Право и закон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование законности и правопорядка как механизма правового регулирования общественных отношений.
В процессе изучения необходимо поставить следующие задачи:
- во-первых, определить понятие и содержание законности;
- во-вторых, рассмотреть основные требования и принципы законности;
- в-третьих, провести аналитическое исследование соотношения элементов законности, правопорядка и демократического государства.

Содержание

Введение....……………………….………………………………………….……3
Глава 1. Законность как механизм правового регулирования общественнх отношений …..................................................................................................….5
1.1. Понятие законности…………………………………………………………5
1.2. Основные принципы и требования законности………………………….10
Глава 2. Общетеоретическая основа правового и общественного порядка …………………….……………………...….........................................................17
1.1. Понятие правового и общественного порядка….………………………...17
2.2. Соотношение общественного и правового порядка……..……….............19
Глава 3. Соотношение законности, правопорядка и демократии………………………………………………..………………......…24
Заключение …...………………………………………………….……………...27
Список используемой литературы …....................……………………….…....28

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_teoria_gosudarstva_i_prava.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Для более полного  выявления его содержания необходимо одновременно прояснить ход целенаправленного  формирования общественного порядка.

Термин «общественный порядок» употребляется в литературе и  действующем законодательстве не менее часто, чем правовой. Его анализ позволяет сформулировать определение.

Общественный порядок – это  порядок общественных отношений, права, норм морали, а также обычаев, корпоративных  норм, складывающийся в результате действия всех социальных норм.

Иными словами, общественный порядок  есть состояние урегулированности  общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм.

В научной литературе отмечается, что понятие “общественный порядок” имеет двоякий смысл: в широком, о котором сказано выше, и в узком – как порядок, складывающийся в общественных местах (улицы, площади, парки, места зрелищных, развлекательных мероприятий). Такой подход обоснован, служит решению практических задач правоохранительными органами. Речь идет об уголовно-правовой и административно-правовой обеспеченности в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах, культурно-зрелищных заведениях и других местах общего пользования. Такой порядок сопряжен с обеспечением обстановки спокойствия, содействия тому, чтобы были нормальные условия для труда и отдыха граждан, для деятельности государственных органов, общественных организаций, предприятий и учреждений.

В данном случае речь прежде всего  идет о реализации принципа справедливости посредством установления общественного порядка. Это позволяет свести к минимуму социальные конфликты, объективно обусловленные различными экономико-политическими интересами населения страны.

Перед общественным порядком ставятся задачи:

Обеспечение социального мира и справедливости;

Защита всех слоев общества от негативных последствий;

Гарантированность социально-экономических  условий жизни народа, благополучие которого будет только возрастать;

Гуманизация всех сфер жизнедеятельности  общества.

 

2.2. Соотношение правового и общественного порядка

 

Итак, установлено, что  законность - это процесс осуществления  законов. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие  им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписаниям правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.

Итак, в чем же соотношение правового  и общественного порядка?

Правопорядок - это система общественных отношений, которая устанавливается  в результате точного и полного  осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.

Правопорядок составляет реальный порядок современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень  правоупорядоченности общественной жизни  во многом определяет общее “здоровье” всего общественного организма  и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности.

В формировании правового порядка  участвуют все элементы механизма  правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь  составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового порядка. В этой связи можно выделить следующие предпосылки правопорядка.

а). Нормы права - это нормативная  предпосылка правопорядка, первичное  звено механизма правового регулирования, моделирующее “идеальный” правопорядок.

б). Правоотношения - элемент механизма  правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого  законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

в). Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

Элементы правопорядка.

Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое  урегулировано нормами права  и достигло целей правового регулирования.

Структура правопорядка - это единство и одновременное разделение урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.

Правопорядок есть реализованная  система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.

Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему  общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют  между собой и находятся под  его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.

В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку  он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулирования в целом.

Воинский правопорядок - составная  часть общего правопорядка. Он формируется на основе общих принципов права, отражает определенные потребности жизни общества, без которых оно не может нормально функционировать.

Тесная взаимосвязь, между общественным и правовым порядком выражается в:

их обусловленности закономерностями и целями общественного развития;

единой социальной природой;

государственной охраной.

Эти понятия представляют собой  фактически сложившийся результат  упорядоченности общественных отношений; имеют юридическую форму выражения  и носят нормативный характер.

В то же время между ними есть и  различия:

прежде всего у них разная социально-нормативная основа: если для общественного порядка требуется  вся совокупность существующих в  обществе правил и институтов, их обеспечивающих, то для правопорядка — право и законность.

они не совпадают также по своему происхождению: правопорядок возник позже, вместе с государством и правом;

они по-разному обеспечиваются.

Правопорядок и общественный порядок  соотносятся как часть и целое.

С учетом изложенного можно сформулировать две главные задачи, которые решаются посредством общественного и правового порядка:

Обеспечение эффективного поступательного  развития общества;

Целенаправленная координация  всех видов общественных отношений  в интересах реализации идеи социальной справедливости.

В президентском Послании Федеральному Собранию 1997 года говорится о необходимости  наведения правопорядка прежде всего  во власти. Действительно, правопорядок в госаппарате, управленческих структурах, в среде чиновничества есть первое условие утверждения порядка, организованности и стабильности в стране. Без этого никакие демократические преобразования, реформы в России невозможны. На сегодняшний день криминализация экономики и политики дискредитирует власть и парализует государство, подрывает международный престиж России. Это несет в себе серьезнейшую угрозу национальной безопасности.

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, законность есть реализация свободы  человека, смоделированная в нормах права. Предусмотренные ими разнообразные социально-экономические, политические и личные права, свободы и обязанности становятся реальностью общественной жизни лишь в режиме действующего закона. В противном случае они оказываются лишь благими намерениями законодательной власти. Об этом и пойдет речь в следующей главе.

Глава 3. СООТНОШЕНИЕ  ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ДЕМОКРАТИИ

 

Развертывание всего  комплекса институтов государства  в демократическом обществе устраняет  доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках, включая исполнительную власть.

В правовом государстве ни один государственный  орган, должностное лицо, коллектив  или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут  строгую юридическую ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его.

Также недопустимо "обогащать" закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.

Правовое государство также  предполагает правовую устойчивость

Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения, которые вносил Верховный Совет Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречили природе правового государства и делали нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно осуществляться в соответствии с ней, а не волей.

Укрепление законности остается актуальнейшей  задачей, ибо это - центральная категория  правового государства. Новая Конституция Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых актов. Конституцией Российской Федерации к федеральным законам отнесены: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Статья 76 устанавливает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации - федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. К правовым актам субъектов Федерации отнесены конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Законность и демократия - категории  во многом тождественные, но у них  несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжество закона прежде всего в деятельности властных структур - государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную, объективную силу жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней. Таким образом, рассмотрев такие аспекты правового государства как систему разделения властей и верховенство закона, мы переходим к основной функции правового государства.

Информация о работе Право и закон