Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 15:52, курсовая работа
Краткое описание
Цель курсовой работы – характеристика места и роли права среди социальных норм. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: · изучить социальные и технические нормы, рассмотреть их отличия друг от друга; · рассмотреть функции и виды социальных норм; · выявить особенности соотношения права и морали, права и религии, права и обычая, права и корпоративных норм.
Содержание
Введение Глава 1. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь Глава 2. Сущность социальных норм и их виды Глава 3. Соотношение права и различных социальных норм § 1. Право и мораль § 2. Право и религия § 3. Право и обычай § 4. Право и корпоративные нормы Заключение Список литературы
Одним из наиболее древних социальных
регуляторов является обычай. На ранних
этапах развития общества обычай представлял
собой простейшую форму социального контроля,
т.е. подчинение обычаю происходило безоговорочно,
обычай считался единственно возможным
способом жизни.
Обычай – это правило поведения
общего характера, сложившееся исторически,
в результате длительного многократного
повторения и вошедшее в привычку.[9]
Формирование обычаев происходит
как в народе (племени, этносе) в целом,
так и внутри его структурных единиц (сословий,
профессий). Обычаи регулируют самые различные
сферы деятельности, следовательно бывают
правовыми, торговыми, религиозными, международными,
военными и т.д.
По мере развития общества появляется
более эффективный регулятор человеческой
жизни – право. Появляющееся в условиях
восточных, античных или феодальных обществ
право не подавляет обычай: власть довольно
длительное время считает себя обязанной
ему подчиняться, опираться на него в своих
действиях (в том числе, при правотворчестве).
Существуют даже такие обычаи, которые
берутся под защиту власти и становятся
правовыми обычаями, т.е. правом. Дальнейшее
развитие общества вытесняет обычаи в
неофициальную сферу человеческих отношений.
В культурах современных обществ
роль и место обычаев неодинаковы.
У народов Западной Европы древних
обычаев не осталось, они потеряли свой
первоначальный смысл. Многие обычаи оказались
забытыми. Некоторые обычаи трансформировались
в менталитет народностей, тем самым определив
национальную психологию.
Страны Востока отличаются
традиционностью, для народностей, проживающих
на Востоке значение обычаев очень велико.
Для стран, в которых сильны позиции ислама,
обычаи остаются действующим регулятором
общественных отношений и зачастую открыто
конкурируют с государственными институтами
и даже противостоят им. Такая ситуация
подрывает официальную правовую систему.
История и современность изобилует примерами
неспособности государственной власти
применить силу из-за противодействия
различных родовых кланов (многие страны
Африки, Афганистан, Сицилия в Италии,
Кавказ и Закавказье в России).[10]
В современном мире обычаи играют
второстепенную роль. Однако, они продолжают
возникать (хотя и с меньшей интенсивностью
по сравнению с древностью). Примером служит
появление системы обычаев, которая отражает
советский образ жизни. Появление обычаев
в современной жизни объясняется непредсказуемостью
человеческой жизни и желанием систематизировать
жизненные явления. Такие обычаи превращаются
в право и, соответственно, называются
правовыми. Правовые обычаи призваны способствовать
правореализационному процессу, дополнять
и обогащать механизм юридического опосредования
разнообразных общественных отношений.[11] (Ст. 5 ГК РФ «Обычай делового
оборота»)
С обычаями тесно связаны такие
социальные регуляторы, как традиция,
ритуал и деловые обыкновения.
Традиция (от лат. tradition – передача,
предание) – совокупность элементов социального
и культурного наследия, передающихся
от поколения к поколению и сохраняющихся
в обществе или его отдельных группах
в течение длительного периода времени.[12] По мнению О.В. Мартышина, традиция
– понятие более широкое, чем обычай. Помимо
обычая традиция включает в себя ценности,
идеи, мировоззренческие ориентиры, являющиеся
устойчивыми формами материальной и духовной
культуры того или иного народа. Традиция
воздействует на жизнь общества гораздо
шире, чем обычай.
Ритуал (от лат. ritualis – обрядовый,
от ritus – религиозный обряд, торжественная
церемония) – одна из форм символического
действия, выражающая связь человека с
системой социальных отношений и ценностей
и лишённая какого-либо утилитарного значения.[13] Ритуал исторически использовался
с целью отдания внешних почестей богам.
Ритуалом называют строго регламентированную
последовательность действий, призванную
создавать атмосферу таинственности и
торжественности при совершении религиозных
обрядов. Важное значение при совершении
ритуалов имеет символика, которая должна
указывать на связь людей с богом или некими
высшими ценностями. Сейчас ритуал занимает
немаловажное место и в нецерковной, общегражданской
жизни. Примерами ритуалов являются обряд
бракосочетания, отдание воинских почестей,
процедура вступления в должность главы
государства – инаугурация, исполнение
гимна на футбольном матче и т.п. Несмотря
на то, что внешнее отношение к подобного
рода ритуалам кажется формальным, их
глубокая укоренённость в национальных
культурах очевидна. Без общегражданских
ритуалов общество на данном этапе своего
развития не может существовать.
Деловые обыкновения складываются
в производственной, научной, учебной
деятельности людей и направлены на повышение
её эффективности.
Такие социальные нормы, как
обычаи, вряд ли когда-либо потеряют свой
вес в общей системе социальных норм, так
как они концентрируют опыт поколений
и служат для дальнейшего развития культуры.
§ 4. Право
и корпоративные нормы
Корпоративные нормы – это
правила поведения, издаваемые организациями
или объединениями или исторически сложившиеся
в них и регулирующие отношения между
их членами.[14] Корпоративные нормы называются
ещё нормами общественного поведения.
По сравнению с моралью, религией
и обычаем корпоративные нормы исторически
сложились гораздо позже. Для этого потребовалось
возникновение относительно независимых
от государства различных социальных
союзов. Такой процесс называется институционализацией
общества. Ранее как институт создавались
церковь, средневековые профессиональные
цеха, позднее – частные компании, банки,
политические партии, профсоюзы, органы
местного самоуправления и т.д.
Объективность и закономерность
появления корпоративных норм выражается
в том, что социальные институты требуют
особого, специфического регулирования,
отличного от общепринятого в обществе.
Корпоративные нормы создаются
самими организациями, закрепляются в
их документах (например, Устав Русской
православной церкви, уставы профсоюзов,
политических партий и других общественных
объединений, положениях, программах и
др.). Действие таких норм не распространяется
на членов общества, не включённых в состав
соответствующей организации. Корпоративные
акты закрепляют порядок образования,
структуру и компетенцию общественных
союзов, права и обязанности их членов,
внутрикорпоративные санкции за нарушение
норм.
Корпоративные акты не должны
противоречить нормам законодательства,
многие из них должны регистрироваться
государством.
Можно назвать следующие отличительные
особенности корпоративных норм от других
социальных норм:
· как и все социальные нормы,
корпоративные нормы характеризуются
неперсонифированностью, однако представляется
возможным зафиксировать точное количество
адресатов локальной нормы в конкретны
момент;
· корпоративные нормы отличаются
от остальных социальных норм по действию
в пространстве.[15]
Роль корпоративных норм на
современном этапе развития общества
очень велика. По мнению О.В. Мартышина
это связано в основном с двумя факторами:
1) демократические общества
тяготеют ко всё большей дифференциации
и культурному разнообразию. Наблюдается
тенденция роста индивидуализма и самосознания
людей, что является предпосылкой в нахождении
подходящих социальных форм существования;
2) политическая традиция
стран Запада строится на основе
плюралистической демократии. Власть
в обществе, согласно этому, сосредотачивается
не только на уровне государства,
но и распыляется на отдельные
социальные институты. Тогда корпоративные
нормы несут большую ответственность.
Развитие локального регулирования
ставит перед юридической наукой задачу
глубокого изучения внутриорганизационных
норм: из признаков, функций, юридической
природы. Понимание сущности таких норм
в конечном счёте позволит обеспечить
более эффективное регулирование общественных
отношений.[16]
Заключение
Необходимость возникновения
норм обусловливается развитием человеческих
взаимоотношений, потребностью сделать
их мирными и безопасными. Предмет регулирования
социальных норм – общественные отношения.
Их богатство и неоднородность объясняют
многочисленность социальных норм.
Самым распространённым делением
норм является их деление на технические
и социальные. Отличие технических норм
от норм социальных может быть сформулировано
следующим образом: нормы технические
– это правила осуществления отдельных
целей человеческой деятельности; социальные
нормы – это правила совместного осуществления
всех людских целей. Предметом регулирования
технических норм выступают отношения
между людьми и внешним миром, природой,
техникой. Социальные нормы регулируют
социальную жизнь, т.е. отношения между
людьми и объединениями.
Социальные нормы делятся на
нормы морали, религиозные нормы, обычаи,
корпоративные нормы и нормы права. Несмотря
на различия социальных норм, они тесно
взаимосвязаны, ни одна из них не может
действовать изолированно от других.
Под моралью принято понимать
известную совокупность исторически складывающихся
и развивающихся жизненных принципов,
взглядов, оценок, убеждений и основанных
на них норм поведения, определяющих и
регулирующих отношения людей друг к другу,
обществу, государству, семье, коллективу,
окружающей действительности.
К нормам религии относят правила,
установленные различными церковными
конфессиями и обязательные для верующих,
содержащиеся в религиозных книгах, актах,
принимаемых церковными обществами, собраниями
духовенства или высших чинов церкви,
в комментариях религиозных книг.
Обычаи определяются как устойчивые
и достаточно распространённые правила
поведения, которые в результате многократного,
длительного повторения становятся привычкой,
обыкновением, соблюдаемым добровольно.
Корпоративные нормы – это
правила поведения, по которым живут и
действуют различные общественные организации,
движения, объединения, ассоциации, фонды,
центры, союзы и другие образования негосударственного
характера (профессиональные, творческие,
научные, женские, молодёжные, ветеранские,
просветительские, спортивные, культурные,
экологические, оборонные, технические
и т.д.)
Право сложилось позднее других
нормативных систем и в основном на их
основе. Нормы права являются более определёнными
и жёсткими. Они чётче регулируют поведение
людей. Правовые и другие социальные нормы
тесно взаимосвязаны, определяются едиными
социальными условиями жизни общества,
поэтому нередко одно и то же поведение
человека регулируется ими одновременно.
Например, деятельность общественных
организаций, их членов регулируется уставом
общественной организации и законом об
общественных объединениях, кража чужого
имущества запрещается нормами права,
морали и религии.
Большое количество социальных
норм закрепляет Конституция РФ. В Конституции
содержатся нравственные ценности (стремление
к счастью, вера в добро и справедливость;
почитание памяти предков); ценности социального
мира (утверждение гражданского мира и
согласия; осознание себя частью мирового
сообщества); ценности патриотизма (ответственность
за свою Родину перед нынешним и будущим
поколениями; любовь к Отечеству); ценности
благополучия (утверждая достойную жизнь).[17]
Правовые нормы имеют существенные
отличия от других социальных норм:
1. Правовые нормы, как
правило, создаются государством
в качестве властных предписаний,
которые не могут быть изменены
или отменены гражданами, общественными
или другими организациями. Их
могут изменить или отменить
только соответствующие государственные
органы.
Другие социальные нормы создают
сами люди, общественные организации,
и они же могут их изменить или отменить,
если они противоречат нормам права. Поэтому
можно сказать, что нормы права являются
главными по отношению к другим социальным
нормам.
2. Исполнение норм права
обеспечивается властной силой
государства, а исполнение других
социальных норм – либо самим
обществом, людьми, либо соответствующими
общественными, религиозными и иными
формированиями.
3. В случае нарушения
норм права государство властно
привлекает к юридической ответственности
правонарушителей, применяет к ним
различные меры наказания, включая
смертную казнь, лишение свободы,
используя при этом специальные
правоохранительные органы, вооружённые
отряды людей.
Нарушение других социальных
норм не влечёт за собой подобной деятельности
государства и его органов. Меры воздействия
на нарушителей принимают либо сами граждане
(например, моральное осуждение), либо
организации в соответствии со своими
уставами. Эти меры не являются такими
жёсткими и принудительными, какие применяет
государство в отношении правонарушителей.
4. Нормы права содержатся
в определённых письменных актах,
например, законах. Так, нормы трудового
права содержатся в трудовом
законодательстве, семейного права
– в семейном законодательстве
и т.д.
Другие социальные нормы, например,
нормы морали, нравственности не закрепляются
письменно, а содержатся в сознании людей.
Некоторые неправовые нормы, например
нормы общественных и иных организаций,
могут выражаться в их письменных уставах,
в религиозных текстах.
5. Нормы права образуют
иерархическую и взаимосвязанную
систему. Другие социальные номы
не имеют такой системы. Они
разделены на обособленные и
самостоятельные группы, относящиеся
к различным видам социальных
норм. Так, например, существуют нормы
морали, нравственные обычаи, традиции,
нормы внешней культуры, общественных
отношений, различных религий и т.д. В связи
с этим они имеют существенные различия
и даже противоречия, например, нормы религий
и религиозных сект, нормы поведения честных
людей и преступников и т.д.
6. Нормы права регулируют
поведение граждан, общественных
и иных организаций, предпринимательских
структур, органов государства и
даже государства в целом, т.е.
имеют всеобщий характер.
Другие социальные нормы регулируют
только поведение граждан. Например, взаимоотношения
мужчины и женщины, стариков и молодых
людей, членов общественной организации,
поведение граждан за столом, в общественных
местах при ведении дискуссий, проведении
религиозных обрядов и т.д.
7. Нормы права регулируют
наиболее важные, главные общественные
отношения, такие, как устройство
органов государственной власти,
права и свободы граждан, а
также поведение и деятельность
людей, представляющие опасность
для нормальной спокойной жизни
общества. Так, они запрещают под
угрозой наказания опасные и
вредные для общества, жизни граждан,
действия, такие, как кражи, разбои,
убийства.