Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 08:24, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении понятия и содержания принципа «разделения властей»
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования решались следующие задачи:
Генезис принципа «разделения властей»;
Определить понятие принципа разделения властей;
Генезис принципа «разделения властей»;
Раскрыть содержание принципа разделения властей;
Рассмотреть осуществление принципа разделения властей в Российской Федерации.
Введение. 3
Генезис понятия принципа «разделения властей» 6
Возникновение теории разделения властей 6
Понятие принципа разделения властей 9
Содержание принципа разделения властей 12
Сущность принципа разделения властей 12
Осуществление принципа разделения властей в Российской Федерации 16
Заключение 26
Список литературы 27
Читинский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Байкальского государственного университета экономики и права»
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
Принцип разделения властей: понятие, роль в построении государственного аппарата.
Курсовая работа
По теории государства и права
Научный руководитель:
Чита-2013
Оглавление
Введение. 3
Генезис понятия принципа «разделения властей» 6
Возникновение теории разделения властей 6
Понятие принципа разделения властей 9
Содержание принципа разделения властей 12
Сущность принципа разделения властей 12
Осуществление принципа разделения властей в Российской Федерации 16
Заключение 26
Список литературы 27
Актуальность исследования. Данная тема актуальна на современном этапе, особенно для России. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели - создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права. К настоящему моменту уже можно говорить об определённых результатах в изучении данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретической базой выпускной квалификационной работы стали взгляды и концепции ученых М.В. Баглая1, А. Б. Венгеров2, В. Н. Хропанюк3, Черданцев А.Ф4, а так же работы других авторов.
Объектом исследования является: принцип «разделения властей»
Предметом исследования принцип «разделения властей» как правовая модель
Цель исследования состоит в определении понятия и содержания принципа «разделения властей»
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования решались следующие задачи:
Методологические основы исследования данной работы составляют: логический; сравнительно-исторический; конкретно-социологический; системно-структурного анализа; историко-реконструктивный.
Логический метод позволяет исследовать внутренние закономерности складывания модели правового государства и теории разделения властей на базе норм логики, которая, как известно, является наукой о закономерностях мышления.
Сравнительно-исторический метод дает возможность посредством анализа разнообразных подходов к проблеме выявлять общие и специфические черты принципа разделения властей в процессе его реализации в обществах с различными традициями.
Конкретно-социологический метод систематизирует результаты социологических опросов. Дает возможность понимать динамику и специфику восприятия гражданами страны значимости тех или иных принципов правового государства, оценить в сознании населения степень поддержки государства в проводимых реформах.
Метод системно-структурного анализа рассматривает каждую из теории разделения властей в качестве составляющего элемента, исследует характер взаимосвязей между подобными элементами.
Историко-реконструктивный метод способствует через движение от настоящего к прошлому, от следствия к причине рассмотреть и проанализировать различные стадии эволюции взглядов на роль и место государства в жизни общества, позволяет понять закономерность существующих в настоящее время принципов правовых взаимоотношений между гражданами.
Наряду с этими методами для всестороннего анализа действующего законодательства использовался формально-юридический метод.
Эмпирическая база исследования: включает современные источники: нормативно-правовые акты, учебники и учебные пособия, статьи периодической печати.
Структура курсовой работы построена с учетом целей и задач исследования.
Возникновение теории разделения властей
Зачатки доктрины разделения властей усматриваются уже в трудах выдающихся мыслителей Древней Эллады и Древнего Рима. Среди них можно выделить Аристотеля (384-322 г.г. до н.э), Эникура (ок. 341-ок. 270 г.г. до. н.э), Полибия (ок. 201-ок. 120 г.г. до н.э). Теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Идея разделения властей, выдвинутая еще античными мыслителями, была развита в эпоху буржуазных революций в противовес абсолютизму и феодальному произволу. Основателями ее считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Джон Локк (1632-1704) и французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей были изложены в главном его труде «Два трактата о государственном правлении» (1690), а идеи Монтескье о разделении властей и другие его общественно-политические воззрения - в романе «Персидские письма»; историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян» и основном его произведении - «О духе законов» (1748).
Но идеи Локка и Монтескье имеют различия.
В основании политической философии Дж. Локка (1632–1704гг.) и либерализма лежит идея собственности («Трактаты о правительстве»). «Государство и гражданское общество покоятся на собственности (имелась ввиду частная и личная собственность). В естественном состоянии, говорит Локк, люди, может быть, и живут благополучно, но им явно недостаёт многого для сохранения собственности. На основе общественного договора учреждается государство - социальный институт для охраны собственности и разрешения связанных с собственностью недоразумений. Но и в государственном состоянии собственность не вполне оберегаема, например, от произвола абсолютной монархии. Для того чтобы охрана собственности не зависела исключительно от воли властей, люди создают законы и законодательство. Но и в обществе законов вероятно беззаконие, поскольку всегда остаётся значительная свобода для толкования и применения законов. Когда, например, судьями являются сами правители, они склонны судить, руководствуясь теми же целями, что и в процессе правления. А это чревато волюнтаризмом судопроизводства, фактическим беззаконием. Д.Локк предлагает систему сдержек и противовесов - разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную с передачей каждой особому кругу лиц. Тогда, например, в правовом монархическом государстве законодательной властью может быть аристократический парламент, высшей исполнительной - король, а судебную имеет смысл пропорционально поделить между аристократическим и демократическим сословиями»5.
Таким образом, разделение властей являлось для Дж. Локка делом практического удобства и практической целесообразности. Он обозначает основные направления и принципы исследования политической власти: разделение и взаимодействие властей, необходимость их связи и соподчинения, представительный характер законодательной власти, верховенство закона, независимость судей.
Ш.Л. Монтескье придал этой
концепции вполне завершенный вид.
И, что не менее важно, в его
интерпретации концепция
В своей фундаментальной работе «О духе законов»(1748г.) Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, придя к выводу, что «свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга»6.
«Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. Возможен такой государственный строй, при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет»7.
Идея, формулируемая Монтескье, интересна во многих отношениях. Прежде всего определением взаимосвязи, устанавливаемой между правомерным правлением и разделением властей. Это разделение вступает как их взаимное сдерживание. Такое взаимное сдерживание-гарантия от злоупотребления. Препятствие злоупотреблению властью есть гарантия обеспечения свободы. Наконец, сама свобода имеет место тогда, когда никого нельзя принуждать делать то, к чему его не обязывает закон. Или же, когда, напротив, человеку не дозволяют совершить то, что ему запрещено законом. Таким образом, разделение властей не самоцель, а средство осуществления правомерного, легитимного правления, а следовательно, обеспечение свободы.
Таким образом, принцип «разделения властей» получили своё начало в античное время, но развился данный принцип в 18 веке. В основу принципа были введены работы Монтескье и Локка.
Понятие принципа разделения властей
Если говорить о современном понятии разделении властей, то есть разные понимания, но стоит выделить понятия «разделении властей» Б. М. Лазырева:
Разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства8
А также определения «разделения властей» предложенным М. Р. Сафаровой:
Разделение власти - одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти9
В современной конституционно - правовой науке существуют разные подходы к исследованию принципа разделения властей и разные его оценки.
Разделение властей исторически проявило себя как определенная идея, зародившаяся еще в античные времена (Аристотель) и выросшая в особое учение, в теорию разделения властей (Ш.Л. Монтескье).Как писал Ш. Л. Монтескье: «Все погибло, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть претворять в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц»10. В рамках теории «разделения властей» был сформулирован и обоснован одноименный правовой принцип, который получил закрепление в качестве одной из основ конституционного строя (впервые в Конституции США 1787 г.) и был претворен на практике.
Различают два аспекта разделения властей: юридический и политический. Первый предполагает его формально - юридическое закрепление, второй - фактическое «разделение властей». Между ними нередко образуется разрыв, который нетрудно обнаружить в конституционном законодательстве многих государств.
Разделение властей - явление многоцелевое, имеющее и положительные, и отрицательные черты. Приведенное выше высказывание Ш. Монтескье выражает его вторую направленность - против сосредоточения всей власти «в одном и том же лице или учреждении». В таком понимании принцип разделения властей сыграл в свое время прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма и произвола королевской власти.
В противном случае, исчезают необходимые взаимосвязи и взаимодействия между ветвями власти, нарушается единство государственной власти.
Принцип разделения властей не противостоит (по крайне мере, не должен противостоять) единству государственной власти, как полагают некоторые авторы. Он не отрицает «единство власти», но отрицает «единовластие». Смысл принципа разделения властей состоит, в первую очередь, не в разграничении функций, а в недопущении средоточия всей власти в одной из ее ветвей, установления ее «единовластия». Естественно, принцип разделения властей не действует автоматически: он нуждается в средствах обеспечения в виде определенных правовых гарантий и механизмов - в системе сдержек и противовесов. Таким образом, принцип «разделения властей» по изначальному своему предназначению есть стена, преграждающая путь к превышению власти, произволу и авторитаризму. В наши дни эта суть сохранила своё значение и содержание. Только при таком значении «разделение властей» представляет собой демократический принцип, обеспечивающий действительное единство государственной власти и нормальное (цивилизованное) разделение и взаимодействие всех трех ее ветвей.
Разделение властей также преследует и другую цель - определение функций каждой из ветвей власти, проведение их разграничения, а также определение полномочий и компетенции образующих их органов власти. Это – является дополнительной целью разделения властей.
Таким образом, понятие разделение власти достаточно широкое и принимает при этом самые различные формы выражения. И отношение к принципу «разделения властей» может быть как позитивное, так и негативное.
Сущность принципа разделения властей
Принцип разделения властей является одним из основных конституционных принципов всех демократических государств, который представляет собой систему конституционно - правовых норм, регламентирующих разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Конституционный принцип разделения властей выступает в качестве правовой структуризации государственной власти в Российской Федерации и включает в себя разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (о принципе «разделения властей» в РФ подробней рассмотрено в следующей главе), что не лишает государственную власть ее основного качества - целостности и единства. В свою очередь, полномочия разделенной власти представляют собой формы структуризации государственной власти согласно рассматриваемому принципу разделения властей.
Информация о работе Принцип разделения властей: понятие, роль в построении государственного аппарата