Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 22:57, контрольная работа
Краткое описание
Государственная власть мыслилась как связь, устанавливаемая между народом и носителями власти на основе принципа: единственным источником власти является народ и именно он, народ, является верховным арбитром во взаимоотношениях власти и народа.
Слово «легитимный» латинского
происхождения и в буквальном переводе
означает реальную, т.е. отвечающую внутренней
природе, связь между явлениями.
Государственная власть мыслилась
как связь, устанавливаемая между народом
и носителями власти на основе принципа:
единственным источником власти является
народ и именно он, народ, является верховным
арбитром во взаимоотношениях власти
и народа. Власть считается легитимной
лишь тогда, когда она санкционирована
народом. Любое действие властей, нарушающее
волю народа, ее попытки навязать силой
свою собственную волю, являются нелегитимными
и, следовательно, сама власть теряет статус
легитимности. А раз так, то народ правомочен
такую власть сместить, противопоставив
силе власти силу вооруженного народа.
Такое положение на первых порах
вполне устраивало буржуазию и ее идеологов.
Однако со временем, по мере утверждения
собственного господства, буржуазии потребовалось
внести коррективы в этот теоретический
концепт, дабы освободить власть от назойливых
посягательств уже самого народа, превратив
его из субъекта права в безгласный объект
властного произвола. Сделано это было
с помощью примитивной операции: понятие
легитимности было подменено понятием
легальности.
В чем их принципиальное различие?
Оно заключается в том, что если легитимность
опирается на волю народа, то легальность
на систему законодательства. Отныне власть
и ее действия становились легитимными,
если власть действовала в рамках закона.
А поскольку законотворческая деятельность
– прерогатива власти, то, пользуясь своей
монополией на законотворческую деятельность,
власть получила возможность создавать
такую систему законодательства, которая
узаконивала бы ту систему общественных
отношений, которая устраивала бы и господствующий
класс и обслуживающую его власть. Констатируя
это вновь сложившееся положение, Маркс
и вводит понятие политической и юридической
надстройки, которая есть не что иное,
как законодательное выражение (и закрепление)
экономического базиса, т.е. господствующей
системы экономических отношений.
Относительно главной признаки,
критерии легитимности существуют две
основные точки зрения. Согласно либерально-демократической
позиции, легитимной нужно признавать
только ту власть, которая сформирована
в результате демократических процедур.
Власть, установленная насильственным
путем, не признается легитимной. Согласно
позиции политического реализма, легитимность
власти заключается не столько в законности
и демократизме ее установления, сколько
в ее способности овладеть сложной ситуацией
в стране, поддерживать в обществе стабильность.
А это означает, что установлена незаконным
путем, например в результате революции
или военного переворота власть, в результате
ее эффективности со временем может быть
признана гражданами и мировым сообществом
правомерным, то есть стать легитимной.
Так было, например, в Бразилии и Чили,
где установлена в результате военного
переворота государственная власть наводила
порядок в стране, обеспечивала социальную
и политическую стабильность в обществе,
экономический прогресс и подъема благосостояния
населения. И наоборот, установлена демократическим
путем государственная власть со временем
может потерять поддержку граждан, например
в случае проведения ею губительных для
общества «реформ» или тотальной коррумпированности
властей, и стать нелегитимной.
Основными причинами делегитимизации
власти могут быть такие:
противоречие между господствующими
в обществе универсальными ценностями
и эгоистичными интересами правящей элиты;
противоречие между популярной
в обществе идеей демократии и недемократической
социально-политической практикой;
отсутствие в политической
системе механизмов реальной защиты интересов
народных масс и их влияния на власть;
бюрократизация и коррумпированность
государственного аппарата;
национализм и этнический сепаратизм
в многонациональных государствах, которые
проявляются в отрицании центральной
власти;
дезинтеграция правящей элиты
и государственной власти, противостояние
и столкновение различных ветвей власти;
неспособность властей решить
существующие в обществе насущные социально-экономические
проблемы и т.п.
Правомерность подхода к проблеме
легитимности власти с позиции политического
реализма оказывается как внутри той или
иной страны, так и в международных отношениях.
Стабильная и эффективная власть в конечном
итоге признается и мировым сообществом
независимо от способа ее установки. Так,
установленную в России насильственным
путем советскую власть, в конце концов
признали все ведущие капиталистические
государства, поскольку она оказалась
способной обеспечить политическую стабильность
и социально-экономический прогресс общества.
Стабильность социально-экономической
и политической системы в конкретной стране
является важным признаком легитимности
власти.
Вывод о легитимности власти,
то есть о наличии у граждан убеждение
в ее правомерности, можно сделать на основе
свободного выражения гражданами своей
воли по отношению к власти - на выборах
или референдумах. Хотя связь между участием
в выборах и легитимностью государственной
власти не является прямым и однозначным
во всех случаях, в целом можно утверждать,
что чем меньше доля граждан, которые принимают
участие в выборах в органы государственной
власти, тем ниже уровень ее легитимности.
Государственная власть, органы которой
формируются всего 10-20 % избирателей, вообще
вызывает сомнения в правомерности ее
существования. В то же время высокая доля
участия граждан в выборах и референдумах
сама по себе не является гарантией легитимности
власти, поскольку такое участие может
быть открыто или скрыто принудительной.
Авторитарные политические
режимы для подтверждения своей легитимности
нередко прибегают к проведению референдумов,
создавая условия для проявления их поддержки
населением. Кроме выборов и референдума,
показателями легитимности власти могут
быть уровень принуждения, который применяется
в осуществлении власти, наличие попыток
свержения правительства или лидера, проявления
гражданского неповиновения, массовость
демонстраций в поддержку или против власти.
Знания о легитимности политической
власти существенно углубляет ее типология,
которая предусматривает выделение и
выяснение особенностей различных типов
легитимности. Самой известной в политологии,
есть типология легитимности М. Вебера,
который выделил три основных типа легитимности
политического господства: традиционный,
харизматичный и рационально-легальное.
Традиционный тип легитимности
власти основывается на авторитете традиций
и обычаев. Власть этого типа устанавливается
на основе традиций и обычаев и ими же
ограничивается. Подвластны воспринимают
власть как должное потому, что так было
всегда, они привыкли подчиняться власти
и верят в незыблемость и священность
издавна существующих порядков. Традиционная
легитимность самая устойчивая, поскольку
устоялись сами традиции и обычаи. Наглядным
примером легитимности этого типа есть
власть наследника престола.
Харизматический тип легитимности
политического господства основывается
на вере подвластных в необычные качества
и способности, исключительность правителя.
Такой тип присущ обществам с невысоким
уровнем развития демократии и политической
культуры его членов. Нередко он возникает
и в развитых демократических государствах
в кризисные периоды, когда ощущается
настоятельная потребность в объединении
всех слоев общества вокруг лица политического
руководителя для выхода из кризиса. При
этом сознательно культивируется величие
самой личности руководителя, авторитет
которого освящает властные структуры,
способствует признанию власти населением.
Рационально-легальный тип
легитимности политического господства
базируется на убеждении подвластных
в законности (легальности) и целесообразности
(рациональности) установленных порядков
и существующей власти. По этому типу легитимности
органы власти и их руководители избираются
через демократические процедуры и ответственны
перед избирателями, правят не выдающиеся
личности, а законы, на основе которых
действуют органы власти и должностные
лица. Это - основной тип легитимности
политической власти в современных демократических
государствах. Поскольку он основывается
на доверии граждан к государству как
политического института, то называется
еще институциональным, в отличие от персонализированного
типа легитимности, связанного с доверием
к лицам руководителей.
Названные типы легитимности
политической власти реально не существуют
в чистом виде. Каждый из них является
сочетанием различных типов с преобладанием
той или иной степени некоего друга. Осуществляя
типологию разновидностей легитимности,
Г. Вебер использовал разработанную им
методологию так называемого чистого,
или идеального, типа, которая в дальнейшем
стала широко использоваться в политологии
при классификации различных политических
явлений и процессов.
В отличие от обычной классификации,
которая предусматривает распределение
всех предметов совокупности по общим
признакам с образованием определенной
системы классов данной совокупности,
цель типологии заключается в том, чтобы
отразить в совокупности самое важное,
типичное. При этом используется особая
абстракция - тип, которая предоставляет
возможность отразить важнейшие составляющие
в совокупности «чистом» виде, без второстепенных
деталей. Классификация «чистых», или
«идеальных», типов и обозначается термином
«типология». Термин «идеальный тип» ввел
в научный потребления М. Вебер. «Идеальный»
у него не означает «совершенный», как
это следует из этимологии этого слова,
а «чистый», «простой», лишен другорядностей.
Типология является важным методом научного
познания. Она используется с целью сравнительного
изучения существенных признаков, связей,
функций, отношений, уровней организации
объектов.
В политологии выделяются также
идеологический, структурный и персонализированный
типы легитимности политической власти.
Суть идеологической легитимности
заключается в утверждении и оправдании
власти с помощью идеологии, которая вносится
в массовое сознание. Идеологическая легитимность
власти может быть классовой или этнической
в зависимости от того, кто является ее
субъектом, к кому она обращена, на каких
идеях и ценностях основывается. Коммунистическая
идеология, в основе которой лежит идея
социального равенства, формирует тип
легитимности власти, связанный с ожиданием
и получением человеком от нее всяческих
благ.
Либеральная идеология, которая
основывается на идеи индивидуальной
свободы, наоборот, делает легитимной
ту власть, которая предоставляет человеку
гарантии индивидуальной свободы, не вмешивается
в его личные дела. Разновидностью идеологической
легитимности является идентификация
объекта власти с ее субъектом. Такой вид
легитимности присущ тоталитарному обществу
и достигается благодаря интенсивной
пропаганде с использованием лозунгов
типа «Государство - это мы, трудящиеся»,
«Народ и партия едины», «Планы партии
- планы народа» и т.д.
Одним из разновидностей идеологической
легитимности власти является этническая
легитимность, которая проявляется в формировании
властных структур, политической элиты
по национальному признаку. Этническая
легитимность развивается при высокой
активности лиц коренной национальности,
манипуляции идеей национального государства,
непротивлении лиц некоренных национальностей
и ведет к утверждению этнократии - власти
националистически настроенной этнической
элиты. Феномен этнократии в той или иной
степени оказался у многих в прошлом социалистических
странах и бывших советских республиках.
Не избежала этого явления и независимая
Украина, о чем свидетельствуют, в частности,
призывы и попытки некоторых политических
сил назначать на государственные должности
«патриотов», «сознательных украинцев»
и др.
Этническая легитимность не
имеет исторической перспективы, потому
что ведущей тенденцией мирового развития
является утверждение рационально-легального
типа легитимности. В отличие от рационально-легальной
легитимности, рассчитанной на сознание,
разум людей, идеологическая легитимность
основывается на воздействии не только
на сознание, но и на подсознание людей
с помощью методов убеждения и внушения.
Она является результатом однонаправленного
процесса влияния власти на массы, который
не предусматривает обратных связей, активного
участия масс в разработке той же идеологии.
Структурная легитимность связана
с рационально-легальной. Она присуща
стабильным обществам, где заведенный
порядок формирования властных структур
стал привычным. Люди признают власть
потому, что она сформирована на основе
существующих правил. Они убеждены в правомерности
существующей политической системы. Доверие
к системе автоматически распространяется
на лиц, которые законным путем заняли
в ней руководящие должности.
Персонализированная легитимность
основывается на доверии к конкретному
руководящему лица. Такая легитимность
является близкой к харизматической и
может превратиться в нее. Однако если
харизматического лидера идеализируют,
то в отношении лидера с персонализированной
легитимностью преобладает рациональный
подход, расчет. Персонализированная легитимность
подкрепляется идеологической и структурной
легитимностью, тогда как харизма может
противопоставлять себя идеологическим
стереотипам и существующим властным
структурам.
Есть и другие типы легитимности
политической власти. Так, за источниками
различают легитимность участия, технократическую
и принуждения. Первая основывается на
привлечении граждан к участию в управлении
общественными делами, что создает обстановку
причастности их к политике, дает возможность
гражданам чувствовать ответственность
за ее проведение и результаты. Технократическая
легитимность основывается на высокой
эффективности власти, осуществляемой
высококвалифицированными специалистами.
Легитимность через принуждение оказывается
в силовом принуждении граждан к признания
и исполнения установок власти. Сила является
последним аргументом власти, с помощью
которого она стремится повысить свою
легитимность.
Чем сильнее принуждение, тем
ниже уровень легитимности. Легитимность
власти проявляется не только в общегосударственном
масштабе, но и на региональном и местном
уровнях. Признавая центральные органы
государственной власти, люди могут не
доверять отдельным органам публичной
власти на местах, где нередко правят с
помощью методов, далеких от демократии.
С легитимностью политической
власти тесно связана ее эффективность
как степень осуществления властями тех
функций и ожиданий, которые возлагает
на нее большинство населения.