Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 22:48, реферат
Развитие государств зависело не только от экономических и производственных факторов, но и от деятельности властной верхушки, правящей в тот или иной период. Исторически доказано, что развитие и состояние общества в целом и отдельных граждан непосредственно зависит от формы правления в государстве. И даже на сегодняшний момент сознательное общество заинтересовано в стабилизации политической сферы жизни в укреплении законности, для обеспечения нормальной человеческой жизни. Все признают, что государство должно быть легитимным (демократическим, светским, социальным и правовым), там, где царствует диктатура и произвол, неизбежен упадок общества и его нравов, ухудшение жизни граждан.
Введение 3
1.Возникновение теории разделения властей 4
2. Принципы разделения властей. 9
3. Принцип разделения властей в Российской Федерации. 12
Заключение 19
Список литературы 21
Содержание
Введение
1.Возникновение теории
2. Принципы разделения властей.
3. Принцип разделения властей
в Российской Федерации.
Заключение
Список литературы
Введение.
Проблема разделения властей, как основа устройства государственного механизма, возникала в различные исторические периоды, при различных формах государственного устройства общества.
Развитие государств зависело не только от экономических и производственных факторов, но и от деятельности властной верхушки, правящей в тот или иной период. Исторически доказано, что развитие и состояние общества в целом и отдельных граждан непосредственно зависит от формы правления в государстве. И даже на сегодняшний момент сознательное общество заинтересовано в стабилизации политической сферы жизни в укреплении законности, для обеспечения нормальной человеческой жизни. Все признают, что государство должно быть легитимным (демократическим, светским, социальным и правовым), там, где царствует диктатура и произвол, неизбежен упадок общества и его нравов, ухудшение жизни граждан.
Курсовая работа посвящена исследованию понятия «разделение властей» , которое несет в себе двусмысленное значение. Первое: «разделение властей»-это теория о разделении гражданского общества, и второе, это один из принципов функционирования современного правового государства.
Исходя из этого, целью данной курсовой работы исследование теории и принципа, понятия «разделение властей». Для раскрытия поставленной цели, мы рассмотрим исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории, и изучим развитие этого принципа в современном Российском государстве.
1. Возникновение теории разделения властей.
Идея разделения властей возникла на самых ранних этапах зарождения государства. Предпосылки данной теории можно увидеть в трудах античных мыслителей Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.), Эпикура (ок 341-ок 270 г.г. до н.э.), Полибия (ок 201-ок 120 г.г. до н.э.).
Однако, авторство несомненно принадлежит двум мыслителям, англичанину Джону Локку (1632-1704г.г.) и французу Шарлю Монтескье (1689-1755 г.г.), однако Монтескье придал этой концепции завешенный вид. Его интерпретация теории разделения властей отразилась и закрепилась в конституционных актах, многие из которых, действуют, и по сей день.
И так, первое крупное разделение властей разъединило политическую (государство) и религиозную (церковь) власть. Этот процесс сопровождался длительной борьбой за унификацию власти, господства церкви над светской жизнью общества. Длительная борьба в некоторых государствах происходит и по сей день.
Теория разделения властей стала логическим продолжением развития политико-правовых идей, зародившихся в 17 веке в Англии и во Франции, она стала частью формирования правового государства.
В те времена во Франции происходили значительные экономические, идейные, политические сдвиги. Шел процесс перехода от феодально-крепостнических отношений к буржуазным, отягощенный абсолютно- монархическим строем государства, под властью католической церкви.
В 17-18 веках во Франции развивались крупные мануфактуры, внешняя и внутренняя торговля. Феодально-абсолютная власть вмешивалась в производство и торговлю, облагала буржуазию высокими налогами «душила» конкуренцию. Крестьяне находились в критическом положении, они продолжали платить оброки, оплачивали судебные функции феодалов, платили сборы за использование дороги и мостов, они были обязаны печь хлеб в пекарнях помещиков, за высокую плату.
Все это привело к массовым восстаниям и беспорядкам в деревнях и городах, крестьяне и ремесленники, низкие слои буржуазии прибегали к непосредственной расправе с дворянством и духовенством, зажиточная торгово-финансовая «верхушка» буржуазии вела умеренную оппозиционную деятельность.
В предреволюционный период буржуазные идеологи предавали особое значение идейной борьбе умов. Учение Монтескье о разделении властей «обладало новизной, по сравнению с предыдущими концепциями». Он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей, «свобода, устанавливается только законами и даже законами основными». А так же он высказывался за включение в состав властей подлежащих разграничению судебных органов.
Система государственного управления по Монтескье основывалась на разграничении законодательной и исполнительной власти, и дополнялась принципом независимости судей.
Монтескье выделял следующие положения в теории разделения властей.
Во первых, существует три рода власти, каждая из которого предназначена для осуществления определенных функций государства : законодательная, исполнительная и судебная.
Данные виды власти должны быть распределены между разными органами государства. Он считал, что свободы граждан будут нарушаться, в условиях ,если один орган государства будет обладать всеми видами власти, что приведет к злоупотреблению этой властью.
Законодательная власть, необходима что бы «выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан».
Исполнительная власть в государстве, предназначена «для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью».
Судебная власть карает преступления, задача судей сводится к тому, чтобы их решения и приговоры были точным применением закона.
Хотя каждый из органов власти наделен своими определенными обязанностями, все органы власти должны тесно взаимодействовать друг с другом в пределах их полномочий.
Так же должна действовать система издержек и противовесов, для контроля действий друг друга. Монтескье считал «что, взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое в конечном счете отражает компромисс сталкивающихся воль и интересов различных социальных слоев и сил. За нарушение законов министры могут быть привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь, исполнительная власть, в лице государя, сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливает регламент его работы и распускает собрание». В трудах Монтескье были отражены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы власти.
Монтескье утверждал, что «законодательная власть ограничивается референдумом, правом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее ограничением является двух палатное строение Парламента». «Исполнительная власть ограничена ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых нормативных актов; должна сохраняться также внутренняя разделенность между Президентом и Правительством, федеральной и региональной властью».
Судебная власть, по его мнению, должна быть подчинена Конституции и закону, в ней должно быть внутреннее разделение, Конституционный суд должен выделяться из всей судебной системы, в связи с этим должны быть изменены полномочия прокуратуры и введены системы специальных судов, мировых судей.
В теории о разделении властей по Монтескье, недостаточно отражена идея равновесия властей, законодательная власть более выделена, исполнительная власть по его мнению ограничена по своей природе, а судебную он считал полу властью.
По всей видимости в период буржуазии, и в период возникновения борьбы против феодально-крепостнического режима отразились на таком представлении Монтескье о значимости властей, поэтому он выделил законодательную власть, представляющую интересы определенной социальной группы.
Позднее теория Монтескье широко применялась на практике и получила теоретическое развитие.
Стоит отметить труды Руссо, который считал, что совокупность законодательной, исполнительной и судебной властей, должна отражать единую власть народа. Руссо поддерживал настроения народа, в отличие от Монтескье, он обосновывал необходимость буржуазной революции. Он критиковал теорию Монтескье, а так же политиков которые «разделяют суверенитет на силу и на волю, на законодательную и исполнительную власть. Они то смешивают, то отделяют их друг от друга».
Руссо отвергал идею разделения властей в трактовке Монтескье, он признавал необходимость разделения государственных функций и разграничение органов, представляющих государственную власть. Законодательную власть он связывал с суверенитетом, это воля всего суверенного народа, которая должна регулировать вопросы общего характера. Для того чтобы законы представляли волю народа, были мудрыми и справедливыми, нужен законодатель, который является агентом, через которого передается воля народа. Руссо предполагает, что тот кто формулирует закон, тот лучше всех знает, как этот закон должен приводиться в исполнение и истолковываться, поэтому власть исполнительная должна быть соединена с законодательной. Исполнительная власть, по мнению Руссо, устанавливается решением суверенного народа. Народ поручает осуществление власти конкретным уполномоченным лицам, которые должны действовать в строгих рамках закона и их действия контролируются верховной законодательной властью. Полномочия исполнительной власти заканчиваются, как только народ на законном основании, собрался в качестве суверена для ведения своих дел.
Судебной власти, Руссо уделяет значительно меньше внимания, но в ней должна быть связанность с законами, но она должна быть самостоятельной по отношению к законодателю и к правительству.
Взгляды Монтескье и Руссо особенно полно нашли свое отражение в Конституции США 1787г. Конституция США гласила «МЫ народ Соединенных Штатов…», что народ является единственным источником власти. Но так же в документе была отражена система «сдержек и противовесов»; предусмотрены и многие другие правовые институты.
В ХХ веке в связи с развитием информатизации общества в современной теории государства и права, принято выделять еще одну ветвь власть – средства массовой информации. СМИ не только информирует общество о политической обстановке, но и способны посредством телевидения, печати, Интернета навязывать свои идеалы обществу, но и манипулировать общественным мнением. В демократических государствах четвертая ветвь власти, это действующая сила, которая является необходимой частью функционирования государственных органов.
Концепция разделения властей за долгую историю претерпевала многие изменения, и нашла широкое применение в государственно-правовой практике многих стран. Данная теория является основным гарантом прав и свобод человека. Государственные системы, построенные по данной теории, это залог стабильного внутриполитического положения государств.
2. Принципы разделения властей.
Во всех современных странах
существуют органы
Государственный механизм обособлен для каждой страны, отличается спецификой и различными особенностями. Чем государство демократичнее, тем более развит и специфичен его государственный механизм.
На приведение в жизнь принципа разделения властей оказывают влияние множество факторов, исторические особенности становления государств, уровень социально-экономического развития, географическое положение и этно-национальный состав населения, а так же не мало важна расстановка политических сил в государстве.
Все государства в нашем современном мире подразделяются на две большие группы –монархии и республики. Наиболее распространены в мире государства с республиканской формой правления. Выделяют три ее разновидности: президентская республика, парламентская республика и республика со смешанной формой правления.
Итак, далее рассмотрим более детально принцип разделения властей, на примере стран с президентской и парламентской формой правления.
Президентская республика, это страна с последовательным и жестким разделением властей. Ярким представителем является США, а так же страны Латинской Америки. В этих странах власть носит гипертрофированный характер, подчиняя себе все остальные ветви власти. В президентской республике принцип разделения властей построен на юридическом равновесии трех ветвей власти и независимость их друг от друга. Выстроен механизм взаимного сотрудничества, издержек и противовесов для обеспечения самостоятельности и взаимодействия ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной).
Информация о работе Принцип разделения властей в Российской Федерации