Преимущества и недостатки тоталитарного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

По своему происхождению человек как биологический вид — общественное существо. Люди жили сообществами, которые соответствовали их глубинным социальным инстинктам взаимопомощи, родами, племенами, общинами и их объединениями. Труд, быт и иная деятельность человека на протяжении тысячелетий определялись традициями и обычным правом, функциональные различия между членами общества носили временный характер и не сопровождались социальными привилегиями. Военные задачи и потребность в координации хозяйственных усилий общин способствовали постепенной концентрации и закреплению властных функций в руках верхушки вождей и жрецов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3-5
1. Понятие тоталитаризма – как основа тоталитарного государства…..6-8
1.1. Исторические корни тоталитаризма………………………………9-12
1.2. Признаки тоталитаризма………………………………………….13-22
2. Причины становления тоталитарного государства………………...23-26
3. Преимущества и недостатки тоталитарного государства………….27-33
Заключение……………………………..…………………..………..…34-35
Список литературы………………………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_totalitarnoe_gosudarstvo.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

       Огромные расходы на военную сферу в ущерб социальной, за счет ухудшения быта населения и развития многих необходимых отраслей производства, что приводит к низкой покупательной способности населения и удушению внутреннего рынка.

       Большие проценты на пропаганду и агитацию, ненужные иным государственным режимам.

       При  огосударствовании экономики предприятия  управляются не хозяевами, а  чиновниками, которые в первую  очередь заинтересованы в сохранении  своей государственной должности.  В силу этого руководители  предприятий не заинтересованы в рискованных инновациях, и нацелены на сохранение существующего уровня производства, сто гибельно для экономики государства. Вследствие неправильной мотивации руководителей предприятий отсутствует их внимание к экологичности производства, сто ведет к излишнему загрязнению природы.

 

      Политически:

       Отсутствие реально обеспеченных прав и свобод личности сковывает общественную и экономическую инициативу граждан, является залогом произвола гос.органов.

        Отсутствие независимых СМИ не позволяет гражданам иметь достоверную информацию о делах государства. Это соединяется  с отчуждением граждан от управления государством и порождает безответственность правителей. Вследствие этого гос.аппарат лишается необходимой критической оценки его действий со стороны общественности и специалистов. Это дает почву для развития вредных тенденций и принятия неверных решений (освоение целины).

       В  силу закрытости тоталитарного  общества граждане не получают  полную информацию о других  государствах и лишены возможности сравнивать свою жизнь с жизнью заграницей. Это ведет к отсутствию конкуренции между политическими системами за своих граждан, ставит препятствие для перенимания полезных политических и общественных институтов.

       Поскольку  высшие чины безответственны перед народом они зависят прежде всего от своего окружения (высших гос.органов, силовых ведомств и др.), то их решения часто определяются внутренними аппаратными интригами и результатами «подковерной» борьбы между ведомствами и начальниками. Наиболее важные решения принимаются единовластным лидером и верхушкой элиты под влиянием идейно-политических соображений, субъективных расчетов. Это обуславливает большую вероятность ошибок при принятии решений (война в Афганистане, нападение на СССР, антиалкогольная кампания). Этот недостаток усиливается чрезмерной централизацией власти в руках отдельных лиц на всех уровнях управления.

      Продвижение  по службе во многом зависит  не от деловых качеств человека, а от его лояльности режиму, способности лавировать и проталкиваться, его способности к интригам. Этот принцип кадрового отбора препятствует продвижению наиболее талантливых людей, что ухудшает качество гос.аппарата.

       Тоталитарным  режимам свойственна тяга к  агрессивной внешней политики  и силовым методам решения конфликтов. Это увеличивает вероятность начала больших войн, которых можно было бы избежать.

        Невозможность построения доброкачественных  внешних отношений – всякое  независимое государство рассматривается,  прежде всего, как потенциальный идеологический и военный противник, с которым возможны лишь временные соглашения. В унии между тоталитарными государствами отношения могут выстраиваться лишь по феодальному принципу сюзеринитета – вассалитета, (Германия – Италия) или же они протекают в форме скрытой конфронтации (СССР – Китай). В то время как прочные, взаимовыгодные внешние отношения – залог стабильности всякого государства.

       Господство  принципа политической целесообразности  в управлении вызывает нестабильность во внешней и внутренней политике государства, снижает доверие к государству как со стороны народа так и со стороны иностранных государств. Еще один аспект этой проблемы заключается в том, что никакое государство не может долго существовать без твердых ценностей и нравственных ориентиров. Ценности создаваемые самим тоталитарным государством очень быстро меняются, оно создает их из сиюминутных надобностей, а ценности, созданные ранее, наследуемые им, часто отрицаются. Это ведет к социальной нестабильности «брожении в умах». Все это снижает способность государства противостоять сильным кризисам, снижает его кризисоустойчивость, повышает общую вероятность его распада.

       Из  предыдущего принципа, вытекает  отсутствие законности в государстве.  По - большому счету, здесь действует «право сильного». В силу этого, борьба за власть может принимать социально-опасные формы, угрожающие существованию всего государства. Я думаю, что отсутствие законности было важнейшей причиной распада СССР.

       Господство  единой идеологии рождает догматичность власти, её идеологическую скованность в принятии решений. Зачастую ответственные лица проявляют не мудрость, а твердость, следуя идейным догмам (политика насильственной коллективизации).

       При  долгосрочном существовании всякого  тоталитарного государства, неизбежна утрата доверия к официальной идеологии. В этом случае власть лишается своего важнейшего ресурса – доверия общества и идеологической базы.

       Всеобщая  идеалогизированность общества  приводит и к идеалогизированности  науки и искусства. Так в СССР объявлялись вне закона генетика, кибернетика, джаз, авангард и др. Это тормозит развитие науки и обедняет культуру народа.

       Отрицание  гуманистической самоценности индивида  провозглашает общую выгоду выше личной пользы, но это кажущуюся, обманчивая правота. Личная выгода большинства, есть выгода всего общества, и лучше предоставить условия каждому отстаивать свою выгоду, чем группе людей выгоду всех. Своя рубашка, как известно ближе к телу, и отстаивать личную выгоду, просчитывать последствия, получается лучше, чем чужую. Также отчуждение права решать, предполагает высокую нравственность и профессионализм тех, в чью пользу происходит отчуждение, но это условие не всегда выполняется. Сказано, что навести порядок проще в отдельном доме, чем на всей улице, на одной улице, проще чем во всем городе, а в городе проще, чем в государстве. Поэтому основой государственного устройства должна быть свободна каждого в отстаивании своих интересов

 

Преимущества  тоталитарных государств:

 

        Однако, тоталитарные государства имеют ряд серьезных преимуществ над демократическими. Одним из первых его отмечал еще Троцкий: «…в военной и дипломатической области тоталитарного государства имеют значительные преимущества над тяжеловесными механизмами демократий – прежде всего преимущества свободного маневра, не связанного внутренними преимуществами».6 Это свобода от контроля со стороны социальных институтов и общественного мнения своей страны может определить крупные военные успехи тоталитарных государств в начале войны». Отчасти этим свойством можно объяснить военные успехи Германии в войне с Францией.

       Также  тоталитарные государства обладают  огромными мобилизационными возможностями,  возможностью в кратчайший срок  сосредоточить максимум ресурсов  на важных направлениях. Следствием этого были огромные технические успехи СССР и Фашистской Германии (быстрое создание мощной промышленности, освоение космоса).

       Кроме  того, тоталитарность является одним  из выходов из кризиса массового  сознания (Германия), способом преодоления смуты и политической нестабильности (СССР). То есть на ранних этапах своего существования, тоталитаризм стабилизирует государство и дает ему выход из глубоких кризисов. К числу менее важных преимуществ я бы отнес успешность государства в правоохранительной сфере (борьба с уголовниками) и преподнесение гражданам чувства гордости за мощь своей Родины.

       Однако  эти преимущества реализуются  только на короткое время. По  мере развития тоталитарного  государства они теряются под  давлением много более многочисленных недостатков. Поэтому жизнь любого тоталитарного государств коротка, оно очень быстро сгорает, сжигая свои стартовые ресурсы. Все тоталитарные государства недолговечны – со временем они или уничтожаются извне (Фашистская Германия), распадаются (СССР) или трансформируются во что-то более мирное (КНР).7

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

       Государство  возникает из предгосударственных  форм власти вождя племени  или союза племен, шамана, жреца вместе с образованием общества, т. е. упорядоченной свокупности далее вместе с общественным разделением труда, появлением частной собственности, социальной дифференциацией членов общества и образованием классов, а следовательно, вместе с отношениями имущественного, социального и функционального неравенства и возникновением политики, организующей и регулирующей общественные отношения и ее новой институциональной формы — власти с органами управления и контроля. Таким образом, государство — результат и фактор общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества.

        Смотря на тоталитарные государства прошлого, невольно поражаешься их мощи и величию. Огромная военная мощь, невероятные научные достижения, железная дисциплина завораживающая стилистика. И многие осознавая это, подаются их очарованию. По всему миру немало профашистских тоталитарных движений. Их участники желают навести порядок в своей стране, искоренить коррупцию, уничтожить развратников. И видят в тоталитаризме инструмент для этого. Однако, их участники не понимают одного: тоталитаризм – это динозавр. Мощный, страшный на вид, но обреченный быть тупиковой ветвью социальной эволюции. В своей работе я доказывал, что тоталитарное государство – это общество самоед. Оно редко рождается и быстро сгорает, освещая мир своим ярким, и подчас завораживающим светом. Тоталитарные государства неспособны к длительному существованию, в силу их крайней экономической и политической неэффективности.

       Суть  тоталитаризма: антигуманизм, редукционизм, слитность и нерасчлененность всех социальных структур. Эти принципы противоречат самой природе человека и недопустимо существование подобных государств.

       Проблема  тоталитаризма – это, по сути, глобальная проблема. Любой тоталитарный режим, даже в небольшой и далекой стране, в наш атомный век представляет собой серьёзную угрозу всему человечеству. Однако во многих странах мира имеются черты тоталитарных государств. А это значит, что не все политики правильно восприняли опыт тоталитаризма, и далеко не все пути для его реставрации заблокированы.

        Вообще, дилемма «личность – общество»  изначально присуща историческому  развитию человечества (и, вероятно, любой форме Разума), поскольку  носителем Разума является личность, но сформироваться и функционировать, как носитель Разума она может лишь в общении с другими такими же личностями. Современная цивилизация обеспечивает все большее признание приоритета интересов личности перед интересами общества, олицетворяемого Государством, признанием того, что ограничением для свободы каждого человека может быть лишь свобода других людей.

       Самое  главное: путь к тоталитаризму  и пути к свободе заложены  в самой нашей природе. То, куда  мы идем, есть результат, прежде всего нашего личного нравственного выбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1) Арон Р. Демократия и тоталитаризм М., 1993

2) Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов.-3-е изд. М., 1999

3)Общая теория права и государства: учебник  
под ред. В.В. Лазарева – 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Юристъ, 1996.-427 с.

4) Российская юридическая энциклопедия.-М., 1999.

5) Теория государства и права: Курс лекций/ под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-2-е издание, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. – 768 с.

6) Теория государства и права / отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2000

7) Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. 1993-№8/Кожухов А.П.

8) История Италии.-М., 1971

9) Мельников Д., Черная Л. Преступник номер один. Нацистский режим и его фюрер.-М., 1991

10) Карр Э. История Советской России, Кн.1, Т.1. Большевистская революция 1917-1923.-М., 1990

11) «Политология» под. ред. Д.С. Клементьева; Москва изд. «Знание» 1997.

12) Лазарев В.В. «Общая теория права и государства» Москва 1996.

13) Хропанюк В.Н. «Теория права и государства» Москва 1996.

14) Марченко М.Н. «Теория государства и права» Москва 1996г.

1 Общая теория права и государства: Учебник/под редакцией В.В. Лазарева – 2 издание, перераб. И доп. –М.: Юристъ, 1996 – 427 с.

   После развала  Советского Союза и мировой  социалистической системы интерес  к тоталитаризму перешел из  плоскости политической в плоскость скорее историческую. Надо учитывать то, что науке до сих пор не удалось выработать единого общепризнанного определения тоталитаризма. И это также служит стимулом для дальнейших исследований.

2 Теория государства и права: Курс лекций / под ред.: Н.И. Матузова и А.В. Малько.-2 издание, перераб. И доп. М.: Юристъ, 2004 – 768с.

Информация о работе Преимущества и недостатки тоталитарного государства