Прекращение гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:47, реферат

Краткое описание

Цель исследования: углубление и закрепление знаний об особом правовом состоянии, называемом гражданством.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
– изучить и обобщить имеющиеся материалы о конституционно-правовом развитии и регулировании гражданства РФ;
– на основе анализа изучить принципы и порядок приема в гражданство РФ;
– проанализировать порядок приобретения гражданства РФ;
– на основе анализа научных публикаций рассмотреть порядок прекращения гражданства РФ.

Содержание

Введение
Глава I. Гражданство – неотъемлемое право личности
1.1 Понятие, становление, развитие и законодательное регулирование гражданства в России
1.2 Конституционные принципы российского гражданства
1.3 Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев в РФ
Глава II. Основания приобретения и прекращения гражданства РФ
2.1 Особенности приобретения гражданства РФ по новому ФЗ «О гражданстве РФ»
2.2 Особенности прекращения гражданства РФ по новому ФЗ «О гражданстве РФ»
2.3 Государственные органы, ведающие делами о гражданстве РФ
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

прекращение гражд.docx

— 62.19 Кб (Скачать файл)
ent:14pt;line-height:18pt">- Единое гражданство РФ (ч.1ст.6 К.) Граждане России постоянно  проживающие на территории республики  в составе России являются  одновременно гражданами этой  республики.

- Равное гражданство РФ (ч.1 ст. 6 К.) Это означает: 1) граждане  пользуются равными правами независимо  от того имеют ли они гражданство  по рождению или приобрели  его по другим основаниям.2) граждане  РФ не могут быть разделены  на какие-либо группы порождающие  различные права и обязанности.

- Недопустимость лишения  гражданства РФ или права изменить  его (ч.3 ст.6 К.) Лишение гражданства  - это расторжение гражданских  связей по инициативе государства  в одностороннем порядке, предусматривающем  в качестве условия согласие.

- Недопустимость высылки  гражданина РФ за пределы России  или выдачи другому государству  (ч.1 ст. 61 К.).

- Защита и покровительство  граждан РФ за границей (ч.1 ст.61 К.) Осуществляют дипломатические  представительства и их должностные  лица обязаны: 1) содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспеченна  возможность в полном объеме, пользоваться всеми правами установленными  законодательством государства  их пребывания. 2) защищать их права  и охраняемые законом интересы. 3) При необходимость принимать  меры для восстановления нарушенных  прав Российских граждан.

- Признание за гражданином  РФ двойного гражданства (ч.1 ст. 62 К.) двойное гражданство допускается  если такую возможность предусматривает  федеральный закон. Гражданин  России имеющий также иное  гражданство рассматривается Россией  только как гражданин РФ за  исключение случаев предусмотренных  международным договором. Приобретение  гражданином России иного гражданства  не влечет за собой прекращения  гражданства РФ. Для того чтобы  получить статус бипатрида необходимо  иметь договор России с другим  государством.

- Сохранение гражданства  РФ при заключении и расторжении  брака[17].

- Сохранение гражданства  за гражданами России проживающими  за границей

- Приоритет норм международных  договоров по вопросам гражданства  над национальным законодательством

Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Приобретение гражданства  РФ представляет собой сложнейшую процедуру, строго регламентированную Конституцией РФ, федеральными законами, а также  целым рядом подзаконных нормативных  актов

Документом, удостоверяющим гражданство России, является паспорт  гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство  лица.

1.3 Правовое положение  иностранных граждан, лиц без  гражданства, беженцев и вынужденных  переселенцев

Прекращение существования  Союза ССР привело к тому, что  большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались  помимо своей воли жителями иностранных  государств, являвшихся в прошлом  союзными республиками. Последние далеко не всегда обеспечивали таким жителям, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления  в полной мере всего комплекса  прав и свобод человека. Поэтому  в достаточно массовых масштабах  началось переселение русскоязычного населения в Россию.

Острые межнациональные  конфликты в различных регионах самой России тоже привели к вынужденному переселению большого числа граждан  внутри нее.

Массовой характер указанных  выше процессов вызвал необходимость  правового регулирования статуса  этих лиц.

19 февраля 1993г. были  приняты Законы Российской Федерации  «О беженцах»[18] и «О вынужденных переселенцах»[19]. Эти Законы определяют понятия беженца и вынужденного переселенца, устанавливают порядок обращения с ходатайством о признании за ними такого статуса, права и обязанности обратившихся с ходатайством лиц, порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем, его права и обязанности в данном качестве и решают другие сопутствующие вопросы.

Понятие «беженец» применяется  к лицу, которое:

1) не является гражданином  Российской Федерации;

2) находится вне страны  своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного  гражданства — вне страны своего  прежнего обычного места жительства);

3) покинуло указанную  страну в силу вполне обоснованных  опасений стать жертвой преследований  по признаку расы, вероисповедания,  гражданства, национальности, принадлежности  к определенной социальной группе  или политических убеждений;

4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться  в нее) вследствие таких опасений.

В отличие от беженца, вынужденный  переселенец, — как правило, гражданин  Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства  и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место  жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого  субъекта.

Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин (или  лицо без гражданства), постоянно  проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации  и изменивший место жительства в  ее пределах по указанным выше основаниям. Закон определил и некоторые  иные основания признания лица вынужденным  переселенцем.

Установленные рассматриваемыми Законами порядок оформления статуса  беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.

Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство  лица в соответствующий орган  миграционной службы Министерства по делам федерации, национальной и  миграционной политики по месту своего пребывания (за рубежом — в дипломатическое  представительство или консульское  учреждение России; на границе —  при отсутствии поста иммиграционного  контроля — в орган пограничного контроля). Ходатайство подается и  рассматривается в установленные  законами сроки. После проверки соответствующих сведений надлежащий орган миграционной службы выдает свидетельство о принятии (регистрации) ходатайства, что влечет распространение на лицо комплекса необходимых прав и направление его в центр временного размещения. После такого предварительного рассмотрения ходатайства названный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу статуей беженца или вынужденного переселенца, о чем выдается соответствующее удостоверение установленного образца. Оно действительно на всей территории России в течение пяти лет для вынужденного переселенца и трех лет для беженца. В необходимых случаях статус беженца или вынужденного переселенца может продлеваться на каждый последующий год по заявлению лица. Проводится ежегодный переучет лиц, признанных беженцами.

Законы устанавливают  основания, по которым может быть отказано в предоставлении названных  статусов.

Отказ в принятии ходатайства  и отказ в предоставлении соответствующего статуса может быть обжалован  в вышестоящий орган миграционной службы или в суд.

Лица, признанные беженцами  или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут все  обязанности гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством  Российской Федерации.

Эти лица вправе в течение  трех месяцев избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом  миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники при условии согласия последних.

Установлены льготные условия  для приобретения беженцами российского  гражданства.

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать беженцам и  вынужденным переселенцам всестороннюю помощь и содействие в решении  их жизненных проблем, связанных  с устройством на новом месте  жительства.

Для временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев (на срок не более трех месяцев) создаются  центры, являющиеся государственными учреждениями миграционной службы.

Вынужденным переселенцам может  быть предоставлена долговременная беспроцентная возвратная ссуда  на строительство (приобретение) жилья.

В законах определены основания, при которых лицо утрачивает статус беженца или вынужденного переселенца.

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан  и лиц без гражданства в  Российской Федерации, закреплен в  ст. 62 Конституции. В соответствии с  ней указанные лица пользуются правами  и несут обязанности наравне  с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным  законом или международным договором  Российской Федерации.

Российского закона, конкретизирующего  правовой статус иностранных граждан  и лиц без гражданства, пока нет. В бывшем Союзе ССР 24 июня 1981г. был  принят Закон «О правовом положении  иностранных граждан в СССР»[20]. В нем закреплены общие принципы их правового положения, их основные права, свободы, обязанности и ответственность. До принятия соответствующего закона в Российской Федерации он действует на ее территории в части, не противоречащей Конституции РФ.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие  доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Выделяются две категории  иностранных граждан: постоянно  проживающие и временно пребывающие  в Российской Федерации. В их статусе  есть определенные различия.

Основные принципы правового  положения иностранных граждан  в Российской Федерации характеризуются  демократическими, интернационалистскими  началами.

Использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам ее граждан  и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию  Российской Федерации и ее законодательство.

Постоянно проживающие в  России иностранные граждане могут  работать в качестве рабочих и  служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не вытекает из законодательства. В федеральных законах назначение на определенные должности или занятие  отдельными видами трудовой деятельности увязывается с принадлежностью  к российскому гражданству.

Иностранные граждане имеют  право на отдых, на охрану здоровья, на пособия, пенсии и другие формы  социального обеспечения, па пользование  жилым помещением, право собственности  на жилой дом и иное имущество, право на образование, на пользование  достижениями культуры. Они могут  вступать в профсоюзы, кооперативные, акционерные, научные, культурные, спортивные и другие общественные объединения (кроме политических партий), если это  не противоречит их уставам.

Информация о работе Прекращение гражданства