Признаки государства и их трактовка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:01, реферат

Краткое описание

Цель настоящей работы – рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..…………..2
1. Возникновение государства…………………………………………………...4
1.1. Предпосылки возникновения государства…………………………4
2. Понятие и признаки государства………………………………………...…9
2.1. Понятие государства………………………………………….………..…......9
2.2. Признаки государства………………………………………..…………..….13
Заключение…………………………………………………………………….………….

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 31.82 Кб (Скачать файл)

Оглавление 
Введение…………………………………………………………………….…..…………..2 
1. Возникновение  государства…………………………………………………...4 
1.1. Предпосылки  возникновения государства…………………………4 
2. Понятие и  признаки государства………………………………………...…9 
2.1. Понятие государства………………………………………….………..…......9 
2.2. Признаки  государства………………………………………..…………..….13

Заключение…………………………………………………………………….………….18 
Введение  
 
     Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор  относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вопросов в  государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо  и непосредственно затрагивают  интересы различных слоев, классов  общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация  не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач  и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство — очень  сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.  
     Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства - задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства  конкретно - исторически, в различных  его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально  используя при этом прошлые и  настоящие научные достижения. Как  форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и  управляемость, государство выполняет  функции, обусловленные потребностями  общества, а, следовательно, служит его  интересам.   
     Актуальность  данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как  особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть понятие и сущность современного государства (на примере Российской Федерации). 
     Объектом  исследования данной работы является государство, как особая форма организации  общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований. 
     Цель  настоящей работы – рассмотреть  понятие и признаки государства  с точки зрения современных историков  и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал.   
  
      1.Возникновение государства  
 
     1.1.Предпосылки возникновения  государства   
 
     Проблема  возникновения государства остается в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские  воззрения и течения (например, есть мнение, согласно которому государство  существовало вечно, для его сторонников  проблемы возникновения государства  вообще нет). Во-вторых, историческая и  этнографическая науки дают все  новые знания о причинах происхождения  государства.  
     Современная материалистическая  наука связывает  процесс возникновения государства  главным образом с развитием  производства, с переходом от присваивающей  к производящей экономике. В результате эволюционного развития человек  для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых  животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно   переход  к производящей экономике послужил  толчком к трем  крупным разделениям  общественного труда — отделению  скотоводства от земледелия, отделению  ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов). 
     Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные  многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства. 
     И все же причины зарождения государства  коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве  самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но    и оказало многоплановое воздействие  на развитие общества, структуру его  внутренних и внешних отношений, культуру. Ведь понять, что кровосмешение  ведет к вырождению, ставит род  на грань гибели — половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для  чего потребовались суровые меры пресечения неизбежно встречавшихся  сначала отступлений от табу, еще  недавно не существовавшего. Поэтому  есть основания полагать, что родовые  органы, поддерживающие запрещение инцеста  и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими  родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся  государственности.  
     Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя  переходные стадии. Одной из таких  переходных форм была «военная демократия», где органы родового общественного  самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные  структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.4 
     Формирование  государства — длительный процесс,   который у различных народов  шел разными путями. Существует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы обособлялись от интересов остальных членов общества.  
     Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения  государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать,    исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные  органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность  тоже постепенно превращалась в государственную.   
     На  рассматриваемый путь зарождения государства  значительное   влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной  и сильной публичной власти. 
     Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.  
     По  другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.  
     По  вопросу возникновения государства  на территории Западной и Восточной  Европы в литературе высказаны две  точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось  феодальное государство (прежде всего  это Германия и Россия).  
     Приверженцы второй точки зрения полагают, что  после разложения родового строя  здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство — профеодальным.  
     Таким образом, на этапе производящей экономики  под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных  захватов, запрета инцеста (кровосмешения) и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются  его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену  с той же неизбежностью приходит новая организационная форма  общества — государственность.  
     

2. Понятие и признаки  государства   
 
     2.1. Понятие государства   
 
     С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ  и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У  Цицерона было немало последователей в разное время и в различных  странах — основатель нормативистской  теории права Г. Кельзен, русский  экономист и философ П. Струве и т.д.  
     Несколько иной позиции, относительно понятия  о государстве, придерживался крупный  правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно  установленным мирным порядком посредством  предоставления исключительного права  принуждения только органам государства». 
     Словом, многие ученые характеризовали государство, как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из    признаков данного феномена.    
     В буржуазную эпоху широкое распространение  получило определение государства, как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства:  
     1) совокупность человеческих индивидов;  
     2) определенную территорию;   
     3) суверенную власть;  
     4) правительство.  
     «Под  именем государства,— писал Г. Ф. Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти»  
     Рассматриваемое определение государства, верно  отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом  для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли  государство со страной, другие - с  обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством).   
     В. И. Ленин критиковал это определение  за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков  государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и  в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было» 
     Не  согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей  определенного рода,— утверждал  Ф.Ф. Кокошкин,— а отношения между  ними, форма общежития, известная  психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации  общества — тоже лишь один из признаков, но не все государство. 
     Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления  породили в те годы неверие в возможность  ее формулирования вообще. М. Вебер, в  частности, писал: «Ведь государство  нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти  нет таких задач, выполнение которых  политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой  можно было бы сказать, что она  во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют "политическими", то есть в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству»  
     Не  один раз обращались к определению  государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие  к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой  все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение»  Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал  краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для  подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение  некоторые изменения. Он писал: «Государство—  это - есть машина для поддержания  господства одного класса над другим»  
     Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной  пропаганде. Однако они применимы  только к таким государствам,   в  которых возникает высокая классовая  напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе  говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, эти определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального  порядка. 
     С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как  властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и  всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном  плане, так в территориальном . Традиционно  государство рассматривается как  общность людей, в основе   которой  лежат территория, народ и государственная  власть.  
     В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом.   
     В широком смысле государство можно  рассматривать, как ассоциацию,    члены  которой объединяются в единое политическое сообщество публично   властными структурами  и отношениями публично властного  характера. Данное   определение характеризует  государство как политически  организованное общество и тем самым  подчеркивает, что государство как  таковое не может быть сведено  к механизму управления, аппарату чиновников. Государство – это объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений  
     Таким образом, государство в узком  смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — это качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы, это суверенная универсальная политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны  
     В современной учебной литературе государство обычно определяется, как  политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая  специальный аппарат, способная  делать свои веления обязательными  для всей страны. Данная дефиниция  синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства, и  в целом приемлема, но в ней  слабо отражена связь государства  и общества. Поэтому более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.  
     Приведенное определение отражает общее понятие  государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет необходимые  для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет  важнейшими общественными делами. В  то же время государство призвано всесторонне гарантировать права  и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в  обществе.   
 
     2.2.Признаки государства  
 
     Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так  и от негосударственных организаций  общества. Иными словами, анализ признаков  государства углубляет знания о  нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой  формы организации общества и  важнейшего общественно-политического  института. Характеристику   признаков  государства следует проводить  по двум направлениям:  
     I. Отличие государства от органов власти общинно-родового строя  
     1) Наличие особой публичной власти  в виде аппарата управления, то  есть власти , которая непосредственно  не совпадает с населением,   предполагает  разделение общества на управляющих  и управляемых, стоит над обществом,  не сливаясь с ним. Публичной  она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Для государства характерно наличие группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются от производительного труда.  
     Олицетворенная  в государственных органах и  учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той  реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации   принуждения  принадлежит отрядам вооруженных  людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).  
     Государственная власть является разновидностью политической власти. Признаки государственной власти17:  
     1. Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает,   что государственная власть  распространяется на всю территорию  и на все население государства,  на всех лиц, находящихся на  этой территории.    
     2. Государственная власть имеет  возможность законно применять  принуждение.   
     3. Прерогатива государственной власти. Означает,   что государственная власть  может разрешить, приостановить,  запретить, признать ничтожным  проявление любой иной власти  на своей территории.   
     4. Структурированность государственной  власти.   Государственная власть  проявляется вовне в виде особого  аппарата,   в котором все органы  связаны между собой иерархической  соподчиненностью. Это внешняя сторона  структурированности. Кроме этого,  каждый орган имеет определенную  жесткую структуру: состоит из  органов и должностных лиц,  связанных между собой иерархической  соподчиненностью. Это внутренняя  структура органов государства  означает внутреннюю сторону  структурированности государственной  власти.   
     5. Государственная власть имеет  особые каналы для передачи  своих велений, которых нет  у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия  на население, которых нет у  иных властей (систему исправительных  учреждений, милицию, внутренние  войска и т. д.).   
     6. Государственная власть   - всегда  авторитет. Авторитет определяется  различными факторами, чаще всего  -   это насилие, принуждение, но  может быть и подлинный авторитет.   
     7. Государственная власть связана  с правом,   она обладает монополией  на правотворческую деятельность, а право -    самый эффективный  регулятор общественных отношений.  
     Структуру государственной власти составляют18:  
     1. Субъект (государство в лице  его органов);   
     2. Объект (подвластные, население государства);   
     3. Властеотношения (отношения между  субъектом и объектом по поводу  власти,   в которых государство  проводит в жизнь свою волю).   
     Государственная власть имеет свои достоинства и  недостатки. Достоинством является, прежде всего, то, что она способна управлять  обществом, вносить в него начала организованности и упорядоченности. Это достигается, прежде всего, за счет таких качеств государственной  власти, как всеобъемлющий характер (универсальность) и прерогатива. Эти  качества являются достоинствами государственной  власти. Однако прерогатива может  расцениваться как недостаток, т. к. именно благодаря ей государство  может монополизировать все сферы  управления обществом. Государственная  власть всегда стремится к абсолютизации, централизации, что и является ее недостатком. 
     В отличие от других видов социальной власти государственная власть является:  
     -аппаратной (имеет механизм осуществления),   
     -суверенной (не зависит от иной власти),   
     -легитимной (опирается на закон).  
     Власть  существовала и в догосударственном  обществе, но это была непосредственно  общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась  ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность  публичной (государственной) власти состоит  в том, что она воплощается  именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых  комплектуются органы управления и  принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.  
     2) Территориальная организация населения – это разделение населения по территориальному принципу. Государство всегда связано с определенной территорией, на которой проживает подвластное ему население. Выражением территориального принципа является административно-территориальное деление на такие административные регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных пределов и установление государственной границы. 
     В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или  предполагаемым родством. Причем род  часто не имел, строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип  организации населения потерял  свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной  организации. Государство имеет  строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство. С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают. 
     В условиях государства появляется территориальное  разделение жителей. Сама система государственной  власти строится на основе соответствующего политико-территориального деления, которое, в свою очередь, организуется государством, чтобы его граждане могли осуществлять свои права и обязанности по месту  своего жительства. Иными словами, благодаря  этому признаку государственная  власть может легко найти любого подданного и потребовать от него выполнения своих общественных обязанностей.  
     3) Наличие аппарата принуждения,  наряду с аппаратом власти  и управления.   Это особые отряды  вооруженных людей: армия, полиция,  разведка,   и принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п.  
     4) Государственная казна, с существованием  которой связаны такие явления  как налоги (учрежденные публичной  властью поборы с населения,  взыскиваемые принудительно в  установленных размерах и в  заранее определенные сроки),  внутренние  и внешние займы, государственные  кредиты, долги государства, то  есть все то, что характеризует  экономическую деятельность государства  и обеспечивает его функционирование.  
  
  
 
     Заключение  
 
     С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как  властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и  всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном  плане, так в территориальном. Государство  есть «Оболочка», которая сохраняет  целостность той или оной социальной общности. 
     Традиционно государство рассматривается как  общность людей, в основе которой  лежат территория, народ и государственная  власть.  
     В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.


Информация о работе Признаки государства и их трактовка