Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование законности и правопорядка как механизма правового регулирования общественных отношений.
В процессе изучения необходимо поставить следующие задачи:
- во-первых, определить понятие и содержание законности;
- во-вторых, рассмотреть основные требования и принципы законности;
- в-третьих, провести аналитическое исследование соотношения элементов законности, правопорядка и демократического государства.
Введение....……………………….………………………………………….……3
Глава 1. Законность как механизм правового регулирования общественнх отношений …..................................................................................................….5
1.1. Понятие законности…………………………………………………………5
1.2. Основные принципы и требования законности………………………….10
Глава 2. Общетеоретическая основа правового и общественного порядка …………………….……………………...….........................................................17
1.1. Понятие правового и общественного порядка….………………………...17
2.2. Соотношение общественного и правового порядка……..……….............19
Глава 3. Соотношение законности, правопорядка и демократии………………………………………………..………………......…24
Заключение …...………………………………………………….……………...27
Список используемой литературы …....................……………………….…....28
Для более полного
выявления его содержания необходимо
одновременно прояснить ход
Термин «общественный порядок» употребляется в литературе и действующем законодательстве не менее часто, чем правовой. Его анализ позволяет сформулировать определение.
Общественный порядок – это порядок общественных отношений, права, норм морали, а также обычаев, корпоративных норм, складывающийся в результате действия всех социальных норм.
Иными словами, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм.
В научной литературе отмечается,
что понятие “общественный
В данном случае речь прежде всего идет о реализации принципа справедливости посредством установления общественного порядка. Это позволяет свести к минимуму социальные конфликты, объективно обусловленные различными экономико-политическими интересами населения страны.
Перед общественным порядком ставятся задачи:
Обеспечение социального мира и справедливости;
Защита всех слоев общества от негативных последствий;
Гарантированность социально-экономических условий жизни народа, благополучие которого будет только возрастать;
Гуманизация всех сфер жизнедеятельности общества.
2.2. Соотношение правового и общественного порядка
Итак, установлено, что
законность - это процесс осуществления
законов. Режим законности означает
такое состояние общественной жизни,
при котором участники
Итак, в чем же соотношение правового и общественного порядка?
Правопорядок - это система общественных
отношений, которая устанавливается
в результате точного и полного
осуществления предписаний
Правопорядок составляет реальный
порядок современной
В формировании правового порядка
участвуют все элементы механизма
правового регулирования
а). Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее “идеальный” правопорядок.
б). Правоотношения - элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.
в). Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.
Элементы правопорядка.
Содержание правопорядка составляет
правомерное поведение
Структура правопорядка - это единство и одновременное разделение урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.
Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.
Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.
Общественный порядок
В правовом государстве все элементы
общественного порядка
В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулирования в целом.
Воинский правопорядок - составная часть общего правопорядка. Он формируется на основе общих принципов права, отражает определенные потребности жизни общества, без которых оно не может нормально функционировать.
Тесная взаимосвязь, между общественным и правовым порядком выражается в:
их обусловленности закономерностями и целями общественного развития;
единой социальной природой;
государственной охраной.
Эти понятия представляют собой
фактически сложившийся результат
упорядоченности общественных отношений;
имеют юридическую форму
В то же время между ними есть и различия:
прежде всего у них разная
социально-нормативная основа: если
для общественного порядка
они не совпадают также по своему происхождению: правопорядок возник позже, вместе с государством и правом;
они по-разному обеспечиваются.
Правопорядок и общественный порядок соотносятся как часть и целое.
С учетом изложенного можно сформулировать две главные задачи, которые решаются посредством общественного и правового порядка:
Обеспечение эффективного поступательного развития общества;
Целенаправленная координация всех видов общественных отношений в интересах реализации идеи социальной справедливости.
В президентском Послании Федеральному Собранию 1997 года говорится о необходимости наведения правопорядка прежде всего во власти. Действительно, правопорядок в госаппарате, управленческих структурах, в среде чиновничества есть первое условие утверждения порядка, организованности и стабильности в стране. Без этого никакие демократические преобразования, реформы в России невозможны. На сегодняшний день криминализация экономики и политики дискредитирует власть и парализует государство, подрывает международный престиж России. Это несет в себе серьезнейшую угрозу национальной безопасности.
Таким образом, подводя итоги вышесказанному,
законность есть реализация свободы
человека, смоделированная в нормах
права. Предусмотренные ими
Глава 3. СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ДЕМОКРАТИИ
Развертывание всего
комплекса институтов государства
в демократическом обществе устраняет
доминирование политической власти,
устраняет или резко
В правовом государстве ни один государственный
орган, должностное лицо, коллектив
или общественная организация, ни один
человек не вправе посягать на закон.
За его нарушение они несут
строгую юридическую
Также недопустимо "обогащать" закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.
Правовое государство также предполагает правовую устойчивость
Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения, которые вносил Верховный Совет Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречили природе правового государства и делали нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно осуществляться в соответствии с ней, а не волей.
Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, ибо это - центральная категория правового государства. Новая Конституция Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых актов. Конституцией Российской Федерации к федеральным законам отнесены: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Статья 76 устанавливает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации - федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. К правовым актам субъектов Федерации отнесены конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.
Законность и демократия - категории во многом тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжество закона прежде всего в деятельности властных структур - государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную, объективную силу жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней. Таким образом, рассмотрев такие аспекты правового государства как систему разделения властей и верховенство закона, мы переходим к основной функции правового государства.