Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 21:47, курсовая работа
Краткое описание
Еще со времен становления государства, дабы установить хоть какой минимальный порядок, сильнейшие мира сего творили право, стараясь достичь оптимального результата своей деятельности для удовлетворения амбиций и требований населения. Что уж говорить о нынешних временах, когда в динамике текущих дней каждый аспект жизни и деятельности требует правового закрепления и подтверждения! Именно сейчас правотворчество занимает ведущее место. Это объясняется тем, что именно правотворчество дает жизнь праву, порождает, формирует, оформляет его и открывает "дверь" в общество.
Содержание
Введение Глава 1. Правотворчество: понятие и принципы Глава 2. Виды правотворческой деятельности, стадии законодательного процесса, законодательная техника §1. Виды правотворчества §2. Законотворческий процесс и его основные стадии §3. Законодательная (юридическая) техника Глава 3. Правотворческая деятельность Российских судов Глава 4. Значение и роль систематизации законодательства Глава 5. Виды систематизации нормативных правовых актов. §1. Историческая справка §2. Инкорпорация §3. Консолидация §4. Кодификация Заключение Список использованной литературы
Это означает, что Конституционный
Суд РФ поставлен над законодательной
властью и, конечно же, его решения представляют
собой не что иное, как правотворческую
деятельность, хотя и осуществляемую в
особом порядке и в особых случаях.
Почему же суды занимаются правотворческой
деятельностью? Причин тому несколько:
Во-первых, правосудие осуществляется
в основном несменяемыми судьями, независимыми
от государства и его административных
органов. Судейский корпус рассматривает
себя не только как исполнителя воли законодателя,
выраженной в законе, но и как создателя
« правовых норм».
Во-вторых, ни один закон ни
прежде, ни в настоящее время не мог и не
может целиком и полностью урегулировать
многогранную жизнь людей в обществе:
постоянно возникают правовые проблемы,
которые законом не урегулированы. И здесь
именно судебное правотворчество призвано
решать такие вопросы, как неопределенность,
пробелы и противоречия в законодательстве.
Это достигается как толкованием законов,
так и прямым правотворчеством — путем
создания судами правовых норм.
Признавая создание судами
правовых норм, в правовых доктринах иностранных
государств все же отмечается как преобладающее
мнение, что законы и иные нормативные
акты являются высшими нормами права,
а правовые нормы судов ставятся как бы
на второе место, т.е. имеют второстепенное
значение.
Но это с точки зрения теории,
а на практике, как мы видели, правовые
нормы судов имеют такую же обязательную
юридическую силу, как и законодательные
акты, хотя они, как и законодательные
акты, могут меняться, отменяться и изменяться
самими судами, которые их приняли.13[13]
Глава 4. Значение
и роль систематизации законодательства
Систематизация
законодательства - это постоянная форма развития
и упорядочения действующей правовой
системы. В современных цивилизованных
государствах имеется значительное число
нормативных актов, принимаемых различными
правотворческими органами. Правотворчество
не может остановиться на определенном
этапе, а все время находится в движении,
развитии в силу динамизма социальных
связей, возникновения новых потребностей
общественной жизни, требующих правового
регулирования.
Постоянно меняющаяся правовая
система, ее развитие и совершенствование,
принятие новых нормативных актов, внесение
в них изменений, отмена устаревших нормативных
решений объективно обусловливают упорядочение
всего комплекса действующих нормативных
актов, их укрупнение, приведение в определенную
научно обоснованную систему, издание
разного рода сборников и собраний законодательства.
Такая деятельность по приведению нормативных
актов в единую, упорядоченную систему
обычно называется систематизацией законодательства.
Систематизация законодательства
необходима, во-первых, для дальнейшего
развития законодательства. Анализ и обработка
действующих нормативных актов, группировка
правовых предписаний по определенной
схеме, создание внутренне единой системы
актов являются необходимыми условиями
эффективности правотворческой деятельности,
способствуют ликвидации пробелов, устарелостей
и противоречий в действующем законодательстве.
Во-вторых, она обеспечивает
удобства при реализации права, возможность
оперативно находить и правильно толковать
все нужные нормы. Наконец, систематизация
является необходимой предпосылкой целенаправленного
и эффективного правового воспитания,
научных исследований, обучения студентов. 14[14]
В разные периоды жизни государства
потребность в систематизации законодательства
бывает различна. Когда накапливается
в течение многих лет большой объем нормативно-правового
материала, когда действует значительное
число нормативных актов, принятых в разное
время и к тому же перекрывающих друг друга,
действующих в усеченном объеме или попросту
устаревших, фактически утративших силу,
систематизация законодательства особенно
необходима. В условиях же существенной
ломки, революционного преобразования
правовой системы, когда отменяются целые
нормативные блоки, регулирующие отживающие,
подлежащие существенному реформированию
отношения, когда по сути дела создается
качественно новая общественно-экономическая
система, объективно требующая обновленных
законов, систематизация законодательства
как бы уходит на второй план.
Ныне в России темпы правотворческой
и в первую очередь законодательной деятельности
как никогда высоки. Создаются сотни и
тысячи новых нормативных актов, существенно
меняющих характер и основные принципы
правового регулирования. Однако если
сейчас не заниматься упорядочением действующей
нормативной базы, которая увеличивается
весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут
большие трудности в нахождении и использовании
действующих норм права, хаос и неразбериха
в российском нормативном хозяйстве. Дело
осложняется еще и тем, что сейчас, когда
создается практически новая правовая
система в Российской Федерации, нужно
также срочно решить судьбу формально
действующих нормативных актов России
и их частей, которые полностью либо частично
противоречат новым нормативным решениям
или попросту безнадежно устарели.
Обычно в понятие систематизации
законодательства включаются четыре самостоятельных
формы правовой деятельности:
1) сбор государственными
органами, предприятиями, фирмами и
другими учреждениями и организациями
действующих нормативных актов,
их обработка и расположение
по определенной системе, хранение,
а также выдача справок для
заинтересованных органов, учреждений,
отдельных лиц по их запросам
(учет нормативных актов);
2) подготовка и издание
различного рода собраний и
сборников нормативных актов (инкорпорация
законодательства);
3) подготовка и принятие
укрупненных актов на базе
объединения норм разрозненных
актов, изданных по одному вопросу
(консолидация законодательства);
4) подготовка и принятие
новых актов (типа кодексов), в
которые помещаются как оправдавшие
себя нормы прежних актов, так
и новые нормативные предписания
(кодификация законодательства).
Глава 5. Виды систематизации
нормативных правовых актов.
§1. Историческая
справка
Первая попытка систематизации
действующих правовых норм в России была
предпринята еще в XI-XII вв., в первом сборнике
древнерусского права - в Русской Правде.
Судебник 1497 г. стал предвестником создания
кодифицированного общегосударственного
законодательства. Созданное в середине
XVII в. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича
вплоть до первой половины XIX в. оставалось
основным сборником законодательных норм
в России. К памятникам большой систематизаторской
деятельности XIX в., проведенной под руководством
известного юриста того времени М. М. Сперанского,
следует отнести Полное собрание и особенно
Свод законов Российской Империи, который
просуществовал, ежегодно обновляясь,
вплоть до октября 1917 г.
Свод законов в России был издан
в 1832 г. и состоял из 15 томов. В него вошло
около 36 тысяч нормативных актов (указов,
манифестов, циркуляров и т.д.) и извлечений
из них. Свод подразделялся на 8 разделов,
расположенных по предметному принципу.
Высока была техника оформления
томов Свода.
В советский период также осуществлялись
обширные работы по упорядочению действующего
законодательства. В 1929-1932 гг. была проведена
работа по подготовке Свода законов СССР,
но она, к сожалению, не была доведена до
конца, учитывая явно недостаточное внимание
и попросту пренебрежительное отношение
к праву и законности в тот период,
когда начал формироваться культ личности
Сталина.
В 60-70-х гг. были изданы Систематическое
Собрание законодательства СССР и
соответствующие собрания в союзных республиках.
На их базе были подготовлены Свод законов
СССР (II томов) и Свод законов РСФСР (8 томов).
Свод законов РСФСР был издан
в 1986-1988 гг. и включал в себя действующие
законодательные акты и важнейшие постановления
Правительства Российской Федерации общенормативного
характера. Все помещаемые в Свод акты
располагались по предметному признаку
и группировались в 5 разделов, которые
делились соответственно на главы, параграфы,
пункты и подпункты.
Положительной чертой Свода
было то, что он был издан на съемных листах,
позволяющих оперативно заменять текст
акта, который признан утратившим силу
или в который внесены те или иные изменения
и дополнения.
Как известно, период издания
Свода законов РСФСР, а именно вторая половина
80-х гг., характеризуется коренной ломкой
социально-экономических и политических
отношений в России, потребовавшей кардинальных
изменений в законодательстве. Поэтому
содержание Свода быстро устаревало, постепенно
прекратилось издание дополнений к нему
и ныне он превратился в исторический
памятник, непосредственно не влияющий
на развитие законодательства и правоприменительную
практику. Кроме того, Свод страдал существенными
недостатками, среди которых главный –
это его неполнота. В тома Свода включались
не все действующие законодательные и
нормативные правительственные решения.
§2. Инкорпорация
На современном этапе развития
общества систематизация нормативно-правовых
актов начинает осуществляться еще на
стадии их опубликования в официальных
газетах, журналах или вестниках. В этих
изданиях они располагаются по определенной
системе (в зависимости от их юридической
силы, от органа их принявшего, их юридической
природы - нормативные - ненормативные
и т.д.), каждому акту присваивается свой
номер.
Помимо указанной выше первичной формы,
существует два основных вида
систематизации: инкорпорация и кодификация.
Инкорпорация (от лат. - in corpore) - это такая форма
систематизации, когда нормативные акты
определенного уровня объединяются полностью
либо частично в разного рода сборники
или собрания в определенном порядке (хронологическом,
алфавитном, системно-предметном). Инкорпорация
представляет собой, в принципе, постоянную
деятельность государственных и иных
органов с целью поддерживать законодательство
в действующем (контрольном) состоянии,
обеспечивать его доступность и обозримость,
снабжать самый широкий круг субъектов
достоверной информацией о законах и иных
нормативных актах в их действующей редакции.
Особенность инкорпорации состоит
в том, что какие-либо изменения в содержание
помещаемых в сборники актов обычно не
вносятся и содержание правового регулирования
по существу не меняется. Именно это свойство
инкорпорации - сохранение неизменным
содержания нормативного регулирования
- отличает ее от кодификации и консолидации.
Вместе с тем форма изложения
содержания нормативных актов иногда
претерпевает определенные, иногда довольно
существенные изменения, поскольку инкорпорация
не сводится к простому воспроизведению
актов в их первоначальной редакции. Обычно
в сборниках действующих нормативных
актов их тексты помещаются с учетом последующих
изменений и дополнений. Кроме того, в
процессе инкорпорации из текста помещаемых
в сборник актов удаляются главы статьи
(пункты), отдельные абзацы и иные отделимые
части, признанные утратившими силу или
фактически такую силу потерявшие. Кроме
того, в такой сборник включаются все последующие
изменения и дополнения с указанием официальных
реквизитов тех актов, которыми внесены
такие коррективы. Из текста нормативных
актов исключаются также различного рода
оперативные поручения и иные ненормативные
предписания, временные нормы, срок действия
которых истек, сведения о лицах, подписавших
соответствующий акт.
Деление инкорпорации на отдельные
виды можно производить по различным основаниям.
В зависимости от юридической силы издаваемых
сборников и собраний законодательства
инкорпорация делится на официальную,
официозную (полуофициальную) и неофициальную.
Официальная инкорпорация осуществляется
от имени и по поручению либо с санкции
правотворческого органа (органов), который
утверждает либо иным способом официально
одобряет подготовленное Собрание (Свод).
Такое Собрание (Свод) носит официальный
характер, т. е. оно приравнивается к официальным
источникам опубликования помещенных
в Собрании нормативных актов и на его
материалы можно ссылаться в процессе
правотворческой и правоприменительной
деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях
граждан, направляемых в правоохранительные
или иные государственные органы. Официальное
Собрание законодательства имеет приоритет
перед ранее изданными публикациями нормативных
актов, поскольку оно включает в себя акты
в их действующей редакции. Примером официальной
инкорпорации может служить, например,
изданный в 80-х гг. Свод законов РСФСР.
Подготовка официальных Собраний
(Сводов) обычно сопровождается большой
подготовительной работой. В процессе
его составления выявляются и признаются
утратившими силу устаревшие, фактически
не действующие, противоречащие позднейшему
законодательству нормативные акты либо
их отдельные части, в другие акты, частично
противоречащие позднейшему законодательству,
вносятся необходимые изменения. Принимается
ряд новых законов и иных нормативных
актов, устраняющих имеющиеся в законодательстве
пробелы. Возможно также устранение множественности
нормативных актов по одному вопросу путем
принятия укрупненных, консолидированных
актов.
Официозная (полуофициальная) инкорпорация
- это издание собраний и сборников законодательства
по поручению правотворческого органа
(органов) специально уполномоченными
на то органами (например, Министерством
юстиции), причем правотворческий орган
официально не утверждает и не одобряет
такое собрание (сборник) и потому тексты
помещенных в нем актов не приобретают
официальный характер. Таковым было, например,
Систематическое собрание действующего
законодательства РСФСР, изданное в Российской
Федерации в 60-х гг. Неофициальная инкорпорация
осуществляется ведомствами, организациями,
государственными либо частными издательствами,
научными учреждениями, фирмами, отдельными
лицами, т. е. теми субъектами, которые
не имеют специальных полномочий издавать
Собрание законодательства, предоставляемых
правотворческим органом, и осуществляют
эту деятельность по собственной инициативе.
Неофициальные сборники законодательства
не являются источником права, на них нельзя
ссылаться в процессе правотворчества
и применения права. Большинство ныне
издаваемых в нашей стране сборников законодательства
- это неофициальная инкорпорация.