Принцип разделения властей в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 22:48, реферат

Краткое описание

Развитие государств зависело не только от экономических и производственных факторов, но и от деятельности властной верхушки, правящей в тот или иной период. Исторически доказано, что развитие и состояние общества в целом и отдельных граждан непосредственно зависит от формы правления в государстве. И даже на сегодняшний момент сознательное общество заинтересовано в стабилизации политической сферы жизни в укреплении законности, для обеспечения нормальной человеческой жизни. Все признают, что государство должно быть легитимным (демократическим, светским, социальным и правовым), там, где царствует диктатура и произвол, неизбежен упадок общества и его нравов, ухудшение жизни граждан.

Содержание

Введение 3
1.Возникновение теории разделения властей 4
2. Принципы разделения властей. 9
3. Принцип разделения властей в Российской Федерации. 12
Заключение 19
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик_теор_разд_властей.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

Содержание                                                                                                       № стр                                                                                          

Введение                                                                                                               3

1.Возникновение теории разделения  властей                                                   4

2. Принципы разделения властей.                                                                      9

3. Принцип разделения властей  в Российской Федерации.                            12

Заключение                                                                                                          19

Список литературы                                                                                              21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблема разделения властей, как основа устройства государственного механизма, возникала в различные исторические периоды, при различных формах государственного устройства общества.

Развитие государств зависело не только от экономических и производственных факторов, но и от деятельности властной верхушки, правящей в тот или иной период. Исторически доказано, что развитие и состояние общества в целом и отдельных граждан непосредственно зависит от формы правления в государстве. И даже на сегодняшний момент сознательное общество заинтересовано в стабилизации политической сферы жизни в укреплении законности, для обеспечения нормальной человеческой жизни. Все признают, что государство должно быть легитимным (демократическим, светским, социальным и правовым), там, где царствует диктатура и произвол, неизбежен упадок общества и его нравов, ухудшение жизни граждан.

Курсовая работа посвящена исследованию понятия «разделение властей» , которое несет в себе двусмысленное значение. Первое: «разделение властей»-это теория о разделении гражданского общества, и второе, это один из принципов функционирования современного правового государства.

Исходя из этого, целью данной курсовой работы исследование теории и принципа, понятия «разделение властей». Для раскрытия поставленной цели, мы рассмотрим исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории, и изучим развитие этого принципа в современном Российском государстве.

 

 

 

 

 

 

 

1. Возникновение теории  разделения властей.

Идея разделения властей возникла  на самых ранних этапах зарождения государства. Предпосылки данной теории можно увидеть в трудах античных мыслителей Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.), Эпикура (ок 341-ок 270 г.г. до н.э.), Полибия (ок 201-ок 120 г.г. до н.э.).

Однако, авторство несомненно принадлежит двум мыслителям, англичанину Джону Локку (1632-1704г.г.)  и французу Шарлю Монтескье (1689-1755 г.г.), однако Монтескье придал этой концепции завешенный вид. Его интерпретация теории разделения властей  отразилась и закрепилась в конституционных актах, многие из которых, действуют, и по сей день.

И так, первое крупное разделение властей разъединило политическую (государство) и религиозную (церковь) власть. Этот процесс сопровождался длительной борьбой за унификацию власти, господства церкви над светской жизнью общества. Длительная борьба в некоторых государствах происходит и по сей день.

Теория разделения властей стала логическим продолжением развития политико-правовых идей, зародившихся в 17 веке в Англии и во Франции, она стала частью формирования правового государства.

В те времена во Франции происходили значительные экономические, идейные, политические сдвиги. Шел процесс перехода от феодально-крепостнических отношений к буржуазным, отягощенный абсолютно- монархическим строем государства, под властью католической церкви.

В 17-18 веках во Франции развивались крупные мануфактуры, внешняя и внутренняя торговля. Феодально-абсолютная власть вмешивалась в производство и торговлю, облагала буржуазию высокими налогами «душила» конкуренцию. Крестьяне находились в критическом положении, они продолжали платить оброки, оплачивали судебные функции феодалов, платили сборы за использование дороги и мостов, они были обязаны печь хлеб в пекарнях помещиков, за высокую плату.

Все это привело к массовым восстаниям и беспорядкам в деревнях и городах, крестьяне и ремесленники, низкие слои буржуазии прибегали к непосредственной расправе с дворянством и духовенством, зажиточная торгово-финансовая «верхушка» буржуазии вела умеренную  оппозиционную деятельность.

В предреволюционный период буржуазные идеологи предавали особое значение идейной борьбе умов. Учение Монтескье о разделении властей «обладало новизной, по сравнению с предыдущими концепциями». Он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей, «свобода, устанавливается только законами и даже законами основными». А так же он высказывался за включение в состав властей подлежащих разграничению судебных органов.

Система государственного управления по Монтескье основывалась на разграничении законодательной и исполнительной власти, и дополнялась принципом независимости судей.

Монтескье выделял следующие положения в теории разделения властей.

Во первых, существует три рода власти, каждая из которого предназначена для осуществления определенных функций государства  : законодательная, исполнительная и судебная.

Данные виды власти должны быть распределены между разными органами государства. Он считал, что свободы граждан будут нарушаться, в условиях ,если один орган государства будет обладать всеми видами власти, что приведет к злоупотреблению этой властью.

Законодательная власть, необходима что бы «выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан».

Исполнительная власть в государстве, предназначена «для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью».

Судебная власть карает преступления, задача судей сводится к тому, чтобы их решения и приговоры были точным применением закона.

Хотя каждый из органов власти наделен своими определенными обязанностями, все органы власти должны тесно взаимодействовать друг с другом в пределах их полномочий.

Так же должна действовать система издержек и противовесов, для контроля действий друг друга. Монтескье считал «что, взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое в конечном счете отражает компромисс сталкивающихся воль и интересов различных социальных слоев и сил. За нарушение законов министры могут быть привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь, исполнительная власть, в лице государя, сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливает регламент его работы и распускает собрание». В трудах Монтескье были отражены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы власти.

Монтескье утверждал, что «законодательная власть ограничивается референдумом, правом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее ограничением является двух палатное строение Парламента». «Исполнительная власть ограничена ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых нормативных актов; должна сохраняться также внутренняя разделенность между Президентом и Правительством, федеральной и региональной властью».

Судебная власть, по его мнению, должна быть подчинена Конституции и закону, в ней должно быть внутреннее разделение, Конституционный суд должен выделяться из всей судебной системы, в связи с этим должны быть изменены полномочия прокуратуры и введены системы специальных судов, мировых судей.

В теории о разделении властей по Монтескье, недостаточно отражена идея равновесия властей, законодательная власть более выделена, исполнительная власть по его мнению ограничена по своей природе, а судебную он считал полу властью.

По всей видимости в период буржуазии, и в период возникновения борьбы против феодально-крепостнического режима отразились на таком представлении Монтескье о значимости властей, поэтому он выделил законодательную власть, представляющую интересы определенной социальной группы.

Позднее теория Монтескье широко применялась на практике и получила теоретическое развитие.

Стоит отметить труды Руссо, который считал, что совокупность законодательной, исполнительной и судебной властей, должна отражать единую власть народа. Руссо поддерживал настроения народа, в отличие от Монтескье, он обосновывал необходимость буржуазной  революции. Он критиковал теорию Монтескье, а так же политиков которые «разделяют суверенитет на силу и на волю, на законодательную и исполнительную власть. Они то смешивают, то отделяют их друг от друга».

Руссо отвергал идею разделения властей в трактовке Монтескье, он признавал необходимость разделения государственных функций и разграничение органов, представляющих государственную власть. Законодательную власть он связывал с суверенитетом, это воля всего суверенного народа, которая должна регулировать вопросы общего характера. Для того чтобы законы представляли волю народа, были мудрыми и справедливыми, нужен законодатель, который является агентом, через которого передается воля народа. Руссо предполагает, что тот кто формулирует закон, тот лучше всех знает, как этот закон должен приводиться в исполнение и истолковываться, поэтому власть исполнительная должна быть соединена с законодательной. Исполнительная власть, по мнению Руссо, устанавливается решением суверенного народа. Народ поручает осуществление власти конкретным уполномоченным лицам, которые должны действовать в строгих рамках закона и их действия контролируются верховной законодательной властью. Полномочия исполнительной власти заканчиваются, как только народ на законном основании, собрался в качестве суверена для ведения своих дел.

Судебной власти, Руссо уделяет значительно меньше внимания, но в ней должна быть связанность с законами, но она должна быть самостоятельной по отношению к законодателю и к правительству.

Взгляды Монтескье и Руссо особенно полно нашли свое отражение в Конституции США 1787г. Конституция США гласила «МЫ народ Соединенных Штатов…», что народ является единственным источником власти. Но так же в документе была отражена система «сдержек и противовесов»; предусмотрены и многие другие правовые институты.

В ХХ веке в связи с развитием информатизации общества в современной теории государства и права, принято выделять еще одну ветвь власть – средства массовой информации. СМИ не только информирует общество о политической обстановке, но и способны посредством телевидения, печати, Интернета навязывать свои идеалы обществу, но и манипулировать общественным мнением. В демократических государствах четвертая ветвь власти, это действующая сила, которая является необходимой частью функционирования государственных органов.

Концепция разделения властей за долгую историю претерпевала многие изменения, и нашла широкое применение в государственно-правовой практике многих стран. Данная теория является основным гарантом прав и свобод человека. Государственные системы, построенные по данной теории, это залог стабильного внутриполитического положения государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Принципы разделения  властей.

 Во всех современных странах  существуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, но способы их разделения и взаимодействия не одинаковы.

Государственный механизм обособлен для каждой страны, отличается спецификой и различными особенностями. Чем государство демократичнее, тем более развит и специфичен его государственный механизм.

На приведение в жизнь принципа разделения властей оказывают влияние множество факторов, исторические особенности становления государств, уровень социально-экономического развития, географическое положение и этно-национальный состав населения, а так же не мало важна расстановка политических сил в государстве.

Все государства в нашем современном мире подразделяются на две большие группы –монархии и республики. Наиболее распространены в мире государства с республиканской формой правления. Выделяют три ее разновидности: президентская республика, парламентская республика и республика со смешанной формой правления.

Итак, далее рассмотрим более детально принцип разделения властей, на примере стран с президентской и парламентской формой правления.

Президентская республика, это страна с последовательным и жестким разделением властей. Ярким представителем является США, а так же страны Латинской Америки. В этих странах власть носит гипертрофированный характер, подчиняя себе все остальные ветви власти. В президентской республике принцип разделения властей построен на юридическом равновесии трех ветвей власти и независимость их друг от друга. Выстроен механизм взаимного сотрудничества, издержек и противовесов для обеспечения самостоятельности и взаимодействия ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Информация о работе Принцип разделения властей в Российской Федерации