Право и право сознание. правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:29, лекция

Краткое описание

1. Понятие и структура правосознания
Правосознание есть система чувств, эмоций, взглядов, идей, теорий, традиций, переживаний и других духовных проявлений, выражающих отношение граждан как к действующему законодательству, юридической практике, правам, свободам и обязанностям граждан, так и к желаемому праву. Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, личности. Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права и мысли,

Вложенные файлы: 1 файл

право и правосознание.docx

— 49.25 Кб (Скачать файл)

ПРАВО И ПРАВОСОЗНАНИЕ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА.

  1. Понятие и структура правосознания

Правосознание есть система чувств, эмоций, взглядов, идей, теорий, традиций, переживаний и других духовных проявлений, выражающих отношение граждан как  к действующему законодательству, юридической  практике, правам, свободам и обязанностям граждан, так и к желаемому  праву. Правосознание есть отражение  правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, личности. Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права  и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, т.е. правосознание –  не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства.

Правосознание общества нацелено на справедливое урегулирование отношений  людей, обеспечивающее сохранение целостности  общества. Современное правосознание  народов выступает важным средством  поддержания и развития мирного  и справедливого сотрудничества между государствами на международном  уровне. Закрепление в юридических  актах, конституциях важнейших начал  политики государства, его институтов, политических прав и свобод граждан  служит одним из показателей того, что правосознание непосредственно  связано с политическим сознанием. Существуют и другие формы общественного  сознания. Это нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. Особенность правосознания, как  одной из форм общественного сознания в следующем:

  1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Но прежде, чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.
  2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий, таких как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность.

В структурном отношении правосознание  состоит из двух элементов: правовой идеологии и правовой психологии.

1. Правовая психология, которая возникает под непосредственным влиянием окружающей правовой действительности и является первой начальной эмпирической ступенью правосознания. Правовая психология охватывает совокупность правовых представлений, желаний, чувств, настроений, характерных для конкретной социальной группы или общества в целом. Правовая психология является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений людей, живущих в государственно-организованном обществе, составляющих нации, народности, классы, группы населения. В формировании правовой психологии социальной группы, общества в целом принимают участие все члены этой группы, всего общества. При этом люди руководствуются своим обыденным смыслом. Правовая психология понимается как отражение непосредственного опыта участия людей в правовых отношениях, практического участия в правовой сфере жизни общества. Правовая психология есть правосознание практическое, основанное на правовых чувствах, переживаниях, она связана с элементарным знанием правовых фактов, явлений, их оценкой, выражаемых и в правовых чувствах, и в правовых навыках, привычках.

2. Правовая идеология – более высокий, научно-теоретический концептуальный уровень правосознания, более глубокое осмысление людьми правовой действительности. Именно здесь, на базе приобретенного, конкретно-чувственного материала происходит окончательное оформление идеи представления о правовой действительности. Правовая идеология дает обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений, роли права, законности и правопорядка. В разработке правовой идеологии принимают участие ученые-правоведы, практические работники юридических учреждений, политические деятели. По существу речь идет о формировании правосознания на теоретическом уровне, в котором принимают участие профессионалы.

Из всего этого видно отличие  правовой идеологии от правовой психологии:

1). Правовая идеология отражает  правовую реальность при помощи  идей, представлений, теорий, а правовая  психология проявлений (нравов, чувств, эмоций).

2). Отражение общественного бытия  в правовой идеологии происходит  на уровне теоретического научного  осознания, теоретических знаний  и оценок правовой действительности, а в правовой психологии –  на уровне обыденного, повседневного  сознания.

 

  1. Виды правосознания
  2. Обыденное правосознание – это массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта. Обыденное сознание ограничено. Его ограниченность обусловлена узостью своего источника – индивидуального опыта, по общему правилу не выходящего за пределы сиюминутных вопросов каждодневной жизни. Поэтому правосознание не может остаться в рамках обыденных представлений об окружающем социальном мире и неминуемо в своем развитии выходит на уровень более широких обобщений, выявления объективных общественных закономерностей.
  3. Профессиональное правосознание – понятия, представления, убеждения, традиции, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Однако практика показывает, что различные профессиональные группы правоведов не одинаково воспринимают юридическую действительность. Судья относится и оценивает правовую реальность иначе, чем прокурор, прокурор – иначе, чем адвокат, следователь – иначе, чем эксперт-криминалист, юристконсульт банка – иначе, чем преподаватель юридического факультета и так далее, хотя все они получили высшее юридическое образования. Столь пестрое многообразие правовых сознаний объясняется тем, что, казалось бы, единый теоретический взгляд на право преломляется через функционально различные виды практической деятельности, включая законодательную и правоприменительную.
  4.           Научное правосознание – идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное теоретическое освоение права. В современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства. Носителями этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы. Правосознание можно классифицировать по его субъектам, носителям. Виды правосознания по его субъектам в общественной  форме представляют как правосознание индивидуальное и коллективное. Коллективное правосознание в свою очередь подразделяется на групповое, массовое и общественное правосознание.
  5.           Общественное правосознание включает в себя идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают типичные свойства его юридической действительности. Оно объективируется в правовой культуре, юридической науке или идеологии; в законодательстве, поскольку оно принимается государственным органом, представляющим общество; в массовых представлениях, отражаемых, в частности, в прессе; во всех идеологических институтах – таких как политика, мораль, искусство, религия и т.д. Прежде чем общественное сознание проникает в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп – групповым. То, что правосознание опосредствуется социально-демографической структурой общества, - факт, подтвержденный многочисленными эмпирическими наблюдениями. Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый из них состоит в том, что в любой общности, как уже указывалось, складывается специфическая субкультура, т.е. свои нормативные ценности, которые, прежде всего, влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Второй фактор – это различия интересов социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в социальной структуре, а стало быть, с различным отношением к собственности, системе распределения, к власти, одним словом, к общественному строю и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим.           Групповое правосознание нужно отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей.
  6.           Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного человека и усвоения им группового и общественного правосознания, опосредованного особенностями его жизненного пути. Коллективные формы сознания плюс личный опыт – вот что образует основу восприятия юридической действительности каждой неповторимой личностью.
  1. Правовая культура

 

Правовая культура – многозначная характеристика одной из важнейших  сторон жизни общества. Это более  высокая и емкая форма правосознания.

Главным критерием правовой культуры как общества в целом, так  и его отдельных субъектов  является восприятие ими права как  высшей ценности социальной жизни, стремление основывать свои действия, реализацию интересов только на праве. Необходимым  элементом правовой культуры является нетерпимость к любым, даже мелким правонарушениям.

Показателями уровня правовой культуры в цивилизованном обществе являются: незыблемость конституционного строя, признание верховенства законов, уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина, системность и доступность  законодательства, строгое и неуклонное соблюдение законности и ряд других. С точки зрения этих показателей  можно оценить правовую культуру правотворчества, правовую культуру правоприменения  или обеспечения правопорядка в  стране; правовую культуру общества в  целом, социальных групп и страт (например, правовую культуру должностных  лиц), отдельных людей.

Состояние правовой культуры общества напрямую зависит от действующей  в стране системы правового воспитания и образования, от требований к уровню правовых знаний работников государственного аппарата, от внимания со стороны общества и государства к деятельности судебной и правоохранительной системы.

Правовая культура характеризует  уровень правосознания, включает степень  сознания права, на которую опираются  исполнительная власть, должностные  лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права. Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой  пласты. Высокий уровень правовой культуры – один из признаков правового  государства.

Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так  и «материальные придатки» права  – юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной  и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношения с гражданами, защиту законных интересов, знание и  соблюдение законных интересов в  обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами  общей культуры – политической, научной, художественной, так формы  рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и тому подобное.

Правовая культура складывается синергетически, отражая, впрочем, уровень, условия существования различных  обществ, этапы цивилизованного  развития человечества.

Поскольку культура – выражение  специфически человеческого способа  деятельности, поскольку она по своей  природе нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут  совпадать по своему содержанию, то есть они могут заключать в  себе одни и те же правила поведения.

Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность  культуры обеспечивает координацию  и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность  как организационное и координационное  средство проявляется в форме  институционализации отношений  и поведения. Ее сутью является появление  объективных, от индивидов, не зависящих  правил поведения и обеспечение  их выполнения. Процесс институционализации  отношений предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект  общественной жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных  с ним, и обеспечить взаимодействие – самую глубинную основу любого коллективного целого, в том числе  и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей, - одно из специфических  отличий человеческого общества.

Нормы культуры институцоинализируют отношения между людьми прежде всех прочих правил поведения. Непосредственно  выражая качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную  систему. То, что культурные нормы  исторически первичны, несомненно. Они составляют основу всех остальных  нормативных систем: нравственности, религии, эстетики, права. Оставаясь  нормами культуры, они только приобретают  новые дополнительные качества.

Обращаясь к праву, можно  утверждать, что все юридические  нормы суть нормы культуры, но не все нормы культуры суть юридические  нормы. Осуществляемый обществом отбор  культурных норм, после чего они  оказываются включенными в право, производится по принципу их значимости для сохранения и функционирования социального целого. Если правило  поведения, входящее в культуру, имеет  значение для общества или, во всяком случае, связано с осуществлением общих дел, оно должно стать общеобязательным, то есть стать правом.

При первобытнообщинном строе, когда на месте целостного общества существовал конгломерат кровнородственных  коллективов, культурные нормы, разумеется, всеобщего значения приобрести не могли, а следовательно, общеобязательными, то есть правовыми, не становились. Здесь  могли институонализироваться лишь личностные  связи. Только после  формирования обмена как универсального способа кооперации людей в общество безотносительно к каким бы то ни было их личностным особенностям норма  культуры включалась в опосредствование социального организма, становилась  общеобязательной и, стало быть, правовой. Правило поведения, не ставшее нормой культуры, в право не включается. Право, следовательно, - часть культуры, ее сторона, «момент».

  1. Понятие правового воспитания.

 Под правовым воспитанием  принято понимать целенаправленную  систематическую деятельность государства,  его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых  коллективов по формированию  и повышению правового сознания  и правовой культуры.

      Правовое обучение и правовое воспитание связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную взаимосвязь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правовоззрение, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые характеристики. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию – положительное отношение к познаваемому содержанию и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. По образному выражению известного отечественного психолога Божовича, потребность такого рода должна характеризоваться своей «ненасыщаемостью», прежде всего для юристов-профессионалов, других государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, а также граждан. Лишь в этом случае можно считать, что человек будет не только декларировать значение теоретических знаний для практической деятельности, но и найдет возможность для овладения этими знаниями и их правильного применения в юридически значимых ситуациях. Правовое обучение и воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства.

       Главный  объект воздействия при правовом  обучении и воспитании - правовое  сознание, устойчиво положительно  ориентированное, развитое, должного  уровня. Имеется в виду правовое  сознание индивида, коллектива (профессиональной  группы), общества в целом. Следует  подчеркнуть, что идеологическое  воздействие на общественное  правосознание означает соответствующее  воздействие на групповое и  индивидуальное сознание и, наоборот, правовое воспитание отдельных  индивидов и их групп, в конечном  счете, обусловливает формирование  и развитие общественного правосознания,  так как различные виды правосознания  находятся между собой в диалектической  взаимосвязи и взаимозависимости.

       История  свидетельствует о том, что  во всех государствах (с разной  степенью осознанности и качества) осуществляется особая деятельность  по распространению воззрений  о праве и правопорядке, для  чего используются имеющиеся в распоряжении средства: церковь, литература, искусство, школа, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются все более искусные способы и формы идеологической обработки сознания масс, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов местного самоуправления и общества в целом.

Информация о работе Право и право сознание. правовая культура