Практическая работа по дисциплине «Теория государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:00, практическая работа

Краткое описание

Задания по «Теория государства и права» и ответы на них

Вложенные файлы: 1 файл

Практ раб_ТГП.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

 

Студент Вараксина Н.Ю.

 

 

 

 

Практическая  работа по дисциплине «Теория государства  и права»

 

Задание 1.

Для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений теория широко использует логические приемы, посредством которых теоретические принципы исследования переводятся в плоскость реальности, становятся работающей теорией. Какие логические приемы применяются при выработке научных понятий о государстве и праве?

 

Ответ.

При выработке научных  понятий о государстве и праве  применяются разнообразные логические приемы: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод аналогии, гипотезы и другие. Это те рабочие механизмы, которые доказывают и проверяют истинность и объективность теории.

 

Задание 2.

Проанализируйте основные традиционные теории, которые охватывают отдельные аспекты происхождения государства, подчас возводят в абсолют некоторые его свойства и качества.

 

Ответ.

Теологическая теория довольно многоаспектна, что, несомненно, объясняется особыми  историческими и материальными  условиями существования различных государств Древнего Востока и Древнего Запада (Греция, Рим).

У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление  о том, что земные порядки являются частью общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещаются в мифах темы земной жизни людей, общественного и государственного строя, их взаимоотношения, права и обязанности.

Основная идея теологической теории — божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от Бога. Это придавало ей безусловную обязательность и святость. Так, по древнекитайскому мифу о происхождении и характере земной власти, именно персона верховного правителя Поднебесной (т. е. императора Китая) является единственной точкой связи с высшими, небесными сферами. Вся власть сконцентрирована в особе правителя в виде его личной потенции и внутренней силы, а остальные должностные лица и государственный аппарат в целом — лишь проводники высшей власти.

В Египте, Вавилоне, Индии существовала другая версия. Боги, являясь источниками власти правителя, сами вместе с тем продолжают оставаться вершителями земных и прочих дел. Согласно мифам егии- тян, а затем и греков, боги выступают также в качестве первоначальных непосредственных правителей и законодателей в учрежденных ими обществах и государствах.

Известное своеобразие присуще  религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии, единый истинный Бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем (верховным законодателем, правителем и судьей), законы еврейского народа получены прямо от Бога (законодательство Моисея). В обычных условиях отправление власти осуществляется людьми от Бога, от его имени, но в экстраординарных случаях он действует и непосредственно (через откровения, чудеса и т. п.).

Законы, правосудие, справедливость по-египетски  олицетворяет богиня Маат. Судьи носили ее изображение и считались ее жрецами. Божественный характер земной власти фараонов, жрецов и чиновников, а также официально одобренных правил поведения, в том числе и основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, судебных решений), означал, что все они соответствуют или должны соответствовать маат — естественно-божественному порядку справедливости, что находит свое выражение в Ригведе (священных гимнах индоари- ев), дао (в древнекитайской мифологии), дике (у древних греков). Речь везде идет о правде-справедливости, которая в последующих естественно-правовых концепциях правопонимания стала обозначаться как естественное (или естественно-божественное) право.

Основателями патриархальной теории считаются Платон и Аристотель. Платон, ученик Сократа, приобрел рощу на окраине  Афин, носившую имя героя Академа, основал здесь свою знаменитую академию, просуществовавшую почти целое тысячелетие (до 529 г. н. э.).

Платон в своем знаменитом труде  «Государство» конструирует идеальное  справедливое государство, вырастающее  из семьи, в котором власть монарха  олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой; государство — это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви. По самой идее справедливости, справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства. Трем началам человеческой души (разумному, яростному и вожделеющему) соответствуют совещательное, защитное, деловое в государстве, а этим последним — три сословия: правителей, воинов, производителей (ремесленников и земледельцев).

Платон определенно высказывается  в пользу города-полиса, говорит  о разделении труда между горожанами, что представляет собой афинскую идеализацию египетского кастового  строя. Быт в государстве основан  на началах справедливости, общности, равенства, коллективизма. Никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в этом нет крайней необходимости, не должно быть жилища или кладовой, куда не имел бы доступа любой желающий. Платон — противник крайностей богатства и бедности. Он тонко подмечает политическое значение имущественного расслоения общества, что ведет к государству бедных и богатых. Его идеалом является аристократическое государственное устройство.

Идеи патриархальной теории получили развитие в XVII в. в сочинении англичанина Р. Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от Бога и затем передачу ее своему старшему сыну — патриарху, а затем уже своим потомкам — королям.

Договорная теория происхождения  государства получила распространение  в более позднее время — в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гро- ция, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева и др. Согласно этой теории, государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма — государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. Впоследствии заключается вторичный договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ имеет право на восстание (Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев).

Т. Гоббс доказывал противоположное: поскольку власть передана монарху, он обладает неограниченными полномочиями. Дж. Локк обосновывал идею конституционной монархии, так как, по его мнению, общественный договор есть определенный компромисс между монархом и подданными, есть определенное ограничение свободы и монарха, и народа.

 

Задание 3.

Республика – это  такая форма правления, при которой  верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Перечислить общие признаки республиканской формы правления.

 

Ответ.

1) ограничение власти  главы государства, законодательных  и исполнительных государственных  органов конкретным сроком;

2) выборность главы  государства и других верховных  органов государственной власти;

3) ответственность главы государства в случаях, определенных законом;

4) представительство  им интересов государства в  международных отношениях по  поручению избирателей;

5) обязательность решений  верховной государственной власти  для всех других государственных  органов;

6) преимущественная защита  интересов граждан, взаимная ответственность  личности и государства.

 

Задание 4.

По форме государственного устройства все государства можно  подразделить на три основные группы. Указать и дать краткую характеристику каждой группе.

 

Ответ.

Унитарное, Федеративное, Конфедерация.

Унитарное государство представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией (политико-административное устройство). Большинство унитарных  государств имеют определенное административно-территориальное деление (районы, области, кантоны и т.п.), в которое укладывается и существующая автономия. Но эти самостоятельные части не обладают признаками государственного суверенитета, в таком государстве существует единая система высших органов и единое законодательство (Франция, Швеция, Бельгия, Беларусь, Украина и т.д.).

Федеративное государство —  сложное государство, субъекты которого обладают государственным суверенитетом, причем различают автономную и союзную  федерацию.

В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной  власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой являются обязательными для субъектов  федерации только в той мере, в  какой это определено в ее компетенции. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.

Территория союзной федерации  состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федеральные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования.

В настоящее время Россия, США, Бразилия, Индия существуют как федеративные государства. Как правило, федерация  возникает на основе нормативного договора (например, образование СССР в декабре 1922 года) либо принятия конституции (как это было в 1787 году в США).

Самостоятельность субъектов федерации  определяется чаще всего специальным  нормативным актом или конституцией союзного государства.

Конфедерация представляет собой  союз государств, который создается  на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических), как правило, носит временный характер. В последующем конфедерация или перерастает в федерацию (США, Швейцария) или распадается (Австро-Венгрия).

Конфедеративное объединение предполагает создание высших органов. Принятые ими решения не носят обязательного характера для субъектов федерации, ими можно руководствоваться, если субъект федерации в процессе принятия актов добровольно согласится их выполнять или в последующем возложит на себя такую обязанность. Обычно центрального конфедеративного государственного аппарата не существует, а создаются высшие органы координирующего характера. Конфедерация государственным суверенитетом не обладает.

Таким образом, в унитарных государствах обособление частей в основном носит лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельной политики не вырабатывают и выделиться в самостоятельные государства не могут. В федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления как у государства в целом, так и у его субъектов. На федеративные формы организации власти тип государства, соотношение классовых сил оказывают самое серьезное влияние.

 

Задание 5.

В чем заключается отличие правового  государства от государства как  такового?

 

Ответ.

 Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.

В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1) ему присуща государственная  власть как средство проведения  внутренней и внешней политики;

2) оно представляет  собой политическую организацию  общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества;

3) располагает специальным  государственным механизмом;

4) обладает определенной  административно-территориальной организацией  на своей территории;

5) существует благодаря  налогам и другим сборам;

6) обладает государственным суверенитетом.

 

Задание 6.

Каковы особенности механизма  правового государства?

 

Ответ.

Особенности механизма  правового государства  заключаются  в  следующем. Все его структурные  части  и  элементы  функционируют  на  основе  принципа разделения властей, строго в  соответствии  со  своим  целевым  назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части  и  элементы  правового государства  в  своей  специфической  форме  деятельности   реализуют   волю общества. Структурные  части и элементы  правового государства всю свою деятельность  строго   сообразовывают   с   действующим   законодательством. Должностные лица несут персональную  ответственность  за  посягательство  на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими  нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами  правового государства.  Механизм   правового   государства   является   способом   его существования. Функции  правового  государства  реализуются  с  помощью его механизма. Таким образом в правовом  государстве его механизм   свободен   от бюрократизма   и   административно-командных   методов    управления.    Его демократический характер  обусловлен  ответственностью  перед  обществом  на службе которого он находится

 

Задание 7.

Что такое государственный орган, и какие имеются виды государственных  органов?

Информация о работе Практическая работа по дисциплине «Теория государства и права»