Право Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является обзор наиболее существенных социальных, политических и правовых аспектов существования древнегреческого государства. Государства древней Греции, развивавшиеся в преемственном соприкосновении с древнейшими цивилизациями, внесли выдающийся вклад в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области философии, искусства и права, составило основу европейской цивилизации. Ввиду того, что Древняя Греция не была типичным для современности государственным образованием, а, по сути, представляла собой совокупность так называемых городов-полисов ( т.е. небольших, иногда даже крошечных государств).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ…………………………………………………….5
1.1Общественный строй Древней Греции……………………………….5
1.2Государственный строй Древней Греции…………………………….9
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ НОРМЫ АФИНСКОЙ ОБЩИНЫ………………….13
2.1. Афинское народное собрание……………………………………….13
2.2. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта…………………………….20
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА СПАРТЫ………………………….28
3.1.Законы Ликурга……………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1 курс право др греции.docx

— 62.82 Кб (Скачать файл)

Специфическое значение имели права  Народного собрания по охране основных законов. С этой целью была учреждена  специальная коллегия для охраны законов (номофилаков), которая получала свои полномочия непосредственно от Народного собрания. Это был специальный  орган "хранителей законов", наблюдавший за строгим выполнением афинских законов всеми органами государства. Кроме того, любой член Народного собрания мог выступать в экклесии с чрезвычайными заявлениями о государственных преступлениях, в том числе с письменными жалобами против лиц, внесших в народное собрание предложения, нарушающие общественные законы. Институт "жалобы на противозаконие" оберегал незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа путем законодательных актов. По мнению российских исследователей, право каждого афинского гражданина возбуждать жалобы на противозакония стало подлинной, основной опорой афинской демократической конституции.

 Акты собрания подразделялись  на законы, создающие общие нормы,  и на постановления, касающиеся  частных вопросов (псефизмы). В работе  собрания мог принимать участие  каждый из присутствующих. Автор  законопроекта (а им формально  мог быть любой афинский гражданин)  нес уголовную ответственность  (вплоть до смертной казни)  в тех случаях, когда его  предложение признавалось противозаконным.  Обвинение в противозаконности  нового постановления ( «жалоба  на противозаконно») мог выдвинуть  любой гражданин в течение  целого года после принятия  этого документа. Сами афиняне  считали это право одним из  фундаментальных устоев своей  государственности, поскольку оно сводило на нет всякие попытки ревизии афинской конституции в антидемократическом духе.

В общем виде определение  остракизма(греч. ostrakismós, от óstrakon —  черепок) можно сформулировать следующим  образов: это форма узаконенного изгнания(обычно на 10 лет), посредством  голосования граждан в народном собрании черепками, преследующая цель не наказания за определенный проступок, а устранения отдельного гражданина, чье присутствие в государстве  являлось политически опасным или нежелательным. Будучи выражением коллективной воли граждан полиса, решения оcтракофории (процесса голосования черепками) имели силу общеобязательного закона. В этом проявлялся важнейший политический «принцип» лежащий в основе полисной организации, - принцип подчинения меньшинства большинству, личности-коллективу. Любой афинянин, занимавший самое высокое положение в общине, мог оказаться за пределами Аттики практически без особой вины о его стороны, лить на том основания, что этого желало определенное большинство его сограждан. Таким образом, изгнание остракизмом - убедительный пример реализации полисом права верховного контроля над поведением и судьбой отдельных граждан [11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Реформы  Солона, Клисфена, Эфиальта

 

Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. прежде всего Солон провел сисахфию — долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.

Сисахфия посягала на интересы родовой знати и была уступкой демосу, В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты — не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения. Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты [4, с. 154].

С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение  наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку.

Самые богатые граждане были отнесены к  первому разряду, менее богатые  — ко второму и т. д. Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц принимать от них отчеты.

Одновременно  Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа — гелиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. В интересах вторых был учрежден новый орган управления — Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов [7, с. 62].

Первым делом  он освободил соотечественников  от долгов — и на текущий момент, и на будущее — и воспретил обеспечение ссуды личной кабалой должника. Одновременно он произвел отмену частных и государственных долгов, что получило название сисахфия (стряхивание бремени). Имеется в виду бремя долгов личных, поземельных к др.

В дополнение к сисахфии Солон ввел ограничение землевладения, установив максимальный размер» такого владения. Одновременно заведена свобода завещаний, что сделало возможным отчуждение (продажу) и закладывание земли на законном основании. В поддержку интересов бедноты был разрешен вывоз оливкового масла, но запрещен вывоз хлеба, нашло поддержку к поощрение ремесла.

Политической  реформой Солон устанавливал имущественный ценз На основании оценки имущества и доходов существующее разделение всех сограждан на четыре класса он дополнил важным политическим новшеством. Его целью было перераспределение роли и участия этих классов учреждениях властного контроля и управления. В результате использования новых имущественных критериев различения классов был выделен класс пентакосиомедимнов ( пятисотмерников, т е. получающих 500 мер в совокупности сухих и жидких продуктов со своей земли), класс всадников (получающих 300 мер), зевгитпов (200 мер) и фетов. С учетом такого ценза он предоставил возможность первым исполнять все должности, всадникам и зевгитам — должности девяти архонтов, казначеев, членов суда одиннадцати и ответственных за жертвоприношения. И только фетам он оставил право принимать участие в народных собраниях и судах [4, с. 154].

Высшие должности он сделал избирательными по жребию из числа предварительно выбранных от каждого из четырех племен (фил) кандидатур. Каждая фила отбирала в коллегию девяти архонтов по десять человек, и между ними бросали жребий. Эта процедура сменила практику, в соответствии с которой Совет ареопага приглашал к себе кандидата и, обсудив его в своей среде, избирал подходящего человека на год, а потом отпускал.

Далее он учредил Совет четырехсот, по сто от каждой филы, к о из первых трех разрядов. Он был учрежден в противовес аристократическому ареопагу.

Солоном же было создано судебное учреждение, оказавшее впоследствии большое влияние на политическую жизнь, — народный суд (гелиэя), который стал по сути дела судом присяжных, состоявшим из 5 тыс. членов и 1 тыс. запасных членов. Он чаще всего заседал сменными составами по жребию, коллегиями в 500 членов суда и 100 запасных [4, с. 155].

Большое значение имели поистине исторические декреты, составившие основу Солоновой  конституции. Солон предварил их актом амнистии, освободившим или  восстановившим в правах всех политических изгнанников и заключенных, кроме лиц, пытавшихся узурпировать власть в государстве. Он отменил большинство законов Драконта, но закон, касавшийся наказания за убийство, оставил нетронутым. Законы Солона относились ко всем свободным гражданам.

Таким образом, вместо аристократического принципа (принадлежность к определенным родам) был утвержден принцип имущественный, богатства. От этого выигрывали купцы и ростовщики, проигрывала родовая знать.

Высшим органом  власти по конституции Солона оставалась старинная экклесия гомеровой эпохи - народное собрание, за участие в котором население получало своеобразное жалованье: в рядовом заседании - по одной драхме (серебряной монете, которая делилась на 9 оболов), в главном заседании - 9 оболов. Оно ежегодно избирало архонтов, которые затем подлежали утверждению Ареопагом. В противовес народному собранию был создан Совет четырехсот из представителей ионических племен. Еще более важным новшеством было предоставление низшему классу граждан полного равенства по сравнению с высшими классами при избрании по жребию в гелиэю - суд присяжных заседателей, где рассматривались все преступления, кроме убийства и государственной измены, и куда могла быть подана апелляция на любые действия магистратов. 

Праву апелляции к народным судам было суждено оказаться отправной точкой и цитаделью афинской демократии. В гелиэю входили 6 тыс. судей, которые делились на десять коллегий. Каждая коллегия лишь накануне узнавала, что ей поручено рассматривать то или иное судебное дело. Это значительно уменьшало возможность подкупов и взяточничества в судебном процессе.

Совет четырехсот избирался старыми ионическими  племенами, продолжавшими существовать, несмотря на все перемены. Каждое из них посылало в Совет 100 человек. Играя важную роль в законодательной процедуре, заведуя всеми текущими делами, Совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на народное собрание" и прямо ограничивал власть Ареопага.

В гелиэю избирались граждане всех слоев, представители  коренных народов - автохтонов («родящихся из земли»). За участие в гелиэе граждане Афин получали по 3 обола. Она была не только главным судебным (исполнительным) органом Афин, но и контролировала деятельность должностных лиц. Солон  старался ослабить противоречия между богатыми и бедными, не допустить социальных потрясений. В народном собрании участвовали все разряды свободного населения, включая фетов, что было явной уступкой демосу. Зато выборы в Совет четырехсот находились в руках тех, кто распоряжался в старых племенах., т.е. в руках родовой знати. Члены Совета получали жалованье в 5 оболов. Гелиэя с ее большим количеством судей учреждалась к значительной выгоде демоса, но оставался нетронутым Ареопаг [5, с. 145-146].

Будучи  в Египте, Солон познакомился с  законодательством этой страны. Египетский царь Амасис издал постановление, в  соответствии с которым каждый египтянин должен ежегодно объявлять правителю размеры своего дохода. В случае невыполнения виновному угрожала смертная казнь. Солон этот закон Амасиса ввел в Афинах [4, с. 141].

Кроме того, Солон принял целый ряд важных законов: легализовал индивидуализацию собственности; узаконил завещания; предоставил гражданство всем чужеземцам; запретил вывоз любой сельскохозяйственной продукции, за исключением оливкового масла; возвел праздность в разряд преступления - ни один горожанин, который вел жизнь распутника, не имел права выступать перед народным собранием; легализовал и обложил налогом занимающихся проституцией [7, с. 60].

Реформы Солона казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса. Вместе с тем именно реформы Солона убедительно доказали недолговечность этой политики [2, с. 178].

Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали  в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление  населения на четыре племени.

Клисфен упразднил  Совет четырехсот и на основе вновь  созданной территориальной организации  населения учредил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был создан еще один орган — коллегия десяти стратегов, которая также комплектовалась с учетом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства[7, с. 61].

С именем Клисфена связано возникновение  остракизма («суда черепков»). Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет. Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе. Народное собрание путем тайного голосования могло изгнать из Афин сроком на десять лет без конфискации имущества всякого, кто приобрел чрезмерное влияние и представлял угрозу государству, всеобщему миру и демократии.

 Реформы  Клисфена отвечали интересам демоса и окончательно сокрушили господство родовой аристократии[5, с. 148].

Таким образом, через 90 лет после Солона, в 509 г. до н.э., демократы, объединившись  вокруг Клисфена, нанесли удар по остаткам родового строя, которые мешали функционированию государства. Реформа 509 г. окончательно ликвидировала старые племена. Взамен родоплеменного было введено территориальное разделение граждан[7, с .62].

Информация о работе Право Древней Греции