Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 22:08, курсовая работа
Цель данной работы – дать представление о государственной молодежной политике, молодежи и молодежных организаций, показать основные направления государственной молодежной политики России на современном этапе и механизмы их реализации.
Для достижения этих целей были поставлены задачи:
на основе результатов вторичных социологических исследований дать анализ положения современной российской молодежи, ее жизненных позиций, стереотипов поведения, причин, влияющих на ее участие в той или иной организации (объединении)
показать эффективность нормативно-правовой базы по вопросам молодежной политики и взаимодействия государства с молодежными организациями.
Введение
1. Государство и молодежь.
Политика государства по отношению к молодежи: понятие и значение.
1.2 Современная российская молодежь и молодежные организации как объект и субъект реализации государственной молодежной политики.
2. Приоритетные направления взаимодействия государства и молодежных организаций и основные механизмы их реализации.
Правовое регулирование молодежной политики в Российской Федерации.
Приоритетные направления реализации молодежной политики в России на современном этапе.
3. Заключение.
Содержание
Введение
1. Государство и молодежь.
1.2 Современная российская молодежь и молодежные организации как объект и субъект реализации государственной молодежной политики.
2. Приоритетные направления взаимодействия государства и молодежных организаций и основные механизмы их реализации.
3. Заключение.
Введение
Государство и общество заинтересовано в молодежи как в активной социальной силе, как в таком поколении, которое, включаясь в общественную жизнь, является участником общественного прогресса.
Роль молодежи в современной России возрастает, а в некоторых областях, прежде всего в экономической сфере, велика (малое предпринимательство, новые технологии, банковские структуры).
Вместе с тем, в условиях модернизации российского общества и в сложившейся социально-экономической обстановке именно молодежь является наиболее незащищенной и подверженной радикальным различным и экстремистским идеям. Поэтому есть смысл говорить о необходимости воздействия государства на молодое поколение с целью формирования физически и морально развитого индивида, вовлечения молодежи в политическую и общественную деятельность, поддержке таких молодежных организаций, которые направляют свою деятельность в интересах России.
Выдвигая на каждой ступени исторического развития определенные требования к подрастающему поколению, общество создает условия для интеграции молодежи в социальную структуру. Это осуществляется через государственную молодежную политику.
Актуальность данной курсовой работы - сохраняющиеся в российском обществе кризисные явления, которые актуализируют потребность в качественном улучшении положения молодежи, в локализации риска в молодежной среде, в поддержке со стороны государства инициатив молодых граждан, молодежных объединений через совершенствование государственной молодежной политики.
Цель данной работы – дать представление о государственной молодежной политике, молодежи и молодежных организаций, показать основные направления государственной молодежной политики России на современном этапе и механизмы их реализации.
Для достижения этих целей были поставлены задачи:
Предмет курсовой работы - определение основных мер по становлению и совершенствованию взаимодействия государства и молодежных организаций в современной России.
Глава 1. Государство и молодежь
Государство занимает особое место в политической системе общества, которая представляет собой совокупность государственного аппарата, социальных объединений и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни общества.
Особое внимание государства уделяется молодым гражданам и молодежным объединениям. Мировые сообщества, начиная с 1950-60-х годов, проводят целенаправленную политику по отношению к молодежи. Особая роль в этом процессе принадлежит Организации Объединенных Наций (ООН). В 1965 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами»; в 1985 г., объявленном Международным годом молодежи, были одобрены «Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи: участие, развитие, мир»; согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1995 г. была принята Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период; резолюцией 54/120 от 20.01.2000 была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам.
В данных документах на мировом уровне определяется основная цель молодежной политики – рассмотреть активное участие молодежи и молодежных организаций в общественной жизни на национальном уровне и во всемирном масштабе. Основываясь на этом положении, в развитых европейских странах (Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, государства Скандинавии и др.) реализуется эффективная государственная молодежная политика. Формы ее проведения различны, однако общей тенденцией является широкое привлечение общественных организаций, а также активное участие федеральных органов в решении проблем различных категорий молодежи.
Представляется, что реализация эффективной молодежной политики в государстве невозможна без четкого уяснения, прежде всего субъектами реализации, самого понятия «молодежная политика». Само понятие «политика» в переводе с греческого означает «государственные дела», «искусство управления государством».
Таким образом, понятие «политика» является родовым по отношению к понятию «молодежная политика». В свою очередь молодежная политика — это сложная, многогранная система отношений. Возникает еще один вопрос, касающийся понятия «молодежи».
В настоящее время понятие «молодежь», используемое в зарубежных странах, определяется, исходя из различных компонентов и подходов, не только возрастных рамок, но и характерных черт (ресурс или проблема). Современные возрастные границы понятия «молодежь», принятые в большинстве европейских стран, США и Японии, определяются в интервале от 13-14 до 29-30 лет.1
Сегодня молодежь Российской Федерации - это 39,6 миллионов молодых граждан-27% от общей численности населения страны. В соответствии со стратегией государственной молодежи политика в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года №1760-р, к категории молодежи в России ранее относились граждане от 14 до 30 лет. Однако, в последнее время в большинстве субъектов РФ наблюдается тенденция смещения возрастного ценза для молодежи до 35 лет.
Нижняя возрастная граница определяется, тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности.
При этом следует отметить, что молодежь – это не только социально-возрастная группа населения в возрасте 14–30 лет. Молодежь – это объект национально-государственных интересов, поскольку она является стратегическим ресурсом развития страны.
Одно из первых определений понятия «молодежь» в отечественной социологии было дано в 1968 году В. Т. Лисовским: «Молодежь-поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции».
Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя культуры и свойственных данному обществу закономерностей.
В.И. Ленин видел задачу молодежи в строительстве нового коммунистического общества путем учебы и активной общественной жизни.
На исходе Советского Союза тогдашние руководители озаботились проблемами молодежи. Комсомол был в глубочайшем кризисе и необходимо было решать проблемы молодого поколения вне общественной структуры. Так в 1990 году появилась должность Уполномоченного при Президенте СССР по делам молодежи.
Результаты некоторых исследований показывают, что молодежь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33% процента молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуется политикой. При этом политика интересуется молодежью достаточно интенсивно, особенно в период выборных кампаний.
Государство должно играть главенствующую роль в формировании молодежной политики и регулировании деятельности молодежных организаций, поскольку социальное предназначение государства как раз и заключается в том, что оно есть такой общественный институт, который всецело призван служить обществу. «Государство – это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом».2 Именно государство находится на вершине управленческой пирамиды социального регулирования. Управленческие акты государства обладают приоритетом перед предписаниями любых социальных объединений и обеспечиваются разветвленной правоохранительной системой.
Взаимосвязи государства и социальных объединений достаточно многообразны. В соответствии с законодательством государство осуществляет «контроль за деятельностью политических партий и иных общественных организаций; нормативно определяет содержание права граждан на объединение, основные гарантии этого права, определяет статус общественных объединений, основания, порядок их создания, деятельности и реорганизации и (или) ликвидации». 3
В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступать проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений.
Понятие государственной молодежной политики, по нашему мнению, можно коротко сформулировать следующим образом – это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства.
1.2 Современная российская
молодежь и молодежные
С периода распада СССР и до недавнего времени со стороны государства и основных политических партий отсутствовал запрос на систематическое гражданско-политическое воспитание подрастающего поколения, формирование преемственности носителей определенной системы ценностей.
Следствием социально-экономической нестабильности и неопределенности 1990-х гг. стало дистанцирование части молодежи от политической жизни, рост аполитичности. Нынешнее молодое российское поколение очень неоднородно. Исследователи отмечают, что сложно выделить группу, ценности и практики которой являлись бы доминирующими.
Вместе с тем, специалисты считают, что можно выделить следующие условные «идеальные типы» жизненных стратегий молодежи, наиболее четко отраженные сегодня в СМИ, литературе, кинематографе – те, на которые реально молодежь ориентируется. Это три типа жизненных стратегий: 1) стратегии, ориентированные на достижение успеха в рамках социальных норм; 2) «размытые» стратегии; 3) протестные стратегии. 4
К первому специалисты относят следующие группы:
- «молодые профессионалы» - высокооплачиваемые наемные специалисты крупных российских и международных компаний, а также молодые владельцы бизнеса, которые радикально отличаются от своих предшественников 1990-х годов;
- «молодые бюрократы» - государственные и муниципальные служащие и участники молодежных политических организаций, ориентирующихся на власть;
- «золотая» («гламурная») молодежь» - стандарт задают дети представителей предпринимательских кругов, шоу-бизнеса, политиков, крупных чиновников, вошедших в элиту и сформировавших свои состояния в 1990-е гг.
Если говорить о формировании объединений или организаций из числа молодых людей, представляющих данные группы, то следует выделить вторую группу – «молодые бюрократы», поскольку жизненная стратегия первой и третьей групп, по нашему мнению, менее подвержена к формальным объединениям в силу, в основном, занятости в бизнесе и безразличия к политике. Наиболее известное и успешное среди молодежных проектов 2005 г. – молодежное демократическое антифашистское движение «Наши», участников которого можно отнести именно ко второй группе – «молодым бюрократам».
Почему молодые люди (в возрасте, в основном, 17-20 лет) пополняют ее ряды? Эксперты считают, что можно выявить несколько важных мотиваторов.5
Во-первых, это ориентация на индивидуальный успех - карьерный рост, обучение, доступ к материальным благам, самореализацию (движение своими задачами ставит «модернизацию правящей элиты», «смену у руля управления страной поколения пораженцев новым поколением лидеров»).
Во-вторых, близость организации к власти, чувство своей причастности к чему-то по-настоящему значимому (в данном случае к политике президента страны и его курсу), возможность «творить историю».
В-третьих, расширение круга своего общения, установка полезных в будущем дружеских и деловых контактов – своеобразного «трамплина», внешняя эффектность (массовые шествия, митинги, ношение унифицированных символов принадлежности к организации, внимание СМИ). «Наши» отличаются от других молодежных организаций тем, что сумели с самого начала заявить о себе как об успешной сетевой (а не централизованной, как принято во «взрослых» партиях), организации, в чем-то максималистской, но вызывающей интерес у молодых людей. С другой стороны, исследователями отмечается, что у «Наших» отсутствует четкая идеологическая позиция по ряду ключевых проблем, члены движения в большей степени ориентируются на его внешнюю эффектность и материальные блага, что может привести к сворачиванию проекта (как это уже случилось с движением «Идущие вместе»).