Право Золотой Орды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 23:30, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы работы определяется, осмыслением места и роли государственно-правовой системы средневековой Руси, влияния на её функционирование и развитие монголо-татарского ига с XIII по XVI века, и отсутствием единства во мнениях ученых и специалистов по поводу многих государственных, правовых, политических и бытовых сторон истории Золотой Орды. До настоящего времени в научных и учебно-методических работах по рассматриваемой теме существует целый ряд заблуждений и утвердившихся стереотипов, связанных с Золотой Ордой.

Содержание

Введение.
Образование Монгольских государств.
Государственный строй Золотой Орды.
Общественный строй.
Право Золотой Орды.
Русь и Золотая Орда: организация власти.
Взимание дани и установление власти.
Отношения русского народа с татаро – монгольским.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

история МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ1.docx

— 682.67 Кб (Скачать файл)

Высший правительственный класс в княжестве удельного времени обозначается в княжеских грамотах XIV и XV в. Названием бояр введенных и путных или путников. Бояре введенные были управителями отдельных ведомств дворцовой администрации или дворцового хозяйства, дворецкий, казначей, сокольничий, стольник, чашник и пр. Путными назывались все дворцовые чиновники, высшие и низшие, получавшие за службу дворцовые земли и доходы в путь или в кормление. Боярин введенный был вместе и путным, потому что обыкновенно пользовался таким жалованьем; но как большой боярин, он возвышался над простыми путниками, которые не были главными управителями отдельных ведомств дворцового хозяйства. Князь, назначая бояр главными распорядителями своего дворцового хозяйства, поручая им своих домовых слуг в свои домашние дела, как бы вводил этих бояр в свой дворец, так что они считались как бы живущими во дворце. В таких случаях звание: “введенный боярин” соответствовало по значению позднейшему званию бояр комнатных или ближних.    

Итак из двух элементов — дружинного (служилого) и земского составляется (с XI в.) один боярский класс, когда дружинники, осевшись, сделались местными землевладельцами, а земские бояре чрез дворцовые службы перешли в класс княжих мужей. Княжие дворы, продолжая существовать, приготовляли новые служилые элементы, постепенно вливавшиеся опять в земское боярство. Слово: “дворяне” (в замен “дружина” или “грид”) появляется уже в XII в.: “Горожане же Боголюбстии и дворяне разграбили дом княж” (Ипат. лет. 1175). Но у нас не установилось немецкого различия Dienst-Adel и просто Adel. Боярство древней Руси не имело ни сословной корпоративности, ни сословных привилегий. Образованию корпоративности мешал земский характер древних русских государств. Каждая община (город, волость и даже село) имели своих бояр (равно как средних и меньших людей). Главным образом земское распределение классов препятствовало образованию корпоративности. Этому не противоречило то, что боярами собственно (т.е. такими, достоинство которых было признаваемо в целом тогдашнем государстве — земле) были лишь бояре старшего города. Сословное значение бояр определяется значением общины; все же население старшей общины признается боярским (высшим) в отношении к населению младших городов, хотя эти последние имеют своих бояр. Образованию сословной корпоративности препятствовали также и способы вступления в класс бояр, практиковавшиеся тогда. Боярином становился тот, кто занимал высшее место на службе (княжеской или земской) и приобретал более или менее богатое имущество. Личные качества (при возвышении в обществе) преобладали в древних славянских обществах над рождением и наследственностью. Рождение влияло на усвоение боярства лишь фактически, т.е. сыну боярина было легче достигнуть боярства. От этого фамильных прозваний древняя Русь не знала; летопись сообщает нам лишь имена, иногда отчества бояр.    

При отсутствии корпоративности, класс бояр не мог пользоваться какими либо привилегиями (исключительными правами). В сфере личных прав, хотя огнищане (или княжие мужи) ограждаются двойною вирою при убийстве (Рус. Пр. Ак. 18, 21, Кар. 1 и 3) и двойною продажею “за муку”, но это относятся только к княжим мужам и объясняется их личными отношениями к князю, причем князь взыскивает, под общим названием виры, не только уголовный штраф, но и частное вознаграждение. В сфере прав имущественных памятники приписывают боярам право владения селами (земельными имуществами), как бы принадлежащее им по преимуществу. Во всяком случай фактически землевладение принадлежало боярам более, чем лицам прочих классов. В сфере прав наследования боярам приписывают привилегии передавать наследство дочерям, при неимении сыновей; но такое право простирается не только на бояр, но и на всех свободных “людей”, кроме смердов.    

При Петре В. начинается образование из прежних служилых и тяглых классов нескольких сословий или состояний. При первоначальном образовании дворянского сословия Петром, оно получило наименование царедворцев, потом шляхетства, по примеру Польши и Литвы. Наименовать его дворянством в то время нельзя было потому, что в Московском государстве дворянами именовался низший чин служилых людей и такое название для боярина было оскорблением. Прежние московские чины были отменены Петром указами 1695 — 1703 г., но имевшие донашивали их в первой четверти XVIII в. Положительной мерой к образованию шляхетства, заменившего боярство, нужно считать указ о единонаследии 1714 г., которым поместья присвоены шляхетству на праве собственности, т.е. положено основание 1-ой и важнейшей привилегии дворян — владеть населенными имуществами не зависимо от службы. Вторым актом образования дворянского сословия был манифест Петра III 18 февр. 1762 об освобождении дворян от обязательной службы, после чего все, чем они вознаграждались за службу, обратилось в их привилегии. Окончательная организация сословий дана жалованною грамотою Екатерины II 1785 г., содержание которой основано на петициях самих дворян, заявленных ими при воцарении имп. Анны и в законодательных комиссиях Елизаветинской и Екатерининской.     

На Руси 9-17 вв. высшее сословие феодалов. В Древнерусском государстве - потомки родоплеменной знати. Старшие дружинники - вассалы и члены княжеской думы, крупные землевладельцы. Имели своих вассалов, пользовались иммунитетом и правом отъезда к другим князьям. В период феодальной раздробленности - богатейшие и влиятельнейшие феодалы, соперники княжеской власти. В новгородской республике фактически управляли государством. С 14 в. Их права постепенно ограничивались князьями. При дворах великих князей ведали отдельными отраслями дворцового хозяйства (Путные бояре) и управлением государственных территорий. С 15 в. В Русском государстве - высшие чины служилых людей по отечеству, первые чины боярской думы, занимали главные административные, судебные и военные должности, возглавляли приказы, были воеводами. Входили в состав аристократии. Звание отменено Петром I в нач. 18 в. в связи с ликвидацией боярской думы и процессом реорганизации дворянства.

2. Огнищане.

По "Русской Правде" (первоначальная, краткая редакция), имя Огнищане носил высший служилый класс, приравнивавшийся, по пространным спискам того же памятника, к "княжим мужам"; за убийство огнищанина была определена вира в 80 гривен. По летописным известиям с 1166 по 1234 гг. Огнищане являются первым сословием в Новгороде. Карамзин считал их домовитыми, зажиточными  гражданами и указал на связь их с "житьими людьми". Мстиславский (в ст. "Огнищане и княж  муж", в " Чтениях Моск. Общ. Истор. и Древн. Росс.", 1860, № 4), придавая слову "огнище" значение урочища, хранилища огня, переводит название Огнищане словами боговит, богатырь, витязь и считает их потомками древних славянских князей, владык народа, молившихся огню. По мнению Мрочек - Дроздовского ("Исследование о "Русской Правде"), Огнищане — славянский перевод скандинавского слова boljarl — боярин, т. е. то же, что княж муж. Акты XVII-XVIII вв., относящиеся к северной Руси, упоминают о небольших союзах-огнищах, а писцовые книги — о подобных же союзах "печищах"; во главе тех и других стояли старейшины — огнищане и печищане. Как землевладельцы, О. противополагались смердам, государственным крестьянам, также владевшим землей, но не на правах собственника. Этим объясняется термин "Русской Правды" тиун огнищный — высший из всех тиунов, управлявший княжеской дворцовой челядью и дворцовыми землями князя.

 

3. Гридины.

 

Гридины- старинный дворянский род, восходящий к началу XVI столетия в Новгородской области, Орловском и Курском уездах. Но в настоящее время имеется только два дворянских рода  , утвержденных по личным заслугам.

 

 

4. Мечники.

 

Ме́чник — воин, вооруженный мечом, а также — историческая должность в некоторых государствах.

В Древней Руси мечник — дворцовый чин древних русских князей. Главная обязанность мечника была судебная; он должен был присутствовать, вместе с детским, при испытании железом и получал за это 5 кун. Ему поручались князем и другие дела. Так, в 1147 году Андрей Боголюбский отправил своего мечника послом к Ростиславичам. Присутствие мечников на войне некоторые (Мрочек-Дроздовский) отрицают, говоря, что там был не мечник, а меченоша; но встречаются случаи посылки меченоши с дипломатическими целями, для переговоров с другим князем.

В Новгороде Великом мечник — княжеский чиновник, осуществлявший сбор дани в новгородских владениях.

В Речи Посполитой мечником (лат. ensifer armiger, польск. miecznik), gladifer, называлось также должностное лицо, в обязанности которого входило носить перед королем меч, знак монаршей власти. Коронный мечник и литовский мечник были постоянными чиновниками по войсковому судопроизводству. Земские мечники исполняли свою почётную службу лишь когда король находился в их землях. Коронный мечник следовал за подкоморием и занимал 13-е место при дворе, литовский — за ловчим и занимал 12-е место.

5. Вирники. 

Вирник - так называется в "Русской Правде" лицо, взыскивающее виру .Это служебная должность при княжеском суде - то же, что впоследствии называлось "недельщиком". Вирник  мог оставаться в городе или волости, куда он прибывал для сбора вир, не более одной недели, чтобы пребывание его не было слишком обременительно для жителей, которые обязаны были его содержать. Размер этого содержания точно определен в "Русской Правде" (7 ст. по Карамзинскому списку). Вирник, как и состоявший при нем писец - "метальщик" (от "метать" - обозначать на дереве или пергаменте), взимали в свою пользу вирные пошлины, которые должно отличать от другого рода пошлин - судебных.

6. Смерды.

СМЕРДЫ - мелкие землевладельцы, составлявшие неоднородную по социально-правовому  статусу группу населения в Древней  Руси (и в некоторых других славянских странах). В период XI-XII вв. Смерды  - это прежде всего крестьяне-общинники, утратившие личную свободу полностью или частично. Наряду с ними в категорию Смердов входило также лично свободное сельское население. В период феодальной раздробленности (XII-XIII вв.) термином "Смерды" обозначались все сельские жители определенной территории (крестьяне - подданные местного феодала). Личная свобода Смердов ограничивалась запретом перехода под опеку другого феодала. В XIV-XV вв. понятие Смерды  на Руси было заменено новым - крестьяне.

 

7. Закупы.

За́купы — категория зависимого населения на Руси. В Древнерусском государстве свободные смерды, заключившие с феодалом особый договор (ряд), становились рядовичами, которые делились на вдачей и закупов. Если рядович брал взаймы ссуду (купу), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле феодала со своим инвентарем (в законах также упоминается, что инвентарь мог дать и хозяин, правда, получивший нёс за их сохранность ответственность) и становился закупом или ролейным закупом (ролья — пашня).

Положение закупа было близко к положению зависимого крестьянина. Согласно «Русской правде»  хозяин не имел права на распоряжение личностью закупа, что было не характерно для рабов, но в то же время господин имел право наносить телесные наказания  за проступки. Беспричинное избиение закупа хозяином каралось последнему штрафом как за избиение свободного. При попытке бегства закуп становился полным («обельным») холопом, однако, он мог свободно уйти на заработки для оплаты долга.

8. Холопы.

ХОЛО́ПЫ, категория зависимого населения на Руси 10 — начала 18 веков, по правовому положению близкая к рабам. Термин «холоп» впервые встречается в летописи в 986 год. В 11—12 веках холопами называли различные категории зависимого населения и особенно рабов. Господин мог неограниченно распоряжаться личностью холопа: убить, продать, отдать за долги. Он нес ответственность за действия холопа: оскорбление свободных, кражу. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или преступления, женитьбы на холопке.  
Изначально холопы не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. До конца 15 века холопы составляли большинство среди челяди, обрабатывающей хозяйскую землю. Часть дворовых холопов пополняла ряды княжеских слуг, в том числе военных, занималась ремеслом, административной деятельностью. На протяжении 16 века роль холопов в барщинном хозяйстве уменьшается за счет вовлечения в него крепостных крестьян. С конца 16 века наиболее распространенным становится дворовое холопство. С 17 века холопы стали получать в пользование землю, обзаводились хозяйством, облагались повинностями. Положение посаженных на землю холопов сблизилось с крепостными крестьянами. В 1722—1724 годах все холопы, в том числе и дворовые, были обложены подушной податью, став частью массы крепостных крестьян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. 2003.
  2. Энциклопедический словарь. 2009.
  3. Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Брокгауз-Ефрон. Энциклопедический словарь— С.-Пб.: 1890—1907.
  4. Рубрика: Уголовное право
  5. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

6. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Право Золотой Орды