Принципы российского гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 20:27, контрольная работа

Краткое описание

Вопросы гражданства не только в нашей стране, но и во всем мире в современных условиях приобрели особое значение. Глобализация мирового хозяйства приводит к массовой миграции рабочей силы между странами и, как следствие, к увеличению численности эмигрантов; росту количество браков между лицами с различным гражданством; обострению проблемы интеграции лиц без гражданства, постоянно проживающих в стране. На постсоветском пространстве эта ситуация усугубилась особенно в результате событий, последовавших за распадом СССР.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие положения о гражданстве..……………..………..………….5
Глава 2. Глава 2 Основные принципы гражданства РФ………..…...……….8
Заключение…………………………………………………………………….17
Казус………………………………………………………………………...…18
Список использованной литературы………..………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по Конституционному праву 2012.docx

— 57.62 Кб (Скачать файл)

 Кроме того, данный принцип не допускает ограничения прав граждан относительно вопросов гражданства по признакам расовой, национальной, языковой, социальной, или религиозной принадлежности.

5. Единство гражданства

Этот принцип, также закрепленный в ч.1 ст. 6 Конституции РФ и в ч.2 ст. 4 Закона о гражданстве, означает, что каждый гражданин республики в составе РФ одновременно является и гражданином России. Данный принцип обусловлен федеративным характером государственного устройства России, при котором  в единстве с гражданством РФ существует гражданство республик как субъектов федерации. Прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республики в составе РФ.

Как отмечают исследователи, единое гражданство в федеративном государстве – необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности13.

6. Допущение двойного гражданства

Данный принцип закреплен в ч.1 ст. 62 Конституции РФ.

Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ.14

Ранее такой нормы в России не существовало. По российскому законодательству  двойное гражданство не может возникнуть автоматически, несмотря на то, что основания для возникновения у гражданина РФ двойного гражданства произойти могут: признание иностранным государством новорожденного своим гражданином, автоматическое распространение гражданства мужа на его жену и т.д. Подобного рода двойного гражданства российское законодательство не признает.

Гражданин РФ имеет возможность одновременно быть гражданином другой страны, но допускается это при определенных условиях: наличие ходатайства лица, возможность, предусмотренная федеральным законом, наличие у РФ международного договора с государством, гражданство которого имеет, или хочет его принять ходатайствующее лицо.

Приобретение гражданином РФ гражданства иностранного государства не влечет прекращения у него российского гражданства.

Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ15.

7. Сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за границей

 Данный принцип закреплен в ч.3 ст.4 Закона о гражданстве. Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства РФ лицами, проживающими за ее пределами. Этот принцип основан на естественном праве лица выбирать место жительства, свободно выезжать за пределы своей страны и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ч.2 ст. 27 Конституции РФ. Право на свободу передвижения, было признано официально в России в конце XX века. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.

Указанная норма Конституции РФ, в свою очередь, соответствует ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966г., в которой указано, что «каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную» (ч. 2) и «никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну» (ч. 4)16.

8. Защита и покровительство граждан РФ, находящихся за ее пределами  (Принцип гарантии покровительства)

Данный принцип, закреплен в ст. 61 Конституции РФ и в ч.1 ст. 7 Закона о гражданстве. Суть заключается в установлении государственных обязательств по оказанию всемерной защиты своих граждан, находящихся за пределами территории России и покровительству им.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о гражданстве «органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан РФ, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы».

Данный принцип связан с суверенитетом государства и наличием взаимных обязанностей между государством и гражданином.

В законодательстве не содержится определения, что такое защита и что такое покровительство и какое различие между этими двумя категориями, что отмечается как недостаток17.

 Оказание  покровительства относится главным  образом к таким случаям, которые  не связаны с нарушением прав  российских граждан (например, когда российский гражданин оказался в другом государстве в сложной ситуации).18

Наряду с Законом о гражданстве данный принцип развивается и уточненяется в Федеральном законе от 24.05.1999г. №99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». Законом предусматривается поддержка соотечественников в области прав и основных свобод человека и гражданина, в социальной сфере, а также в области культуры, языка и образования, информации.

Также обязательства государства по защите и покровительству граждан РФ содержит и ст. 4 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»: «Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ обязаны обеспечивать меры по защите граждан РФ и оказывать им покровительство в порядке, определяемом законодательством РФ и международными договорами РФ».

9. Принцип отрицания автоматического изменения гражданства

Этот принцип, закреплен в ст. 8 Закона о гражданстве. 

Гражданство РФ основано на отрицании его автоматического изменения при заключении или расторжении брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, а также при изменении гражданства другим супругом. Данный принцип основан на индивидуальной связи гражданина с государством, и недопустимости прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка, а также на признании брака равноправным союзом, не допускающим, чтобы один супруг(а) безусловно следовал гражданству другого супруга(и). При этом брак, заключенный гражданином РФ с гражданином другого государства, не позволяет получить последнему российское гражданство до выполнения соответствующих процедур.

10. Сокращение безгражданства

Безгражданство - правовое состояние лица, не имеющего никакого гражданства и подчиняющегося законам страны пребывания, не имея дипломатической защиты19.

Состояние безгражданства является правовой аномалией, поэтому большинство государств прилагает усилия по  его ограничению.

Международное право призывает страны стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, и Россия активно участвует в этом процессе. В ч.6 ст.4 Законе о гражданстве закреплено, что РФ поощряет приобретение гражданства лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. Из ч.1 ст. 12 Закона следует, что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации.

Основные принципы гражданства, закрепленные в законодательстве РФ, в целом соответствуют общепризнанным принципам и положениям международного права, относящимся к гражданству, правам и свободам человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Основополагающее значение гражданства заключается в том, что нормы этого института должны соответствовать рассмотренным выше принципам. Характер отношений человека и государства во многом зависит от тех фундаментальных идей, которые лежат в основе института гражданства. И, как следствие, соблюдение, или не соблюдение принципов гражданства является одним из показателей демократичности государства, его отношения к правам человека.

Можно отметить, что  рассмотренные принципы берут свое начало от общих принципов существующей в России правовой системы, таких как: демократизм, гуманизм, федерализм, равноправие, признание и уважение достоинства, основных прав и свобод человека, единство прав, свобод и обязанностей, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ и т.д.

По моему мнению, принципы гражданства необходимы не только для развития определенной научной концепции, но, прежде всего, для их воплощения при решении вопросов гражданства, при этом практическая реализация принципов должна быть неразрывно связана с научными идеями.

Тем не менее, с учетом общей политической ситуации, практическая реализация принципов гражданства в России, к сожалению, не обеспечивается на должном уровне.

Государство не в праве допускать нарушения закрепленных в Конституции РФ демократических принципов, и, в частности, связанных с гражданством, так как нарушают демократическую основу политической жизни общества. С целью исправления сложившейся ситуации, государству необходимо проводить политику, направленную на поддержание законодательно закрепленных принципов гражданства.

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые и иные акты

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.)

2. Федеральный закон от 31.05.2002г. № 62-ФЗ «О гражданстве в РФ»

3. Федеральный  закон от 24.05.1999г. №99-ФЗ «О государственной  политике РФ в отношении соотечественников  за рубежом»

4. Федерального  закона от 15.08.1996г. №114-ФЗ «О порядке  выезда из РФ и въезда в  РФ»

5. Международный  пакт о гражданских и политических  правах Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16.12.1966г.

II. Специальная литература  

6. Блинов А.Б., Чаплин Н.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы //

7. Конституционное и муниципальное право. – 2002. − №4.

8. Карпов, А.В. Конституционное право России. М., 2010. – 205с.

9. Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 2004 - 434 с.

10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. – М.: Юристъ, 2004. 603с.

11. Кикоть, В. Я. Российское гражданство. М., 2010. – 383с

12. Страшун Б.А. Конституционное право России, его источники и структура. / Журнал российского права. №4. − М.: Норма, 1997.

13. Усатов, Д.Н. Правовые основы российского гражданства. М., 2010. –  231с.

14. Яковлева М.Ю., Рождествина А.А. Гражданство. Регистрация.- М.: Юрайт, 2007. – 228 с.

15. Якушев, А.В. Конституционное право России. М., 2010. – 272с.

III. Справочная и другая литература

16. Энциклопедический словарь конституционного права. 2011. http://constitutional_law.academic.ru/

17. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000. http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova

 

Казус

 

Условие:

 

В суд с жалобой на действия органов миграционной службы обратилась А.Б. Абдурахманова. Ей было отказано в приеме в российское гражданство. Как следует из материалов дела, А.Б. Абдурахманова является лицом без гражданства, в течение 12 лет проживает на территории РФ, вида на жительство не имеет.

Законны ли действия органов миграционной службы? Какое решение вынесет суд?

 

Решение:

 

По моему мнению, действия органов миграционной службы законны и суд признает отказ органов миграционной службы в принятии у А.Б. Абдурахмановой документов на приобретение гражданства РФ правомерным по следующим основаниям:

Согласно  ст. 6 Конституции РФ гражданство  РФ приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным Законом «О Гражданстве РФ» 31 мая 2002 года N 62-ФЗ (далее Закон), предусматривающим возможность приема в гражданство РФ как в общем, так  и упрощенном  порядке.

В соответствии с пунктом «а» ст.13 Закона лица без гражданства вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если эти лица проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории РФ для лиц, прибывших в РФ до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства.

Из материалов дела следует, что А.Б. Абдурахманова проживает на территории РФ в течение 12 лет, т.е. прибыла до вступления в силу Закона. Тем не менее, сам по себе  факт проживания лица без гражданства на территории РФ в течение какого-либо периода времени  не отнесен законодателем  к правообразующим  юридическим фактам.

 При этом, как следует из  материалов дела, вид на жительство А.Б. Абдурахмановой оформлен не был; оснований для обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных п."а" ч. I ст. 13 Закона  А.Б. Абдурахманова  также не имеет, следовательно законные основания для подачи заявления о приеме в гражданство РФ у А.Б. Абдурахмановой отсутствуют.

1 Якушев, А.В. Конституционное право России. М., 2010. – С.184.

2 Габричидзе Б.Н. «Конституционное право современной России» стр. 87

3 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. – М.: Юристъ, 2004.

4 Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 2004 - 434 с.

5 Кикоть. В. Я. Российское гражданство. М., 2010. – С.310.

6 Карпов. А.В. Конституционное право России. М., 2010. – С.115.

7 Конституция РФ от 12.12.1993г. Гл. 2 ст. 61

8 там же

9 Конституция РФ от 12.12.1993г. Гл. 2ст. 62

10 Конституция РФ от 12.12.1993г. Гл. 2ст. 62

11 Яковлева М.Ю., Рождествина А.А. Гражданство. Регистрация.- М.: Юрайт, 2007. – С. 154

12 Энциклопедический словарь конституционного права. 2011. http://constitutional_law.academic.ru/

13 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. – М.: Юристъ, 2004.

Информация о работе Принципы российского гражданства