Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 13:03, контрольная работа
В законодательстве об административных правонарушениях: закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ст. 1.7 КоАП РФ).
1. Определите в ст. 1.4-1.7. КоАП РФ отраслевые принципы права 3
2. Определите в ст. 3-7 УК РФ отраслевые принципы права 3
3. Определите в ст. 1 ГК РФ отраслевые принципы права 5
4. Оцените теоретическое и практическое значение ст. 49 Конституции РФ (с точки зрения принципов и функций права) 5
5. Оцените теоретическое и практическое значение ст. 54 Конституции РФ (с точки зрения принципов и функций права) 6
Список используемой литературы 9
Содержание
1. Определите в ст. 1.4-1.7. КоАП РФ отраслевые принципы права 3
2. Определите в ст. 3-7 УК РФ отраслевые принципы права 3
3. Определите в ст. 1 ГК РФ отраслевые принципы права 5
4. Оцените теоретическое и практическое значение ст. 49 Конституции РФ (с точки зрения принципов и функций права) 5
5. Оцените теоретическое и практическое значение ст. 54 Конституции РФ (с точки зрения принципов и функций права) 6
Список используемой литературы 9
Принципы права – это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.
Исходя из ст. 1.4.-1.7. КоАП РФ к отраслевым принципам (действующие в рамках только одной отрасли права) административного права относятся:
1) принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением (ст. 1.6. КоАП РФ);
2) принцип действие законодательства об административных правонарушениях во времени (ст. 1.7. КоАП РФ).
Принцип равенства перед законом (ст. 1.4. КоАП РФ), принцип презумпции невиновности (ст. 1.5. КоАП РФ), на наш взгляд, относятся к межотраслевым принципам, т.к. указанные принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права – административного и уголовного права.
Проанализировав ст. 3-7 УК РФ можно сказать, что к отраслевым принципам относится только принцип вины, закрепленный в ст. 5 УК РФ.
К общим принципам относятся:
1) принцип законности (ст.
3 УК РФ) – система требований
общества и государства,
2) принцип равенства граждан
перед законом (ст. 4 УК РФ) –
провозглашающий равный
3) принцип справедливости (ст. 6 УК РФ) – означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством;
4) принцип гуманизма (ст. 7 УК РФ) – означает, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам».
Статья 1 ГК РФ устанавливает общие принципы гражданского законодательства, позволяющие четко отграничить его от остальных отраслей права. При этом к отраслевым принципам в указанной статье относятся:
1) принцип свободы договора – участники гражданско-правовых отношений вправе сами выбирать тот или иной вид договора;
2) принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав – означает, что субъекты гражданско-правовых отношений вправе ожидать от любых лиц и государства, что последние не будут чинить препятствий в реализации их прав, гарантированных ГК и иными правовыми актами; они могут требовать устранения любых препятствий от любых третьих лиц.
Помимо отраслевых принципов, данная статья содержит такие межотраслевые принципы как: принцип равенства участников отношений, регулируемых ГК РФ; принцип неприкосновенности собственности; принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела.
Статья 49 Конституции РФ по содержанию и форме представляет собой одну из наиболее полных и последовательных формулировок презумпций невиновности как общепризнанного в демократическом обществе правового принципа, который в современном мире находит закрепление в международном, конституционном и национальном отраслевом регулировании (ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; ст. 14 УПК). В международных актах презумпция невиновности провозглашается в числе специальных гарантий справедливого правосудия по уголовным делам. В конституционном тексте право каждого считаться невиновным включено в число основных субъективных прав и обусловлено обязанностью государства охранять достоинство личности в качестве неотъемлемого и абсолютного права (ст. 21 Конституции).
В системе уголовно-
Положения статьи 54 Конституции РФ основаны на общепризнанных принципах справедливости и гуманизма, сформулированы в соответствии со ст. 11 Всеобщей декларации прав человека и ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах. Эти нормы служат важным средством обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, являясь неотъемлемым составным элементом правового статуса личности в Российской Федерации.
Возведение правовых норм о действии закона во времени в разряд конституционных (обладающих наивысшей силой) свидетельствует об их высокой значимости и ценности; они носят теперь всеобщий характер, распространяясь на все законы, устанавливающие юридическую ответственность граждан за правонарушения.
Итак, закон, устанавливающий
или отягчающий ответственность, подлежит
применению лишь к тем правонарушениям,
которые совершены после его
издания, и не распространяется на деяния,
имевшие место до его принятия.
Аналогичные указания содержатся в
Уголовном кодексе РФ и Кодексе
об административных правонарушениях
РФ. Например, согласно ст. 10 УК РФ, закон,
устанавливающий преступность деяния,
усиливающий наказание или иным
образом ухудшающий положение лица,
обратной силы не имеет. Следовательно,
лицо, совершившее деяние в то время,
когда оно считалось
Издание законов, устанавливающих или отягчающих ответственность, может быть вызвано необходимостью совершенствования мер охраны и защиты прав, свобод и законных интересов других граждан, усиления борьбы с правонарушениями и укрепления правопорядка. Разумеется, государство вправе принимать такие меры, но это не должно вести к ухудшению положения лица, совершившего деяние до издания более строгого закона. Гражданин может и должен знать и соблюдать требования действующего закона.
Никто не может нести ответственность
за деяние, которое в момент его
совершения не признавалось правонарушением.
Данный конституционный принцип
подчеркивает гуманность законодательства
и стремление самого законодателя следовать
принципу справедливости, а также
полностью соответствует
Приведем несколько примеров из отраслевого законодательства, в котором нашла свое продолжение комментируемая конституционная норма.
В гражданском законодательстве: если после заключения договора принят закон, устанавливающий иные обязательные для сторон правила, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (ст. 422 ГК РФ).
В законодательстве об административных правонарушениях: закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ст. 1.7 КоАП РФ).