Принцип и функции права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы - выявить особенности принципов и функций права.
Задачи исследования соответственно вытекают из цели:
- Анализ понятия принципов права и их роли.
- Рассмотреть и проанализировать функции права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3
Глава I. Принципы права………………………………………………….…5
1.1 Понятие и роль принципов права……………………………………….5
1.2 Классификация принципов права. Общеправовые принципы………11
1.3 Межотраслевые и отраслевые принципы права………………………21
Глава II. Функции права…………………………………………………….24
2.1 Понятие функций права…………………………………………………24
2.2 Система функций права…………………………………………………28
2.3 Характеристика основных функций права…………………………….31
2.4 Формы реализации функций права…………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………39
Список использованной литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

ТГИП Курсовая готовая.docx

— 91.43 Кб (Скачать файл)

Во-первых, она характеризует право как  особый способ воздействия на поведение  людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением  запретов и реализацией юридической  ответственности.

Во-вторых, она служит информатором для субъектов  общественных отношений о том, какие  социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.

В-третьих, она является показателем политического  и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве.

Способ  охраны очень часто зависит от гражданской развитости общества, от его политической сущности.

Характерные черты охранительной функции  права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее  назначение правоохранительной деятельности государства сводится к тому, чтобы  обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, то есть обеспечить соблюдение режима законности. Достигается  это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности  виновных, защитой прав граждан. Таким образом, если охранительная функция права - это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства, во-первых, является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это действия специальных органов и учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права; во-вторых, это действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора - государства.

 

2.4 Формы реализации функций права.23

 

Хотя  право и обладает определенной степенью саморегуляции, оно в то же время не достигает и не может достичь такого обособления, чтобы регулировать все свои процессы самостоятельно. Отсюда, наряду с собственным (внутренним), оно имеет внешний механизм реализации, состоящий из всех субъектов права (граждан, должностных лиц, общественных объединений, государственных органов и т. п.).

В каких  же формах реализуются функции права? Выше отмечалось, что функция права - это правовое воздействие, которое  состоит из трех форм: информационного, ориентационного и правового  регулирования. В соответствии с  этими формами выделяют три формы  реализации функций права: информационную, ориентационную и правовое регулирование.

Информационная  форма реализации функций права  состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие противоречат интересам общества, государства и граждан.

Источники, из которых граждане получают информацию о содержании норм права, могут быть самыми различными: официальные источники, средства массовой информации, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юридической  профессии, это могут быть руководители различных уровней, друзья, знакомые, родственники, популярная юридическая  литература и ряд других.

Правовая  информированность имеет огромное значение, однако на сегодняшний день ее уровень значительно отстает  от потребностей общественного развития и нуждается в существенном повышении. Особое значение это обстоятельство имеет в периоды интенсивного обновления законодательства. Поэтому  граждане объективно нуждаются в  получении правовой информации о  действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях, вносимых в  него, о новых законах и т.д. Не случайно на повестку дня была поставлена задача, организовать юридический всеобуч  как единую общегосударственную  программу, охватывающую все слои населения, все кадры в центре и на местах.

Следующей, не менее значимой, формой реализации функций права является ориентационное воздействие. Дело в том, что важны  не только знания норм права, но и выработка  у граждан позитивных правовых установок, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного  правового воздействия.

Сущность  правовой установки в правовой сфере  можно определить как предрасположенность  личности к восприятию норм права, его  оценки, готовностью к совершению действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или  иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.

Ориентационное  правовое воздействие складывается из совокупности правовых установок  и представляет собой двуединый  процесс: формирование установок - с  одной стороны, и их влияние на правовое поведение граждан - с другой.

Центральное место в системе правового  воздействия занимает правовое регулирование24. Оно осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуют в совокупности механизм правового регулирования.

Эффективность реализации функций права в рамках этой формы зависит от выяснения  следующих принципиальных положений:

- условий  эффективности регулирования;

  • процесса правового регулирования;
  • социальных результатов регулирования.

Условия эффективности правового регулирования  подразделяются на объективные и субъективные. Объективными условиями являются: социально-экономическое состояние, система хозяйства, формы собственности и т.п. К субъективным - относятся: научная обоснованность необходимости регулирования, выбор оптимального варианта регулирования, своевременность правотворчества, совершенствование действующего законодательства, обеспечение стабильности правового регулирования, ясность, четкость правовых предписаний, активность правоприменительных органов в деле воплощения в жизнь правовых предписаний и ряд других.

Процесс правового регулирования состоит  из трех взаимосвязанных стадий.

Первая  стадия - это регламентация общественных отношений (их урегулирование), то есть разработка и принятие юридических  норм.

Вторая  стадия - возникновение субъективных прав и юридических обязанностей (возникновение правоотношений). Смысл  данной стадии - переход от общих  предписаний норм к конкретной модели поведения конкретных лиц.

Третьей - завершающей стадией процесса правового  регулирования является реализация норм права (юридический результат  регулирования). Она заключается  в фактическом использовании  лицами своих субъективных прав, исполнении обязанностей, соблюдении запретов.

Социальный  результат регулирования - это, главным  образом, эффект в экономической, политической и духовной сферах. Он может выражаться в закреплении определенных отношений, их развитии, искоренении нежелательных явлений.

 

Заключение

 

Подводя итог вышесказанному, необходимо произвести конечный анализ тех понятий и  вопросов, что были освещены в данной работе:

1). Исследовав  учение исторической школы права,  мы приходим к двояким выводам.  Конечно, само по себе намерение  превзойти понимание права как  произвольной людской выдумки,  застывшего неизменного постулата природы и т.п. и дать трактовку правовых институтов как закономерного исторического продукта общественной жизни заслуживает всяческого одобрения. Однако историзм рассматриваемой нами школы – историзм ущербный. Во-первых, он постулирует неизменность раз и навсегда данного самобытного народного духа. Во-вторых, развитие он понимает не как цепь качественных преобразований, совершающихся в процессе исторической эволюции, а как простое, хронологически последовательное, механическое развертывание изначального содержания таинственного «духа» народа.

Юристы  исторической школы права видели назначение действующих в государстве  юридических институтов в том, чтобы  служить опорой внешнего порядка, каким  бы консервативным порядок этот ни был. Положительные законы бессильны  бороться со злом, встречающимся в  жизни. В лучшем случае они способны помочь упорядочению обычного права  и политической структуры, которые  формируются естественно-исторические под влиянием происходящих в народном «духе» необъяснимых превращений. Законодатель должен стараться максимально точно выражать «общее убеждение нации», при этом условии правовые нормы будут обладать ценностью божественного и потому приобретут самодовлеющее значение. Оперируя приведенными выше и схожими с ними аргументами, приверженцы исторической школы права выступали в защиту крепостничества, монархической государственности и партикуляризма изжившего себя феодального права. Они говорили о ненужности кодификации законодательства и иных подобных мероприятий в масштабах всей Германии. Вместе с тем они отвергали теорию договорного происхождения государства, не признавали права народа на революцию, отклоняли идею разделения властей и отрицали другие аналогичные политические лозунги той эпохи. Идея «народного духа», которую насаждали в юриспруденции Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта, в те времена и позже, в общем, мало импонировала исследователям и нашла немного почитателей. Но в философско-юридических суждениях исторической школы права положительное значение имела критика умозрительных представлений естественно-правового толка о вечности, неизменности и неподвижности права. Оставила свой след в истории юриспруденции и попытка этой школы трактовать правовые институты в качестве особых социальных явлений, исторически закономерно рождающихся, функционирующих и развивающихся в целостном едином потоке жизни каждого народа.

Консервативная  по своим практически-политическим выводам, историческая школа права, тем не менее, пополнила социологическую  и юридическую теорию плодотворными  гипотезами, ценными наблюдениями методологического  порядка. Во всяком случае, дальнейший прогресс научного знания в области  прав, имевшей место в XIX в., трудно понять без учета деятельности этой школы.

2). В генетическом аспекте принципы права характеризуются смешанной социально-юридической природой и являются результатом отражения как общесоциальных, так и специфических его закономерностей.

В гносеологическом плане они выступают особыми  юридическими понятиями, адекватно  выражающими сущность права в  соответствии с достигнутым уровнем ее познания.

С онтологической позиции принципами права являются основополагающие идеи, закрепленные в различных формальных источниках его норм, а также хотя и не имеющие такого закрепления, но получившие общее признание в устойчивой юридической практике, в правоотношениях.

В функциональном аспекте принципы права выступают, с одной стороны, исходными началами правового регулирования, обеспечивающими согласованность и эффективность системы юридических норм, а с другой - непосредственными регуляторами поведения участников общественных отношений при ее пробельности и противоречивости.

На основании изложенного можно предложить и следующее общее определение: принципы права - это закрепленные в различных его источниках или выраженные в устойчивой юридической практике общепризнанные основополагающие идеи, адекватно отражающие уровень познания общесоциальных и специфических закономерностей права и служащие для создания внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также для непосредственного регулирования общественных отношений при их пробельности и противоречивости.

3) Под  функцией права понимают либо  социальное назначение права,  либо направления правового воздействия  на общественные отношения, либо  и то и другое вместе взятое.

- Социальное  назначение права формируется,  складывается из потребностей общественного развития. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Социальное назначение права состоит в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им должной стабильности, создании необходимых условий: для реализации прав граждан и нормального существования гражданского общества в целом.

- Правовое  воздействие - это такая категория,  которая характеризует пути, формы,  способы влияния права на общественные  отношения. Это реализация правовых  принципов, установлений, запретов, предписаний и норм в общественной  жизни, деятельности государства,  его органов, общественных объединений  и граждан.

- Направление  воздействия - наиболее существенный  компонент функции права, оно  является своего рода ответом  права на потребности общественного  развития, результатом законодательной  политики, которая концентрирует  эти потребности и трансформирует  их в позитивное право.

Таким образом, функция права - это проявление его  имманентных, специфических свойств. В функции аккумулируются такие  свойства права, которые вытекают из его качественной самостоятельности  как социального феномена: Функция права вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе. Функции - это «свечение» сущности права в общественных отношениях. В то же время, будучи проявлением имманентных свойств сущности, функции не сводятся к ним и не являются простой их «проекцией». Нельзя механически связывать функции и сущность права. Как явление всегда содержит момент независимости от сущности, так и функция права имеет определенную степень независимости от его сущности. Функция права - это такое направление его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования права как социального явления. В этом смысле можно сказать, что функция характеризует направление необходимого воздействия права, то есть такого, без которого общество на данном этапе развития обойтись не может (регулирование, охрана, закрепление определенного вида общественных отношений). Функция выражает наиболее существенные, главные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития.

Функция права представляет, как правило, направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид  общественных отношений. Поэтому одним  из важнейших признаков функции  права является ее динамизм. Постоянство  как необходимый признак функции  характеризует стабильность, непрерывность, длительность ее действия. О постоянном характере функции права можно  говорить в том смысле, что она  постоянно присуща праву. Но это не означает, что неизменным остается механизм и формы ее осуществления, которые изменяются и развиваются в соответствии с потребностями практики.

 

 

Список  использованной литературы

Информация о работе Принцип и функции права