Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:11, контрольная работа
Правосудие – это форма, составляющая деятельность, которая заключается в рассмотрении и разрешении судебного заседания отнесённого к компетенции суда гражданского, уголовного и иных дел. Правосудие осуществляется специальным на то органом – судом.
Отправлением правосудия занимается только суды, которые перечислены в законе “О судебной системе”.
Правосудие осуществляется в определённой законом процессуальной форме или в особом процессуальном порядке. Порядок рассмотрения и разрешения дел судебными органами, определяется процессуальным законодательством. Правосудие осуществляется путём рассмотрения судебных заседаний в гражданском, уголовном и иных делах.
1.ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ. ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание
1.ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ. ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ. ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.
Правосудие – это форма, составляющая деятельность, которая заключается в рассмотрении и разрешении судебного заседания отнесённого к компетенции суда гражданского, уголовного и иных дел. Правосудие осуществляется специальным на то органом – судом.
Отправлением правосудия занимается только суды, которые перечислены в законе “О судебной системе”.
Правосудие осуществляется в определённой законом процессуальной форме или в особом процессуальном порядке. Порядок рассмотрения и разрешения дел судебными органами, определяется процессуальным законодательством. Правосудие осуществляется путём рассмотрения судебных заседаний в гражданском, уголовном и иных делах.
Гражданские дела – это дела по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых, административных и иных правоотношений, а также дела особого производства.
Уголовные дела – это дела о преступлениях, предусмотренных уголовным кодексом РФ.
Иные дела – о административных правонарушениях.
Принцип – основное, исходное положение в науке. Принцип правосудия – это закреплённые в Конституции РФ и иных нормативных актов, основных руководящих положений общего характера, которые выражают сущность правосудия и служат выполнению задач, стоящих перед судом.
В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить принципам, поскольку последние в большинстве своем закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу — Конституции РФ и федеральных законах. Они также берут свои истоки и в других высокоавторитетных актах — Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.. Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.1[1]
В отличие от конкретных
законодательных предписаний
Принципы правосудия имеют ряд признаков:
- все принципы закреплены в законах (Конституция РФ 30 ст.; федеральный конституционный закон “О судебной системе”; федеральный закон “О статусе судей”; закон “О судоустройстве РСФСР”);
- принципы правосудия представляют собой наиболее общие правила, закрепляющие организацию судебных органов и основу их деятельности;
- принципы правосудия носят руководящий характер;
- принципы правосудия образуют единую систему, в которой они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.
Законность. ( ч. 2 ст. 15 Конституции РФ : «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
В наши дни законностью принято считать неуклонное соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных нормативных актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, должностными лицами, гражданами. К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах Федерации конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут. Федеральные законы обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Соответственно акты, издаваемые органами субъекта Федерации, действуют на территории данного субъекта. Если суд при разбирательстве конкретного дела установит, что какой-то акт государственного или иного органа противоречит закону, то он вправе принять решение, руководствуясь не этим актом, а законом.
Таковы конституционные положения, лежащие в основе принципа законности, который по праву считают универсальным, поскольку он должен реализовываться во всех сферах государственной жизни и деятельности. При характеристике этого принципа важно знать, что он конкретизирован и развит во многих законодательных актах и ряде международных соглашений, обязательных к исполнению на территории Российской Федерации.
Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства гражданских и уголовных дел. Там, где нет такого соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии.
Осуществление правосудия только судом (Ст. 49 , ст. 118 Конституции РФ, ст. 13 УПК : «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом» ).
Таким образом, только суд, действующий на основании предписаний закона, может признать человека виновным и назначить ему уголовное наказание. Применительно к отправлению правосудия по гражданским делам, осуществляемому общими, арбитражными и военными судами, положение, содержащееся в ст. 118 Конституции РФ, тоже конкретизируется в ряде других законов, в первую очередь в ГПК и АПК.
Круг органов, уполномоченных вершить правосудие, четко ограничен названными выше законами. К ним отнесены Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные суды и высшие арбитражные суды республик, краевые, областные, городские суды и арбитражные суды, суды и арбитражные суды автономной области и автономных округов, районные (городские) народные суды, военные суды. Этот перечень является исчерпывающим.
Требование, чтобы данный
вид государственной
Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда ( Ст. 18, 45, 47, 119, 121, 123 Конституции РФ ).
Суть принципа: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен и беспристрастен. Это положение вытекает из анализа предписаний Конституции РФ и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международных документов. К числу последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах: «Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона» ( в ч. 1 ст. 14 ).2[2]
Независимость судей, присяжных и народных заседателей и подчинение их только закону (ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 Ф.К.З. “О судебной системе”, ст. 7 ГПК, ст. 16 УПК).
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. Суть принципа состоит в стремлении обеспечить такие условия , в которых суд смог бы иметь реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего вмешательства , без какого-то ни было давления, на прочной основе предписаний закона. Реализацию принципа независимости определяют правовые, экономические и политические гарантии судей, закреплённые законом:
- Процессуальным законом предусматривается особая процедура рассмотрения и разрешения дел;
- Запрещается вмешиваться в деятельность по осуществлению правосудия. Есть глава в Уголовном кодексе РФ по нарушениям в сфере осуществления правосудия;
- Несменяемость судей (ст. 121 Конституции РФ) – после наделения полномочиями, деятельность судьи не ограниченна определённым сроком. Исключения: судьи конституционного суда РФ на 12 лет, не переизбираются. Мировые судьи назначаются на 5 лет. Военные судьи гарнизонных судов и судьи районных судов избираются 1-ый раз с испытательным сроком на три года;
- Судьи не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия;
- Предоставлен исчерпывающий перечень для прекращения и приостановления деятельности судей (ст.13,14 “Закон о статусе судей”);
- Право судьи на отставку. Это почтительный уход или удаление судьи с должности, все льготы сохраняются;
- Неприкосновенность судей (ст. 122 Конституции РФ). Уголовное дело может быть заведено только генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим обязанности при согласовании с коллегией;
- Система органов судебного сообщества создана для выражения интересов судей (Всероссийский съезд судей, совет судей областного и равного ему судов).
Экономические гарантии судей:
- Право на получение высокой зарплаты.
- Достаточно продолжительный отпуск (30 дней).
- Оплата стоимости проезда до места отдыха и обратно.
- Нуждающийся в жилищной площади судья имеет право на предоставления жилья в течении 6 месяцев вне очереди. Право на жилую дополнительную площадь, 20 к.м., в виде отдельной комнаты.
- Во внеочередном порядке телефон и место в детском саде.
- На территории города всеми видами общественного транспорта имеет право пользоваться.
- Судьи и члены их семей имеют право на бесплатное медицинское обслуживание (своя поликлиника), санаторно-курортное лечение.
Политические гарантии судей:
- Запрет на политическую деятельность, вступление в политические партии, оказывать политическим движениям материальную или иную помощь.
Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ :
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует
равенство прав и свобод
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». )
Равенство перед законом означает одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, ко всем гражданам. При этом имеется в виду не только предоставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможность применения и применение ответственности в соответствии с теми законодательными актами, которые регламентируют осуществление правосудия.
Закон вместе с тем предусматривает
некоторые особенности
Установлены изъятия из общих правил производства по уголовным делам я для случаев, касающихся ответственности кандидатов в депутаты, депутатов, судей, прокурорских работников, сотрудников Счетной палаты В частности, в ст. 98 Конституции РФ по этому поводу сказано следующее:
«1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев , когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц.
2. Вопрос о лишении
неприкосновенности решается
Изъятия , касающиеся депутатов и других названных лиц, не означают установления привилегий, освобождающих от ответственности, а являются дополнительными гарантиями законности и обоснованности привлечения к ответственности с учетом общественной значимости положения , занимаемого таким лицами. После возбуждения в отношении их уголовного дела они начинают пользоваться процессуальными правами и исполнять обязанности наравне со всеми гражданами.3[3]
Обеспечение права граждан на судебную защиту ( ст. 46 Конституции РФ :
«1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.» )
Правом на судебную защиту и на юридическую помощь может воспользоваться не только гражданин Российской Федерации, но и иностранцы и лица без гражданства.
Принцип состязательности и равноправия сторон ( ст.123 Конституции РФ : «3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон» ).
В процессе всегда присутствуют две стороны. В гражданском деле – истец и ответчик. Истец доказывает законность и обоснованность своих исков, требований. Ответчик доказывает не обоснованность исковых требований. В уголовном деле – обвинитель и подсудимый. Сторона обвиняющего: прокурор, потерпевший, общественный обвинитель, гражданский истец. Сторона защиты: подсудимый, его представитель, ответчик, общественный защитник.