Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 17:20, доклад
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
Президентская республика характеризуется
значительной ролью президента в
системе государственных
Отличительные черты такой формы правления:
Внепарламентский метод избрания президента
(либо населением — Бразилия, Франция,
либо коллегией выборщиков — США),
внепарламентский метод формирования
правительства, то есть его формирует
президент. Президент является и формально
и юридически главой правительства (пост
премьер-министра отсутствует как, например,
в США), или он назначает главу правительства.
Правительство несёт ответственность
только перед президентом, а не перед парламентом,
так как только президент может отправить
его в отставку,
в целом, при такой форме правления президент
обладает гораздо большими полномочиями
по сравнению с парламентарной республикой
(является главой исполнительной власти,
утверждает законы путём подписания, имеет
право отправить правительство в отставку),
но в президентской республике президент,
как правило, лишён права роспуска парламента,
а парламент лишён права выразить недоверие
правительству.
Парламентская (парламентарная) республика
характеризуется провозглашением принципа
верховенства парламента, перед которым
правительство несёт всю полноту ответственности
за свою деятельность.
В такой республике правительство формируется
парламентским путём из числа депутатов
партий, обладающих большинством голосов
в парламенте. Оно остаётся у власти до
тех пор, пока располагает поддержкой
парламентского большинства. В случае
утраты доверия большинства парламента
правительство либо уходит в отставку,
либо добивается через главу государства
роспуска парламента и назначения новых
выборов. Такая форма правления существует
в странах, отличающихся развитой, в значительной
мере саморегулируемой экономикой (Италия,
Финляндия, Турция, Германия, Греция, Израиль).
Выборы при такой системе демократии обычно
проводятся по партийным спискам, то есть
избиратели голосуют не за кандидата,
а за партию.
Главной функцией парламента, помимо законодательной,
является контроль за правительством.
Кроме того, парламент обладает важными
финансовыми полномочиями, поскольку
он разрабатывает и принимает бюджет государства,
определяет пути социально-экономического
развития страны, решает основные вопросы
внутренней, внешней и оборонной политики
государства.
Глава государства в таких республиках,
как правило, избирается парламентом или
специально образуемой более широкой
коллегией, включающей наряду с членами
парламента представителей субъектов
федерации или представительных региональных
органов самоуправления. Это и является
главным видом контроля парламента за
исполнительной властью.
В Италии, например, президент республики
избирается членами обеих палат на их
совместном заседании, но при этом в выборах
участвует по три представителя от каждой
области, избранных областными советами.
В Федеративной Республике Германия президент
избирается Федеральным собранием, состоящим
из членов Бундестага и такого же числа
лиц, выбираемых ландтагами земель на
началах пропорционального представительства.
В парламентских республиках выборы могут
быть также и всеобщими, например, в Австрии,
где президент избирается населением
сроком на 6 лет.
При этой форме государственного правления
говорят о «слабом» президенте. Обширные
полномочия, которыми, порой, конституция
наделяет президента парламентарной республики,
осуществляются, как правило, правительством,
которое в лице своего главы или министра
контрассигнует акты президента.