Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 00:01, контрольная работа
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественный исторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов системы общества. Вопросы о государстве и его функциях всегда относились к числу основополагающих и дискуссионных и в обществе и в теории государства и права, поскольку сущность государства прямо и непосредственно затрагивает интересы различных слоев, классов общества, политических партий. Это и обуславливает актуальность рассматриваемой темы в рамках исследования по теории государства и права.
Введение 3
1. Признаки государства 5
2. Понятие и признаки функций государства 6
3. Классификация и виды функций государства 8
4. Формы осуществления функций государства 16
5. Методы осуществления функций государства 18
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 22
2. По продолжительности действия:
- постоянные – осуществляются
в течение длительного времени,
на многих этапах
- временные – осуществляются
на определенных этапах
3. По социальной значимости:
- главные (основные) – имеющие приоритетное, стратегическое значение на конкретном этапе развития общества (экономическая, социальная, экологическая);
- производные – носят
вспомогательный, дополняющий характер
по отношению к главным
3.1 Внутренние функции государства
Как уже отмечалось выше, среди внутренних функций государства можно выделить экономическую, социальную, функцию налогообложения, развития образования, культуры, науки; экологическую, охраны правопорядка.
Экономическая функция.
Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы её роста, устанавливает пропорции между отдельными её отраслями. Возникли государственный сектор экономики, в большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны. Применительно к Российской Федерации можно отметить, что за последнее десятилетие уже обозначились некоторые важные элементы рыночных отношений: экономическая свобода, право собственности, работающие рынки товаров и услуг. Вместе с тем возникла необходимость поиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах, налаживания эффективного государственного регулирования, совместимого с рыночными механизмами. В этом главная особенность экономической функции современного Российского государства по сравнению с хозяйственно-организаторской функцией Советского государства по всеобъемлющему руководству экономикой. Экономическая функция государства находит свое отражение в статьях 8, 34 Конституции РФ.
Обобщая результаты исследований правоведов, экономистов можно выделить основные пути решения поставленных задач:
- структурная перестройка российской экономики;
- поддержка стратегических и социально значимых производств;
- централизованная инвестиционная политика;
- приватизация, демонополизация и управление государственной собственностью;
- отстаивание интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынках, создание условий для иностранных инвестиций;
- создание правовых основ организации (управления) экономики и др.
Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан – вкладчиков, акционеров, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д. Словом, экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом.
Социальная функция.
С экономической тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное назначение социальной функции – устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.
Зачатки этой функции отражены в реформах Отто Бисмарка в 90х гг. XIXв. В это время в Германии принимаются законы о страховании, устанавливается пособие на случай болезни, пособие в связи с несчастным случаем на производстве и.т.п. Содержание социальной функции отражено в большинстве статей Конституции Российской Федерации (ст.7, 38 - 41, 43 и др.).
Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.
Согласно Конституции РФ социальная функция при ее должной реализации означала бы достижение высокого уровня социальной сферы, удовлетворение или хотя бы создание реальных условий для реализации социальных потребностей граждан. Приоритетные национальные проекты призваны ускорить решение этих и многих других находящихся в социальной сфере задач.
Однако в решении данных задач имеются проблемы, которые ежедневно фиксируются в статистике Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в регионах, об этом свидетельствует и практика Европейского суда по правам человека. Своеобразным социальным барометром являются и бесплатные юридические консультации при юридических факультетах вузов, куда нередко обращаются малоимущие слои населения. Большинство вопросов, с которыми обращаются сюда граждане, затрагивают их социальные права.
Правовому обеспечению социальной функции служат Семейный кодекс РФ, «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. № 5487-1, федеральные законы «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999г. № 165-ФЗ, «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ, а также указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства РФ. Функция налогообложения является производной от экономической функции государства, её основы закреплены статьёй 57 Конституции РФ.
Содержание функции составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета как федерального, так и субъектов Федерации и муниципальных бюджетов за счет всех видов налогов и предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей. Базовым нормативным актом выполнения рассматриваемой функции выступает Налоговый Кодекс РФ. Для реализации данной функции сформированы и действуют органы финансового контроля: Федеральная налоговая служба, Государственный страховой надзор; функции финансового контроля осуществляют органы федерального казначейства. Широкое развитие получил контроль в форме аудиторской деятельности, проводимой независимыми организациями на платной основе в качестве предпринимательской деятельности13.
На сегодняшний день упор Российского государства делается на фискальную функцию, что связано с его потребностью в больших объемах денежных средств для осуществления реформаторского курса и сохранения социальной стабильности. Но налоговая политика правительства может считаться эффективной только тогда, когда налогообложение несет в себе стимулирующее начало, способствует поступательному экономическому развитию.
Функция развития культуры, науки и образования.
В содержание этой функции сегодня входит государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.
В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию по обеспечению научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.
Основы государственной политики в данной области закреплены ст.43,44 Конституции РФ, в законах Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1, «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991г. № 1499-1, Основах законодательства Российской федерации о культуре от 09.10.1992г. № 3612-1 и др.
Экологическая функция
Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Государственная функция в области экологии заключается в разработке экологических программ страны, принятии и осуществлении национальных программ охраны окружающей среды, установлении правового режима природопользования, установлении экологических стандартов, контроле за соблюдением природоохранного законодательства.
Основными нормативными актами, регулирующими данную сферу отношений, являются Конституция РФ (ст.42,58) и федеральные законы «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, «О недрах» от 21.02.1992г. № 2395-1, «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995г. № 174-ФЗ, «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996г. № 3-ФЗ и др.
Функция охраны правопорядка подразумевает охрану прав и свобод граждан, защиту всех форм собственности, обеспечение режима законности, борьбу с преступностью, охрану общественного порядка, исполнение наказаний, профилактику правонарушений и др.
Охрана правопорядка – необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Конституция Российской Федерации (ст.2), признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Положения второй главы Конституции РФ составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации.
3.2 Внешние функции государства
Внешние функции государства – это направления его деятельности по решению внешнеполитических задач.
Коренные изменения, произошедшие в мире и в России в последние десятилетия, существенно изменили внешние функции государства. Одни из них отпали (функции сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам), другие – получили дальнейшее развитие в новых условиях (функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи – возникли вновь (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику).
Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от нападения извне, ведение захватнических войн, обеспечение дипломатических отношений. В связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций.
Функция обороны страны не только наполнилась новым содержанием, но и обрела новую правовую базу. Оборона страны, формирование и функционирование Вооруженных Сил России, других войск и воинских формирований, привлекаемых к обороне, осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ее законами по военным вопросам. Впервые в истории России приняты Федеральные законы «Об обороне» от 31 мая 1996г. № 61-ФЗ, «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ и другие акты. Данная функция осуществляется государством по следующим направлениям: укрепление и модернизация вооруженных сил; развитие оборонной промышленности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; ведение разведки и контрразведки; подготовка мобилизационных резервов; военное сотрудничество с другими государствами и др.
Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка предполагает: политическое сотрудничество со всеми государствами; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений; участие в работе международных организаций (ООН и др.); участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов; сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и т.д.).
В силу своего потенциала, геополитического положения и влияния на Россию возлагается особая ответственность за поддержание стабильности и порядка в современном мире. Сообразно этому одно из предназначений Вооруженных Сил Российской Федерации состоит в проведении операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами РФ. Правовому обеспечению этой стороны рассматриваемой внешней функции служит Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23.06.1995 № 93-ФЗ.
Не менее важной формой участия России в преодолении возникающих в мире межнациональных и иных вооруженных конфликтов является соответствующая дипломатическая деятельность.
Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем подразумевает участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники; участие в деятельности международных экономических организаций; совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности; предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т.д.
Информация о работе Признаки государства, классификация, формы осуществления функций