Право. Его признаки. Право и мораль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:34, реферат

Краткое описание

Право - это обязательные для всех нормы, правила поведения, принятые в социуме. Государственный аппарат гарантирует их соблюдение. Никто не может быть поставлен выше этих норм. Они обязательны для выполнения, как отдельными людьми, так и сообществами.

Вложенные файлы: 1 файл

Право.docx

— 22.66 Кб (Скачать файл)

Право - это обязательные для всех нормы, правила поведения, принятые в социуме. Государственный аппарат гарантирует их соблюдение. Никто не может быть поставлен выше этих норм. Они обязательны для выполнения, как отдельными людьми, так и сообществами.

Право регулирует как взаимоотношение  между объединениями людей, отдельными лицами, а так же межгосударственные отношения.

Признаки права.

Признаки права, характеризуют  его как специфическую систему  общественных отношений.

1 признак – нормативность.  Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими  формами социального регулирования  - нормативностью, обычаями. Право, которым  располагает каждый человек или  юридическое лицо, не произвольно  они отмерены и определенны  в соответствии с действующими  нормами. В некоторых учениях  о праве признак нормативности  признается доминирующим и право  определяется как система юридических  норм. При таком подходе право  физического или юридического  лица оказываются всего лишь  результатом действия норм и  как бы навязываются им из вне. В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что “в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения”. Нормы права следует рассматривать как “рабочий инструмент”, с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права -–произвол и беззаконие.

2 признак – формальная  определенность. Предполагает закрепление  правовых норм в каких-либо  источниках. Нормы права официально  закрепляются в законах, иных  нормативных актах, которые подлежат  единообразному толкованию. В прецендентом праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.

На основе норм права и  индивидуальных юридических решений  четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность  граждан и организаций.

3 признак – системность.  Право представляет особо сложное  системное образование. В настоящее  время в свете новых подходов  к пониманию права особую значимость  приобретает деление его на  три элемента, на естественное, позитивное, субъективное право.

Естественное право, состоящее  из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного  права – право человека или  возможности, которые общество и  государство способны обеспечить каждому  гражданину. Второй элемент – позитивное право. Это законодательство и другие источники юридических норм, в  которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент – субъективное право, т.е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя. Отсутствие хотя бы одного элемента деформирует право, оно утрачивает свойство эффективного регулятора общественных отношений и поведение людей.

Смысл социально-правовых притязаний состоит в том, чтобы они получали официальное признание, т.е. трансформировались в субъективные права. Инструментом, с помощью которого естественно-правовые притязания превращаются в субъективные права, являются нормы позитивного  права.

Основной смысл правового  регулирования заключается в  трансформации естественного права  в субъективное право, что осуществляется признанием социально-правовых притязаний в источниках права, т.е. возведение естественного права в закон. Системные связи права рассматриваются и в других аспектах: право делится на частное и публичное, на нормы, институты и отрасли, включает в себя систему законодательства.

4 признак – интеллектуально  - волевой характер права. Право  проявление воли и сознания  людей. Интеллектуальная сторона  права состоит в том, что  оно есть форма отражения социальных  закономерностей и общественных  отношений – предмета правового  регулирования. В праве отражаются  и выражаются потребности, цели  и интересы общества, отдельных  лиц и организаций. Формирование  и функционирования права как  выражение свободы, справедливости  и разума возможны только в  обществе, в котором все индивиды  имеют экономическую, политическую  и духовную свободу.

Волевое начало права нужно  рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права  лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и  социальных групп, и в этих притязаниях  выражается их воля. Во-вторых, государственное  признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных  органов. В-третьих, регулирующее действие права, возможно, лишь при “участии”  сознания и воли лиц, которые реализуют  юридические нормы.

5 признак – обеспеченность  возможностью государственного  принуждения. Государственное принуждение  – фактор, позволивший четко разграничить  право и обязанность, т.е. сферу  личной свободы и ее границы.  Государственное принуждение - специфический  признак права, отличающий его  от иных форм социального регулирования:  нравственности, обычаев, корпоративных  норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Право и мораль

Право, как и мораль, регулирует поведение и отношения людей. Но в отличие от морали, выполнение правовых норм контролируется общественной властью. Если мораль – «внутренний» регулятор действий человека, то право  – «внешний», государственный регулятор. Право – продукт истории. Мораль (так же как мифология, религия, искусство, техника) старше него по своему историческому  возрасту.

Она существовала в человеческом обществе всегда, право же возникло тогда, когда произошло классовое  расслоение первобытного общества и  стали создаваться государства. Социокультурные нормы первобытного безгосударственного общества, касающиеся разделения труда, распределения материальных благ, взаимозащиты, инициации, заключения браков и т. п. имели силу обычая и закреплялись мифологией. Они в целом подчиняли личность интересам коллектива. К нарушителям их применялись меры общественного воздействия — от убеждения до принуждения. Крупные проступки могли наказываться побоями, увечьями и даже смертью или изгнанием из общины, что, по существу, было равносильно смерти.

Так, в некоторых первобытных  племенах юноша, разгласивший тайну  инициации, должен был уйти из племени  или умереть. Наказание определялось старейшинами. Подобные социальные нормы  составляли основу первобытной нравственности. Однако они отличались от современных  моральных норм, так как опирались  не только на общественное мнение: община принуждала к соблюдению многих из них не менее жестко, чем позднее  государство к выполнению норм права. Поэтому некоторые ученые рассматривают  их как «мононормы» — правила поведения, в которых еще не дифференцировались различные типы социальной регуляции; мораль здесь существует в синкретичном единстве с самыми разнообразными социокультурными нормами и содержит древнейшие зачатки права.

Первые, еще неписаные  правовые законы («естественное право», «обычное право»), по-видимому, во многом совпадали с нормами нравственности. Отделение права от морали — результат  расхождения между требованиями государства к населению, вводимыми  для обеспечения нужного властям  общественного порядка, и нравственностью, которой нельзя управлять «сверху» и быстро изменять в соответствии с встающими перед властями задачами.

Известны два взгляда  на соотношение права и морали с одной точки зрения, право  есть «юридически оформленная мораль»: в нормах права выражаются хотя и  не все, но наиболее социально значимые моральные нормы. Как утверждает Вл. Соловьев, право есть «низший предел» или «минимум нравственности». Предполагается, что между нормами права и нормами морали не должно быть противоречий, но моральное пространство шире правового: далеко не все, что осуждается общественным мнением как аморальный поступок, является деянием, нарушающим правовые нормы и наказуемым соответствующими юридическими санкциями. Этические требования к человеку значительно выше, чем юридические. Мораль ориентирована на нравственные идеалы, а право — лишь на некоторый уровень их осуществления. Мораль осуждает любые формы непорядочности, нечестности, клеветы. Право пресекает только наиболее злостные, социально опасные их проявления. «Авторитет нравственных законов бесконечно выше». Другой взгляд выдвигает крупный русский правовед и философ Е.Н. Трубецкой.

Согласно этому взгляду, соотношение права и нравственности можно изобразить двумя пересекающимися  окружностями: у них есть общая  часть, где нормы права и нормы  нравственности совпадают, но кроме  того, есть область нравственных норм, не находящая отражения в юридических  законах, и область правовых норм, не имеющих никакого нравственного  содержания или даже безнравственных.


Информация о работе Право. Его признаки. Право и мораль