Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 17:58, курсовая работа
Краткое описание
Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации. Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой.
Содержание
Введение…………………………………………………………………… …....3 1. Понятие, значение и классификация принципов права 1.1 Понятие принципов права………………………………………………... ..5 1.2 Значение, функции и классификация принципов права……………….....9 2. Содержание общеправовых принципов…………………………………....16 3. Отраслевые принципы права………………………………………………..26 4. Межотраслевые принципы права…………………………………………...30 Заключение……………………………………………………………………...33 Список использованных источников……………..…………………………...36
Следует отметить, что в законодательстве
отсутствует единый подход к определению
содержания принципа равенства. В одних
случаях он сводится к равноправию, в других
к равенству ответственности, в третьих
- к равенству оснований возникновения
прав и обязанностей, в четвертых - к идее
равенства возможностей участников правоотношений.
5) Единство юридических прав
и обязанностей. Суть этого принципа выражается
в органической связи и взаимообусловленности
юридических прав и обязанностей участников
общественных отношений: государства,
его органов, должностных лиц, граждан
и общественных объединений. При такой
организации общественных отношений праву
пользоваться определенным социальным
благом соответствует обязанность совершать
общественно полезные действия в интересах
других. Иными словами, говорить о реальности
какого-либо права можно лишь при наличии
соответствующей ему юридической обязанности.
Так, например, С.А. Иванова отмечает,
что «право гражданина на судебную защиту
реализуется через обязанность судов
осуществлять такую защиту; право гражданина
на социальное обеспечение в старости,
в случае болезни или утраты трудоспособности
обеспечивается государством в лице его
специальных органов, обязанных выплачивать
пенсии и пособия». В то же время закон
устанавливает, что осуществление прав
гражданином не должно противоречить
правам других людей.
6) Принцип ответственности
за вину. В соответствии с этим принципом
юридическая ответственность может быть
возложена на лицо лишь в том случае, если
оно виновно в нарушении требований правовой
нормы. Вина является ведущим началом,
определяющим основания юридической ответственности.
7) Принцип законности. Этот
принцип имеет наиболее общий и всеобъемлющий
характер. Его содержание выражается в
требовании строгого и полного исполнения
предписаний правовых норм всеми субъектами
права. Обеспечивая реализацию норм права,
данный принцип «одновременно содействует
воплощению в практике правового регулирования
других общих правовых принципов: социальной
справедливости, социальной свободы и
гуманизма».
Так, например, в ст. 3 Федерального
закона «О полиции» указывается, что «правовую
основу деятельности полиции составляют
Конституция Российской Федерации, общепризнанные
принципы и нормы международного права,
международные договоры РФ, федеральные
конституционные законы, настоящий Федеральный
закон, другие федеральные законы, нормативные
правовые акты Президента Российской
Федерации и нормативные правовые акты
Правительства Российской Федерации,
а также нормативные правовые акты федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего
функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере внутренних дел».
М.И. Байтин, раскрывая нравственные
принципы современного российского права
как неотчуждаемые и прирожденные права
и свободы человека и гражданина, также
анализирует формальное равенство как
равенство всех перед законом и судом,
что является и основополагающим нравственно-этическим
принципом, и одной из сторон принципа
законности (организационного принципа).
Итак, особое место в системе
принципов занимает принцип законности,
который можно определить как руководство
идеями, идеалами, рассмотрение их в качестве
критериев поступков в сфере отношений,
урегулированных правом. Принцип законности
и юридической гарантированности прав
и свобод личности, зафиксированных в
законе, связанности нормами закона деятельности
всех должностных лиц и государственных
органов рассматривается в юридической
литературе как всеобъемлющий.
Законность в ст. 15 Конституции
РФ обязывает органы государственной
власти, органы местного самоуправления,
должностных лиц, граждан и их объединения
соблюдать Конституцию Российской Федерации.
В данном случае необходимо не только
соблюдать конституционные нормы, но и
надлежащим образом их использовать.
Реализацию принципа законности,
на наш взгляд, целесообразно рассматривать
как обязательное, неуклонное исполнение
требований законов и основанных на них
подзаконных актов органами государственной
власти и управления, органами самоуправления,
должностными лицами, гражданами и их
объединениями.
8) Принцип социальной справедливости
имеет морально-правовое содержание и
обеспечивает соответствие между практической
ролью индивидов в жизни общества и их
социальным положением, между их правами
и обязанностями, трудом и вознаграждением,
преступлением и наказанием, заслугами
человека и их общественным признанием.
Посредством права достигается наиболее
оптимальная соразмерность между возможным
и должным поведением и оценкой его результатов.
«Справедливость - также одно из ведущих
начал в практике правового регулирования,
при решении конкретных юридических дел
(например, при назначении размера пенсии,
выделении жилья, определении меры уголовного
наказания)».
Идея соотнесения справедливости
и законности, права и закона уходит своими
корнями в античную философию. Через тысячелетия
суждения древних мыслителей находят
подтверждение, например, в следующем
кратком определении, которое дает праву
В.С. Нерсесянц: «Право - это обязательный
принцип равенства или, иначе говоря, равная
мера свободы, обладающая законной силой».
.C. Нерсесянц наиболее последовательно
и обстоятельно аргументирует и наиболее
радикально решает вопрос о правовом характере
справедливости, и подводит следующий
итог своим рассуждениям: «в обобщенном
виде можно сказать, что справедливость
- это самосознание, самовыражение и самооценка
права и потому вместе с тем - правовая
оценка всего остального, внеправового».
Нормативность - признак права,
выражающий собой в концентрированном
виде всеобщность, обязательность, непрерывность
и территориальную общность действия
правовых предписаний.
По мнению профессора М.И. Байтина,
«к организационным принципам российского
права относятся: федерализм, законность,
сочетание убеждения и принуждения, стимулирование
и ограничения в праве».
Принцип федерализма отражает
федеральное устройство России. Основным
Законом государства (ст. 4) закреплено,
что Конституция РФ и федеральные законы
имеют верховенство на всей территории
Российской Федерации. Вместе с тем четко
определены соотношение различных нормативных
актов, издаваемых в РФ, и юридическая
сила выражаемых в них правовых норм.
Согласно ст. 76 Конституции
РФ: 1) по предметам ведения Российской
Федерации принимаются федеральные конституционные
законы и федеральные законы, имеющие
прямое действие на всей территории РФ;
2) по предметам совместного ведения РФ
и субъектов РФ издаются федеральные законы
и принимаемые в соответствии с ними законы
и иные нормативные правовые акты субъектов
РФ; 3) федеральные законы не могут противоречить
федеральным конституционным законам;
4) вне пределов ведения РФ, совместного
ведения РФ и субъектов РФ, республики,
края, области, города федерального значения,
автономная область и автономные округа
осуществляют собственное правовое регулирование,
включая принятие законов и иных нормативных
правовых актов; 5) законы и иные нормативные
правовые акты субъектов РФ не могут противоречить
федеральным законам, принятым по предметам
ведения РФ и совместного ведения РФ и
субъектов РФ, а в случае противоречия
между федеральным законом и иным актом,
изданным в РФ, действует федеральный
закон; 6) в случае противоречия между федеральным
законом и нормативным правовым актом
субъекта РФ, изданным вне пределов ведения
РФ и совместного ведения РФ и субъектов
РФ, действует региональный нормативный
правовой акт.
Упорядочивая соотношение и
взаимодействие федеральных и региональных
нормативных правовых актов и содержащихся
в них правовых норм, принцип федерализма
служит предупреждению и разрешению возможных
коллизий между ними, преодолению имеющихся
в настоящее время многочисленных расхождений
между федеральным (включая Конституцию
РФ) и региональным законодательством,
обеспечению стабильного и гармоничного
функционирования единой для всей Федерации
системы права.
Одним из принципов, фундаментирующих
выполнение правом своей специфической
социальной роли, практическую реализацию
его функций, является сочетание убеждения
и принуждения.
Следует, однако, иметь в виду,
что сами убеждение и принуждение, равно
как и их сочетание, не являются специфически
юридическими явлениями и категориями.
Убеждение и принуждение - универсальные
методы функционирования любой разновидности
общественной власти, осуществления всякого
социального управления. Их использование
свойственно всем известным разновидностям
социальных регуляторов - обычаям, нравственным,
корпоративным, религиозным и другим социальным
нормам.
Отличительная особенность
убеждения, принуждения и их сочетания
в праве состоит в том, что они связаны
с регламентируемой правовыми нормами
деятельностью государства, правовыми
формами выполнения им своих функций.
Лишь тогда убеждение и принуждение становятся
государственными, т. е. такими, за которыми
стоит аппарат государства, и приобретают
вследствие этого юридический характер,
когда они используются в качестве средства,
метода осуществления правом своей роли
официально-властного регулятора общественных
отношений.
В этой ипостаси убеждение и
принуждение выступают как двуединый
метод, основное средство охраны норм
права от нарушений, достижения поставленных
перед ними целей - не в отдельности, не
порознь, не в случайной, произвольной
связке, а в органическом, внутренне согласованном,
разумном сочетании. Только в этом случае
они будут действенными, эффективными.
Как отмечает М.И. Байтин, трудно
согласиться с давно бытующим мнением
некоторых ученых, согласно которому правовые
нормы «охраняются силою общественного
убеждения и мерами государственного
принуждения». Приведенное утверждение
исходит из предположения, будто в средствах,
способах охраны права существует некое
искусственное разграничение прерогатив:
убеждение - компетенция лишь общественных
организаций, принуждение - только государства.
В действительности же меры
убеждения, воспитания, организации так
же, как и меры принуждения, применяются
в целях охраны норм права от нарушений
и государственными органами, и общественными
организациями. Однако различие состоит
в том, что в первом случае убеждение и
принуждение выступают как принципы права,
специфически юридические методы правового
регулирования, а во втором - как обще-социальные,
морально-этические, корпоративные и т.
п. методы (способы, приемы) регулирования
общественных отношений.
Особенность государственного
принуждения в отличие от принуждения,
осуществляемого той или иной общественной
организацией, состоит в том, что последнее
не нуждается в правовом урегулировании
и включает в себя различные меры общественного
воздействия, тогда как первое осуществляется
на основе соответствующих юридических
норм специально управомоченным на то
государственным аппаратом.
В различных по характеру государствах
(демократических или тоталитарных) и
соответствующих правовых системах соотношение
между убеждением и принуждением в праве
существенно различается. В различной
исторической обстановке данное соотношение
может быть не вполне одинаковым и у демократических
государств.
Для права современной России,
развивающейся в направлении формирования
цивилизованного гражданского общества
и правового государства, характерны,
с одной стороны, выдвижение на первый
план убеждения, с другой - некоторое сужение
сферы применения государственного принуждения.
Однако это ни в коей мере не означает
ни какой-либо недооценки или умаления
значения принуждения в праве, ни какого-либо
сокращения сферы правового регулирования
вообще.
Напротив, как показывает опыт
последнего времени, круг общественных
отношений (в частности, имущественных,
финансово-налоговых, жилищных, семейных,
экологических и др.), охватываемых регулирующим
воздействием юридических норм, возрастает.
Сообразно этому повышается роль права
в реформировании различных сторон жизни
общества, особенно в сферах развития
и охраны прав и свобод граждан, рыночных
отношений и др.
Тесно связанным с рассмотренным
выше и столь же распространенным в праве
является принцип сочетания стимулирования
и ограничений. Этот принцип ориентирует
на парное использование для обеспечения
действия («работы») права, достижения
целей правового регулирования таких
специфически юридических средств, как,
с одной стороны, правомочия, дозволения,
охраняемые законом интересы, льготы и
иные виды поощрения и т. д., с другой - ограничения,
запреты, приостановления, наказания и
другие виды юридической ответственности.
Данный принцип пронизывает всю правовую
материю.
Как справедливо замечено, «правовые
стимулы должны разумно сочетаться с правовыми
ограничениями, ведь для законодателя
важно не только побуждать к социально-полезному
поведению, но и сдерживать поведение
социально-вредное, которое может причинить
урон интересам личности, коллектива,
государства, общества».
Проблема правовых стимулов
и правовых ограничений в виде парных
юридических категорий - сравнительно
новое и перспективное направление в юридической
науке. Один из важных и вместе с тем на
сегодня наименее исследованных аспектов
этой проблемы - сочетание стимулирования
и ограничений в праве как общий организационный
правовой принцип.
Подводя итог по данной главе
можно сделать вывод о том, что под общеправовыми
принципами понимаются идеи, обладающие
вышеуказанными признаками, отражающими
сущность и назначение всей системы права
(например, принцип равенства, законности,
справедливости, гуманизма).
Все принципы тесно взаимосвязаны,
взаимодействуют и вытекают друг из друга.
Общую систему взаимодействия принципов
можно было бы описать следующим образом:
общеправовые принципы, отражающие сущность
всей правовой системы, имеют двойственное
проявление: с одной стороны они являются
непосредственно действующими, с другой
стороны, они отражаются в межотраслевых
и отраслевых принципах права.