Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 09:36, реферат
Государство - многоаспектное образование. Фиксируемые мыслью особенности каждого из аспектов его структуры и деятельности получают свои соответствующие определения, которые, по принятому в науке обыкновению, одновременно становятся и номинациями государства как такового. Например, через обозначение той или иной формы правления оно в целом квалифицируется либо в качестве республики, либо в качестве монархии. Государство же, характеристика которого является производной от констатации присущего ему типа политико-территориального устройства, аттестуют как унитарное либо федеративное. В зависимости от степени его непосредственного участия в общественно-экономических процессах (если степень брать в крайностях), оно выступает интервенционистским или оптимальным.
Внеправовой характер обсуждаемой
деятельности отчетливо проявляется
также в том, что те блага, которые
в ходе ее осуществления государственно-
Наверное, для некоторых категорий людей жизнь в мире мнимостей, обманчивых призраков, миражей удобна и психологически комфортна. Но в этом ирреальном мире нет права. Его единственное обиталище - действительный, эмпирически существующий социум, непохожий на дом презрения. Социальных благ, появляющихся из воздуха, создаваемых без всяких затрат, реальный социум не знает. Совсем никаких издержек не предполагают мерцание звезд на ночном небе, шум океанского прибоя и тому подобные романтические вещи. Производство же и перераспределение социальных благ, вплоть до минимальнейших, требует расходов. Эти блага имеют стоимостное измерение. Государство в процессе социальной деятельности может их предоставлять (и оно их предоставляет) соответствующим получателям безвозмездно. Данным получателям они достаются бесплатно либо без эквивалентного возмещения. Однако такая деятельность - возвращаюсь к уже сказанному - лежит по другую сторону права.
III
У того, кто не разделяет
высказанную мной точку зрения относительно
внеправового характера социальной
деятельности государства, есть некоторый
резон попробовать опереться
на позицию авторов Международного
пакта об экономических, социальных
и культурных правах. По их убеждению,
государства сами добровольно возлагают
на себя обязанность заниматься социальной
деятельностью. Осуществлять ее как
свою обязанность государства
Для авторов пакта аксиомой является тезис: такое право вытекает "из присущего человеческой личности достоинства". В пределах досягаемости находится согласие по поводу того, что термины "человеческая личность", "индивид", "человек", "член общества" и т.д. по своему политико-юридическому смыслу одинаковы. Но достижима ли подобная конвенция в понимании "достоинства"? Слабо в это верю. Какие-то абстрактные и аморфные суждения на сей счет имеются. Но едва ли их можно синтезировать в единое понятие, с которым в государствоведении и юриспруденции согласятся все. "Достоинство" - категория, слишком трудно поддающаяся конкретизации, стабильной и однозначной трактовке. Потому в чистом виде (как отмечалось правоведами еще с десяток лет назад), "до сих не выработано достаточно четкой и удобной формулировки относительно того, как следует понимать достоинство человека". Сомневаюсь, что в настоящее время, наконец, найдена истинная и устраивающая всех формула "достоинства". Но если и впрямь нет ясного знания того, какова субстанция "достоинства", свойственного "человеческой личности", то навряд ли возможно с толком размышлять о тех "правах", которые возникают из этой непонятной субстанции, об их основании и содержании.
Каждый человек в
То, что принято именовать "экономическими, социальными и культурными правами", тоже происходит вовсе не из трудноуловимой субстанции "достоинства", как-то угнездившейся в отдельном индивиде. Они ("права") суть специфические проявления деятельности государства (публично-властным образом организованного общества). Задача заключается в том, чтобы установить следующее: является ли предоставляемая "человеческой личности" и гарантируемая государством возможность получать от него безвозмездно некий набор жизненных благ правом в собственном смысле слова.
Надо признать, что данная возможность похожа на право в его собственном смысле. Вернее сказать, она кажется одной из его ипостасей: правомочием субъекта, "субъективным правом". Внешне напоминающей "субъективное право" ее делает наличие в ней момента требования (притязания) исходящего от "человеческих личностей". Однако этот момент требования (притязания) существует только благодаря тому, что людей им наделяет государство. На этом поверхностное сходство такого момента с правом ("субъективным правом") кончается и проступает кардинальное различие между ними.
Экономические, социальные и культурные права - притязания базируются на законе. В нем - их источник, из него они "вытекают". Государством (через его органы публичной власти) они официально провозглашаются и признаются, легализуются. Но обязанностей, корреспондирующих этим правам - притязаниям, нет. Закон практически умалчивает о подобных обязанностях. А в их отсутствии хоть трижды разрешенное и официально санкционированное требование "человеческих личностей" просто так, лишь в силу его дозволения (или предписания) государством в право не превращается и превратиться не может. Тысячекратно доказано, что между легальностью, "законничеством" и правом знак тождества автоматически никогда не ставится.
Вдобавок к этому некоторым
категориям граждан государство
предоставляет ряд "экономических,
социальных и культурных прав" как
привилегию, т.е. как определенное преимущество,
коего не имеет остальная часть
граждан. Здесь закон с очевидностью
игнорирует принцип формального
равенства. Там же, где игнорируется
данный принцип, праву нет места.
Пространство, занимаемое правом, сужается,
когда стремятся
IV
Социальная деятельность
современного государства (государственно-
Чаще и охотнее всего
вплотную к праву располагают (иногда
помещают в "ткань" права) справедливость,
именно в ее обеспечении усматривая
чуть ли не решающее предназначение социальной
деятельности государства. Если, однако,
под справедливостью понимать формальное
равенство свободных людей, соответствие
(соразмерность) их правомочий и обязанностей,
эквивалентность отдаваемого
Посредством этой деятельности
преследуется иная цель: "справедливое"
(всем поровну) перераспределение
Мир права не "оборудован" под воцарение в нем "социальной справедливости" (фактического равенства). Он строится как совокупность горизонтальных симметричных отношений между участниками универсального процесса социального взаимодействия. В этом мире нет сторон сильных и сторон слабых, а есть стороны (автономные субъекты), связанные друг с другом равенством в свободе, взаимными соразмерными правомочиями и обязанностями, равноценностью совершаемых предоставлений и получений.
Утопично ожидать пришествия эры "социальной справедливости". Не придет она. Но отнюдь не пустым является расчет человека на оказание ему безвозмездной социальной помощи государственно-организованным обществом "коллективным гражданином". Она вполне возможна, да и в подавляющем большинстве случаев фактически осуществляется. Однако не по логике эквивалентного обмена, не на началах права. Через такую помощь, в ее форме выражают себя самые разные атрибуты бытия человеческой коллективности: общественно-историческая необходимость, социальная целесообразность, экономическая выгода, политический интерес, моральный долг, альтруизм и т.д. Все они суть регуляторы общественного бытия. Оно обеспечивается далеко не одной справедливостью.
Отдельной строкой следует
выделить проблему морального долга. Необходимо
ее выделить хотя бы потому, что своеобразная
модификация долженствования
Приводя примеры морального долга, "естественных обязанностей" (лучше было бы сказать обязанностей, вытекающих из природы всеобщей социальной кооперации), Дж. Ролз называет прежде всего "обязанность помогать другому, когда тот находится в трудном положении" [10]. "Мы имеем естественную обязанность приносить как можно больше добра, - продолжает Дж. Ролз, - если мы можем сделать это относительно легко, но мы освобождаемся от этой обязанности, как только ее цена становится значительной" [11]. Чрезвычайно важным и правильным является утверждение Дж. Ролза: "Естественные обязанности и обязательства возникают только в силу этических принципов" [12]. Надо думать, автор "Теории справедливости" отчетливо осознает качественное отличие принципов этических от принципов юридических.
В современном цивилизованном
обществе почти никто не возражает
против того, что на каждом лежит
моральный долг, имеется естественная
обязанность каждого помогать детям,
инвалидам, людям преклонного возраста,
жертвам стихийных и
Лица, которые в современном
государстве получают на условиях безвозмездности
по закону определенную сумму социальных
благ, зримо делятся на две разные
группы. О первой (дети, престарелые
люди, инвалиды, жертвы природных и
техногенных катастроф и т.п.)
только что говорилось. Вторую группу
составляют все остальные, кого законодатель
объявляет нуждающимся в
Разница между этими двумя группами принципиальная. Входящие в первую группу не могут сами по независящим от них причинам (возраст, состояние здоровья, внезапно обрушившееся бедствие) обеспечить свое существование на некоем, наличествующем в обществе, минимальном жизненном уровне. Лица, входящие во вторую группу, в основной массе не умеют (бывает, что и не хотят) ценой собственных усилий обеспечить себе необходимый уровень жизни, самостоятельно обустроить ее.
Целесообразно и гражданско-нравственно такое положение вещей, при котором трудоспособные члены государственно-организованного общества помогают людям, объективно не способным нормально трудиться и содержать себя (постоянно либо временно). Однако нельзя, по-моему, столь позитивно оценить ситуацию поддержки тех, кто является вполне трудоспособными людьми. С какой это стати подобная помощь вообще имеет место? Менее всего с той стати, что у каждого человека (независимо от размера его личного вклада в создаваемый социальной кооперацией суммарный фонд жизненных благ) есть "право на достойную жизнь", право на полную реализацию своего "я".