Преобразования в сфере высшего государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:10, реферат

Краткое описание

Рассмотрим предпосылки петровских реформ.

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

Вложенные файлы: 1 файл

история гос.управления.docx

— 28.59 Кб (Скачать файл)

В 1713-1714 гг. появилось еще 3 губернии (Нижегородская, Астраханская и Рижская). С 1715 г. губернии стали делиться на провинции (числом - 50), а провинции делились уже не на уезды, а «доли» во главе с ландратом (в каждой доле по 5536 дворов). Ландрат был лицом выборным от дворян, хотя всецело подчинялся высшей инстанции. В провинции основными административными звеньями были комендант, камерир, организующий сбор налогов, и рентмейстер, возглавлявший местное казначейство (рентерею). В дистриктах земские комиссары в первую очередь отвечали за сбор налогов и выполняли полицейские функции.

Городская реформа.

Реформа управления  русских городов была затеяна Петром  Первым после возвращения из-за границы. Тридцатого января 1699 г. последовал указ «Об учреждении Бурмистерской Палаты для ведомства всяких расправных дел между Гостями  и  посадскими людьми, для управления казенными сборами и градскими повинностями, и об исключении Гостей и посадских людей из ведомства Воевод и Приказов». Бурмистерская палата учреждалась в Москве, а затем такие же появились и в других городах России. Московской Бурмистерской палате подчинялись земские избы всех городов, которые должны были заменить собой приказные избы и воевод.

Московские бурмистры  играли двойную роль – с одной  стороны, ведали московским посадом, с  другой – являлись центральным государственным  органом по  управлению  городами. Бурмистры выбирались ежегодно  и на годовой срок из всех московских корпораций: гостей, гостиной сотни и изо всех сотен и слобод «добрых и правдивых людей, кого они меж себя  и поскольку человек похотят» Основной обязанностью московских бурмистров был контроль за сбором податей.

Другой обязанностью бурмистров должен быть безволокитный  и  беспристрастный  суд над посадскими людьми по всяким их судебным делам: “челобитчиковым”, т. е. по частным искам, “расправным”, по которым привлекало к ответу государство  и  “купецким”, так называемым коммерческим процессам.

  1. Органы государственного контроля в системе управления страной.

Сенат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным  учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом.

Указом от 27 апреля 1722г. «О должности Сената»  Петр  I дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената, регламентируя состав, права и обязанности сенаторов, установил правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Издаваемые Сенатом нормативные акты не имели высшей юридической силы закона, Сенат принимал лишь участие в обсуждении законопроектов и давал толкование закона. Сенат возглавлял систему  государственного  управления и был по отношению ко всем другим  органам высшей инстанцией.

Указами от 11 декабря 1717 г. «О штате Коллегий и о времени  открытия оных» и от 15 декабря 1717 г. «О назначении в Коллегиях Президентов  и Вице - Президентов» было создано 9 коллегий: Иностранных дел, Камер, Юстиц, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц, Штатс-контор, Берг и Мануфактур.

В Компетенцию Коллегии иностранных дел, заменившей собой  Посольскую канцелярию, по указу от 12 декабря 1718 г. входило ведать «всякими иностранными и посольскими делами», координировать деятельность дипломатических  агентов, заведовать сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку.

Камер-коллегия осуществляла высший надзор за всеми видами сборов (таможенные пошлины, питейные сборы), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело.

Юстиц-коллегия осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам, возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также  надворных судов. Действовала как суд первой инстанции по спорным делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.

Ревизион-коллегии предписывалось осуществлять финансовый  контроль  за использованием  государственных средств центральными и местными  органами  «ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счетных дел»

На Воинскую коллегию возлагалось  управление «всеми воинскими делами»: комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство госпиталей, обеспечение армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция, состоящая из полковых и генеральных кригсрехтов.

Адмиралтейская коллегия ведала «флот со всеми морскими воинскими  служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями» В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы  и Партикулярная верфь.

Коммерц-коллегия содействовала  развитию всех отраслей торговли, особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

Штатс-контор-коллегия осуществляла  контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций). Она имела свои провинциальные  органы  - рентереи, которые являлись местными казначействами.

В круг обязанностей Берг-коллегии входили вопросы металлургической промышленности, управление монетными  и денежными дворами, закупка  золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов.

Мануфактур коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая горнодобывающую, и управляла мануфактурами  Московской губернии, центральной и  северо-восточной части Поволжья и Сибири.

В 1721 году была образована Вотчинная коллегия, которая была призвана разрешать земельные споры  и тяжбы, оформляла новые пожалования  земель, рассматривала жалобы на спорные  решения по поместным и вотчиным делам.

Также в 1721 году была образована Духовная коллегия, преобразованная  затем в 1722 г. в Святейший правительствующий  синод, который уравнивался в  правах с Сенатом и подчинялся непосредственно царю. Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений, как ересь, богохульство, раскол и т.д.

Всего к концу первой четверти ХVIII в. существовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по функциональному  принципу. Кроме того, существовали и другие центральные учреждения (например, образованная в 1718 г. Тайная канцелярия, ведавшая сыском и преследованиями по политическим преступлениям, Главный магистрат, образованный в 1720 г. и управлявший городским сословием, Медицинская канцелярия).


Информация о работе Преобразования в сфере высшего государственного управления