Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:08, контрольная работа
Глава государства — это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа. В разных странах глава государства в соответствии с их конституциями рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его подписи закон недействителен (монарх в Великобритании, президент в Индии), либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (Египет, США), либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти (Германия, Италия). Он может быть символом государственности, как монарх в Японии, властным арбитром по отношению к другим институтам государства, как президент Франции, единоличным властителем (Оман, Саудовская Аравия).
Введение
2
1.Президент Республики Беларусь, его правовой статус
3
2. Задача
18
Заключение
24
Список используемых источников
В Италии для занятия поста Президента необходимо достичь 50 лет. В некоторых странах часто возрастного требования нет (например, во Франции важно, чтобы кандидат обладал пассивным избирательным правом по выборам в Парламент). Ограничения на занятие должности по достижении определенного возраста обычно не устанавливаются, все решают избиратели. Например, Р.Рейган был избран Президентом США в 69 лет[10 c.92].
Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.
Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.
Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.
Выборы Президента в любом государстве являются важнейшим политико-юридическим событием. Ему предшествует огромная подготовительная работа органов государства, политических партий, граждан, средств массовой информации и других субъектов избирательного процесса.
В соответствии со ст. 81 Конституции выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если же должность Президента оказалась вакантной, то выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. Сокращенные сроки проведения предвыборных мероприятий в этом случае устанавливаются Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов.
В соответствии со ст. 60 Избирательного кодекса выдвижение кандидатов в Президенты при проведении очередных выборов начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов.
В Конституции закреплены важнейшие демократические принципы выборов - всеобщие, свободные, равные, прямые при тайном голосовании (см. ст.ст. 64 - 68 Конституции), которые должны быть обеспечены в процессе выборов Главы государства.
Важно подчеркнуть, что из двух основных типов президентских выборов (прямые и непрямые) в нашей Конституции предпочтение отдано первому. В отличие от других стран, где президент избирается коллегией выборщиков (США) или через референдум (Сирия, Египет), парламентом или другими представительными органами (Германия, Италия, Греция, Венгрия, Чехия, Словакия и др.), в Беларуси Президент избирается путем всеобщих прямых выборов[6 c.234].
Следует иметь в виду, что тип выборов президента во многом предопределяет и форму правления - президентскую или парламентскую республику. В мировой практике нет примеров, когда бы президент избирался, например, парламентом и обладал бы такими полномочиями, которые характеризовали республику как президентскую.
Для того чтобы выборы президента были эффективными, избиратели должны иметь право выбора между кандидатами, т.е. желательно иметь двух и более кандидатов в президенты.
Кандидатами в Президенты Республики Беларусь не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости, не снятой и не погашенной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (ст. 60 Избирательного кодекса).
Законодательством Республики Беларусь не устанавливается ограничений для пребывания кандидата в Президенты на должности в качестве государственного служащего либо на действительной военной службе, не предъявляется требование иметь духовное звание. Хотя в некоторых странах такого рода ограничения все же есть (например, в Мексике).
Обычно кандидаты в президенты стремятся заручиться поддержкой политических организаций, являются их лидерами или представителями. Какого-либо законодательного предписания в Республике Беларусь на этот счет нет. Вполне возможно избрание Президентом и лица, которое не имеет собственной партии либо опирается на широкую поддержку народа. Наглядное тому подтверждение выборы первого белорусского Президента в 1994 г.
В ряде государств правом выдвижения кандидатов в Президенты обладают только политические партии. Согласно ст. 81 новой редакции Конституции 1994 г. кандидаты на должность Президента выдвигаются только гражданами при наличии не менее 100 тыс. подписей избирателей.
Отказ в Конституции от выдвижения кандидата в Президенты парламентариями представляется вполне демократичным, выдвижение кандидатов путем сбора подписей избирателей широко практикуется за рубежом[8 c.167].
В некоторых государствах избрание Президента осуществляется только на один срок, а в других допускается пребывание не более двух сроков подряд, тем самым допускается после определенного перерыва право вновь баллотироваться на президентский пост, в третьих (например, во Франции, Италии) ограничения не устанавливаются. 17 октября 2004 г. был проведен республиканский референдум, по итогам которого более 77% граждан от общего числа внесенных в списки для голосования высказались за новую редакцию части первой ст. 81 Конституции, в которой нет указания на занятие должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков.
По Конституции Республики Беларусь не предусмотрено избрание наряду с Президентом и вице-президента, т.е. лица, непосредственно помогающего Главе государства в выполнении его обязанностей, при необходимости даже временно замещая его. В ряде стран пост вице-президента предусмотрен, например в США, Болгарии. Однако в Конституции Республики Беларусь закреплено, кто выполняет обязанности Президента в случае его отсутствия. В определенной мере опыт некоторых государств, где возникали острые разногласия между Президентом и вице-президентом, повлиял на модель власти в Республике Беларусь, где, как отмечалось выше, вице-президент не избирается. Обычно в законодательстве и на практике за рубежом предусматривается, что при несогласии вице-президента с политикой Президента он должен уйти со своего поста, публичная критика действий Президента вторым лицом в государстве, избираемым "в одной связке" с Главой государства, недопустима. "Вторым" лицом по должности в Республике Беларусь является Премьер-министр, поэтому очень важны его сотрудничество и взаимопонимание с Президентом.
Президент в системе государственных органов
Как уже отмечалось, Президент является Главой государства. Это означает, что он не только возглавляет систему органов исполнительной власти, как это было в первоначальной редакции Конституции, но и осуществляет функции координирования действий ветвей власти. Президент практически формирует органы надзора и контроля (Прокуратура, Гос. Контроль). Кроме того, представляет РБ в межгосударственных отношениях, Президент непосредственно участвует в формировании большинства органов государства. Именно он назначает руководителей самых важных органов, иногда назначает произвольно с согласия Палаты представителей или Совета Республики Национального Собрания. В ряде случаев Президент самостоятелен, а для осуществления своих функций Он вправе создавать Администрацию Президента. Однако, несмотря на широкие полномочия Президента практически во всех сферах государственного устройства, самое большое внимание уделено месту Президента в системе исполнительных органов.
В соответствии со ст. 119 Конституции РБ, руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначается на должность Президентом РБ или в установленном им порядке утверждаются на должность соответствующими местными Советами. Вся эта система построена по принципу так называемой вертикали, что заложено еще в определении РБ как унитарного государства, т.е. государства единого цельного с единой централизованной системой управления. Это значит, что низшие звенья государственного управления подчинены высшим, руководство строго централизовано.
По такому же принципу идет и формирование этих органов и здесь ведущую роль играет Президент, который назначает Председателей областных и иных Исполкомов. Причем Президент вправе отменить иное решение местных распорядительных и исполнительных органов любого уровня в случаях несоответствия этого решения действующему законодательству. Кроме того, именно Президент назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус, определяет структуру Правительства (Совета министров) РБ, самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и др. членов Правительства), принимает решение об отставке Правительства или его членов.
Президент образует министерства, комитеты, ведомства и др. органы государственного управления, он же вправе изменять их статус, полномочия.
Президент
присваивает классные чины, звания,
осуществляет награждение Он
назначает дипломатических
Функции и компетенция Президента Республики Беларусь
Президент является Главой государства, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет РБ в отношениях в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета РБ, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между этими органами. Вся деятельность Президента направлена на развитие РБ как унитарного демократического социального правового государства. При реализации таких функций как Президент должен соблюдать такие основополагающие принципы как равенство социальных, национальных и др. общностей перед законом, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. При этом Президент несет ответственность перед народом РБ за выполнение своих высоких обязанностей, за надлежащую реализацию функций Президента, за правильность и полноту их реализации.
Для реализации своих функций Президент наделен соответствующими правами и обязанностями, т.е. полномочиями, круг которых определен Конституцией и законами. В соответствии со ст.84 Конституции Президент:
10.причем имеет право освободить от должности всех вышеперечисленных лиц.
назначает на должность и освобождает Председателя Комитета государственного контроля
11.обращается с ежегодными
Иные полномочия Президента:
Информация о работе Президент Республики Беларусь, его правовой статус