Право и мораль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Особое место в формировании духовного мира личности. Её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества.

Содержание

Введение
3 с.
1. Понятие права.
8 с.
1.1. Термин право.
8 с.
1.2. Позитивное право.
10 с.
1.3. Формы позитивного права.
11 с.
2. Понятие морали.
14 с.
2.1. Термин мораль.
14 с.
2.2. Функции морали
17 с.
3. Право и мораль.
20 с.
3.1. Единство права и морали.
20 с.
3.2. Взаимосвязь права и морали.
22 с.
3.3. Противоречия между правом и моралью.
26 с.
3.4. Отличительные особенности.
28 с.
Заключение.
31 с.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Право и мораль.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)


Право и мораль

Министерство  образования Российской Федерации

СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический Факультет 

Кафедра Теории Государства  и Права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

ПРАВО И МОРАЛЬ

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель,

Л. А. Сивкова

22.01.2002.

Исполнитель, студентка

экстерната

М. В. Старостина

22.01.2002


 

 

 

 

 

Сыктывкар 2002

Оглавление

Введение

3 с.

1. Понятие права.

8 с.

1.1. Термин  право.

8 с.

1.2. Позитивное  право.

10 с.

1.3. Формы позитивного  права.

11 с.

2. Понятие морали.

14 с.

2.1. Термин  мораль.

14 с.

2.2. Функции  морали

17 с.

3. Право и мораль.

20 с.

3.1. Единство  права и морали.

20 с.

3.2. Взаимосвязь  права и морали.

22 с.

3.3. Противоречия  между правом и моралью.

26 с.

3.4. Отличительные  особенности.

28 с.

Заключение.

31 с.

Литература.

33 с.




 

 

 

Введение.

Особое место в формировании духовного мира личности. Её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые  являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развёртываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.

PИстория

По вопросу о праве  и морали в литературе содержится изложение различных учений, школ, концепций и т.п. Хотелось бы несколько  из них отметить. Взаимосвязь морали с правом являются одними из тех  ключевых вопросов, которые продолжают оставаться актуальными, интересными и важными уже на протяжении многих веков.

С одной стороны, это  связано с тем огромным значением, которое сыграли все эти понятия  в жизни человеческого общества, в человеческой истории, поскольку, с определенной точки зрения, именно механизмы права и созданных на основе права институтов управляли жизнедеятельностью человека в течение большей части его истории, тогда как моральные нормы, в свою очередь, обеспечивали мотивацию действий, как индивидуумов, так и общества, формировали отношение к правовым нормам и государственным системам, определяли желательность или нежелательность какого-либо общественного устройства.

В то же время, взаимосвязь  права, морали является, одним из тех  вопросов, на которые абсолютно невозможно дать какой-либо единый ответ, как потому что различные аспекты этой проблемы уходят корнями в глубокую древность, так и потому, что данная взаимосвязь может быть совершенно по разному выражена не только в различных частях человеческого общества, разделенных как географически, так и в историческом и социокультурном плане, но и в рамках одного общества, в представлении отдельных его индивидуумов.

Следствием этого является ситуация, когда, несмотря на то, что  вопросы взаимосвязи морали и  права освещаются в трудах многих крупнейших историков, философов и юристов, каждая из предложенных теорий страдает как выраженным субъективизмом, так и (до известной степени) недоказуемостью.

На протяжении многих веков этот вопрос волновал лучшие умы человечества. И сейчас он не потерял своей актуальности, потому что эти понятия являются важнейшими факторами  общественной эволюции, непременными спутниками современного общества. От их взаимодействия зависит не только развитие, но и само выживание человечества. Право как социальный институт существовало не всегда. Если «естественное общество» возникает вместе с появлением древнего человека (homo habelis - “человек умелый”) около 2 млн. лет назад, а «гражданское общество» - с появлением человека современного типа (homo sapiens - «человек разумный») примерно 40 тыс. лет назад, то впервые право возникло в Египте не позднее 5 тысяч лет назад. Следовательно, длительное время общество обходилось без права, и строило свои взаимоотношения при помощи обычаев и норм морали. Так, на смену примитивным формам  регуляции жизни человека, какими были первобытное стадо, род, племя, союз племен, приходили более совершенные и сложные. Им стало право. Поэтому с точки зрения механизма, т.е. набора правил, средств и институтов, с помощью которых регулировалась  жизнедеятельность человека  можно выделить два этапа в развитии  человеческого общества:

общество без права (доправовое  общество).

общество с правом   (правовое организованное общество).

Необходимо также отметить, что каждое  исторически  конкретное  общество  требует  строго  определенной  меры  социального  регулирования  общественных  отношений.

Регулирование  общественных  отношений  осуществляется  путем  реализации  определенных  социальных  норм: права, морали, обычаев, традиций, ритуалов  и  т.д.  В  целом плане  социальные  нормы - это  правила  поведения  общественного  характера,  регулирующие  взаимоотношения  людей  и  деятельность  организаций  в  процессе  их  взаимодействия.

Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как  бы прародительницей и государства и права, и что отвечать народным чаяниям может только то государственное устройство, в котором и право и мораль находятся в теснейшем взаимодействии.

В то же время, соотношение  права и морали не является чем-либо однократно определенным и застывшим, поскольку этому соотношению присущ динамизм в ходе исторического развития.

Если, например, ведущую  роль в системе социальных норм и  приоритетов в эпоху средних  веков играла религия, то в капиталистическом  обществе право начало занимать действительно важную, определяющую роль в системе норм и социальных институтов.

Как представляется, на современном  этапе, праву также принадлежит  приоритет, который, однако, не означает отсутствия влияния моральных установлений на установления - правовые. Именно в современных условиях получили реальное развитие идеи правового государства, то есть государства, в котором право играет определяющую роль в системе социальных институтов (как уже указывалось, государство и само является социальным институтом).

С другой стороны, все большее выражение приобретает социально-моральная ориентация права, а также и переход таких, еще недавно, мало учитываемых понятий, как всеобщие права человека, принцип гуманизма права и т.д. в практическую плоскость, проявление их роли в мировой правовой практике.

При этом, одновременно, выполнение правовых норм фактически стало в развитых странах одной  из норм моральной системы (понятие "высокоморальный человек" в  развитых странах практически обязательно  включает в себя понятие "законопослушный гражданин"), что создало во многих случаях связь "морально то, что установлено в законе", а воздействие принятых в обществе морально-нравственных норм на установления права в условиях ярко выраженной (в демократических странах) связи "избиратель-законодатель" стало оперативным и достаточно прямым, позволяя добиваться высокой степени соответствия моральных и правовых норм.

 

 

PАктуальность, разработанность темы.

Каждая страна, а особенно такая огромная страна как Россия, имеет свои неповторимые особенности, развивается как по общим, так и по своим специфическим «закономерностям». Это значит, что общие закономерности развития и функционирования права в сочетании с российской действительностью, с традициями развития страны в чем-то модифицируются, приобретают особые черты. Эти особые черты не могут не учитываться обществоведением, в том числе и теорией права. Россия имеет богатейшую многовековую историю. Она традиционно складывалась как многонациональное и в то же время, централизованное государство. Ее геополитическое положение делало страну и общество открытыми для восприятия как западноевропейского, так и азиатского опыта. Очень поздно, по сравнению с Западной Европой, только в 60-х годах XIX в. в России начались демократические реформы (отмена крепостного права, земская реформа, судебная реформа). Реформы осуществлялись очень медленно и непоследовательно, достаточно сказать, что Россия так и не получила полноценной конституции. Свыше 70 лет Россия находилась под директивным воздействием коммунистической идеологии. В стране сформировался тоталитарный режим, были истреблены миллионы людей. Во второй половине 80-х годов XX в. в СССР начались экономический и политический кризисы, приведшие к распаду Союза. Современная Россия делает первые шаги на труднейшем пути обретения свободы.

Политический и экономический  кризисы до сих пор не преодолены. Глубокие противоречия естественно  затронули мораль и право. В стране происходят глубокие общественные изменения, сравнимые с революционными преобразованиями. Разумеется, революция не может прокладывать себе дорогу в соответствии с прежним правом и опираться на прежние законы. Прежние правовые теории и прежнее законодательство себя изжили, новые только складываются. Естественно, и новые теоретические представления, и новое законодательство испытывают воздействие старого и нового, принимаемые решения противоречивы, они отражают противоречия российской действительности. Естествен вопрос: до теории ли сейчас, когда идет ломка многолетних основополагающих представлений? На этот вопрос должен быть дан положительный ответ. В условиях, когда резко обострились противоречия общественной практики, когда развитие общества принимает подчас непредсказуемый характер, обращение к теории правомерно.

Нет сомнения, что идеи, возникшие в большинстве своем в глубинах XVII—XVIII вв. и сформулированные замечательной плеядой энциклопедистов и просветителей, равно как и требования свободы, равенства, демократии, сохраняют огромный гуманистический и демократический потенциал и в наше время. Однако, на мой взгляд, современные условия развития морали и права требуют не просто повторения замечательных лозунгов, но их нового прочтения и переосмысления. Не назад, к пройденным временам, а вперед в XXI век, с позиций современного абстрактного гражданского общества и рыночной стихии движется жизнь современного общества. Заметим, что в данной работе вовсе не отрицается полезность исследований прежних времен и идей, их популяризации. Кроме того, этот аспект составляет лишь часть исследований философов права. Поэтому, вовсе не претендуя на истину в последней инстанции, я думаю, что пришла пора для юристов, изучающих не только идеологемы, но и действительность, поговорить о некоторых назревших проблемах.

В какой-то мере, хотя и  с других позиций, об этом говорит и американский профессор Г. Берман в своей интересной статье “Кризис западной традиции права”. Он пишет: “Наши представления о праве... подверглись ныне радикальным изменениям... Западное представление о праве, западное понятие права, западное отношение к праву находятся во власти радикальных и небезопасных преобразований”. Он констатирует: теперь полагают, что право “призвано отражать то, что общество считает полезным...”1.

 

PЦель.

Цель данной работы это  изучение и анализ проблем, связанных  с правом и моралью. Для этого ставятся задачи по исследованию понятия права и понятия морали. Изучение российского законодательства, связанного с правом и моралью. Анализ, исследование практики и рассмотрение вопросов в этой области. Таким образом, данная работа ни в коей мере не претендует на рассмотрение всех точек зрения на взаимосвязь права и морали или на выявление какого-либо единственно верного подхода к этому вопросу, а является лишь попыткой представить общую картину, охватывающую некоторые, как представляется, наиболее значимые аспекты этой сферы.

 

PАнализ правовой основы.

Методология науки - это  совокупность исходных научных подходов к исследуемому предмету. Если предмет  науки определяет, что исследуется, то метод показывает, как исследуется, с помощью каких научных средств и приемов. Право - одно из общественных явлений. По своей природе оно входит в систему общественных отношений, взаимодействует с другими общественными отношениями. Первый и, наверное, главный вопрос методологии права и морали: каково это взаимодействие, что в нем первично и что вторично или, иными словами, какие общественные отношения служат определяющими, а какие - определяемыми. Например, в период крещения Руси сначала был оформлен обязательный запрет на осуществление религиозных языческих обрядов, и лишь затем, постепенно, сформировано общее представление, основанное на моральной норме "язычество – это плохо".

Вопросы права и морали регулируются многими нормативными актами: Конституцией РФ, Основами гражданского законодательства, Гражданским Кодексом, различными инструкциями и постановлениями.

В истории советского периода у института права  и морали были подъемы и падения. Несмотря на многие различия, взаимное влияние норм права и морали огромно. Рассмотрим это на одном только примере.

В последние годы Великой Отечественной войны, когда победа стала очевидной, настало время оценить и подсчитать жертвы, которые народ отдал за эту победу. И, прежде всего, огромные человеческие потери. Потребовался прирост населения за пределами семей. Эти объективные условия востребовали правовую идею - освободить мужчин от ответственности за рождение и воспитание ребенка, рожденного вне брака, от расходов на содержание такого ребенка. 8 июля 1944 г. был принят соответствующий Закон. В качестве пропагандистской завесы были использованы нормы о материальном и моральном поощрении материнства, об установлении орденов и медалей для многодетных матерей. Суть же этого закона была в ином. Он установил, что только зарегистрированный брак порождает правовые последствия. Если ребенок рождается вне зарегистрированного брака, то в свидетельстве о рождении указывалась только мать (отсюда появился противоестественный термин «мать-одиночка»). В качестве юридической гарантии безответственности мужчин было установлено, что женщины, не состоящие с отцом ребенка в зарегистрированном браке, не вправе обращаться в суд с иском о взыскании алиментов и установлении отцовства.

Информация о работе Право и мораль