Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:34, реферат
Право - это обязательные для всех нормы, правила поведения, принятые в социуме. Государственный аппарат гарантирует их соблюдение. Никто не может быть поставлен выше этих норм. Они обязательны для выполнения, как отдельными людьми, так и сообществами.
Право - это обязательные для всех нормы, правила поведения, принятые в социуме. Государственный аппарат гарантирует их соблюдение. Никто не может быть поставлен выше этих норм. Они обязательны для выполнения, как отдельными людьми, так и сообществами.
Право регулирует как взаимоотношение между объединениями людей, отдельными лицами, а так же межгосударственные отношения.
Признаки права.
Признаки права, характеризуют его как специфическую систему общественных отношений.
1 признак – нормативность.
Право имеет нормативный
2 признак – формальная
определенность. Предполагает закрепление
правовых норм в каких-либо
источниках. Нормы права официально
закрепляются в законах, иных
нормативных актах, которые
На основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.
3 признак – системность.
Право представляет особо
Естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права – право человека или возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент – позитивное право. Это законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент – субъективное право, т.е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя. Отсутствие хотя бы одного элемента деформирует право, оно утрачивает свойство эффективного регулятора общественных отношений и поведение людей.
Смысл социально-правовых притязаний состоит в том, чтобы они получали официальное признание, т.е. трансформировались в субъективные права. Инструментом, с помощью которого естественно-правовые притязания превращаются в субъективные права, являются нормы позитивного права.
Основной смысл правового
регулирования заключается в
трансформации естественного
4 признак – интеллектуально
- волевой характер права. Право
проявление воли и сознания
людей. Интеллектуальная
Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов. В-третьих, регулирующее действие права, возможно, лишь при “участии” сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.
5 признак – обеспеченность
возможностью государственного
принуждения. Государственное
Право и мораль
Право, как и мораль, регулирует поведение и отношения людей. Но в отличие от морали, выполнение правовых норм контролируется общественной властью. Если мораль – «внутренний» регулятор действий человека, то право – «внешний», государственный регулятор. Право – продукт истории. Мораль (так же как мифология, религия, искусство, техника) старше него по своему историческому возрасту.
Она существовала в человеческом
обществе всегда, право же возникло
тогда, когда произошло классовое
расслоение первобытного общества и
стали создаваться государства.
Социокультурные нормы
Так, в некоторых первобытных племенах юноша, разгласивший тайну инициации, должен был уйти из племени или умереть. Наказание определялось старейшинами. Подобные социальные нормы составляли основу первобытной нравственности. Однако они отличались от современных моральных норм, так как опирались не только на общественное мнение: община принуждала к соблюдению многих из них не менее жестко, чем позднее государство к выполнению норм права. Поэтому некоторые ученые рассматривают их как «мононормы» — правила поведения, в которых еще не дифференцировались различные типы социальной регуляции; мораль здесь существует в синкретичном единстве с самыми разнообразными социокультурными нормами и содержит древнейшие зачатки права.
Первые, еще неписаные
правовые законы («естественное право»,
«обычное право»), по-видимому, во многом
совпадали с нормами
Известны два взгляда
на соотношение права и морали
с одной точки зрения, право
есть «юридически оформленная
Согласно этому взгляду,
соотношение права и