Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:43, реферат
Для понимания развития конституции в России необходимо обратиться к истории конституционного процесса в нашей стране.
Впервые о Конституции в России заговорили в начале 19 века. Тогда после революций в Америке и Европе приверженцами конституционного правления стали продвинутые представители дворянской аристократии.
Федеральное государственное
высшего профессионального образования
КАФЕДРА
Государственное и муниципальное управление
РЕФЕРАТ
Студентки 3 курса поток 911
ПРЕДМЕТ. МЕТОД и ИСТОЧНИКИ
КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ
Санкт-Петербург
2011 г.
1. Развитие конституционного права России
Для понимания развития конституции в России необходимо обратиться к истории конституционного процесса в нашей стране.
Впервые о Конституции в России заговорили в начале 19 века. Тогда после революций в Америке и Европе приверженцами конституционного правления стали продвинутые представители дворянской аристократии.
Первым конституционным проектом появившемся в России можно назвать "План государственного преобразования", разработанный в 1809 году графом Сперанским. Этот проект закреплял идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права. Конституция по Сперанскому - закон, "определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой".
Позже и декабристы подготовили свои проекты конституций.
Самыми радикальными для тех времен были конституционные идеи Пестеля. Его "Русская правда" была воистину революционным проектом. Она не только уничтожала крепостное право, но и отменяла самодержавие, учреждая республику.
Программа конституционных преобразований была разработана и царем-реформатором Александром II, но его идее не суждено было осуществиться. 1 марта 1881 года Царь-Освободитель был убит народовольцами, которые уже неоднократно покушались на его жизнь.
Манифест от 6 августа 1905 года стал первым шагом на пути к конституционной монархии. Он учреждал Государственную думу и провозглашал избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года провозглашал неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний. Акты 1905-1906 годов фактически учреждали в России конституционный строй. Но плавного перехода от абсолютной монархии к конституционной монархии не получилось.
25 октября 1917 года свершилась Октябрьская революция.
С этого момента до лета 1918 года
в России действует неписаная
конституция - свод основных декретов
большевистского государства. Декреты
провозглашали диктатуру пролет
До сегодняшней Конституции существовало четыре конституции РСФСР, принятые в 1918, 1925, 1937, 1978 гг. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, определяло качественно новый этап в истории государства.
Первые четыре конституции РСФСР были по своему типу советскими, социалистическими конституциями. Они развивались в соответствии с принципами преемственности, хотя и имели свои особенности, весьма существенные. Все они были в значительной степени фиктивными. Они провозглашали принципы, которые фактически не реализовывались на практике.
1 Конституция 1918 г.
Она руководствовалась
в определении основ
2 Конституция 1925 г.
Причина – образование СССР. Отразила факт вхождения РСФСР в СССР. Не было прямого указания на суверенитет РСФСР. В связи с появлением в РСФСР субъектов, в Конституции появились положения, определяющие их статус.
3 Конституция 1937 г.
Причина –в следствии принятия Конституции СССР 1936 г. Вступление страны в новый этап ее развития – социализм победил окончательно. Конституция сохранила классовую сущность, отменила лишения политических прав граждан по социальному признаку, ввела всеобщее тайное избирательное право, включила принцип равноправия граждан. Впервые появились главы об основных правах и обязанностях граждан. Они были классово ориентированы и делали упор на коллективные права.
4 Конституция 1978 г.
Отразила этап развития социализма. Понятие трудящиеся заменено на народ,
который являлся
субъектом государственной
5 Конституция 1993 г.
12 декабря 1993 года всенародным
референдумом была принята
19 сентября 1994 года Президент России
Борис Ельцин подписал указ, в
соответствии с которым 12 декабря
объявлялся государственным пра
Ныне действующая Конституция - пятая в истории России.
Первая из девяти глав - глава об основах конституционного строя. Высшей ценностью по Конституции образца 93-го года является человек, его права и свободы, их незыблемость и неотчуждаемость.
В основном законе закреплено народовластие, разделение властей, светский социальный характер государства, верховенство права.
Конституция гарантирует равноправие
всех субъектов федерации и
В ней указано, что он избирается
всенародным голосованием на четыре
года, не более двух сроков подряд. Правда,
есть в России люди, которые уверены,
что эти нормы немного
Со школьной скамьи мы
знаем, что Конституция - это
Основной Закон государства,
Раньше права государство даровало гражданам, а в новой Конституции - провозглашается приоритет прав и свобод человека, примат их, и только потом государства. И в этом суть государства - признать эти права и защищать, обеспечивать их. Сначала человек появился на земле, а потом государство.
Конституция - это достаточно емкий нормативно-правовой акт, учредительный, высшей юридической силы, но емкий. И если представить себе, что граждане, общество будут жить только по Конституции, не имея системы законодательства, регулирующего и контролирующего те же права и свободы человека и гражданина, организацию власти, экономические основы жизни, политическое устройство, - это невозможно. Поэтому любое государство имеет систему законов, от 10 тысяч наименований законов.
2. Понятие, предмет и метод Конституционного права России
Конституционное право - ведущая, фундаментальная отрасль системы права России. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм (общеобязательных правил поведения), регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений.
Конституционное право России как отрасль права — совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с основами правового статуса личности, государственным и общественным устройством России.
Конституционное право, как и любая другая отрасль права, характеризуется своим предметом и методом правового регулирования.
Под предметом конституционного права принято понимать совокупность общественных отношений, регулируемых отраслью конституционного права.
Общеизвестно, что нормы права существуют для того, чтобы воздействовать на определенную наиболее важную часть отношений, складывающихся в человеческом обществе, подобно обычаям, нормам морали и т.д., регулировать ее. Каждая отрасль права в свою очередь воздействует на часть отношений, регулируемых правом. Таким образом, прежде всего, необходимо понять, какие именно общественные отношения регулируются нормами конституционного права, т.е. составляют его предмет. По сравнению с другими отраслями права, эти отношения имеют свои определенные особенности, а именно:
- они складываются во всех сферах жизни общества - политической, экономической, социальной, духовной и др.;
- это важнейшие ("базовые", "стержневые", "системообразующие") отношения, связанные с высшими интересами государства, общества и человека;
- эти отношения характеризуют основы всей государственной и общественной жизни, статус личности, характер и механизм осуществления власти в государстве.
Итак, предметом конституционного права являются фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются:
1) основы конституционного строя государства (в которых выражается качественная характеристика государства - суверенитет народа и формы его осуществления, принципы государственного устройства и разделение властей, социальный и светский характер государства, идеологическое многообразие, подчинение государственной и общественной жизни конституции и законам);
2) основы правового
положения человека и
3) основы территориального устройства государства и федеративные отношения (федеративное устройство России, состав и компетенция её субъектов, исключительная компетенция федерации и предметы совместного ведения федерации и субъектов федерации, верховенство федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.);
4) формы и способы
осуществления власти в
5. основы государственной политики в различных областях общественной жизни (экономика, право, образование, наука, культура, здравоохранение, международные отношения, оборона, безопасность и др.).
Предмет конституционного права по сравнению с другими отраслями имеет свои особенности. Во-первых, он охватывает общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др., в то время как предмет других отраслей составляют общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Во-вторых, к его предмету относятся только те отношения, которые являются основополагающими, базовыми в каждой из указанной сфер. Поэтому конституционное право выступает ведущей базовой отраслью системы права России.
Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности, поэтому его называют государственным правом — основополагающей отраслью права.
Конституционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.
Объект конституционных отношений - предмет, по поводу которого возникают правоотношения.
Субъектами конституционно-
Субъектами конституционно-
- физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью);
- государственные образования (РФ, субъекты РФ, федеральные органы государства РФ и субъектов РФ);
- общественные объединения (партийные, профессиональные, любительские, религиозные и др.);
- общности людей (народ РФ, нации, народности, население области, края города, поселка и др.);
- органы власти (Парламент, Правительство РФ, законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, суды и др.);
- другие государственные органы (избирательные комиссии, Конституционное Собрание, Счетная палата, Совет Безопасности и др.);
Информация о работе Предмет методы и источники конституционного права