Применение права как особая форма реализации права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, из всего вышеизложенного мы видим, что тема курсовой работы <<Применение права, как форма реализации права>> достаточно актуальна.
Основной целью данной работы является изучение применения права, как особой формы реализации права. Для достижения данной цели необходимо:
Дать понятие реализации права и выявить формы.
Изучить применение права, как особую форму ее реализации .
Дать понятие и определить признаки применения права.
Рассмотреть акты применения права.

Содержание

Введение…………………………………..3
Глава 1. Процедура реализации права …………………6
Понятие реализации права………………………6
Глава 2. Формы реализации права………………………8
2.1. формы реализации права…………………………8
Глава 3. Применение права, как особая форма применения права…………………………………………………………13
3.1. Стадии правоприменительного процесса……….16
3.2. Акты применения права……………………………22
3.3. Пробелы в праве………………………………………24
Заключение …………………………………………………28
Библиография ………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая реализация права.docx

— 64.33 Кб (Скачать файл)

II. Установление юридической основы дела. Деятельность правоприменительных органов по установлению юридической основы дела предполагает:

а) выбор нормы, подлежащей применению;

б) проверку правильности (подчиненности) текста того акта, в котором содержится выбранная норма;

в) проверку подлинности самой нормы и ее действия во времени пространстве и кругу лиц;

г) смысла и содержания нормы. Выбор правовой нормы для решения дела осуществляется после того как установлен юридический характер рассматриваемых обстоятельств.

Прежде всего, определяется отрасль права, регулирующая подобные отношения, а затем выбирается конкретная норма, предусматривающая данный жизненный случай. Происходит правовая квалификация, суть которой состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма права ни данный случай, подпадает ли этот случай под ее действие. Нельзя применять норму права, которая хотя и действует в данный момент, но которой не было, когда возникли рассматриваемые отношения или прекратились, поскольку "закон обратной силы не имеет". По той же причине нельзя применять принятую норму, не вступившую в законную силу11.

Выбрав правовую норму необходимо удостовериться в подлинности текста правового акта, содержащего норму. Делается это на основе текста официального издания нормативного акта. Здесь же выясняется, не внесены ли изменения в нормативный акт, саму норму, нет ли акта толкования относящегося к применительной норме. При этом необходимо учитывать правила действия нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Выбор и анализ юридических норм образуют правовую основу дела. Соответствующие действия касаются здесь прежде всего текста закона, иного акта. Они могут быть обозначены как "критика" нормы (акта) это значит, что перед применением закона нужно его покритиковать т.е. тщательно, всесторонне, с разумной придирчивостью проверить возможность применения юридических норм к данному случаю. Такая «критика» подразделяется на "высшую" и "низшую".

"Высшая" критика относится  к самому закону, иному акту  правомерен ли сам закон, не  приостановлено ли его действие, распространяется ли его действие  на данных лиц. Например, распространяется  ли Закон "О залоге" на граждан  по их частным делам, на коммерческие  банки. Сюда же включается "высшая" критика подзаконного акта с  точки зрения его соответствия  закону. Этот акт нельзя применить, если несоответствие обнаружено. "Низшая критика" касается только  законодательного текста, словесно-документального  изложения юридических норм, когда  должны быть устранены погрешности, допущенные при напечатании (перепечатывании) текста, т.е. погрешности полиграфического  или машинописного характера. Основное  правило здесь - пользоваться официальным  текстом содержащимся в "Собрании", других официальных источниках  или в крайнем случае выверенной и завизированной копией официального текста.

Выбор юридических норм на основании доставленного и точного законодательного текста осуществляется главным образом путем правовой квалификации фактических обстоятельств юридического дела. Правовая квалификация - имеет при применении юридических норм "сквозное" значение: она завершает и сводит воедино две стадии во многом предварительного характера - установление фактических обстоятельств, а так же охватывает решение юридического дела. Это юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая (главного факта) к определенным юридическим нормам.

На первых стадиях применения закона происходит предварительная правовая квалификация, в результате которой определяется круг обстоятельств, в отношении которых осуществляется применение закона (предмет доказывания). Окончательная правовая квалификация фактов осуществляется при решении юридического дела, когда формулируется итоговый вывод о юридических нормах, под которые подпадает данный случай и которые положены в основу решения.

III. Решение дела и документальное оформление принятого решения. Решение юридического дела - это завершающая фаза, итог применения права. С формально-логической стороны оно представляет собой умозаключение, в котором конкретные факты подводятся под норму права. При этом суд, иной правоприменительный орган в силу властно-государственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет "привязку" юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого своего "властное слово". Результат решения юридического дела - индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа - приговора, решения, определения, заключения и т.д. Государственно-властное веление, являющееся результатом решения юридического дела может иметь двоякую функцию12:

1. его юридическое значение может состоять в Юридической констатации, т.е. признание существования определенных фактов, их правомерности или неправомерности, в том числе в признании того или иного права за данным лицом или напротив, в констатации по данному событию факта правонарушения.

2. после вынесения решения необходима дополнительная деятельность компетентных органов по исполнению решения приговора суда, решения органа арбитражного правосудия, которыми наложены взыскания, иная обязанность. Решений юридического дела фиксируется в правоприменительных актах. Они занимают подчиненное положение по отношению к актам правотворчества, основываются на правовых нормах и издаются с целью индивидуального поднормативного воздействия на процесс реализации права. Среди актов применения права следует различать: Основной акт, в котором выражено решение юридического дела в целом, и Вспомогательные акты, совершаемые при установлении фактических обстоятельств дела, в ходе судебного процесса, на иных стадиях.

Решение юридического дела - наиболее ответственный акт, и не только в том смысле, что субъекты принимающие решение ответственны за него перед государством и гражданами. Он важен тем, что решает судьбу данного дела. От того какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правовых отношений. Правильное решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок в целом, поддерживает интерес государства и общества, с одной стороны, а с другой - охраняет права граждан, воспитывает уважение к закону.

3.2 . Акты применения права

Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях правоприменения.

Акт применения норм права – это официальный правовой документ, содержащий индивидуально государственно-властное предписание коспетентного органа, которое выносится им в результате решения крнкретного юридического дела. Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности13.

Правоприменительные акты – юридические документы, имеющие четкую структуру и состоящие из 4-х частей:

    1. Вводная часть содержит наименование акта, место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.
    2. Описательная часть – вкоторой излагаются фактические обстоятельства дела.
    3. Мотивировочная часть, дающая обснование принятого решения.
    4. Резолютивная часть – здесь формулируется решение по делу.

Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:

  • они имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом).
  • являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
  • не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение - не создавать, а применять нормы права;
  • выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
  • исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
  • обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

 

По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:

а) акты государственных актов и общественных организаций;

б) акты главы государства – Президента РФ;

в) акты федеральных органов власти и управления;

г) акты органов власти и управления субъектов РФ;

д) акты органов правосудия;

е) акты органов прокуратуры;

и) акты органов надзора и контроля.

В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм акты подразделяются на:

  1. регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей.
  2. Охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений .

   

 

3.3. Пробелы в праве

Иногда в процессе выбора и анализа правовой нормы, которая должна быть применена к конкретному случаю, в законодательстве обнаруживается пробел. Пробелом называют отсутствие в законодательстве нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования. Пробелы бывают действительными и мнимыми. Действительный пробел имеет место при отсутствии юридической нормы, регулирующей такие общественные отношения, которые по своему характеру являются правовыми. Когда же речь идет об отсутствии правовой нормы, регулирующей общественные отношения, по своему характеру не являющиеся правовыми, то говорят о мнимом пробеле. Действительные пробелы подлежат устранению, мнимые пробелы в этом не нуждаются.

 

Причинами пробелов а праве являются недостатки юридической техники, в следствии быстро развивающихся общественных отношений. По причинам возникновения пробелы бывают первоначальными и последующий. Первоначальные пробелы могут возникнуть в силу целого ряда причин: недостатков юридической техники, недосмотра законодателем и т.п. Возникновение последующих пробелов обуславливается появлением новых общественных отношений. Основным способом восполнения пробела в праве является издание недостающей нормы права. В тех случаях, когда правотворческий орган не сумел устранить пробел, используется правило применения права по аналогии. В юриспруденции различаются два основных вида аналогии: аналогия закона и аналогия права.

Аналогией закона называется принятие решения по конкретному делу на основе правовой нормы, регулирующей сходный случай. Применение аналогии закона возможно в том случае, когда:

а) отсутствует правовая норма, необходима для принятая решения по рассматриваемому дел;

б) отсутствует обычай делового оборота, регулирующий данное общественное отношение;

в) отношение не урегулировано соглашением сторон;

г) в законодательстве имеется норма, регулирующая сходные отношения. На основе этой нормы и выносится решение по делу. Если имеются вышеперечисленные обстоятельства, но отсутствует норма, регулирующая сходные отношения, то решение принимается по аналогии права.

Аналогия права возможна тогда, когда отсутствует сходная норма права и дело решается в этом случае на основе общих принципов права:

1.справедливости;

2.разумности;

3.гуманности  и т.д.

 

Принципами права называются основополагающие идеи, которые тем или иным образом зафиксированы в праве и характеризуют его содержание. Различают принципы права в целом и принципы отдельных отраслей. К общеправовым относятся: принцип равенства всех перед законом, принцип верховенства закона вал другими нормативно-правовыми актами, принцип примата (первенства) международного права над внутригосударственным, принцип юридической ответственности за вину, принцип справедливости, принцип демократизм, принцип гуманизма, принцип законности и др. Все общие принципы права обуславливаются характером общественных отношений и тесно связаны между собой.

Принципы отдельных отраслей, как правило, закрепляются в кодифицированных нормативно-правовых актах и характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права.

 

Противоположностью пробелу является ситуация, когда в процессе применения права обнаруживается не одна, а несколько юридических норм, причем противоречащих друг другу. В таких случаях говорят о коллизии законов. Коллизией законов называется расхождение (или столкновение) содержания двух или более действующих нормативно-правовых актов, изданных по одному и тому же вопросу. Коллизия законов разрешается путем выбора того нормативно-правового акта, который должен быть применен к рассматриваемому случаю.

 

Выбор применяемой нормы осуществляется в соответствии со следующими правилами:

1. если имеется расхождение между актами, изданными одним и тем же правотворческим органом, то применяется акт, изданный позднее.

2. если имеется расхождение между общим и специальным нормативно-правовыми актами, то преимущество отдается специальному акту, если только он прямо не отменен изданным позднее общим актом.

3. если по содержанию расходятся нормы, находящиеся в актах, принятых разными органами, то применяется норма, принятая вышестоящим органом.

Информация о работе Применение права как особая форма реализации права