Принципы правосудия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:11, контрольная работа

Краткое описание

Правосудие – это форма, составляющая деятельность, которая заключается в рассмотрении и разрешении судебного заседания отнесённого к компетенции суда гражданского, уголовного и иных дел. Правосудие осуществляется специальным на то органом – судом.
Отправлением правосудия занимается только суды, которые перечислены в законе “О судебной системе”.
Правосудие осуществляется в определённой законом процессуальной форме или в особом процессуальном порядке. Порядок рассмотрения и разрешения дел судебными органами, определяется процессуальным законодательством. Правосудие осуществляется путём рассмотрения судебных заседаний в гражданском, уголовном и иных делах.

Содержание

1.ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ. ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

правохр орг. принцыпы правосудия .docx

— 53.94 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1.ПРИНЦИПЫ  ПРАВОСУДИЯ. ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 

3. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ. ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.

Правосудие – это форма, составляющая деятельность, которая  заключается в рассмотрении и  разрешении судебного заседания  отнесённого к компетенции суда гражданского, уголовного и иных дел. Правосудие осуществляется специальным  на то органом – судом.

Отправлением правосудия занимается только суды, которые перечислены  в законе “О судебной системе”.

Правосудие осуществляется в определённой законом процессуальной форме или в особом процессуальном порядке. Порядок рассмотрения и  разрешения дел судебными органами, определяется процессуальным законодательством. Правосудие осуществляется путём рассмотрения судебных заседаний в гражданском, уголовном и иных делах.

Гражданские дела – это  дела по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых, административных и иных правоотношений, а также  дела особого производства.

Уголовные дела – это  дела о преступлениях, предусмотренных  уголовным кодексом РФ.

Иные дела – о административных правонарушениях.

Принцип – основное, исходное положение в науке. Принцип правосудия – это закреплённые в Конституции  РФ и иных нормативных актов, основных руководящих положений общего характера, которые выражают сущность правосудия и служат выполнению задач, стоящих  перед судом.

В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не  могут противоречить принципам, поскольку последние в большинстве своем закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу — Конституции РФ и федеральных законах. Они также берут свои истоки и в других высокоавторитетных актах — Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.. Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.1[1]

В отличие от конкретных законодательных предписаний специфика положений, именуемых принципами (основами), состоит также в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов, которые, создавая новые законы или корректируя их, должны считаться с существующими демократическими требованиями или традициями в той или иной сфере, в частности в сфере организации и деятельности правосудия.

Принципы правосудия имеют  ряд признаков:

-        все принципы закреплены в законах (Конституция РФ 30 ст.; федеральный конституционный закон “О судебной системе”; федеральный закон “О статусе судей”; закон “О судоустройстве РСФСР”);

-        принципы правосудия представляют собой наиболее общие правила, закрепляющие организацию судебных органов и основу их деятельности;

-        принципы правосудия носят руководящий характер;

-        принципы правосудия образуют единую систему, в которой они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

 Законность. ( ч. 2 ст. 15 Конституции РФ : «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

В наши дни законностью  принято считать неуклонное соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных нормативных актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, должностными лицами, гражданами. К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах Федерации конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут. Федеральные законы обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Соответственно акты, издаваемые органами субъекта Федерации, действуют на территории данного субъекта. Если суд при разбирательстве конкретного дела установит, что какой-то акт государственного или иного органа противоречит закону, то он вправе принять решение, руководствуясь не этим актом, а законом.

Таковы конституционные  положения, лежащие в основе принципа законности, который по праву считают универсальным, поскольку он должен реализовываться во всех сферах государственной жизни и деятельности. При характеристике этого принципа важно знать, что он конкретизирован и развит во многих законодательных актах и ряде международных соглашений, обязательных к исполнению на территории Российской Федерации.

Для правосудия данный принцип  имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной  деятельности тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства гражданских и уголовных дел. Там, где нет такого соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии.

Осуществление правосудия только судом  (Ст. 49 , ст. 118 Конституции РФ, ст. 13 УПК : «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом» ).

Таким образом,  только суд, действующий на основании предписаний закона, может признать человека виновным и назначить ему уголовное наказание. Применительно к отправлению правосудия по гражданским делам, осуществляемому общими, арбитражными и военными судами, положение, содержащееся в ст. 118 Конституции РФ, тоже конкретизируется в ряде других законов, в первую очередь в ГПК и АПК.

Круг органов, уполномоченных вершить правосудие, четко ограничен  названными выше законами. К ним  отнесены Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные суды и высшие арбитражные суды республик, краевые, областные, городские суды и арбитражные суды, суды и арбитражные суды автономной области и автономных округов, районные (городские) народные суды, военные суды. Этот перечень является исчерпывающим.

Требование, чтобы данный вид государственной деятельности выполнялся только судами, имеет в виду также то, что акты правосудия (приговоры или иные судебные решения), которые после вступления в законную силу приобретают общеобязательное значение, подлежат неуклонному проведению в жизнь. Отменять или изменять их вправе лишь вышестоящие судебные органы с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий, ограждающих права и законные интересы граждан, а равно правомерные интересы общества и государства.

Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности  суда ( Ст. 18, 45, 47, 119, 121, 123 Конституции РФ ).

Суть принципа: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать  гражданские и уголовные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен и беспристрастен. Это положение вытекает из анализа предписаний Конституции РФ и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международных документов. К числу последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах: «Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона» ( в ч. 1 ст. 14 ).2[2]

Независимость судей, присяжных и народных заседателей  и подчинение их только закону (ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 Ф.К.З. “О судебной системе”, ст. 7  ГПК, ст. 16 УПК).

Судьи независимы и подчиняются  только Конституции РФ и федеральным  законам. Суть принципа состоит в  стремлении обеспечить такие условия , в которых суд смог бы иметь реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего вмешательства , без какого-то ни было давления, на прочной основе предписаний закона.  Реализацию принципа независимости определяют правовые, экономические и политические  гарантии судей, закреплённые законом:

-        Процессуальным законом предусматривается особая процедура рассмотрения и разрешения дел;

-        Запрещается вмешиваться в деятельность по осуществлению правосудия. Есть глава в Уголовном кодексе РФ по нарушениям в сфере осуществления правосудия;

-        Несменяемость судей (ст. 121 Конституции РФ) – после наделения полномочиями, деятельность судьи не ограниченна определённым сроком. Исключения: судьи конституционного суда РФ на 12 лет, не переизбираются. Мировые судьи назначаются на 5 лет. Военные судьи гарнизонных судов и судьи районных судов избираются 1-ый раз с испытательным сроком на три года;

-        Судьи не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия;

-        Предоставлен исчерпывающий перечень для прекращения и приостановления деятельности судей (ст.13,14 “Закон о статусе судей”);

-        Право судьи на отставку. Это почтительный уход или удаление судьи с должности, все льготы сохраняются;

-        Неприкосновенность судей (ст. 122 Конституции РФ). Уголовное дело может быть заведено только генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим обязанности при согласовании с коллегией;

-        Система органов судебного сообщества создана для выражения интересов судей (Всероссийский съезд судей, совет судей областного и равного ему судов).

Экономические гарантии судей:

-        Право на получение высокой зарплаты.

-        Достаточно продолжительный отпуск (30 дней).

-        Оплата стоимости проезда до места отдыха и обратно.

-        Нуждающийся в жилищной площади судья имеет право на предоставления жилья в течении 6 месяцев вне очереди. Право на жилую дополнительную площадь, 20 к.м., в виде отдельной комнаты.

-        Во внеочередном порядке телефон и место в детском саде.

-        На территории города всеми видами общественного транспорта имеет право пользоваться.

-        Судьи и члены их семей имеют право на бесплатное медицинское обслуживание (своя поликлиника), санаторно-курортное лечение.

Политические гарантии судей:

-        Запрет на политическую деятельность, вступление в политические партии, оказывать политическим движениям материальную или иную помощь.

Осуществление правосудия на началах равенства всех перед  законом и судом (ст. 19 Конституции РФ :

1. Все равны перед законом  и судом.

2. Государство гарантирует  равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой, или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина  имеют равные  права и свободы  и равные возможности для их  реализации». )

Равенство перед законом  означает одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, ко всем гражданам. При этом имеется в виду не только предоставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможность применения и применение ответственности в соответствии с теми законодательными актами, которые регламентируют осуществление правосудия.

Закон вместе с тем предусматривает  некоторые особенности судопроизводства, которые зависят от принадлежности гражданина к Вооруженным Силам РФ, воинского звания или занимаемой им должности. Но эти особенности проявляются лишь в том, что для лиц, состоящих на военной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила определения подсудности их дел. Рассматриваются они не общими судами, а военными. При этом полностью соблюдаются одинаковые для всех общих и военных судов правила судопроизводства и исключаются какие-то преимущества либо привилегии.

Установлены изъятия из общих  правил производства по уголовным делам я для случаев, касающихся ответственности кандидатов в депутаты, депутатов, судей, прокурорских работников, сотрудников Счетной палаты В частности, в ст. 98 Конституции РФ по этому поводу сказано следующее:

«1. Члены Совета Федерации  и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в  течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев , когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц.

2. Вопрос о лишении  неприкосновенности решается по  представлению Генерального прокурора  Российской Федерации соответствующей  палатой  Федерального Собрания».

Изъятия , касающиеся депутатов и других названных лиц, не означают установления привилегий, освобождающих от ответственности, а являются дополнительными гарантиями законности и обоснованности привлечения к ответственности с учетом общественной значимости положения , занимаемого таким лицами. После возбуждения в отношении их уголовного дела они начинают пользоваться процессуальными правами и исполнять обязанности наравне со всеми гражданами.3[3]

Обеспечение права  граждан на судебную защиту ( ст. 46 Конституции РФ :

«1. Каждому гарантируется  судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.» )

Правом на судебную защиту и на юридическую помощь  может  воспользоваться не только гражданин  Российской Федерации, но и иностранцы и лица без гражданства.

Принцип состязательности и равноправия сторон ( ст.123 Конституции РФ : «3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон» ).

В процессе всегда присутствуют две стороны. В гражданском деле – истец и ответчик. Истец доказывает законность и обоснованность своих  исков, требований. Ответчик доказывает не обоснованность исковых требований. В уголовном деле – обвинитель и подсудимый. Сторона обвиняющего: прокурор, потерпевший, общественный обвинитель, гражданский истец. Сторона защиты: подсудимый, его представитель, ответчик, общественный защитник.

Информация о работе Принципы правосудия