Принципы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации. Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… …....3
1. Понятие, значение и классификация принципов права
1.1 Понятие принципов права………………………………………………... ..5
1.2 Значение, функции и классификация принципов права……………….....9
2. Содержание общеправовых принципов…………………………………....16
3. Отраслевые принципы права………………………………………………..26
4. Межотраслевые принципы права…………………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованных источников……………..…………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 65.17 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что в законодательстве отсутствует единый подход к определению содержания принципа равенства. В одних случаях он сводится к равноправию, в других к равенству ответственности, в третьих - к равенству оснований возникновения прав и обязанностей, в четвертых - к идее равенства возможностей участников правоотношений.

5) Единство юридических прав и обязанностей. Суть этого принципа выражается в органической связи и взаимообусловленности юридических прав и обязанностей участников общественных отношений: государства, его органов, должностных лиц, граждан и общественных объединений. При такой организации общественных отношений праву пользоваться определенным социальным благом соответствует обязанность совершать общественно полезные действия в интересах других. Иными словами, говорить о реальности какого-либо права можно лишь при наличии соответствующей ему юридической обязанности.

Так, например, С.А. Иванова отмечает, что «право гражданина на судебную защиту реализуется через обязанность судов осуществлять такую защиту; право гражданина на социальное обеспечение в старости, в случае болезни или утраты трудоспособности обеспечивается государством в лице его специальных органов, обязанных выплачивать пенсии и пособия». В то же время закон устанавливает, что осуществление прав гражданином не должно противоречить правам других людей.

6) Принцип ответственности за вину. В соответствии с этим принципом юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нормы. Вина является ведущим началом, определяющим основания юридической ответственности.

7) Принцип законности. Этот принцип имеет наиболее общий и всеобъемлющий характер. Его содержание выражается в требовании строгого и полного исполнения предписаний правовых норм всеми субъектами права. Обеспечивая реализацию норм права, данный принцип «одновременно содействует воплощению в практике правового регулирования других общих правовых принципов: социальной справедливости, социальной свободы и гуманизма».

Так, например, в ст. 3 Федерального закона «О полиции» указывается, что «правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел».

М.И. Байтин, раскрывая нравственные принципы современного российского права как неотчуждаемые и прирожденные права и свободы человека и гражданина, также анализирует формальное равенство как равенство всех перед законом и судом, что является и основополагающим нравственно-этическим принципом, и одной из сторон принципа законности (организационного принципа).

Итак, особое место в системе принципов занимает принцип законности, который можно определить как руководство идеями, идеалами, рассмотрение их в качестве критериев поступков в сфере отношений, урегулированных правом. Принцип законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанности нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов рассматривается в юридической литературе как всеобъемлющий.

Законность в ст. 15 Конституции РФ обязывает органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения соблюдать Конституцию Российской Федерации. В данном случае необходимо не только соблюдать конституционные нормы, но и надлежащим образом их использовать.

Реализацию принципа законности, на наш взгляд, целесообразно рассматривать как обязательное, неуклонное исполнение требований законов и основанных на них подзаконных актов органами государственной власти и управления, органами самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.

8) Принцип социальной справедливости имеет морально-правовое содержание и обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами человека и их общественным признанием. Посредством права достигается наиболее оптимальная соразмерность между возможным и должным поведением и оценкой его результатов. «Справедливость - также одно из ведущих начал в практике правового регулирования, при решении конкретных юридических дел (например, при назначении размера пенсии, выделении жилья, определении меры уголовного наказания)».

Идея соотнесения справедливости и законности, права и закона уходит своими корнями в античную философию. Через тысячелетия суждения древних мыслителей находят подтверждение, например, в следующем кратком определении, которое дает праву В.С. Нерсесянц: «Право - это обязательный принцип равенства или, иначе говоря, равная мера свободы, обладающая законной силой». .C. Нерсесянц наиболее последовательно и обстоятельно аргументирует и наиболее радикально решает вопрос о правовом характере справедливости, и подводит следующий итог своим рассуждениям: «в обобщенном виде можно сказать, что справедливость - это самосознание, самовыражение и самооценка права и потому вместе с тем - правовая оценка всего остального, внеправового».

Нормативность - признак права, выражающий собой в концентрированном виде всеобщность, обязательность, непрерывность и территориальную общность действия правовых предписаний.

По мнению профессора М.И. Байтина, «к организационным принципам российского права относятся: федерализм, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирование и ограничения в праве».

Принцип федерализма отражает федеральное устройство России. Основным Законом государства (ст. 4) закреплено, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем четко определены соотношение различных нормативных актов, издаваемых в РФ, и юридическая сила выражаемых в них правовых норм.

Согласно ст. 76 Конституции РФ: 1) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ; 2) по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; 3) федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам; 4) вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ, республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов; 5) законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон; 6) в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, действует региональный нормативный правовой акт.

Упорядочивая соотношение и взаимодействие федеральных и региональных нормативных правовых актов и содержащихся в них правовых норм, принцип федерализма служит предупреждению и разрешению возможных коллизий между ними, преодолению имеющихся в настоящее время многочисленных расхождений между федеральным (включая Конституцию РФ) и региональным законодательством, обеспечению стабильного и гармоничного функционирования единой для всей Федерации системы права.

Одним из принципов, фундаментирующих выполнение правом своей специфической социальной роли, практическую реализацию его функций, является сочетание убеждения и принуждения.

Следует, однако, иметь в виду, что сами убеждение и принуждение, равно как и их сочетание, не являются специфически юридическими явлениями и категориями.

Убеждение и принуждение - универсальные методы функционирования любой разновидности общественной власти, осуществления всякого социального управления. Их использование свойственно всем известным разновидностям социальных регуляторов - обычаям, нравственным, корпоративным, религиозным и другим социальным нормам.

Отличительная особенность убеждения, принуждения и их сочетания в праве состоит в том, что они связаны с регламентируемой правовыми нормами деятельностью государства, правовыми формами выполнения им своих функций. Лишь тогда убеждение и принуждение становятся государственными, т. е. такими, за которыми стоит аппарат государства, и приобретают вследствие этого юридический характер, когда они используются в качестве средства, метода осуществления правом своей роли официально-властного регулятора общественных отношений.

В этой ипостаси убеждение и принуждение выступают как двуединый метод, основное средство охраны норм права от нарушений, достижения поставленных перед ними целей - не в отдельности, не порознь, не в случайной, произвольной связке, а в органическом, внутренне согласованном, разумном сочетании. Только в этом случае они будут действенными, эффективными.

Как отмечает М.И. Байтин, трудно согласиться с давно бытующим мнением некоторых ученых, согласно которому правовые нормы «охраняются силою общественного убеждения и мерами государственного принуждения». Приведенное утверждение исходит из предположения, будто в средствах, способах охраны права существует некое искусственное разграничение прерогатив: убеждение - компетенция лишь общественных организаций, принуждение - только государства.

В действительности же меры убеждения, воспитания, организации так же, как и меры принуждения, применяются в целях охраны норм права от нарушений и государственными органами, и общественными организациями. Однако различие состоит в том, что в первом случае убеждение и принуждение выступают как принципы права, специфически юридические методы правового регулирования, а во втором - как обще-социальные, морально-этические, корпоративные и т. п. методы (способы, приемы) регулирования общественных отношений.

Особенность государственного принуждения в отличие от принуждения, осуществляемого той или иной общественной организацией, состоит в том, что последнее не нуждается в правовом урегулировании и включает в себя различные меры общественного воздействия, тогда как первое осуществляется на основе соответствующих юридических норм специально управомоченным на то государственным аппаратом.

В различных по характеру государствах (демократических или тоталитарных) и соответствующих правовых системах соотношение между убеждением и принуждением в праве существенно различается. В различной исторической обстановке данное соотношение может быть не вполне одинаковым и у демократических государств.

Для права современной России, развивающейся в направлении формирования цивилизованного гражданского общества и правового государства, характерны, с одной стороны, выдвижение на первый план убеждения, с другой - некоторое сужение сферы применения государственного принуждения. Однако это ни в коей мере не означает ни какой-либо недооценки или умаления значения принуждения в праве, ни какого-либо сокращения сферы правового регулирования вообще.

Напротив, как показывает опыт последнего времени, круг общественных отношений (в частности, имущественных, финансово-налоговых, жилищных, семейных, экологических и др.), охватываемых регулирующим воздействием юридических норм, возрастает. Сообразно этому повышается роль права в реформировании различных сторон жизни общества, особенно в сферах развития и охраны прав и свобод граждан, рыночных отношений и др.

Тесно связанным с рассмотренным выше и столь же распространенным в праве является принцип сочетания стимулирования и ограничений. Этот принцип ориентирует на парное использование для обеспечения действия («работы») права, достижения целей правового регулирования таких специфически юридических средств, как, с одной стороны, правомочия, дозволения, охраняемые законом интересы, льготы и иные виды поощрения и т. д., с другой - ограничения, запреты, приостановления, наказания и другие виды юридической ответственности. Данный принцип пронизывает всю правовую материю.

Как справедливо замечено, «правовые стимулы должны разумно сочетаться с правовыми ограничениями, ведь для законодателя важно не только побуждать к социально-полезному поведению, но и сдерживать поведение социально-вредное, которое может причинить урон интересам личности, коллектива, государства, общества».

Проблема правовых стимулов и правовых ограничений в виде парных юридических категорий - сравнительно новое и перспективное направление в юридической науке. Один из важных и вместе с тем на сегодня наименее исследованных аспектов этой проблемы - сочетание стимулирования и ограничений в праве как общий организационный правовой принцип.

Подводя итог по данной главе можно сделать вывод о том, что под общеправовыми принципами понимаются идеи, обладающие вышеуказанными признаками, отражающими сущность и назначение всей системы права (например, принцип равенства, законности, справедливости, гуманизма).

Все принципы тесно взаимосвязаны, взаимодействуют и вытекают друг из друга. Общую систему взаимодействия принципов можно было бы описать следующим образом: общеправовые принципы, отражающие сущность всей правовой системы, имеют двойственное проявление: с одной стороны они являются непосредственно действующими, с другой стороны, они отражаются в межотраслевых и отраслевых принципах права.

Информация о работе Принципы права