Российская юстиция. 2009. № 5.)
Поэтому цель моей работы - изучение правотворчества и законотворческого процесса в Российской Федерации.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- изучить основные положения, понятия и принципы правотворчества;
- изучить виды правотворчества;
- изучить понятия
и особенности
- изучить стадии законотворческого процесса;
- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.
1. Правотворчество: основные положения.
По мнению одних авторов, правотворчество выступает как периодически оформленная процедура деятельности по формированию и закреплению воли класса (народа) в правовых актах по изменению и обмену этих актов.
Другая позиция заключается в широкой трактовке правотворчества, направленной на достижение целей общества, организационно оформленной деятельности государства по выявлению потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений о создании в соответствии с выявленными потребностями новых правовых норм, замене и отмене действующих. (Бабаева B.K. Общая теория права. Курс лекций. Нижний Новгород., 1993.)
В новейших научных трудах законотворчество как разновидность правотворчества охватывает весь процесс создания правовой нормы - начиная с зарождения идеи о ней в связи с выявлением потребности в правовом регулировании, принятием ее и заканчивая введением в действие.
Правотворчество есть процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур.
(Законодательство Российской Федерации: Теоретические вопросы, проблемы и перспективы развития (материалы «круглого стола» // Советское государство и право. 1992. №10,11,12.)
Правотворчество – это деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативно-правовых актов и юридических норм.
Важно отметить, что правотворчество – это не только создание новых норм права, но и изменение и отмена существующих правовых норм.
По результатам правотворческой работы – законам и иным нормативным актам – судят о государстве в целом, о степени его демократичности, цивилизованности, культурности. (Корельский В.М. и Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов 1999.)
В современном цивилизованном
государстве правотворческая
Законность. Этот принцип проявляется в отношении как процедуры принятия нормативно-правового акта, так и его содержания. Полновластие представительных, исполнительных органов, издающих правовые акты и осуществляющих контроль за правотворчеством других органов, должно реализоваться строго в рамках их компетенции, на основе закона и в полном соответствии с ним.
Гласность. Этот принцип состоит в открытости правотворческого процесса, свободном и деловом обсуждении проектов нормативных актов. Правда, политика всенародных обсуждений как средства реального выявления и учета мнения миллионов людей себя не оправдала, в первую очередь в силу отсутствия механизма подведения их итогов и дальнейшего учета в законодательстве.
Демократизм. Одним из направлений развития политической системы общества на современном этапе является все более активное участие граждан в управлении государственными и общественными делами, что в процессе правотворчества отражается в принятии нормативно-правовых актов путем референдума – самой непосредственной формы демократии. В частности, в 1993 году впервые путем референдума была принята Конституция России.
Профессионализм. В последнее время становится все более ясно, что
недостаточный учет этого требования в правотворческом процессе имеет негативные последствия, сказывается на качестве подготовленных и принятых нормативно-правовых актов. В первую очередь это касается высших государственных органов, в частности депутатов Федерального Собрания. Учитывая то, что они начинают работать на профессиональной основе, важно научить их законодательному процессу. Велика роль науки в реализации этого принципа, так как именно она помогает найти наиболее приемлемые правовые формы, представляет альтернативные проекты нормативных актов, учитывающие различные интересы в обществе, имеет возможность провести научный эксперимент.
Планирование. В современных условиях переустройства России с целью достижения заранее определенных целей планирование правотворческого процесса имеет важное значение в силу необходимости концентрации усилий на приоритетных законодательных работах.
Планирование дает возможность избежать непродуманного правотворчества, устранить дублирование и рассредоточить усилия с учетом согласования планов работы государственных органов разного типа и разного уровня, ликвидировать поспешность в правотворческой деятельности, создать условия для подготовки документов высокого качества, провести подготовительные мероприятия. (Алексеев С.С. Право и наша жизнь. М., 1978.)
1.2. Виды правотворчества
Принятие нормативных актов является наиболее распространенным видом правотворчества. Круг государственных органов, имеющих право на такой вид деятельности, исчерпывающим образом закреплен в законодательстве. В частности, это глава государства, представительные (законодательные) органы государственной власти всех уровней, некоторые исполнительные органы государственной власти (правительство, министерства и т.д.).
Можно выделить следующие виды правотворчества:
Народное правотворчество осуще
Государственное правотворчество - это правотворчество, при котором правовые нормы формируются уполномоченными государственными органами, то есть прямо и непосредственно исходят от государства. Это основной вид правотворчества.
Государственное правотворчество представляет собой формализованный процесс, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий: выявление потребности в правовом регулировании какого-либо вопроса; решение компетентного государственного органа об издании нормативно-правового акта, определение его формы, разработка проекта, проявление правотворческой инициативы; предварительное обсуждение проекта нормативно-правового акта всеми заинтересованными субъектами; официальное рассмотрение проекта нормативно-правового акта; принятие нормативно-правового акта, утверждение, одобрение, подписание; опубликование нормативно-правового акта и его вступление в силу.
Санкционированное правотворчество - это правотворчество, при котором государственные органы делегируют негосударственным организациям право нормативного регулирования какого-либо вопроса либо одобряют различного рода социальные нормы - корпоративные, моральные, религиозные, традиционные, придавая им общеобязательный характер и юридическую силу. (Диаконов В.В. Учебное пособие по теории государства и права // Allpravo.RU. 2004.)
2.1. Законотворчество: понятие, особенности
Законотворческий процесс - главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом.
Закон - это нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Является главным источником права.
Конституция – это основной закон общества и государства, регулирующий в правовом порядке основы конституционного строя.
Кроме законов продукцией правотворчества выступают:
- подзаконные нормативные акты - это акты, издаваемые в пределах, компетенции исполнительными органами государственной власти;
- правовые обычаи – это санкционированное государством правило поведения, которое в результате длительного повторения определенных действий, в результате чего закрепилось как устойчивая норма;
- нормативные договоры - это добровольное соглашение двух и более сторон, порождающее, изменяющее или отменяющее взаимные права и обязанности, выраженные в правовых нормах;
- юридические прецеденты – более распространённый в современном
мире источник права, чем правовой обычай.
Это судебное или административное решение
по конкретному делу, которому государство
придаёт общеобязательное значение. (Конституция
РФ. http://constitution.garant.ru/
Субъектами законотворчества
выступают государственные
Основная продукция законотворч
Процесс принятия каждого отдельного нормативно-правового акта подчиняется определенным правилам – законодательной процедуре.
Информация о работе Правотворчество. Законотворческий процесс в Российской Федерации