Принципы правового положения и конституционные гарантии прав и свобод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 20:00, контрольная работа

Краткое описание

Гражданство, как правило, харак¬терно для республик. Оно подразумевает связь человека и государства, т. е. гражданин - это лицо, которое обладает правом и обязанностью ак¬тивно участвовать в реализации государственной власти .
Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются в конституциях, подробное регулирование осуществляется обычными законами.
Есть конституции, которые не содержат специальных норм о гражданстве. Например, Конституция Италии; гражданство этой страны регулируется Законом о гражданстве 1912 г. с изменениями и дополнениями и Положением о гражданстве 1983 г. А Конституция Кубы, на¬пример, имеет целую главу о гражданстве, где подробно регламентируются данный институт.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3 стр.
1. Основные вопросы правового статуса личности
в зарубежных странах ……………………………………………………. 5 стр.
2. Принципы правового положения и конституционные
гарантии прав и свобод ……………………………………………………14 стр.

Заключение …………………………………………………………………21 стр.
Список литературы …………………………………………………….. 22 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

123.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  ………………………………………………………………….   3 стр.

 

1. Основные вопросы правового статуса личности

в зарубежных странах   ……………………………………………………. 5 стр.

 

2. Принципы правового  положения и конституционные 

гарантии прав и свобод ……………………………………………………14 стр.

 

 

Заключение …………………………………………………………………21 стр.

 

Список литературы  ……………………………………………………..    22 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Гражданство, как правило, характерно для республик. Оно подразумевает связь человека и государства, т. е. гражданин - это лицо, которое обладает правом и обязанностью активно участвовать в реализации государственной власти1.

Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются в  конституциях, подробное регулирование  осуществляется обычными законами.

Есть конституции, которые не содержат специальных норм о гражданстве. Например, Конституция Италии; гражданство этой страны регулируется Законом о гражданстве 1912 г. с изменениями и дополнениями и Положением о гражданстве 1983 г. А Конституция Кубы, например, имеет целую главу о гражданстве, где подробно регламентируются данный институт.

Конституция США 1789 г. была первой конституцией этого государства  и является действующей до сих  пор. Конституция США включает три  компонента: преамбулу, семь статей и  двадцать шесть поправок.

Конституция США первоначально  почти не содержала положений  о правах и свободах граждан, хотя ряд важных норм можно найти и  в тексте конституции.

Права и свободы граждан  в основном закреплены в первых десяти поправках, точнее - дополнениях, получивших название Билль о правах, принятых первым конгрессом в 1789 г.

Что касается характера  закрепленных прав и свобод, то они  относятся лишь к политическим и  личным, и среди них почти целиком  отсутствуют социально-экономические  права и свободы.

Нынешняя конституция Франции была принята и утверждена на референдуме в 1958 г. Конституция Франции 1958 г. - это всего лишь часть действующего основного закона. В соответствии с преамбулой акта 1958 г. его составной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула конституции 1946 г., главным образом провозглашающие права и свободы граждан.

Особенностью действующего основного закона Франции является его структура и порядок закрепления  провозглашаемых прав и свобод граждан.

Конституция Италии вступила в силу с 1 января 1948 г. Демократизм итальянского основного закона выразился в закреплении обширного круга демократических прав и свобод. Около третьей части конституции составляют статьи отличные от классического перечня прав и свобод, заметно выделяются социально-экономические права и свободы.

Но до сих пор некоторые  положения конституции остаются декларативными, желаемыми, не всегда практикуемыми, особенно это касается статей, регулирующих права и свободы  граждан.

Конституционные права  можно классифицировать на индивидуальные и коллективные, основные и дополнительные, но наибольшее значение имеет классификация прав по содержанию: личные (гражданские), социальные (экономические и культурные), политические.

Актуальность данной темы заключается в том, что гражданство является важнейшим государственно-правовым институтом, определяющим взаимоотношения человека с государством, первоосновой правового статуса личности. Обусловлено это, прежде всего тем, что закрепленный конституцией и действующим законодательством объем прав, свобод и обязанностей личности непосредственно связан с гражданством. Во всей полноте лицо может их использовать, только будучи гражданином соответствующего государства.

Цель контрольной работы - рассмотреть регулирование вопросов гражданства в зарубежных странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные вопросы правового статуса личности в зарубежных странах

Гражданство (подданство): понятие, порядок приобретения и утраты

Гражданство (подданство) означает правовую принадлежность лица к данному государству. Гражданство и подданство равнозначны в том плане, что и на гражданина и на подданного распространяется суверенитет государства (т.е. лицо пользуется со стороны государства защитой прав и свобод как внутри страны, так и за ее пределами). Понятие «подданство» традиционно относится к государствам с монархической формой правления. Подданство в первоначальном смысле означает личную верность монарху данного государства. Гражданство, как правило, характерно для республик. Оно подразумевает связь человека и государства, т. е. гражданин - это лицо, которое обладает правом и обязанностью активно участвовать в реализации государственной власти2.

Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются в  конституциях, подробное регулирование  осуществляется обычными законами. Есть конституции, которые не содержат специальных норм о гражданстве. Например, Конституция Италии; гражданство этой страны регулируется Законом о гражданстве 1912 г. с изменениями и дополнениями и Положением о гражданстве 1983 г. А Конституция Кубы, например, имеет целую главу о гражданстве, где подробно регламентируются данный институт.

Институт гражданства  включает нормы, регулирующие правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов), беженцев. Тесно связаны с институтом гражданства вопросы предоставления политического убежища, выдача человека другому государству (экстрадиция), возможность высылки из страны.

В государствах с унитарной  формой правления существует единое гражданство, а во многих федеративных государствах наряду с общефедеральным существует еще и гражданство субъектов (штатов, земель и т. д.). Каждый человек считается в таком государстве гражданином союза и одновременно - субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, вследствие чего имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами одной и той же федерации.

Институт гражданства  постоянно развивается. Одной из последних новелл является учреждение гражданства Европейского Союза, которое распространяется на всех граждан государств - членов ЕС и способствует существенному расширению их прав и свобод.

Существует несколько  способов приобретения гражданства (подданства). Подавляющее большинство людей приобретает гражданство по рождению. Такой способ называется филиацией. Гражданство приобретается на основе принципа «права крови» и «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, а во втором - ребенок становится гражданином того государства, на территории которого родился, независимо от гражданства родителей. В большинстве стран законодательство предусматривает оба основания приобретения гражданства по рождению: и права крови, и права почвы.

Вторым общепризнанным способом приобретения гражданства  является натурализация. Натурализация - это прием в гражданство иностранца по заявлению. Обычно натурализация  может иметь место после определенного срока проживания иностранца на территории данного государства (например, чтобы получить гражданство Венгрии, нужно прожить на ее территории 3 года, Алжира - 7 лет).

Кроме проживания на территории данного государства к лицу предъявляются  и другие требования. Одним из таких требований является знание языка страны, в гражданство которой лицо желает вступить. Предъявляется также требование к состоянию здоровья данного лица (например, отсутствие заболевания СПИДом), наличие дееспособности. В большинстве стран предъявляется требование - не быть зарегистрированным в качестве члена террористической организации.

В отдельных арабских государствах (Кувейт, ОАЭ и др.) в  гражданство могут быть приняты только мусульмане.

Вступление в брак, как правило, не влечет автоматического предоставления гражданства, хотя и облегчает процедуру его получения.

Наряду с двумя указанными повсеместно распространенными  способами приобретения гражданства  существуют и менее распространенные

Гражданство может быть приобретено путем оптации, т. е. выбора гражданства одного из двух государств, при изменении границ. В этом случае предусмотрен упрощенный порядок приобретения гражданства. Частный случай оптации - трансферт, который предполагает обязательную смену гражданства при изменении границ двух государств.

Гражданство может быть приобретено в результате репатриации, т. е. восстановления раннее утраченного  гражданства.

Гражданство некоторых  лиц зависит от гражданства других лиц. Гражданство несовершеннолетних детей по законодательству ряда стран  соответствует гражданству родителей и меняется вместе с гражданством родителей. Однако по достижении определенного возраста (например, в Болгарии с 14 лет, в Польше с 16 лет) изменение гражданства родителей влечет за собой изменение гражданства детей не автоматически, а лишь с письменного согласия самих детей. Усыновление ведет к тому, что несовершеннолетний усыновленный приобретает гражданство усыновителей.

В некоторых странах  объем прав граждан различается  в зависимости от способа его  приобретения. Так, в США президентом страны может быть избрано только лицо, являющееся гражданином по рождению.

Гражданство прекращается вследствие таких причин, как отказ  от гражданства (выход из гражданства), утрата гражданства, лишение гражданства, оптация другого гражданства, а также по некоторым другим причинам.

Отказ от гражданства  или выход из него имеет место  по заявлению заинтересованного  гражданина и с согласия компетентных органов государства. Основания  для отклонения заявления обычно устанавливаются законодательно.

Утрата гражданства  как особый случай прекращения гражданства  носит автоматический характер вследствие совершения лицом определенных запрещенных действий, например, поступление на иностранную государственную службу, использование фальшивых документов при приобретении гражданства. В США, например, автоматически (т. е. без обязательного акта волеизъявления лица) гражданство утрачивает лицо, присягнувшее или особым образом заявившее о верности иностранному государству или его политико-территориальному подразделению.

Лишение гражданства  является санкцией государства в  отношении лица, допускающего недозволенное  поведение. Обычно такая мера применяется только к натурализованным гражданам в течение небольшого срока после натурализации.

Правовое положение  лиц без гражданства (апатридов) и лиц с множественным гражданством

Лицами без гражданства  являются те, кто не может доказать наличие у них какого-либо гражданства. Правовое положение лиц без гражданства во всех странах приравнивается к правовому положению иностранцев. Государства, как правило, не заинтересованы в проживании на их территории большого числа лиц без гражданства и поэтому создают условия для перехода в гражданство постоянно проживающих на их территориях лиц без гражданства.

Наиболее частным случаем  многогражданства является бипатризм, т. с. принадлежность лица к гражданству двух государств, что удостоверяется соответствующими документами. Двойное гражданство в ряде случаев создает для его обладателя определенные сложности, если каждое из государств требует от него выполнения гражданских обязанностей.

Правовое положение  иностранцев.

В демократическом государстве  иностранцы, которые практически  постоянно проживают в данной стране, по своему правовому положению  в основном приравниваются к правовому  положению граждан данного государства. Но они не обладают политическими правами, не подлежат призыву на военную службу, не могут занимать некоторые должности (например, должность судьи, капитана корабля, командира воздушного судна, полицейского и т. д.).

Временно пребывающие на территории другого государства иностранцы в большей степени ограничены в правах (в плане трудовой деятельности, социального обеспечения, образования и др.).

Особое место среди  иностранцев занимают дипломатические  и консульские представители. Правовое положение этих лиц урегулировано международными актами, например, Венская конвенция о дипломатических отношениях 1961 г. Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Дипломаты и консульские представители освобождены из-под уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Дипломаты пользуются налоговыми и таможенными льготами.

Классификация прав, свобод и обязанностей человека

Начать следует с группы личных прав и свобод. Характерной особенностью группы личных прав и свобод является то, что обладание этими правами непосредственно не зависит от принадлежности человека к гражданству государства. Эти права неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку по факту рождения.

Информация о работе Принципы правового положения и конституционные гарантии прав и свобод