Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:26, реферат
Это основополагающая идея, так или иначе выраженная в праве. Построить систему правовых норм, не определившись с принципами, на которых она базируется, невозможно. Чтобы выработать принципы, нужны научные познания. В правовой теории принципы раскрываются в понятиях и категориях, обосновываются и доказываются. Затем принципы либо получают общезначимое выражение или прямое закрепление в системе норм. На стадиях реализации нории права правовые принципы находят выражение в правопорядке как итоговом состоянии действия права.
Принципы и функции права
Понятие правового принципа:
Функции права
Право и государство
Право и экономика
Источники права
Теория государства и права
Принципы и функции права
Понятие правового принципа:
Это основополагающая идея, так или иначе
выраженная в праве. Построить систему
правовых норм, не определившись с принципами,
на которых она базируется, невозможно.
Чтобы выработать принципы, нужны научные
познания. В правовой теории принципы
раскрываются в понятиях и категориях,
обосновываются и доказываются. Затем
принципы либо получают общезначимое
выражение или прямое закрепление в системе
норм. На стадиях реализации нории права
правовые принципы находят выражение
в правопорядке как итоговом состоянии
действия права. Отдельные нормы не отражают
принцип целиком. Полное представление
о них дает целая система норм. Изменить
многие принципы не может даже законодатель.
Это связано с тем, что необходимо менять
всю систему норм, которую выражает данный
принцип. Наиболее широкие принципы использует
КС. КС при обосновании своих решений
широко использует понятие «общие принципы
права». К их числу относится принцип справедливости
и соразмерности. При их применении КС
исходит из того, что данные принципы обладают
высокой степенью обобщенности, предопределяют
конкретное содержание прав человека,
носят универсальный характер и тем самым
оказывают влияние на регулирование общественных
отношений. Общеобязательность таких
принципов состоит в их приоритетности
перед иными правовыми установлениями.
Правовая позиция КС является обязательной
для применения на всей территории РФ.
На решения КС можно ссылать в полном объеме.
Виды правовых принципов по степени выражения
в праве:
- общие идеи
- принципы, суть которых закреплена в
нормах прав
- общие принципы, которые распространяются
на всю систему права
- принципы для частного и публичного права
- отраслевые принципы (характерны для
одной отрасли)
- подотраслевые принципы
- институциональные принципы
Функции права
– это направления воздействия права на общественные отношения.
Право и другие социальные явления
Право и государство
Воздействие права на государство
Право оказывает воздействие…
Право и экономика
Экономика – искусство ведения домашнего хозяйства.
Экономика – определенная
социальная сфера, сочетание общественных
отношений, связанных с производством,
обменом и распределения
В рамках марксистской теории выделяют базис и надстройку. Базис – экономика. Надстройка – государство и право. Именно материальные условия определяют характер государственно-правовой действительности.
Экономика обуславливает
необходимость правового регули
Соотношение права и экономики сегодня должно проводиться с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере. Соотношение между экономической свободой и экономическим равенством должно быть оптимальным.
Участие права в регулировании экономики
Таким образом, соотношения права и экономики определяется необходимостью
Источники права
Форма права – внешнее выражение права.
Источник права – это…
В юридической науке выделяют следующие источники права:
НПА
Признаки акта:
Признаки нормативности:
Признаки права:
НПА – это официальный документ, установленный формой, принятый в пределах компетенции уполномоченного государством sb-а с соблюдением процедуры, содержащее общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократно применение.
НПА
законы:
подзаконные акты:
Законы принимаются законодательным органом или на референдуме, регулируют наиболее важные общественные отношения, которые определяются социально-экономическими, политическими и другими проблемами. Законы имеют верховенство на всей территории и высшую юридическую силу по отношению к другим НПА. Принимаются по специальной законодательной процедуре, которая призвана обеспечить всестороннюю стабильность законов.
Указы Президента должны соответствовать законам. Они издаются в пределах полномочий главы государства. Не все указы являются нормативными. Указы относят к подзаконным актам, в то же время Президент может принимать указы и в отсутствии ФЗ. Это право вытекает из того, что Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека, должен принимать меры по обеспечению независимости и целостности государства. Поэтому для обеспечения реализации норм Конституции Президент должен принимать меры до принятия закона. Однако в некоторых случаях право принимать указы по некоторым вопросам прямо исключается. Например, налоги могут быть установлены только законом.
Акты федеральных органов исполнительной власти. Постановлением правительства от 13.08.1997 называется правило подготовки НПА федеральными органами исполнительной власти и их государственной регистрации. Акты создаются на основе и во исполнение ФЗ-м, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, а так же по инициативе самих органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения. Постановления Правительства принимаются на основании и во исполнение Конституции, ФЗ, нормативным указам Президента и не должны им противоречить. В случае противоречия одного из указанных актов постановления Правительства могут быть отменены Президентом (ст. 115 К РФ). В соответствии с подпунктом Б пункта 3 Указа Президента от 9.03.2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», федеральные министерства на основании и во исполнение законодательства актов Президента и Правительства самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности. В соответствии с п. 8 Указа Президента от 20.05.2004 называются вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти, иные органы исполнительной власти (службы, агентства) исполняют функции по принятию НПА. Акты министерств, служб, агентств конкретизируют нормы основных отраслей права. Они действуют в пределах внутриведомственных отношений для органов, должностных лиц и работников данной организации. Все акты, затрагивающие права и обязанности граждан либо статус организации или носящие межведомственный характер, подлежат обязательной регистрации в Министерстве Юстиции.
Делегированные НПА издаются не государством, а органами МСУ, различными юридическими лицами в результате передачи им полномочий по принятию НПА. Вопросы, по которым могут быть приняты эти акты, должны быть прямо указаны в законе (например: правила трудового распорядка). Уставы организации, приказы органов МСУ, должностные инструкции работников.
Правовой обычай
– это неоднократно
и широко применяемое правило
поведения, сложившееся на
ГК признал в общей форме возможность применения обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору (ст. 5 ГК).
Обычай становится правовым,
когда государство
Способы санкционирования:
Правовой прецедент
Признание этого источника зависит от правовой системы.
Прецедент – от лат. «предшествующий», означает состоявшееся ранее решение или постановление суда или иного органа, принимаемое за образец при решении и в дальнейшем аналогичных вопросов.
Судебный прецедент – акт судейского правотворчества. В отличие от парламентского правотворчества судебный прецедент
Особенность прецедента: