Принципы и функции права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:26, реферат

Краткое описание

Это основополагающая идея, так или иначе выраженная в праве. Построить систему правовых норм, не определившись с принципами, на которых она базируется, невозможно. Чтобы выработать принципы, нужны научные познания. В правовой теории принципы раскрываются в понятиях и категориях, обосновываются и доказываются. Затем принципы либо получают общезначимое выражение или прямое закрепление в системе норм. На стадиях реализации нории права правовые принципы находят выражение в правопорядке как итоговом состоянии действия права.

Содержание

Принципы и функции права
Понятие правового принципа:
Функции права
Право и государство
Право и экономика
Источники права

Вложенные файлы: 1 файл

TGP.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Теория государства  и права

 

 Принципы  и функции права

Понятие правового  принципа:

Это основополагающая идея, так или иначе выраженная в праве. Построить систему правовых норм, не определившись с принципами, на которых она базируется, невозможно. Чтобы выработать принципы, нужны научные познания. В правовой теории принципы раскрываются в понятиях и категориях, обосновываются и доказываются. Затем принципы либо получают общезначимое выражение или прямое закрепление в системе норм. На стадиях реализации нории права правовые принципы находят выражение в правопорядке как итоговом состоянии действия права. Отдельные нормы не отражают принцип целиком. Полное представление о них дает целая система норм. Изменить многие принципы не может даже законодатель. Это связано с тем, что необходимо менять всю систему норм, которую выражает данный принцип. Наиболее широкие принципы использует КС.  КС при обосновании своих решений широко использует понятие «общие принципы права». К их числу относится принцип справедливости и соразмерности. При их применении КС исходит из того, что данные принципы обладают высокой степенью обобщенности, предопределяют конкретное содержание прав человека, носят универсальный характер и тем самым оказывают влияние на регулирование общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит в их приоритетности перед иными правовыми установлениями. Правовая позиция КС является обязательной для применения на всей территории РФ. На решения КС можно ссылать в полном объеме.  
Виды правовых принципов по степени выражения в праве: 
- общие идеи 
- принципы, суть которых закреплена в нормах прав 
- общие принципы, которые распространяются на всю систему права 
- принципы для частного и публичного права 
- отраслевые принципы (характерны для одной отрасли) 
- подотраслевые принципы 
- институциональные принципы

Функции права

–  это направления  воздействия права на общественные отношения.

  1. юридические: регулятивная, охранительная, воспитательная (?)
  2. социальные: культурологическая, информативно-познавательная, функция социального контроля, функция согласования интересов, воспитательная (?).

 

  • Регулятивная функция проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества путем предоставления прав и возложения обязанностей.
  • Охранительная функция заключается в способности охранять положительные общественно-полезные отношения и вытеснять вредные отношения путем применения к правонарушителям мер принудительного воздействия.
  • Воспитательная функция отражает ценности и идеалы и рассматривается как задача права: подготовить подрастающее поколение к восприятию этих ценностей.
  • Культурологическая функция: право можно рассматривать как часть культуры. Право как часть культуры аккумулирует в себе ценности демократии и свободы, духовные ценности общества.
  • Информативно-познавательная функция состоит в том, что право содержит в себе полезную информацию.
  • Функция общественного контроля: право является регулятором общественных отношений.
  • Функция согласования интересов: право смягчает существующие конфликты.

 

Право и другие социальные явления

Право и государство

  1. Этатистский подход. Главным институтом в обществе является государство. Государство предшествует праву и право зависимо от государства, так как порождается им. Право выступает как совокупность государственно-властных делений и обеспечивается возможностью применения принуждения. Государство не связано правом.
  2. Естественно-правовой подход. Право существует независимо от государства. Право первично. Так как государство утверждается юридическими способами, оно является продуктом права. Государство подчиняется праву.
  3. Дуалистический подход.  Существует двусторонняя связь между государством и правом. Государство и право возникли единовременно, и они оказывают влияние друг на друга.
  4. Позитивистский подход основан на идее самоограничения государства.
  5. Либерально-демократический. Государство должно создавать правовые законы, не нарушать права человека и гражданина.

Воздействие права  на государство

Право оказывает воздействие…

  1. …на внутреннюю организацию права – определяет структуру государства, взаимодействие между органами власти, определяет предметы ведения центра и sb-а федерации.
  2. …на деятельность государства. Проявляется взаимодействие государства и населения. Государство влияет на право: государство является непосредственным создателем правовых норм и sb-м их применения; обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной, контрольной, судебной власти; осуществляет юридическую политику (комплекс идей, задач, целей, принципов, реализуемых обществом и государством в сфере действия права и посредством права).

 

Право и экономика

Экономика – искусство  ведения домашнего хозяйства.

Экономика – определенная социальная сфера, сочетание общественных отношений, связанных с производством, обменом и распределения материальных благ.

В рамках марксистской теории выделяют базис и надстройку. Базис  – экономика. Надстройка – государство  и право. Именно материальные условия  определяют характер государственно-правовой действительности.

Экономика обуславливает  необходимость правового регулирования в целом. Именно экономика определяет тип права, конкретные черты права той или иной страны в конкретный исторический период.

Соотношение права и  экономики сегодня должно проводиться  с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере. Соотношение между экономической свободой и экономическим равенством должно быть оптимальным.

Участие права в  регулировании экономики

  1. Право определяет цели экономического развития;
  2. право закрепляет равноправие всех форм собственности;
  3. определяет круг sb-в экономических отношений;
  4. вытесняет порочные средства коммерции;
  5. проводит продуманную налоговую политику;
  6. устанавливает механизмы и процедуры разрешения конфликтов;
  7. устанавливает юридическую ответственность за экономические правонарушения.

Таким образом, соотношения права и экономики определяется необходимостью

  1. создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики;
  2. обеспечения справедливого перераспределения доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет и специальные социальные программы.

 

Источники права

Форма права – внешнее выражение  права.

Источник права – это…

  1. …вид деятельности государства, заключающийся в установлении юридических норм (законотворчество, судебная и административная практика) Александров Н.Г. «Понятие источника права», 1946 г.;
  2. …внешняя форма выражения права, источник права в формальном или материальном смысле: «Внешняя форма правовых норм должна быть заранее определена, виды формальных источников должны быть установлены государством, это одно из выражений законности», – Киримов;
  3. …в идеальном смысле это общественное правосознание.

В юридической науке выделяют следующие источники права:

  1. НПА
  2. судебный прецедент
  3. нормативный договор
  4. правовой обычай
  5. правовая доктрина

НПА

Признаки акта:

  1. это документ, который имеет письменную форму

Признаки нормативности:

  1. содержит правила поведения
  2. правила распространяются на неопределенный круг лиц
  3. действует неограниченное количество раз.

Признаки права:

  1. принимается уполномоченным государством sb-м
  2. обеспечивается силой государственного принуждения

НПА – это официальный документ, установленный формой, принятый в пределах компетенции уполномоченного государством sb-а с соблюдением процедуры, содержащее общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократно применение.

 

НПА


            законы:

  1. К РФ
  2. ФКЗ
  3. Федеральный закон
  4. Закон sb РФ

 

 

 

подзаконные акты:

    1. Указы Президента
    2. Постановления Правительства
    3. Акты Министерств, Служб и Агентств
    4. Акты органов власти sb-в федерации
    5. Акты органов МСУ
  1. Акты коммерческих и некоммерческих  организаций (локальные акты юр. лиц)

 

 

Законы принимаются законодательным органом или на референдуме, регулируют наиболее важные общественные отношения, которые определяются социально-экономическими, политическими и другими проблемами. Законы имеют верховенство на всей территории и высшую юридическую силу по отношению к другим НПА. Принимаются по специальной законодательной процедуре, которая призвана обеспечить всестороннюю стабильность законов.

Указы Президента должны соответствовать законам. Они издаются в пределах полномочий главы государства. Не все указы являются нормативными. Указы относят к подзаконным актам, в то же время Президент может принимать указы и в отсутствии ФЗ. Это право вытекает из того, что Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека, должен принимать меры по обеспечению независимости и целостности государства. Поэтому для обеспечения реализации норм Конституции Президент должен принимать меры до принятия закона. Однако в некоторых случаях право принимать указы по некоторым вопросам прямо исключается. Например, налоги могут быть установлены только законом.

Акты федеральных  органов исполнительной власти. Постановлением правительства от 13.08.1997 называется правило подготовки НПА федеральными органами исполнительной власти и их государственной регистрации. Акты создаются на основе и во исполнение ФЗ-м, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, а так же по инициативе самих органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения. Постановления Правительства принимаются на основании и во исполнение Конституции, ФЗ, нормативным указам Президента и не должны им противоречить. В случае противоречия одного из указанных актов постановления Правительства могут быть отменены Президентом (ст. 115 К РФ). В соответствии с подпунктом Б пункта 3 Указа Президента от 9.03.2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», федеральные министерства на основании и во исполнение законодательства актов Президента и Правительства самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности. В соответствии с п. 8 Указа Президента от 20.05.2004 называются вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти, иные органы исполнительной власти (службы, агентства) исполняют функции по принятию НПА. Акты министерств, служб, агентств конкретизируют нормы основных отраслей права. Они действуют в пределах внутриведомственных отношений для органов, должностных лиц и работников данной организации. Все акты, затрагивающие права и обязанности граждан либо статус организации или носящие межведомственный характер, подлежат обязательной регистрации в Министерстве Юстиции.

Делегированные  НПА издаются не государством, а органами МСУ, различными юридическими лицами в результате передачи им полномочий по принятию НПА. Вопросы, по которым могут быть приняты эти акты, должны быть прямо указаны в законе (например: правила трудового распорядка). Уставы организации, приказы органов МСУ, должностные инструкции работников.

 

Правовой обычай

 – это неоднократно  и широко применяемое правило  поведения, сложившееся на основе  постоянного и единообразного  повторения, которое санкционировано  государством.

ГК признал в общей  форме возможность применения обычаев  делового оборота, не противоречащих закону или договору (ст. 5 ГК).

Обычай становится правовым, когда государство санкционирует  его, признает его в качестве источника  права, а следовательно делает его  общеобязательным и обеспечивает его  исполнение силами принуждения.

Способы санкционирования:

  1. законодательное
  2. правоприменительное
  3. договорное
  4. признание государством международного обычая

Правовой прецедент

Признание этого источника  зависит от правовой системы.

Прецедент – от лат. «предшествующий», означает состоявшееся ранее решение  или постановление суда или иного органа, принимаемое за образец при решении и в дальнейшем аналогичных вопросов.

Судебный прецедент  – акт судейского правотворчества. В отличие от парламентского правотворчества  судебный прецедент

  1. не самостоятелен в том смысле, что привязан к другой основной функции судебной власти – осуществление правосудия;
  2. судейское правотворчество осуществляется в рамках закона и на основе закона, который исходит от законодательной власти;
  3. правотворчество суда в большей мере связано с толкованием права и восполнением пробелов в праве;
  4. существуют границы судейского правотворчества.

Особенность прецедента:

  • является общеобязательным и всеобщим

 


Информация о работе Принципы и функции права