Право государственной и муниципальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:57, реферат

Краткое описание

Эти формы собственности призваны обеспечивать интересы больших групп людей (население РФ в целом и ее субъектов). Государственная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Основной чертой, характеризующей право государственной собственности, является множественность субъектов. Права собственника от имени РФ и субъектов РФ осуществляют органы государства. Имущество, находящееся в собственности государства, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения.

Вложенные файлы: 1 файл

Право государственной и муниципальной собственности.docx

— 31.64 Кб (Скачать файл)

Часть субъектов хозяйствования занимается посреднической деятельностью. Профессиональное посредничество сокращает  издержки, повышает прибыль, уменьшает  затраты потребителей на поиск нужных товаров (услуг, работ).

По отраслевой принадлежности субъекты хозяйствования делятся на предприятия промышленности (металлургические, химические, текстильные и т.п.), сельского  хозяйства (животноводческие, овощеводческие и т.д.).

По экономическому назначению они подразделяются на предприятия, производящие средства производства (нефтедобыча, переработка, машиностроительные) и  производящие предметы потребления (пищевые, текстильные).

По характеру воздействия  на предметы труда субъекты хозяйствования делятся на добывающие (угольные, газодобыча) и перерабатывающие (обрабатывающие) – станкостроение, машиностроение.

По типу производства (широты номенклатуры, регулярности, стабильности объема) выделяют субъекты хозяйствования единичного, серийного и массового  производства.

Единичное производство. Это  производство характеризуется широким  ассортиментом продукции и малым  объемом выпуска изделий (судостроение, прокатные станы и другое уникальное оборудование).

Серийное производство характеризуется  изготовлением ограниченного ассортимента продукции (пищевые, химические, компрессорные  предприятия).

Массовое производство характеризуется  изготовлением отдельных видов  продукции в больших количествах (обувные фабрики, моторные заводы).

По количеству видов производимой продукции различают специализированные, т.е. выпускающие ограниченное число  товаров, и многопрофильные –  производящие разные товары (комбинаты).

По уровню специализации  выделяют узкоспециализированные, многопрофильные. Специализация субъектов хозяйствования может быть предметная (тракторный завод), подетальная (производство подшипников), технологическая (производство кислот в химической промышленности). Многопрофильные: металлургические, химические, целлюлозно-бумажные и др. комбинаты.

В зависимости от размеров субъекты хозяйствования подразделяются на крупные, средние, мелкие, а также  предприятия-монополии. Размер предприятия  определяется численностью занятых  на нем работников.

Крупные предприятия в  странах рыночной экономики занимают невысокий удельный вес, примерно 20–25%, однако их доля в ВНП велика, примерно 70–80%. Крупные предприятия (фирмы) имеют  ряд преимуществ:

1. Большие масштабы производства  дают возможность более полно  использовать преимущества раздельного  труда внутри предприятия и  обеспечивают рост производительности  труда.

2. Крупные предприятия  имеют возможность покупать ресурсы  в объемах, обеспечивающих оптовые  скидки на товары.

3. Крупные предприятия  имеют возможность вкладывать  средства в научно-исследовательские  и опытно-конструкторские программы,  что снижает издержки производства, повышает качество и, таким  образом, прибыль.

При превышении предприятием оптимальных размеров нарушается производственное единство, снижается уровень управляемости, а следовательно, и финансовые результаты.

В рамках многообразия типов  собственности могут быть созданы  субъекты хозяйствования разных организационно-правовых форм. Знание основных принципов, законодательно регулирующих порядок деятельности и ответственность за результаты, необходимо при выборе той или  иной организационно-правовой формы  создаваемого вновь или реорганизуемого  субъекта хозяйствования.

Наиболее значимыми признаками, отличающими одну организационно-правовую форму от другой, являются:

– количество участников данного  хозяйственного объединения;

– форма управления субъекта хозяйствования;

– способ распределения  прибылей и убытков;

– источники имущества, составляющего  материальную основу хозяйственной  деятельности субъекта;

– собственник применяемого капитала;

– пределы имущественной  ответственности.

Действующие в экономике  субъекты хозяйствования (предприятия, фирмы, объединения) разнообразны с  точки зрения масштабности, профиля  деятельности и организационно-правового  устройства. Однако при всем многообразии возможных видов они подразделяются на упорядоченные типы, группы, для  которых выработаны определенные нормы  хозяйственного законодательства, регламентирующие их деятельность. Российское законодательство признает наряду с индивидуальным предпринимательством и государственные (муниципальные) субъекты хозяйствования, негосударственные  организационно-правовые формы предприятий (акционерные общества, товарищества).

Субъектами хозяйствования могут быть как физические, так  и юридические лица.

Основными признаками, позволяющими считать тот или иной хозяйствующий субъект юридическим лицом, являются:

– право вступать в хозяйственные  отношения с другими юридическими лицами;

– право защищать свои имущественные  интересы;

– полная имущественная  ответственность перед контрагентами  в пределах, оговоренных хозяйственным  законодательством;

– наличие регистрационного свидетельства и лицензии на право  осуществления тех или иных видов  деятельности;

– наличие утвержденного  в установленном порядке устава.

Физическое лицо признается предпринимателем с момента регистрации  хозяйства. Индивидуальная трудовая деятельность выступает в форме:

– ИП (индивидуальные предприниматели), которые отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, за исключением имущества, на которое  в соответствии с законом не может  быть обращено взыскание.

– Фермерских хозяйств.

Классификация хозяйственных  субъектов по принципу кооперации:

– производственные кооперативы;

– потребительские кооперативы;

– общество с ограниченной ответственностью;

– общественные и религиозные  организации;

– акционерные общества.

Классификация хозяйственных  субъектов по принципу интеграции:

– хозяйственные ассоциации;

– холдинговые компании;

– консорциумы;

– концерны;

– корпорации;

– союзы предпринимателей.

 

 

 

Правовое положение индивидуального  предпринимателя

 

Индивидуальным предпринимателем признается дееспособное физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный  гражданин, лицо без гражданства), самостоятельно, на свой риск и под свою личную имущественную ответственность осуществляющее предпринимательскую деятельность и зарегистрированное для этих целей в установленном порядке.

Для того, чтобы заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью, необходимо соблюсти ряд условий.

1. Физическое лицо, желающее  получить статус индивидуального  предпринимателя, должно быть  дееспособным. Полная дееспособность  гражданина РФ наступает с  18 лет, а в случаях, закрепленных  в законодательстве, и до достижения  указанного возраста (ст. 21, 27 ГК РФ). Граждане, ограниченно дееспособные, вправе заниматься предпринимательской деятельность с согласия попечителя (ст. 29, 30 ГК РФ).

2. Государственная регистрация  в качестве индивидуального предпринимателя.  В соответствии с Федеральным  законом «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей» для государственной  регистрации физического лица  в качестве индивидуального предпринимателя  в регистрирующий орган представляются  следующие документы: 

а) подписанное заявителем заявление о государственной  регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

б) копия основного документа  физического лица, регистрируемого  в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);

в) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого  в соответствии с международным  договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в  случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);

г) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого  в соответствии с международным  договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без  гражданства, регистрируемого в  качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);

д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором РФ (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

е) копия документа, подтверждающего  право физического лица, регистрируемого  в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать  в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином  или лицом без гражданства);

ж) подлинник или копия  документа, подтверждающего в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого  в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического  лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

и) документ об уплате государственной  пошлины.

Документы представляются в  регистрирующий орган непосредственно  или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при  его пересылке и описью вложения.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством РФ.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации  индивидуального предпринимателя  заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной  регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Датой представления документов при осуществлении государственной  регистрации является день их получения  регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием  перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы  представляются в регистрирующий орган  непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения  документов регистрирующим органом.

Государственная регистрация  физического лица в качестве индивидуального  предпринимателя осуществляется в  налоговых органах по месту жительства в течение 5 рабочих дней.

Не допускается государственная  регистрация физического лица в  качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная  регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Информация о работе Право государственной и муниципальной собственности